Эластичность спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 18:56, курсовая работа

Описание

Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Она позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта. Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.

Содержание

1. Эластичность спроса: виды и методы расчета. Перекрёстная эластичность спроса и эластичность спроса по доходу.

3
2. Экономическая и бухгалтерская прибыль.
8
3. Равновесие фирмы в условиях чистой монополии.
12
4. Принятие инвестиционных решений.
15
5. Задача 1.
21
6. Задача 2.
25
7. Список литературы.
26

Работа состоит из  1 файл

эластичность спроса.docx

— 235.37 Кб (Скачать документ)

• постоянные (FС) – издержки, которые не зависят от объема выпускаемой продукции (Q) и возникают уже тогда, когда производство еще не начато. До начала производства предприятию следует иметь в распоряжении здания, машины, оборудование. В краткосрочном периоде постоянными издержками являются арендная плата, затраты на охрану, налог на недвижимость и т.п.;

• переменные (VC) – издержки, которые меняются в зависимости от объема выпуска. К ним относятся: основные и вспомогательные материалы, заработная плата рабочих, транспортные издержки, расходы электроэнергии на производственные цели и т.п.;

• совокупные (ТС) – сумма  постоянных и переменных издержек:

 TC = FC + VC.

Переменные и совокупные издержки производства возрастают вместе с увеличением выпуска продукции, однако темп роста этих издержек неодинаков. Начиная с нуля, по мере роста  производства они первоначально  растут очень быстро, затем по мере дальнейшего увеличения объемов  производства их темп роста замедляется  и они растут медленнее, чем продукция. В дальнейшем, однако, когда вступает в действие закон убывающей отдачи, переменные и совокупные издержки начинают обгонять рост производства.

Для экономического анализа  особый интерес представляют издержки в расчете на единицу продукции, или средние издержки:

• средние постоянные издержки (AFC) – постоянные издержки в расчете на единицу продукции:

AFC = FC/Q.

По мере увеличения объема производства постоянные издержки распределяются уже на большее количество продукции, так что средние постоянные издержки снижаются;

• средние переменные издержки (АVC) – переменные издержки в расчете на единицу продукции:

 AVC = VC/Q.

По мере увеличения объема производства средние переменные издержки сначала падают (положительный эффект масштаба), достигают своего минимума, а затем под действием закона убывающей отдачи начинают расти.

• средние совокупные издержки (АТС)– совокупные издержки в расчете  на единицу продукции:

АТС = ТС/Q.

Динамика средних совокупных издержек отражает динамику средних  постоянных и переменных издержек. Пока снижаются и те и другие –  средние совокупные падают, но когда  по мере увеличения объема производства рост переменных издержек начинает обгонять падение постоянных – средние  совокупные издержки начинают расти.

В экономическом анализе  широко используются предельные издержки (МС) – прирост издержек в результате производства одной дополнительной единицы продукции:

МС =  ΔТС/ ΔQ

Предельные издержки показывают, во сколько обойдется фирме увеличение объема выпуска продукции на единицу. Предельные издержки решающим образом  влияют на выбор фирмой объема производства, ибо это именно тот показатель, на который фирма может воздействовать.

В долгосрочном периоде фирма  может менять все используемые факторы  производства. Если фирма достигает  объема производства, при котором  предельные издержки резко возрастают, то она вынуждена внести изменения  и в те факторы производства, которые  ранее были постоянными, т.е. в долгосрочном периоде все издержки производства являются переменными.

 

3. Равновесие фирмы в условиях чистой монополии.

 

Чистая монополия —  ситуация когда на рынке работает единственный производитель или  продавец продукции у которой  нет близких аналогов (в РБ — МТЗ, МАЗ, Атлант, Белаз).

В городах существуют специфические  монополии — существующие в единственном числе молокозаводы, мясозаводы и  хлебозаводы.

Характерные черты деятельности чистых монополий:

- Завышает цены, назначая монопольно высокую цену и получая монопольно высокую прибыль.

- Чистый монополист выбирает  для себя оптимальное соотношение  между объёмами производимой  продукции и ценами.

- Монополия экономит на  издержках связных с рекламой.

- Функция спроса на  продукцию фирмы монополиста  совпадает с функцией спроса  в целом для отрасли, т. к.  монополист представляет всю  отрасль в целом.

В условиях чистой монополии  существуют очень жёсткие барьеры  для проникновения  в отрасль  других предприятий.

При чистой монополии, как  правило, производится не дифференцированная продукция, не отличающаяся разнообразием.

Виды чистых монополий:

1.Естественные монополии  — они складываются в результате  действия естественным образом действующих факторов (Белтрансгаз, Бел. Железные дороги).

2.Монополии опирающиеся  на уникальные месторождения природных ископаемых («Инко» — Аргентинская компания добывающая 70% мирового никеля,  «Норильский Никель» — 7% мирового никеля, Южно-африканская алмазная компания DeBeers – концентрирует 70 — 80% переработки алмазов)

3.Монополии контролируемые  и регулируемые государством — сети электро- и теплоснабжения, поскольку предприятия работающие в этих отраслях производят общественно значимую продукцию, то правительство предоставляет им особые льготы и преимущества (в РБ потребители оплачивают только 30% от фактической стоимости жилищно-коммунальных услуг).

4.Закрытые монополии —  образуются когда правительство  одним компаниям разрешает данный  вид деятельности, а другим запрещает (предприятия военно-промышленного комплекса, фармацевтическая промышленность).

Барьеры, препятствующие вступлению в отрасль контролируемую закрытой монополией:

  • Необходимость получения патентов.
  • Необходимость получения лицензий.
  • Необходимость преодоления не честной конкуренции со стороны фирм-конкурентов.

5.Открытые монополии —  образуются в случае, если компания  выходит на рынок с абсолютно  новым видом продукции, ранее  не производившимся. Конкурентов  у неё нет, но они могут  появиться в будущем, поэтому  фирма открыта для конкуренции.

6.Географические монополии  — образуются в отдалённых  и географически изолированных  населённых пунктах, в горной  местности, на островах или  полуостровах.

7.Технологические монополии  — образуются в связи с особенностями  применяемой технологии, к примеру  городские телефоны.

Чистая монополия —  ситуация когда на рынке работает единственный производитель или  продавец продукции у которой  нет близких аналогов.

Графически равновесие монополиста  показано на рисунке:

Точка K, является графической  интерпретацией соотношения MR = MC, которого определяется оптимальный монопольный  объем.

Монопольная прибыль - особый вид экономической прибыли, возникающий  в условиях монополии. Такая прибыль  обусловлена способностью монополиста  ограничивать производство продукции  и оказывать воздействие на цену продукта в свою пользу.

Монопольной прибылью называют прибыль выше средней, получаемую монопольными компаниями в результате их особого  положения на рынке.

Существование монополии  в той или иной форме является финальным источником экономической  прибыли.

Одним из условий получения  монополистической прибыли является способность фирмы влиять на цены, устанавливая их с максимальной для  себя выгодой, поэтому образуется она  не как добавочная прибыль, а вследствие продажи продукции по завышенной цене.

При чистой монополии в  гипотетической модели коэффициент  Лернера равен максимальному  значению L=1. Чем выше значение данного  показателя, тем выше уровень монопольной  власти.

Данный коэффициент может  также быть выражен через коэффициент  эластичности, используя универсальное  уравнение ценообразования:

(P-MC)/P=-1/Ed.

Мы получаем уравнение:

L=-1/Ed,

где Еd — эластичность спроса на продукцию фирмы по ценам.

Для совершенно конкурентного  предприятия цена равна предельным издержкам, а для предприятия, обладающего  рыночной властью, цена выше предельных издержек. Следовательно, величина, на которую цена превышает предельные издержки(MC), может служить мерой монопольной (рыночной) власти. Для измерения отклонения цены от предельных издержек служит индекс Лернера.

Показатель монопольной  власти, индекс Лернера, подсчитывается по формуле:

L= P - MC

P — монопольная цена;

MC — предельные издержки.

Поскольку при совершенной  конкуренции способность отдельной  фирмы влиять на цены равна нулю (Р=МС), то относительное превышение цены над предельными издержками характеризует наличие у конкретной фирмы рыночной власти.

 

4. Принятие инвестиционных решений.

 

Слово «капитал» происходит от латинского capitalis — главный. Как особый фактор производства капитал объединяет любые производительные ресурсы — станки, оборудование, инструмент, новейшие технологии и разработки, программные продукты, созданные людьми для того, чтобы, с их помощью осуществлять производство будущих экономических благ ради получения прибыли.

Три  заключенных в  этом определении момента.

1. Капитал - ресурс, созданный человеком.

2. Капиталом являются  только предметы, используемые для  производственной деятельности.

3. Целью производства, в  котором используется капитал, является прибыль.

Капиталу принадлежит  одно из ведущих мест среди факторов производства, т.к. он придает современным экономикам многие из их основных черт:

1) их индустриальный (технологический)  характер;

2) специализацию и кооперирование  общественного производства;

3)наличие крупного производства (крупных предприятий в экономике).

Капитал пользуется спросом, потому что он производителен.

Субъектом спроса на капитал  является бизнес, предприниматели.

Субъекты предложения  капитала — это домашние хозяйства.

Спрос на капитал — это  спрос на инвестиционные средства.

Спрос на капитал можно  представить графически в виде кривой, имеющей отрицательный наклон:

Из графика видно, что  по мере роста инвестиционных средств  снижается предельный продукт капитала. Это снижение характеризуется  законом  убывающей доходности. Этот закон  помогает понять динамику уровня дохода на капитал, или чистой производительности капитала. При прочих равных условиях (т. е. неизменных объемах используемых факторов труда и земли) чистая производительность капитала, или «естественная» норма процента, или уровень дохода на капитал (рассматриваемые категории используются как синонимы) имеет тенденцию к понижению по мере роста инвестиционных средств

Графически предложение  капитала можно представить в  виде кривой, имеющей положительный  наклон.

Из этого следует, что  чем большую сумму капитала  предлагается в ссуду, тем больше его предельная альтернативная стоимость, или предельные издержки упущенных  возможностей. Так, при I1 предельные издержки упущенных возможностей (МОС) равны величине MOC1, при I2 величина этих издержек равна МОС2.

Ссудный капитал — предоставляемый  собственниками денег в ссуду  предпринимателям и приносящий доход  в виде процентов. Движение ссудного капитала называется кредитом.

Все хозяйственные агенты — и те, кто берет деньги в  долг, и те, кто предоставляет  средства для займов, оперируют на рынках, называемых рынками ссудного капитала.

Рынок ссудного капитала —  совокупность финансовых рынков, на которых  происходит перераспределение капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал. Посредниками на рынке ссудного капитала выступают банки, фонды и другие специализированные финансовые фирмы.

Главной задачей рынка ссудных капиталов является преобразование бездействующих денежных средств в ссудный капитал. Заемщиками (дебиторами) являются, прежде всего, предпринимательские фирмы, использующие  заемные средства для создания нового капитала. Заемщиками являются также и индивидуальные потребители, которые берут взаймы средства для покупки товаров длительного пользования, и правительство — для покрытия бюджетных дефицитов и финансирования создания объектов общественного назначения.

Спрос на ссудный капитал  — сумма всех заемных средств, на которые есть спрос у заемщиков  при той или иной ставке ссудного процента. Спрос на заемные средства зависит от выгодности предпринимательских  инвестиций. Субъектом спроса на капитал является бизнес. Спрос на капитал можно представить графически в виде кривой, имеющей отрицательный наклон. Кредиторами являются  индивидуальные  потребители, фирмы и государство, располагающие свободными денежными средствами. Они выделяют часть своего текущего дохода для его использования другими и получают за это компенсацию в виде ссудного процента. Предложение ссудного капитала — сумма сбережений, предлагаемых кредиторами по любой возможной ставке ссудного процента. Субъекты предложения капитала— это домашние хозяйства. Предложение ссудного капитала зависит от временных предпочтений тех, кто сберегает, и от количества сберегателей. Кривая предложения капитала (Sc) имеет положительный наклон. Доля дохода, которую домохозяйства направляют на потребление и сбережение зависит от уровня их дохода и ставки процента (цены сбережений).

Информация о работе Эластичность спроса