Экономическая эффективность туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:41, курсовая работа

Описание

Задачи:
Экономические основы туристской деятельности
Экономическая эффективность туризма
Значение туризма для мировой экономики в целом
Положительные и отрицательные аспекты туристской деятельности
Маркетинговые исследования потребителей туристского продукта
Исходя из предмета и объекта целью курсовой работы является изучение данной темы и решение всех выше поставленных задач.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………….3
Глава I. Методология экономической эффективности туризма………………5
§I. Экономические основы туристской деятельности………………………………5
§II. Экономическая эффективность туризма……………………………………………..8
Глава II. Анализ экономической эффективности туризма………………………15
§I. Значение туризма для мировой экономики в целом…………………………15
§II. Положительные и отрицательные аспекты туристской
деятельности…………………………………………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………………………………….20
Литература………………………………………………………………………………………………...21

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 45.05 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

ФГБОУ  ВПО

 «Алтайский  государственный технический университет  им. И. И. Ползунова»

 

Вечерний  факультет

Кафедра сервиса  и туризма

 

 

Курсовая  работа

«Экономическая  эффективность туризма»

 

 

 

 

 

                                                                                                              Выполнила: ст. гр.

                                                                                                                       5СКС-81

  

                                                                                                              Проверил:

 

 

 

Барнаул,2011

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………….3

Глава I. Методология экономической эффективности туризма………………5

§I. Экономические основы туристской деятельности………………………………5

§II. Экономическая эффективность туризма……………………………………………..8

Глава II. Анализ экономической эффективности туризма………………………15

§I. Значение туризма для мировой экономики в целом…………………………15

§II. Положительные и отрицательные аспекты туристской

деятельности…………………………………………………………………………………………….16

Заключение……………………………………………………………………………………………….20

Литература………………………………………………………………………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

Понятие устойчивого развития сейчас получило широкое распространение. Практически во всех сферах определены принципы так называемой концепции  устойчивого развития. Туризм за последние  годы стал играть заметную роль в мировой  экономике, поэтому и его тоже коснулись новые идеи.

Туризм в XXI веке превратился в бурно развивающуюся отрасль мировой экономики. Во многих странах туризм, являясь одной из крупнейших доходных отраслей, занимает значительное место в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, оптимизации внешнеторгового баланса. Для целого ряда стран туризм является источником значительных валютных поступлений, способствует расширению международных контактов и т.д.

Развитие сферы социально-культурного  сервиса и туризма является одним  из перспективных направлений совершенствования  экономики Российской Федерации. По сравнению с другими странами, в которых сфера услуг, и в  частности туризм, стала одной  из доходных отраслей экономики, российская сфера услуг и туристический  бизнес в настоящее время находится  в стадии становления. Но, ни одна отрасль  российской, да пожалуй, и мировой  экономики не может сравниться с  туризмом по темпам ожидаемого роста  и масштабам.

Туристический бизнес привлекает российских предпринимателей небольшими стартовыми инвестициями, быстрым сроком их окупаемости, постоянным спросом  на услуги туризма, высоким уровнем  рентабельности произведенных при  этом затрат.

Объект  данной курсовой роботы: изучение экономической эффективности туризма.

Предмет работы: положительные  и отрицательные аспекты туристской деятельности, маркетинговые исследования потребителей туристского продукта.

Задачи:

  1. Экономические основы туристской деятельности
  2. Экономическая эффективность туризма
  3. Значение туризма для мировой экономики в целом
  4. Положительные и отрицательные аспекты туристской деятельности
  5. Маркетинговые исследования потребителей туристского продукта

Исходя из предмета и объекта  целью курсовой работы является изучение данной темы и решение всех выше поставленных задач.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Методология экономической эффективности туризма

§I. Экономические основы туристской деятельности

"Туристика" - термин  новый, и поэтому вначале необходимо  дать ему определение. При определении  туристики надо исходить из  ее конкретно-целевой, практической  направленности - туристского обслуживания  граждан.

ТУРИСТИКА - это система  прикладных наук о туризме и туристском обслуживании граждан. Эти науки  охватывают два уровня туризма: отрасль  и туристский хозяйствующий субъект (туристскую фирму).

Туристика на уровне отрасли  в целом включает три элемента туризма:

  • организацию;
  • управление;
  • экономику.

Организация в широком  плане представляет собой совокупность процессов или действий, ведущих  к образованию и совершенствованию  взаимосвязей между частями целого.

Под организацией туризма  как отраслевой экономической системы  понимается сочетание структуры  и способов функционирования ее элементов  и подсистем. Структура туризма  характеризуется составом ее элементов  и способом их объединения (взаимодействия).

Организационная структура  представляет собой способ объединения  структурных единиц элементарного  уровня (турфирм, турагенств и т.п.), в результате которого образуется иерархия туризма как отраслевой экономической  системы.

В организационной структуре  отрасли туризма можно различить несколько аспектов:

  • социально-экономический,
  • материально-вещественный,
  • технологический
  • информационный.

Социально-экономический  аспект организационной структуры связан с формированием собственности на средства производства, с помощью которых осуществляется функционирование туризма. В зависимости от этого выделяются следующие организационно-правовые формы туризма: федеральная, муниципальная, акционерная, частная и т.п.

Материально-вещественный аспект структуры туризма как отрасли представляет собой совокупность производимых и реализуемых им туров, услуг и товаров. Этот аспект характеризуется объемами реализации туристского продукта.

Технологический аспект отрасли туризма представляет собой совокупность конкретных технологических процессов, связанных с производством, реализацией и потреблением туристского продукта.

Следующий аспект организационной  структуры туризма - информационный. Чтобы справиться с управлением такой сложной системы, как туризм, необходима рациональная организация потока информации. Наиболее эффективной организацией для больших систем является иерархическая структура, то есть вертикальное членение структуры управления на несколько подчиненных друг другу ступеней. При этом управление процессом прохождения информации организуется так, что при поступлении ее от низшей степени к высшей происходит сжатие информации путем ее укрупнения или сокращения.

Управление в широком  плане представляет собой процесс  выработки и осуществление управляющих  воздействий. Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления, предназначенное для достижения цели управления. Управление туризмом на уровне отрасли означает воздействие  субъекта управления на объект управления.

Объектом управления (управляемой  подсистемой) являются туристские фирмы, процесс туристского обслуживания граждан в данном регионе и  др.

Управление осуществляется посредством циркулирования определенной информации между субъектом и  объектом управления.

Завершающим элементом туристики  является экономика туризма.

ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА представляет собой систему отношений, возникающих  в сфере туризма в процессе производства, распределения, обмена и  потребления результатов туристской деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ туристской деятельности - управление производственно-обслуживающим  процессом в туристской фирме.

Элементами любого производственно-обслуживающего процесса являются работник, орудия, предмет  труда и используемая технология. Для осуществления производственно-обслуживающего процесса все его элементы необходимо скоординировать.

Таким образом, организация  туристской деятельности представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание труда, средств  и технологии в едином производственно-обслуживающем  процессе туристской фирмы.

Основной задачей организации  туристской деятельности является достижение целей, поставленных перед туристской фирмой при наилучшем (эффективном) использовании имеющихся в наличии  рабочей силы, материальных, денежных и информационных ресурсов.

Технология туристского  обслуживания представляет собой совокупность методов, форм производства и реализации туристского продукта, а также  способов воздействия на процесс  продвижения туристского продукта на туристском рынке.

МЕНЕДЖМЕНТ В ТУРИЗМЕ  это - совокупность принципов, методов, средств и форм управления производственно-обслуживающим  процессом в туристских фирмах.

Интегральной функцией менеджмента  является маркетинг.

МАРКЕТИНГ В ТУРИЗМЕ означает комплексный подход к управлению производством, реализацией и организацией потребления туристского продукта, ориентированный на учет требований туристского рынка и активное воздействие на спрос с целью  расширения объема продажи туристского  продукта.

ЭКОНОМИКА ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ - это совокупность факторов производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации туристского  продукта и оказания различных других услуг (выполненных работ).

Стоимостная оценка активов  и доходов туристской фирмы характеризует  уровень и масштабы ее развития. Последнее зависит от умения найти  оптимальное соотношение между  используемыми ресурсами, количеством  и качеством реализованного туристского  продукта, с одной стороны, и объемом  реализации туристского продукта и  прибылью от его реализации - с другой.

Эффективность реализации этих факторов зависит от воздействия  внешних и внутренних условий  развития и функционирования туристской фирмы.

 

§II. Экономическая эффективность туризма

Эффективность в общем  понятии означает получение какого-то определенного эффекта, то есть действенность  результата.

Экономическая эффективность - это процесс хозяйствования, результат которого выражается определенной выгодой, достигнутой при определенных затратах денежных, материальных, информационных ресурсов и рабочей силы.

Экономическая эффективность  туризма является составным элементом  общей эффективности общественного  труда и выражается определенными  критериями и показателями.

Под критерием следует  понимать основное требование к оценке правильности решения поставленной задачи. Необходимость критерия возникает  потому, что следует четко определить, с каких позиций следует подходить  к расчету эффективности производственно-обслуживающего процесса туризма.

Общественное производство функционирует в интересах всего  общества, поэтому его эффективность  следует оценивать исходя из степени  достижения целей общества.

В соответствии с теорией  оптимального функционирования экономики  эффективность на отдельном "участке" должна оцениваться с позиций  общего эффекта, то есть частные критерии эффективности должны соответствовать  глобальному критерию, "вытекать" из него.

Общий критерий эффективности  общественного производства заключается  в достижении в интересах общества наибольших результатов при наименьших затратах средств и рабочей силы.

Проблемы эффективности  туризма целесообразно рассматривать  с помощью системного подхода.

Системный подход предполагает установление разных критериев и  показателей для разных уровней  управления и определенную иерархию целей и соответственно им критериев  эффективности.

Организационная структура  управления туризмом состоит из ряда звеньев:

  • системы как диверсифицированного межотраслевого комплекса социально-бытовой инфраструктуры;
  • отрасли как самостоятельного хозяйственного звена в масштабах региона;
  • туристского хозяйствующего субъекта (туристской фирмы).

Поэтому проблему определения  народнохозяйственного критерия эффективности  туризма следует рассматривать  в трех аспектах: на уровне общества (народного хозяйства в целом), отрасли, отдельной туристской фирмы.

Туризм непосредственно  участвует в создании национального  дохода страны.

Доля туризма в национальном доходе составляет: в Германии - 4,6%, в Швейцарии - 10%. Совокупный вклад  туризма в экономику страны включает как прямой, так и косвенный  вклад.

Прямое влияние туризма  на экономику страны (региона) - это  результат расходов туриста на покупку  услуг и товаров туризма. Деньги, потраченные туристами в месте  пребывания, создают доход, который  приводит к цепной реакции: расходы - доходы - расходы - доходы и т.д.

Этот процесс означает косвенное влияние туризма на экономику страны (региона). Туризм генерирует вторичный спрос на товары и услуги. Косвенный вклад туризма  в экономику страны проявляется  в эффекте повторения затрат туристов на покупку услуг и товаров  в определенное время и в определенном месте. Этот эффект называется "эффект мультипликации" или "мультипликатор".

Мультипликатор - это соотношение  отклонения от равновесного чистого  национального продукта (валового национального  продукта за вычетом отчислений на потребление капитала) и исходного  изменения в расходах на инвестиции, вызвавшего данное изменение реального  чистого национального продукта.

Информация о работе Экономическая эффективность туризма