Экспортно-импортные операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:34, реферат

Описание

Целью настоящей работы является определение экспортно-импортных операций как формы международных отношений; определение приоритетных направлений работы коммерческой службы в области экспортно-импортных операций; выбор направлений совершенствования коммерческой деятельности в области экспортно-импортных операций ОАО “Хабречторгпорт”.

Работа состоит из  1 файл

Экспортно-импортные операции.doc

— 712.50 Кб (Скачать документ)

   В конце 1997 г. Совет директоров МВФ принял решение о продолжении выплат в счет 10,5-миллиардной суммы кредита, рассчитанного на трехлетний период. Это дает возможность говорить об определенной стабилизации российской национальной валюты, доверии со стороны международных финансовых кругов к платежным обязательствам России.

   Внешнеэкономические связи России со странами, являвшимися ранее республиками СССР, обладают рядом особенностей, позволяющих выделить их в особую группу. Традиционно эти связи характеризуются несбалансированностью обмена, что выражается в превышении объема экспортных поставок из России по сравнению с величиной импортных поступлений из СНГ. Это означает, что часть создаваемого национального дохода России передается на нужды других республик. Россия поставляет в страны СНГ энергосырьевые ресурсы по внутренним ценам, которые все еще часто ниже мировых.

   Однако  даже в этом случае сохраняется необходимость  кредитования других стран СНГ со стороны России для покупки ими энергоносителей и других российских товаров.

   К факторам, искажающим картину, следует  отнести контрабанду товаров, связанную  с "прозрачностью" границ. Отдельные выборочные проверки дают весьма впечатляющую картину. Так, например, стоимость стратегически важных товаров, задержанных на границе России при попытке их экспорта, только за сентябрь 1995 г. составила 4,6 миллиардов рублей [21, с. 62]. Наконец, следует заметить, что отсутствует надежный статистический учет в области хозяйственной деятельности предприятий, что затрудняет точную оценку ситуации.

   Было  бы, однако, ошибочно трактовать эту  несбалансированность торговли как  односторонние "подарки России государствам СНГ", так как большинство крупных предприятии на территории России создавались в свое время в качестве части бывшего единого хозяйственного советского комплекса. Они могли функционировать лишь на основе производственно-технической кооперации со своими смежниками, находящимися на территории других республик.

   Вплоть  до 1993 г. это был особый сектор внешнеторгового  оборота, со своими "внутренними ценами", системой регулирования и налогообложения.

   Введение  общероссийских внешнеторговых норм и  правил происходило постепенно. Первоначально  это были двусторонние соглашения между странами. В течение 1992 - 1993гг. Российская Федерация заключила двусторонние соглашения о свободной торговле с большинством независимых государств, республик бывшего СССР. Для этих отношений характерным было доминирование вертикальных связей, замыкавшихся на Москву. Постепенно в результате роста числа двусторонних договоров начала складываться некая "ромашка" - система договоренностей целой группы новых независимых государств, подписавших однотипные договоры непосредственно с Россией.

   Новым этапом в развитии этих отношений  стало подписанное в апреле 1994 г. и сразу же вступившее в силу соглашение "О создании зоны свободной торговли", которое знаменует переход от двустороннего к многостороннему механизму регулирования режима внешней торговли.

   Для всех вышеперечисленных торговых соглашений характерно наличие следующих общих черт:

   • импортный режим: импортные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы на товары, происходящие из таможенной территории государств, подписавших соглашение, не применяются; импортные товары подвергаются сертификации;

   • экспортный режим: таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы на товары, происходящие из таможенной территории России и вывозимые на территорию государств, подписавших соглашение, не применяются (за исключением изъятий).

   Экспортно-импортные  операции по закупке и поставке важнейших видов продукции для государственных нужд на клиринговой или взаимосвязанной основе осуществляется на основе двусторонних межправительственных соглашений.

   Расчеты между хозяйственными субъектами за поставки товаров осуществляются в  основном по договорным ценам. По стратегическим товарам применяются цены, ориентированные на мировые, с их ежеквартальным уточнением и пересчетом в национальную валюту.

   Следующим шагом в попытках воссоздания "нормальной" экономической среды обитания хозяйствующих субъектов стран - членов СНГ можно считать подписанное в январе 1995 г. соглашение о тройственном таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях предусматривает условия для свободного перемещения капиталов, товаров и услуг между отраслями, странами, образование таможенного платежного, межбанковского и транспортно-энергетического союза. Соглашением предусмотрена отмена тарифных и количественных ограничений во внешней торговле; второй этап предусматривает создание единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам. К указанному соглашению могут присоединиться все другие страны СНГ и Восточной Европы; в частности, такое намерение высказало правительство Киргизии.

1.3. Торгово-политические  средства регулирования экспортно-импортных операций

   До  начала девяностых годов, когда Россия входила в качестве одной из республик в состав бывшего СССР, система внешнеторгового регулирования носила жестко централизованный характер, соответствующий всей системе управления народным хозяйством. Распределение всех ресурсов определялось потребностями народного хозяйства; импорт обеспечивал получение недостающих товаров из-за границы; со своей стороны, экспорт был предназначен главным образом для получения необходимой для оплаты валюты. Экспортные и импортные товары продавались и покупались на внешнем рынке через специализированные экспортно-импортные объединения, каждое из которых обладало монополией на продажу или покупку. Поставки на экспорт или импорт любого товара были фактически монополизированы внешнеторговыми объединениями.

   Разница между внутренними и мировыми ценами на экспортные товары компенсировалась из государственного бюджета. Банк для внешней торговли и Государственный банк финансировали деятельность внешнеторговых объединений.

   Возникающая как следствие такого положения  оторванность производителя от внешнего рынка, монополизация внешнеторговой деятельности, призванной "расшивать" узкие места несостыкованных планов, - все это приводило к крайне неэффективному функционированию внешнеторгового механизма, отсутствию каких-либо стабильных налаженных связей между национальными производителями и потребителями - с одной стороны и зарубежными - с другой.

   Ситуация  стала критической в конце  восьмидесятых годов: резко сократились темпы роста экспортно-импортных операций, уменьшилась ее роль в формировании национального дохода.

   Осуществляя с начала девяностых годов общую  реорганизацию системы хозяйственного механизма, руководство России провело кардинальное изменение и системы внешнеторговых связей.

   В 1988 г. была ликвидирована внешнеторговая монополия союзных объединений, а право выхода на рынок получил  ряд крупных предприятий и  министерств. Ликвидация внешнеторговой монополии была дополнена либерализацией цен и установлением более реального курса рубля. Последовательное проведение в жизнь важнейших шагов хозяйственной реформы повысило значимость традиционных торгово-политических средств: пошлин, системы лицензирования, квотирования и ряда других аналогичных средств, выдвинувшихся на авансцену внешнеэкономической политики России.

   Экспортное  регулирование.

   В связи с тем, что подавляющая часть экспортных поступлений приходится на минеральные ресурсы, являющиеся национальным достоянием, а внутренние цены на них были оторваны от мировых, система административного регулирования экспорта сырья стала основой внешнеторговой политики России начала девяностых годов.

   По  результатам специально составленного  баланса модели "затраты-выпуск" Министерство экономики прогнозирует объемы внутреннего потребления по стратегически важным товарам. Ресурсы экспорта определяются как остаточная величина. Экспорт в страны СНГ определяется на базе межгосударственных соглашений, экспорт вне пределов СНГ осуществляется на основе специальных квот, выделенных для государства, предприятий-производителей, совместных предприятий и отдельных субъектов Федерации. Небольшая часть квот распределяется Министерством внешних экономических связей через аукционы.                                   

   С целью удовлетворения нужд государства (которые определяются Министерствами финансов и экономики) выясняются потребности  страны в иностранной валюте на будущий  период. Министерство финансов, выкупив выделенную ему квоту товаров, через "специальных экспортеров", осуществляет их поставку. За выполненные услуги Министерство финансов выплачивает специальным экспортерам комиссионные в размере 5-7% от экспортной выручки (без учета транспортных расходов) и освобождает их от уплаты пошлин. Со своей стороны, специальные экспортеры обязуются перевести на счет Министерства финансов определенную сумму выручки за поставленный товар в расчете на единицу продукции. Фактическая величина этой суммы определяется по результатам торгов, в результате которых право на экспорт предоставляется организации, предложившей за получение такого права наибольшую сумму.

   Промежуточные квоты на экспорт предоставляются  отдельным территориально-административным образованиям (Татарстан, Башкортостан, Коми и Удмуртия), эти квоты распределяются на основе соглашения между регионами и федеральным правительством.

   Определенная  сумма квот "на удовлетворение технических потребностей предприятий" предоставляется предприятиям-производителям соответствующими министерствами.

   Наконец, совместные предприятия также получили право на экспорт товара в рамках объема производимой ими продукции.

   Однако, даже получив квоту, поставщик стратегически  важного товара обязан вести торговлю через "специальных экспортеров". По состоянию на середину 1994 г. в России насчитывалось около 200 таких экспортеров.[21, с. 66]. Утвержденный перечень этих организаций регулярно обновлялся Министерством внешних экономических связей и действовал в течение календарного года. На практике, начиная с 1994 г., этот список постоянно сокращается.

   Фактически  существуют три категории "специальных  экспортеров":

- внешнеторговые  организации, которые до распада  СССР были монополистами в  области внешней торговли. Эти  организации по-прежнему работают в тесном контакте с Министерством внешних экономических связей и имеют право вести торговлю по широкому спектру товаров. По некоторым товарам, однако (прежде всего нефть и газ, вооружение), такое право передано лишь одному монополисту;

- региональные  экспортеры, которые получили право  осуществлять экспорт продукции, произведенной в своем регионе;

-совместные  предприятия-производители, которые  имеют право экспортировать продукцию собственного производства.

   Административная  система квотирования и использования "специальных экспортеров" дополнялась применением так называемых "экспортных налогов", т.е. фактически экспортных пошлин, введенных в 1992 г. в связи со значительными различиями в величине внутренних и мировых цен.

   Задача  введения экспортных пошлин заключалась в том, чтобы не допустить бесконтрольного вывоза за пределы России товаров традиционного российского сырьевого экспорта, в частности нефти, угля, кокса, природного газа, пиломатериалов, чугуна, алюминия и т.д.

   В конце 1993 г. система административного регулирования, базировавшаяся на квотировании, лицензировании, системе специальных экспортеров и экспортных пошлинах, претерпела ряд изменений.

   В 1994 г. по требованию Международного валютного  фонда, обусловившего предоставление кредитов России либерализацией ее внешнеторговой политики, правительство отменило экспортные квоты на ряд товаров. Уже к середине 1994 г. были ликвидированы экспортные квоты на лес, удобрения, каменный уголь, мясопродукты.

   Укрепление  рубля ослабило позиции экспортеров. Столкнувшись с падением конкурентоспособности экспорта, правительство уменьшило налогообложение экспортных товаров.

   Если  в 1992-1993 гг. вывозные пошлины охватывали до 3/4 всей номенклатуры российского  экспорта, то уже три года спустя перечень товаров, облагаемых экспортными пошлинами, сократился с 97 до 27 товарных групп. Перестали облагаться экспортными пошлинами машины и оборудование, для них отсутствуют лицензии и квоты. Были снижены максимальные ставки экспортных пошлин, уменьшен размер специфических пошлин. Уменьшился перечень товаров, подлежащих квотированию и лицензированию.

   Однако  полная либерализация экспорта все  же не была достигнута. Практически  все экспортные товары были включены в список "стратегически важных", экспорт которых мог производиться только "специальными экспортерами".

   Предпринимая  впоследствии шаги по ликвидации системы "специальных экспортеров", правительство заменило их программой создания "добровольных объединений производителей и экспортеров", пользующихся покровительством МВЭС, и к середине 1995 г. стало возможным говорить о создании более двух десятков такого рода объединений, призванных координировать ценовую политику и вырабатывать общую стратегию поведения на внешних рынках. В Совет производителей и экспортеров вошли объединения практически всех отраслей, связанных с внешней торговлей. Был создан реестр подобных объединений.

Информация о работе Экспортно-импортные операции