Экономическая эффективность природопользования и методы её определения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 16:36, контрольная работа

Описание

Выбирая варианты перехода к устойчивому развитию, различные проекты и направления экологизации экономики, необходимо хотя бы в общих чертах иметь критерий, измеритель, чтобы решить, какой проект, вариант или направление лучше. Можно говорить об улучшении здоровья, сохранения красивых ландшафтов и т.д., но в экономике мерилом «хорошести» проекта (программы, направления развития и т.д.) служит понятие экономической эффективности. Проект следует реализовывать, если он экономически эффективен, и отвергнуть, если не эффективен.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
§1. Экономическая эффективность 4
§2. Дисконтирование 7
§3. Экономическая эффективность природоохранных инвестиционных проектов 13
§4. Экономическая оценка экологического воздействия и ущерба 20
§5. Особенности оценки экологического ущерба в России 25
§6. Использование экологических проблем для достижения экономических целей при международном сотрудничестве 26
§7. Роль зарубежных инвестиций в закреплении природоразрушающей ориентации экономики России 30
§8. Проблемы, возникающие при сравнении затрат и прибыли 33
§9. Правовая основа оценки экологического ущерба 34
§10. Состав убытков от причинения экологического вреда 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
ЛИТЕРАТУРА 37

Работа состоит из  1 файл

экономика природопользования Контрольная.doc

— 227.00 Кб (Скачать документ)

      , где 

     Оцвред  – усреднённая оценка вредности выбросов.

     Крег – коэффициент реакции определённого региона на загрязнения.

     Vвыб.i – объём выброса каждого загрязнителя.

     Кприв.i – коэффициент приведения к монозагрязнителю.

  • метод укрупненной оценки ущерба (эмпирический метод).

     Ущерб вычисляется по формуле:

     узагр=уатмα+уводβ+уземγ+унедη, где 

     

     

       

     α,β,γ,η  – поправочные коэффициенты.

     Ктер – коэффициент особенности территории, подверженной загрязнению.

     Крас – коэффициент рассеивания выбросов в атмосфере.

     Квод – коэффициент значимости водоёма.

     Vсбр – объём cброса i-загрязнителя.

     Копас – коэффициент относительной эколого-экономической опастности загрязнителя.

     S – площадь земель, выбывших из пользования.

     Кэк – коэффициент экологической значимости территории.

     Кохр – коэффициент для особо охраняемых земель.

     Оцзем – оценка стоимости земель, выбывших из пользования.

     §5. Особенности оценки экологического ущерба в России

 
     
  1. Слабое  давление общественности из-за низких доходов населения.
  2. Отсутствие жестких природоохранных норм и фактическая отмена платы за загрязнение.
  3. Оценки по требованию западных инвесторов и кредиторов – обязательны.
  4. Оценки по требованию общественности в крупных центрах – редкие случаи.
  5. Оценки по требованию властей при продаже земли в инвестиционно привлекательных местах – Москве – перспектива.

     Так же к особенностям можно отнести:

    • Оценивается при природоохранных нарушениях.
    • Процедура экологической экспертизы и ОВОС не требует обязательной стоимостной оценки экологического ущерба.
    • Применяются нормативные методы – некорректные оценки.
    • Субъекты, которым причинен ущерб и убытки не выделяются – проблема.
    • Современные методики оценки ущерба отсутствуют за исключением ряда московских методик.
    • Социально-экономические последствия (ущерб здоровью, имуществу) не оцениваются.
    • Финансовая ответственность за прошлый ущерб отсутствует.

     §6. Использование экологических проблем для достижения экономических целей при международном сотрудничестве

 

     В Декларации по окружающей среде и  развитию, принятой в Рио-де-Жанейро, заявляется, что государства должны сотрудничать для создании открытой международной экономической системы, которая приведет к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах. Экологичные и ресурсосберегающие технологии по возможности должны быть доступны для всех стран. Экологическая политика не должна использоваться для неоправданного ограничения международной торговли. Однако, по словам представителя Госкомитета РФ по охране окружающей среды В.И. Данилова-Данильяна, решения конференции Рио-92 не выполнили ни США, ни Франция, Англия и Греция. Академик Н.Н.Моисеев идет в своих оценках гораздо дальше – он считает, что планета превращается в единую экономическую систему, управляемую рыночными принципами транснациональных корпораций, т. е. сиюминутными выгодами. При этом всему остальному миру рекомендуются такие экономические правила поведения, которые уже апробированы богатыми государствами. В первую очередь, это относится к таким понятиям как открытая конкуренция, свободная торговля, отказ от государственного протекционизма национальных товаров, жесткие стандарты. Однако внедрение этих современных методов хозяйствования, в том числе и с позиций сохранения окружающей среды, в развивающихся странах невозможно в силу отсутствия достаточных финансовых средств и экономического опыта.

     1. Борьба вокруг  потребления энергии  и выбросов углекислого  газа.

     Хотя  в США насчитывается лишь 4% жителей планеты, на их долю приходится 25% выбросов углекислого газа, а потребление энергии на душу населения уже много лет неизмеримо выше, чем в развивающихся странах. Также использует чужие возможности для своих газовых отходов Германия. Имея лишь 0,3% лесов Земли и 1% мирового населения, Германия выделяет в атмосферу 4% окиси углерода промышленностью. По мнению стран Юга, именно те, кто больше других повинен в неблагоприятных изменениях мирового климата (то есть в загрязнении воздуха и "парниковом эффекте"), должны жестче ограничить себя.

     Однако  в самом мощном государстве Севера США отвергают подобную логику. Его  Конгресс единогласно выступил против подписания любого соглашения, которое сковало бы развитие американской энергетики, давая поблажки развивающимся странам в области ограничения выбросов углекислоты в атмосферу. "США хотят во что бы то ни стало сохранить свое экономическое превосходство и свой образ жизни – даже за счет интересов мирового сообщества", - говорит Тони Джунипер, руководитель международного природозащитного движения "Друзья Земли".

     Различный подход к экологическим проблемам, и особенно связанным с ним  обязательствам, выявился на встрече "большой  восьмерки" в Денвере и на последовавшей  за ней специальной сессии Генеральной  Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. В результате ожесточенных споров, из-за которых специальная сессия закрылась на целые сутки позже намеченного срока, была принята расплывчатая резолюция, ратующая за "значительное" сокращение выбросов углекислоты. А вот упоминание о 2010 г. исчезло вовсе. Резолюция сената США, приуроченная к боннской встрече, показала, что Вашингтон не только не намерен идти дальше договоренностей в Рио-де-Жанейро, но по существу отказывается от них[9].

     2. Продажа квот на выбросы парниковых газов.

     У России появилась уникальная возможность  продавать воздух. Японское правительство  всерьез рассматривает возможность  выкупа у России неиспользованной части квоты на выбросы в атмосферу "парниковых газов", установленной конференцией ООН по проблемам глобального потепления. На прошедшей в конце 1997 года в Японии международной конференции ООН по глобальному потеплению впервые были четко определены обязательства государств по сокращению выбросов в атмосферу так называемых парниковых газов. В соответствии с протоколом конференции Япония должна сократить эти выбросы на 6% по сравнению с уровнем 1990 года. Каждый процент снижения выбросов - это огромные затраты для государства, связанные с сокращением промышленного производства и переходом к более совершенным технологиям. Единственный выход правительство Японии видит теперь в приобретении квот, недоиспользованных другими странами. Например, у России, которая в результате спада промышленного производства оказалась в более выгодном положении и даже располагает некоторым резервом на право загрязнять планету. Для России эта сделка стала бы очень выгодной: во-первых, японцы подскажут, как усовершенствовать российские технологии и снизить выброс газов, а во-вторых, еще и заплатят нам за излишек квоты. Но можно быть уверенным, что в сложившейся экономической ситуации финансовые поступления по этим каналам вряд ли пойдут на природоохранные нужды.

     3. Перевод "грязной"  промышленности из  развитых стран  в развивающиеся.

     В период 1970-90-х гг. были предприняты, причем довольно успешные, попытки создания "экологических оазисов" в отдельных развитых странах путем экологического государственного регулирования, экономических методов, введения жестких экологических законодательных актов. Это привело к переводу неэкологичной деятельности в те страны, где таких мер либо не было, либо они были менее жесткими. Например, в Японии были предприняты целенаправленные меры по переносу за рубеж производственной деятельности, загрязняющей окружающую среду. Прямые японские зарубежные инвестиции в химическую и металло-перерабатывающую отрасли развивающихся стран возросла с 13,5% в конце 1974 до 17,9% в конце 1983 г.

     Причем  три четверти японских капиталовложений в эти отрасли связаны с  развивающимися странами. Теперь же эти страны, в которых сейчас используют неэкологичные технологии, обвиняются в ухудшении экологической ситуации в мире, хотя они часто применяют импортные технологии и производства [11].

     Для перехода на те же технологии сохранения окружающей среды, которые сейчас используют развитые страны мира, в развивающихся странах нет финансовых ресурсов.

     По  данным немецкого Института экологических  проблем и экономики, на доведение  состояния окружающей среды в  Восточной Германии до стандартов нового объединенного государства потребуется 10 лет и 249-308 млрд. $. В Польше и Чехословакии считают, что каждой из них придется потратить на аналогичные мероприятия более 20 млрд. $. в течении нескольких десятилетий.

     Но  и эти скромные средства будет затруднительно найти в сложившихся условиях.

     По заключению консалтинговой фирмы Management Information Services, Inc. (Вашингтон), в США в производстве средств контроля за состоянием окружающей среды, борьбы с различными видами загрязнения и в самой природоохранной деятельности занято почти 3 млн. чел., которые обеспечивают 98 млрд. $. годового дохода.

     Для получения таких доходов странам  Восточной Европы необходимо создать  собственную индустрию средств  защиты природы, либо занять денег у богатых стран.

     §7. Роль зарубежных инвестиций в закреплении природоразрушающей ориентации экономики России

 

     Современная структура инвестиций закрепляет природоёмкий тип развития России на перспективу, т. к. значительная и более высокая – по сравнению с 80-ми гг. часть капитальных вложений направляется в природоэксплуатирующие комплексы, прежде всего топливно-энергетический и агропромышленный. Природные ресурсы России, прежде всего нефть, газ, лес, руды являются конкурентным товаром на мировом рынке и дают огромную валютную прибыль экспортерам. Подавляющее большинство кредитов Мирового Банка, инвестиции ведущих западных компаний, направляются прежде всего в увеличение добычи энергоресурсов, в основном, нефти и газа. Как видно из таблицы подавляющая часть инвестиций – почти 80 процентов – направляется в топливно-энергетический комплекс. На идущие на втором месте отрасли торговли и общественного питания затрачено на 12 раз меньше.

     В настоящее время в отношении  к России все более заметна  попытка использовать нашу страну лишь как сырьевой придаток развитого Запада, при этом обложив экономическую деятельность экспортеров сырья, да и готовых товаров, жесткими экологическими требованиями. Без значительных финансовых ресурсов мы не в состоянии выполнить эти требования без разрушения своих производственных мощностей. Нас толкают по единственно возможному пути выхода из данной ситуации – взятию все новых кредитов.

     В результате жестких требований к  качеству и экологичности продукции  в Западной Европе российские производители вынуждены осваивать рынки Восточной Европы, Греции и Турции. Во-первых, они тяготеют к России исторически; во-вторых, выгодны с точки зрения транспортной составляющей. Есть еще Китай, но это рынок не стабильный: иногда закупают много, иногда практически ничего.

     Отношение топливных компаний к экологическому фактору.

     Деятельность  транснациональных корпораций является наиболее мощным современным фактором преобразования природы, т.к. она направлена на интенсивное и масштабное использование  основных природных ресурсов земли, в первую очередь, углеводородного сырья и руды. Активное вовлечение в промышленное производство углеводородных полезных ископаемых (уголь, нефть, газ) оказывает существенное влияние на всю обстановку на планете, в первую очередь, через глобальные изменения климата. Осознание важности для существования человеческой цивилизации последствий этого процесса, реализация практических мер по сокращению выбросов углекислого газа, начинают влиять на стратегические перспективы развития ведущих топливно-энергетических компаний мира. Их в настоящее время уже можно разделить на две группы: первая включает корпорации, осознавшие важность глобальных изменений климата, и тех, кто продолжает игнорировать эту проблему.

     К первым можно отнести нефтяные ТНК, базирующиеся в Европе – прежде всего Shell, Britich Petrolium. Эту позицию разделяют и некоторые японские фирмы, такие как Marubeni и Mitsubishi, которые проявляют интерес к проектам по сокращению выбросов парниковых газов. В 1996 г. Britich Petrolium, выдвинула программу развития солнечной энергии как одно из четырех направлений стратегии по предотвращению глобальных климатических изменений.

     Это было расценено многими в мире хорошим ответом на призывы предпринимать  превентивные меры против глобального изменения климата. Кроме того, подобная экологическая программа наверняка станет хорошей рекламой и позволит компании "отвоевать" у конкурентов часть заказчиков. Тем не менее "Гринпис" счел программу Britich Petrolium "ограниченной". Представители его британского отделения заявили, что "агрессивные" разработки Britich Petrolium в Атлантическом океане и Антарктике свидетельствует о том, что компания не собирается предотвращать опасные климатические изменения посредством постепенного сокращения потребления ископаемого топлива[8].

Информация о работе Экономическая эффективность природопользования и методы её определения