Эластичность спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в рассмотрении эластичности спроса и предложения и ее воздействие на поведение хозяйствующих субъектов. Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих теоретических и практических задач:
• изучение основных элементов рынка
• проанализировать основные законы рынка и показатели экономической коньюктуры

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1.РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА…5
1.1.Основные субъекты,их взаимодействие………………………………5
1.2.Основные законы рынка. Показатели экономической конъюнктуры……………………………………………………….………23
2.ПОВЕДЕНИЕ СУБЪЕКТОВ РЫНКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…..………………29
2.1.Эластичность спроса: как выражение поведения на потребителей..29
2.2. Эластичность предложения, влияние на производителей…………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ……………………41

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 150.08 Кб (Скачать документ)

                                                СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..3

1.РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  РЫНКА…5

1.1.Основные субъекты,их  взаимодействие………………………………5

1.2.Основные законы рынка.  Показатели экономической       конъюнктуры……………………………………………………….………23

2.ПОВЕДЕНИЕ СУБЪЕКТОВ РЫНКА  В ЗАВИСИМОСТИ ОТ        ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…..………………29

2.1.Эластичность спроса: как выражение поведения  на потребителей..29

2.2. Эластичность предложения,  влияние на производителей…………..35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...………39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ……………………41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы.

Современный рынок представляет собой довольно сложное экономическое явление. Рынок — это не только место торговли и отношений продавцов и покупателей по поводу купли-продажи товаров и услуг по установившейся цене. Его нужно рассматривать как разветвленную сферу обращения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затратами труда и опосредующими их товарно-денежными отношениями. Эти отношения расширяются, если рассматривать рынок с позиций воспроизводственного процесса.

Основу рыночной организации производства составляет рыночный механизм. Поскольку ему приходится решать многогранные проблемы, отсюда и многочисленность его составных элементов. Тем не менее основными являются следующие: спрос, предложение, цена и конкуренция. Каждый из этих элементов имеет самостоятельный смысл и вместе с тем взаимосвязан с другими элементами.

Спрос и предложение — это проявление действующего в конкурентной рыночной системе основного закона ценообразования на любые блага или услуги. Содержание законов спроса и предложения выражается в особом взаимодействии между изменяющимися на рынках ценами и количеством благ, покупаемых потребителями и выпускаемых фирмами.

Конкуренция — двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей.

Цена  — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги.

Таким образом,  для понимания сущности рынка высокую значимость имеют составляющие его элементы. Поэтому по мере развития рыночных отношений в нашей стране повышается актуальность изучения вопроса эластичности спроса и предложения.

Цель и задачи курсовой работы. Цель работы состоит в рассмотрении эластичности спроса и предложения и ее воздействие на поведение хозяйствующих субъектов. Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих теоретических и практических задач:

  • изучение основных элементов рынка
  • проанализировать основные законы рынка и показатели экономической коньюктуры
  • рассмотреть эластичность спроса,как выражение поведение на потребителей
  • исследовать эластичность предложения и влияние егона производителей

Информационная база. В курсовой работе были использованы научные труды ученых, книги, статьи из журналов.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения,двух глав, заключения, списка литературы. В первой главе рассмотрена рыночный механизм функционирования рынка. Во второй главе проанализировано поведение субъетов рынка в зависимости от эластичности спроса и предложения

Все разделы курсовой  связаны  между собой единством объектов исследования и целенаправленной систематикой их выбора, определяемой решением поставленных задач, общностью свойств систем обсуждаемых в работе, единой точкой зрения и подхода к объяснению наблюдаемых явлений и единством цели, которой посвящена работа – изучению эластичности спроса и предложения и ее воздействия на поведение хозяйствующих субъектов.

 

 

Глава1. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА

1.1.Основные субъекты и законы  их взаимодествия.

Рыночное  хозяйство представляет собой хозяйство  экономически обособленных, самостоятельных  производителей, ориентирующихся в  своей деятельности на рынок. Сколько  и каких товаров производить, по каким ценам их продавать, куда вкладывать капиталы - все это определяется не распоряжениями сверху, а механизмом спроса и предложения, нормой прибыли, курсом акций, ссудным процентом, курсом валют.

Рынок — косвенное, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений.1 Рынок — это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д.2

Рынок — основа рыночной экономики.3

Рынок — это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей

(предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.4 Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными — на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга,

Современный рынок представляет собой довольно сложное экономическое явление. Рынок — это не только место торговли и отношений продавцов и покупателей по поводу купли-продажи товаров и услуг по установившейся цене. Его нужно рассматривать как разветвленную сферу обращения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затратами труда и опосредующими их товарно-денежными отношениями. Эти отношения расширяются, если рассматривать рынок с позиций воспроизводственного процесса. 

Рынок сегодня нельзя не рассматривать с учетом сложившегося типа хозяйствования между многочисленными субъектами. С этой точки зрения рынок имеет следующие черты:

  • свободный выбор партнеров;
  • эквивалентность обмена;
  • взаимовыгодные обязательства договаривающихся сторон;
  • конкуренция

Для рынка как типа хозяйствования важной является не только формула «производство — рынок — покупатель», но и формула «покупатель — рынок — производство». Их тесное взаимодействие формирует рыночный механизм как единое целое.5    

  Для понимания сущности рынка высокую значимость имеют составляющие его элементы. К ним в первую очередь относятся: обмен, товары, продавцы-покупатели и цена. Именно случайный обмен стал исходной основой возникновения рынка. Несколько позже обменивающиеся стороны стали называться соответственно продавцами и покупателями, как и продукция производителей — товарами. В то же время появилась и цена.

Затем возник обмен, обусловленный общественным разделением труда, которое тоже следует рассматривать как составной элемент рынка.

Дальнейшее развитие рынка порождает новые элементы. Обмен с помощью денег формирует товарно-денежные отношения. В орбиту товарного мира включаются все новые и новые виды товаров, в том числе и разнообразные услуги. Регулярность, а затем и всеобщность обмена создают сферу товарно-денежного обращения. Изучение рынка невозможно без таких его атрибутов, как торговый (купеческий) капитал и торговая прибыль. Наконец, в условиях рынка складываются особые экономические отношения, и это тоже нельзя игнорировать.

Основу рыночной организации производства составляет рыночный механизм. Поскольку ему приходится решать многогранные проблемы, отсюда и многочисленность его составных элементов. Тем не менее основными являются следующие: спрос, предложение, цена и конкуренция. Каждый из этих элементов имеет самостоятельный смысл и вместе с тем взаимосвязан с другими элементами.

Среди названных элементов первенствующая роль принадлежит цене.6 Она, в частности, непосредственно воздействует на спрос и предложение. Цена находится в обратно пропорциональной зависимости от спроса и в прямо пропорциональной зависимости от предложения.

Иными словами, повышение цены на товар понижает спрос, но увеличивает предложение. Напротив, при понижении цены возрастает спрос, тогда как предложение падает.

Спрос и предложение взаимодействуют между собой не только через цену, но и непосредственно. Например, предложение на рынке новых качественных товаров будирует спрос. Последний активизирует предложение в сторону его увеличения.

Спрос и предложение — это проявление действующего в конкурентной рыночной системе основного закона ценообразования на любые блага или услуги. Содержание законов спроса и предложения выражается в особом взаимодействии между изменяющимися на рынках ценами и количеством благ, покупаемых потребителями и выпускаемых фирмами.

Особенности взаимной зависимости таких переменных, как цена и количество купли-продажи благ по этой цене, позволяют рассматривать спрос в качестве функции покупателя, а предложение — в качестве функции производства, выпуска и поставки на рынки для продажи этих благ фирмами.

Спрос - рыночное выражение потребности, представляющее собой желание и способность людей приобретать экономические блага. С количественной т.з., говорят о величине спроса.7

Закон спроса отражает обратную зависимость м.ценой и  количеством спрашиваемого блага, т.е. при увеличении рыночной цены товара происходит сокращение количества покупателей, желающих и способных приобретать                                                                           

данный товар по новой цене. Максимальная цена, на которую покупатель готов  согласиться при покупке товара, называется ценой спроса.

 

 

 

                Рис. 1.1 Кривая спроса 8                    

Изменение цены приводит к изменению величины спроса. Однако на спрос влияют также неценовые факторы, их называют неценовыми детерминантами спроса: вкусы и предпочтения покупателей, число потребителей данного товара, денежные доходы населения, цены на сопряжённые товары, потребительские ожидания, налоги, внешние условия. Американский экономист Лейбенстайн X. делит потребительский спрос на две большие группы: функциональный и нефункциональный.

Величина  спроса - максимальное количество блага, которое покупатель готов приобрести за определённую цену. Взаимосвязь  м.ценой и спросом характеризуется  законом спроса, в соответствии с  которым величина спроса уменьшается  по мере роста цены и увеличивается  по мере снижения её. Исключение составляют лишь товары низкого качества, т.к. если цена увеличилась в связи с  улучшением качества, то это может  привести к увеличению спроса.9

Спрос нефункциональный - та часть спроса которая обусловлена такими факторами, которые непосредственно не связаны  с присущими благу качествами. В нём могут быть выделены социальный, спекулятивный и нерациональный факторы. Социальный спрос связан с  отношением покупателей к товару. Одни стремятся выдержать общий  стиль и покупают то, что приобретают  те, на кого они равняются, - эффект присоединения  к большинству. Др.стремятся достичь  исключительности, а не плыть по течению - эффект сноба (покупатель-сноб ни за что не купит то, что покупают все). Наконец, третьи достигли такого уровня жизни, важной стороной которого становится демонстративное, престижное потребление, - эффект Веблена ("Теория праздного класса"). Спекулятивный  спрос возникает в обществе с  высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.

Нерациональный  спрос - это незапланированный спрос, возникающий под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который  нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя. Многие люди в большей или меньшей степени  подвержены вспышкам нерационального  спроса и часто совершают покупки, о которых нередко жалеют в  дальнейшем. Изучению этих аспектов посвящена  теория мотивации поведения.

Спрос функциональный - такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами самого экономического блага.

Предложение (Qs) - это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в определенный промежуток времени.10

Оно характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов, В  каждый данный момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, неодинаково. Некоторые произвели много товаров, а другие - мало. Одни из них затратили  на их производство меньше средств  производства и труда. У других эти  затраты на единицу продукции  оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся  получить самую высокую цену. При  этом, чем выше цена товара, тем активнее продавцы будут пытаться продать  большее количество товара, т.е. увеличивать  предложение (при наличии конкурентов).

Информация о работе Эластичность спроса и предложения