Экспортно-импортные операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:34, реферат

Описание

Целью настоящей работы является определение экспортно-импортных операций как формы международных отношений; определение приоритетных направлений работы коммерческой службы в области экспортно-импортных операций; выбор направлений совершенствования коммерческой деятельности в области экспортно-импортных операций ОАО “Хабречторгпорт”.

Работа состоит из  1 файл

Экспортно-импортные операции.doc

— 712.50 Кб (Скачать документ)

   При оформлении экспортных сделок на лицензируемые  товары необходимо оформить соответствующее разрешение (лицензию) на вывозимый товар.

   Для пропуска товаров через границу  отправитель должен заполнить грузовую таможенную декларацию.

   Организация доставки товаров заграничному партнеру предполагает наряду с выбором транспорта заключение договоров на транспортирование  товаров, а также обеспечение подготовки и отправки грузов.

   В международной торговой практике используются два основных метода осуществления  коммерческих операций: прямой и косвенный.

   Прямой  метод (direct) предполагает установление прямых связей между производителем (поставщиком) и конечным потребителем: поставку товаров непосредственно конечному потребителю и закупку товаров непосредственно у самостоятельного производителя на основе договора купли-продажи.

   Косвенный метод (indirect) предполагает покупку и продажу товаров через торгово-посредническое звено на основе заключения специального договора (соглашения) с торговым посредником, предусматривающего выполнение последним определенных обязательств в связи с реализацией товара продавца.

   Прямой  метод используется фирмами чаще всего:

- при продажах  и закупках на внешних рынках  промышленного сырья на основе  долгосрочных контрактов;

- при экспорте  крупногабаритного и дорогостоящего  оборудования;

- при экспорте  стандартного многосерийного оборудования через собственные заграничные филиалы и дочерние компании, имеющие собственную розничную сеть;

- при закупках  сельскохозяйственных товаров непосредственно  у фермеров-производителей в развивающихся  странах;

- прямой экспорт  и импорт составляет значительную часть операций, осуществляемых государственными предприятиями и учреждениями как промышленно развитых стран, так и развивающихся стран.

   Осуществление непосредственных коммерческих операций, в особенности экспортных, имеет  ряд преимуществ:

   а) позволяет налаживать более тесные контакты с иностранными потребителями;

   б) лучше изучать условия рынка  и быстрее приспосабливать свои производственные программы к спросу и требованиям иностранного рынка.

   Прямые  связи характеризуются следующими особенностями:

- предусматривают  поставку заранее определенных (согласованных)  видов продукции, ориентированной  на специфические требования  и запросы конкретного иностранного  потребителя (или группы потребителей);

- носят целенаправленный  характер, поскольку осуществляются на основе предварительно получаемых поставщиком заказов или заранее согласованных поставок, преимущественно при поставках сложного и комплектного оборудования. Такие связи не ограничиваются только отношениями между поставщиком-экспортером и покупателем-импортером оборудования. Они влекут за собой установление целой системы непосредственных связей между специализированными фирмами, участвующими в комплектации поставки, то есть субпоставщиками. Между этими фирмами образуются тесные и устойчивые кооперационные связи, которые могут начинаться на стадии научно-исследовательских и проектных работ. Получила развития тенденция, когда метод непосредственных связей при поставках комплектного оборудования распространяется не только на иностранные фирмы, находящиеся в стране импортера. Такая практика обеспечивает тесные контакты между экспортером и импортером в процессе создания объекта, согласованность и координацию их действий по вводу его в эксплуатацию.

- длительность (долговременность) и устойчивость отношений потребителя  с поставщиками необходимого для производства сырья, материалов, комплектующих изделий, компонентов с целью стабильного обеспечения производственного процесса ресурсами; эти связи ориентированы на учет требований к характеру продукта, предъявляемых конечным потребителем. И здесь создается развернутая цепь взаимосвязей и отношений между крупными фирмами и независимыми компаниями, связанными прямыми производственными отношениями на основе специализации и кооперирования производства. В основе таких отношений лежит метод заключения долгосрочных контактов, предусматривающих регулярную поставку согласованных количеств товаров на протяжении установленного в контракте срока.

   Использование метода прямых связей широко распространено в современной международной коммерческой практике. По некоторым подсчетам, у американских фирм на долю прямых продаж приходится более двух третий всей экспортной продукции промышленного назначения, у английских – около 70% [10, с. 67]. При этом такие связи не прекращаются и после поставки комплектного оборудования, а продолжаются в связи с его монтажом, наладкой и пуском в эксплуатацию, а также техническим обслуживанием в процессе эксплуатации. Иначе говоря, речь идет о таких непосредственных связях с конечным потребителем продукции, когда последний сам определяет объем поставки, свойства, качества будущей продукции, сроки ее изготовления. При поставках комплектного оборудования будущий покупатель часто сам участвует в определении конкретных технико-экономических показателей закупаемого оборудования.

   Важную  роль в расширении прямых связей сыграло  создание транснациональными корпорациями своих сбытовых и производственных заграничных дочерних компаний, которые  выступают на рынках других стран  как контрагенты. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение, поскольку отражает изменения в характере взаимоотношений между производителем и конечным потребителем.

   Наличие прямых связей с внешним рынком позволяет  экспортеру налаживать наиболее тесные контакты с иностранными потребителями, лучше изучать условия рынка и быстрее  приспосабливать свои производственные программы к спросу и требованиям иностранного рынка. Это приобрело особо важное значение в современных условиях резкого обострения конкурентной борьбы на мировом рынке.

   Важное  значение в расширении прямых экспортно-импортных  операций имеет наличие государственных  предприятий и учреждений преимущественно  в развивающихся странах, которые  свою внешнеторговую деятельность осуществляют путем организации и проведения торгов.

   Развитие  прямых международных коммерческих связей привело к относительному уменьшению значения косвенного экспорта и импорта, хотя роль торгово-посреднического звена в целом продолжает оставаться довольно высокой. С помощью торговых посредников реализуется более половины всех товаров, вовлекаемых в международный товарооборот. Особенно велика роль торговых посредников при сбыте стандартного промышленного оборудования и потребительских товаров.

   К услугам торговых посредников крупные  промышленные компании прибегают при реализации второстепенных видов продукции, а также на отдаленных, труднодоступных и слабо изученных рынках, рынках малой емкости, при продвижении новых товаров, при отсутствии в странах-импортерах собственной сбытовой сети и в тех случаях, когда ввоз в страну определенных товаров монополизирован крупными торгово-посредническими фирмами. Услугами торговых посредников пользуются и крупные промышленные фирмы, объем экспортно-импортных операций у которых невелик, а также мелкие и средние фирмы, осуществляющие внешнеторговые операции эпизодически.

   Использование торговых посредников обеспечивает промышленным фирмам-экспортерам определенные преимущества. Они особенно значительны при сбыте стандартных видов машин и оборудования, требующих послепродажного технического обслуживания. Наличие у торгово-посреднических фирм собственной сети технического обслуживания (складов запасных частей, ремонтных мастерских, кадров специалистов) значительно облегчает освоение новых рынков. Торгово-посреднические фирмы, как правило, хорошо знают требования местного рынка, имеют устойчивые деловые связи, осуществляют всю деятельность, связанную с поставкой товаров и оформлением документации, располагают большими возможностями в отношении организации рекламы, участия в ярмарках и выставках и др.

   В современных условиях торговые посредники, продолжая сохранять свою юридическую  независимость, все более подпадают  под влияние крупных фирм, которые  во многом предопределяют сферу и  характер их деятельности. В связи  с этим значительно усилилась специализация торговых посредников на операциях с определенной группой товаров. В особенности это касается оптовых фирм, осуществляющих торговлю определенными видами сырья, а также розничных фирм в торговле технически сложной продукцией, требующей послепродажного обслуживания. Важной чертой является изменение характера взаимоотношений между торговым посредником и производителем-экспортером.

   Характерной чертой происходящих изменений является также усиление тенденции к подчинению крупнейшими фирмами заграничной дилерской сети, которую они ориентируют на продажу конкретных видов товаров. Хотя формально дилеры сохраняют свою независимость, по существу их деятельность направляется, финансируется и контролируется из штаб-квартиры материнской компании. В целях избежания конкуренции крупные фирмы стремятся также координировать деятельность работающих на них агентов путем закрепления за ними определенных рынков или отдельных районов страны, а также путем запрещения продавать конкурирующие товары других фирм. 

1.2.  Место и роль  экспортно-импортных  операций в коммерческой работе в современных условиях

1.2.1. Особенности организации  экспортно-импортных  операций в коммерческих службах предприятий

   Организации и предприятия внешнеторговые операции могут осуществлять по собственной инициативе или инициативе вышестоящих органов (объединений, ассоциаций) и других предприятий, занимающихся организацией внешнеторговых операций, путем заключения контрактов с иностранными фирмами.

   В большинстве случаев, чтобы совершить внешнеторговую сделку, необходимо иметь собственные экспортные ресурсы, т. е. вначале продавать товар, а затем купить нужные изделия.

   Обмен произведенной продукцией на международной  арене происходит не вдруг, а вследствие тщательной подготовки, путем проведения коммерческих операций, т.е. посредством осуществлении совокупных технических приемов или действий по подготовке, заключению и выполнению сделок. К подготовительным операциям относится ознакомление с качеством товаров, с ценами, с другими условиями их поставки покупателю. Сделка - это решающая часть коммерческой операции. Понятие коммерческая операция шире понятия сделки, так как она предусматривает ряд предваряющих сделку технических приемов и ряд действий, завершающих ее.

   К числу завершающих этапов коммерческой операции относится деятельность, обеспечивающая продвижение товара от продавца к покупателю, - перевозка грузов, их экспедирование, хранение и страхование, а также работа, связанная с ведением международных расчетов. Среди этих вспомогательных операций - таможенное оформление грузов, заключение агентских соглашений с рекламными организациями, исследующими конъюнктуру рынков и др. Таким образом, основным звеном коммерческой операции является смена форм стоимости, а если еще точнее говорить, то смена собственников товара, а остальные звенья операции - вспомогательные, обеспечивающие продвижение товара к покупателю.

   Обратимся теперь к определению содержания сделки - основного звена коммерческой операции. Международная торговая сделка считается правовой формой, опосредующей международные коммерческие операции. Под такой сделкой понимается договор купли-продажи между двумя или несколькими фирмами, находящимися в разных странах, по поставке товаров или оказанию услуг в соответствии с оговоренными условиями. Торговая сделка признается международной и в том случае, если она заключена между сторонами одной национальной принадлежности, коммерческие предприятия которых находятся на территории разных государств. В то же время договор купли-продажи не считается международным, если он оформлен между организациями или фирмами разной национальной принадлежности, коммерческие предприятия которых находятся на территории одного государства, например между филиалами и дочерними компаниями фирм разных стран, расположенных на территории одной страны.

   В зависимости от объекта заключенных  сделок последние делятся на три основных типа:

  1. Сделки купли-продажи товаров.
  2. Сделки купли-продажи услуг.
  3. Сделки по купле-продаже результатов творческой деятельности.

   В практике внешнеторговых операций применяются  такие формы экономико-финансовых связей между экспортерами и импортерами товаров, как бартер, клиринг, расчет в СКВ.

   Бартер – сделка, предусматривающая обмен определенного количества товара на обусловленное количество другого товара. Обычно бартерная сделка не сопровождается переводом денежных средств со счетов покупателей на счета продавцов.

   Клиринг – система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств.

Информация о работе Экспортно-импортные операции