Экономическая эффективность туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:41, курсовая работа

Описание

Задачи:
Экономические основы туристской деятельности
Экономическая эффективность туризма
Значение туризма для мировой экономики в целом
Положительные и отрицательные аспекты туристской деятельности
Маркетинговые исследования потребителей туристского продукта
Исходя из предмета и объекта целью курсовой работы является изучение данной темы и решение всех выше поставленных задач.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………….3
Глава I. Методология экономической эффективности туризма………………5
§I. Экономические основы туристской деятельности………………………………5
§II. Экономическая эффективность туризма……………………………………………..8
Глава II. Анализ экономической эффективности туризма………………………15
§I. Значение туризма для мировой экономики в целом…………………………15
§II. Положительные и отрицательные аспекты туристской
деятельности…………………………………………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………………………………….20
Литература………………………………………………………………………………………………...21

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 45.05 Кб (Скачать документ)

 

§II. Положительные и отрицательные аспекты туристской деятельности

Туриндустрия имеет уникальную структуру. Она характеризуется наличием целого ряда отдельных элементов, включающих различные отрасли обслуживания: небольшие рестораны, мотели и отели, дома отдыха, прачечные, магазины, торгующие изделиями местных ремесленников и предметами искусства, и т. п. Таким образом, инвестиции правительства в инфраструктуру, а иногда и дорогую материально-техническую базу туризма стимулируют инвестирование многочисленных предприятий малого бизнеса. Исходные инвестиции в туризм привлекают еще большие инвестиции в будущем во вспомогательные и поддерживающие отрасли хозяйства. Сюда входят крупные инвестиции в основные отели, рестораны, торговые центры, порты, аэропорты и т. д. Совершенствованная благодаря туризму инфраструктура региона используется также и местными жителями.

Так как индустрия туризма  охватывает многочисленные предприятия  малого бизнеса, которые поддерживают индустрию, выручка от туризма быстро распределяется среди самых широких  слоев населения принимающего региона  таким образом, все общество получает экономическую выгоду.

Следующий положительный  аспект развития туризма заключается  в том, что туристы вынуждены  платить налоги, как и большинство  населения. Так как путешественники  в основном приезжают из других регионов, то их расходы для правительства  принимающей страны представляют собой  расширенную налоговую базу. В  дополнение к обычному налогу с продаж туристы иногда платят и менее  прямые налоги. Аэропортовые сборы, въездная и таможенная пошлины, визовые сборы - это лишь несколько примеров обычно используемых методов налогообложения  туристов.

Кроме этих особых случаев, обычные налоги, собираемые как с  туристов, так и с местных жителей, повышаются вследствие туристских расходов. Таким образом, туризм повышает доходы региона, занятость, инвестиции и т. п.

Тем не менее, существуют пределы, до которых правительство принимающего региона может максимизировать  прибыль от данных аспектов туризма. Эти ограничения бывают двух типов: социальные и экономические. Социальные ограничения возникают благодаря  увеличению налогов, взимаемых с  местных жителей при развитии туриндустрии в регионе. А экономические  ограничения представляются в форме  потенциальных издержек неиспользованных возможностей (альтернативных издержек), которые возникают вследствие развития туриндустрии. Они заслуживают внимательного  исследования с тем, чтобы достичь  более глубокого понимания проблемы оптимизации, которая стоит перед  правительством принимающей страны.

Наряду с позитивными  последствиями развития туризма  не следует забывать о негативном воздействии отрасли, о так называемой монокультуре туризма. В конкурентной борьбе за землю, ресурсы, капитал туризм теснит сельское хозяйство и другие традиционные источники дохода местных  жителей. Более высокая заработная плата в туриндустрии привлекает работников, что пагубно влияет на сельское хозяйство из-за оттока рабочей силы. В результате снижаются объемы сельскохозяйственной продукции, в то время как объемы потребления растут благодаря многочисленным туристским прибытиям. Одновременно нарушается или полностью разрушается традиционный уклад жизни и природный ландшафт в центрах массового туризма. Монокультура туризма сама подрывает основы своего существования.

Разнообразие - это основа экономической стабильности. Когда  одна отрасль переживает резкий экономический  спад, другая процветает, и таким  образом снижается возможность  кризиса или сглаживаются его  последствия, если кризис все же наступает. Следовательно, вместо того, чтобы способствовать диверсификации экономики, туризм порой замещает сектор сельского хозяйства.

По многим причинам нежелательно, чтобы туризм стал замещающей отраслью. Во-первых, по сути своей туризм - явление  сезонное. Иногда сезонные колебания  в спросе могут быть снижены, но никогда  нельзя избежать их полностью. Поэтому  если туризм - основная отрасль в  регионе, то «низкий» сезон приносит серьезные проблемы занятости. Во-вторых, спрос на туризм и путешествия  в значительной степени зависит  от доходов и вкусов туристов. И  оба эти фактора находятся  вне контроля принимающего региона. Другими словами, полная зависимость  региона от одного-единственного  сектора индустрии крайне нежелательна.

Более того, туризм порождает  определенные социальные издержки и  дополнительные расходы на поддержание  окружающей среды, которые «ложатся на плечи» принимающего региона и  его жителей. Слишком бурное развитие туризма и полная зависимость  от него ставит следующую дилемму: если прекратить дальнейшее развитие, это  грозит экономическим спадом; если же не ограничивать туризм в дальнейшем развитии, то природные и культурные ресурсы страны из-за чрезмерного  использования оскудеют, придут в  негодность и обесценятся. В подобном случае решение, как правило, принять довольно сложно.

Иногда правительства  развивающихся стран смотрят  на туризм слишком оптимистично. Они  воплощают в жизнь активные инвестиционные программы, направленные на развитие туризма  и носящие приоритетный характер. В определенных случаях такой  подход может привести к отрицанию  более значимых потребностей страны в инвестициях. Инвестиции - долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики  внутри страны и за границей. Различают  финансовые (покупка ценных бумаг) и  реальные (вложение капитала в промышленность, сельское хозяйство, строительство  и др.) инвестируемые на образование, здравоохранение и другие социальные нужды. Порой туризм порождает рост темпов инфляции в регионе, где он развивается. Туристы вкладывают свои деньги, заработанные в другом регионе  или стране, в экономику данного  туристского региона. Поскольку  это повышает доходы региона (как  отмечалось выше), то может явиться  и причиной инфляционного давления. Повышаются цены на товары первой необходимости: продукты, одежду, жилье, транспорт. Как  правило, в туристских регионах особенно стремительно растут цены на землю  (рост цен может достигнуть 20000 %). Цена, которую иностранцы готовы заплатить за свое проживание во время отпуска в туристском регионе, может резко понизить спрос на жилье самих местных жителей. Местные жители (имеющие сравнительно небольшие доходы) попросту вытесняются с рынка жилья в районах с развитой туриндустрией.

Таким образом, хотя туризм и обладает значительным потенциалом  как инструмент экономического развития, но он не является панацеей от всех экономических  недугов. Правительство должно приложить  все усилия к оптимизации (а не максимизации) прибыли от туризма, принимая во внимание те издержки, которые может  повлечь за собой его развитие. Следует отметить, что возможность  возникновения и величина издержек от туризма для развивающихся  стран гораздо больше, чем для  процветающих. Развитые страны по определению  обладают здоровой экономикой, которая  способна с легкостью покрыть  все издержки туризма. Обычно экономики  подобных стран диверсифицированы, а правительственные инвестиционные программы не полностью сосредоточены  на развитии.

Итак, к преимуществам  развития туризма для каждой страны относятся:

* увеличение денежного  потока в регион, в том числе  приток иностранной валюты;

* рост валового национального  продукта;

* создание новых рабочих  мест;

* реформирование структуры  отдыха, которая может быть использована  как туристами, так и местным  населением;

* привлечения капитала, в  том числе и иностранного;

* увеличение налоговых  сборов принимающего региона.

Недостатки развития туризма  проявляются в том, что туризм:

* влияет на рост цен  на местные товары и услуги, на земельные и другие природные  ресурсы и недвижимость;

* способствует оттоку  денег за границу при туристском  импорте;

* вызывает экологические  и социальные проблемы;

* может наносить ущерб  развитию других отраслей.

 

Заключение

Мировая туристская индустрия  переживает сейчас настоящий бум. На прошедшей в Стамбуле конференции  Всемирной туристской организации (ВТО) отмечалось, что в 2006 г. общая  численность путешественников достигла 592 миллионов человек. Это в несколько  раз больше, чем в середине 80-х  годов, когда планету в очередной  раз охватывала туристская лихорадка. Однако, по прогнозам, уже совсем скоро  Землю поразит невиданная "эпидемия" туризма. Ожидается, что в 2020 году зарубежные вояжи к памятникам истории и  культуры, по известным городам и  на популярные курорты совершат 1 миллиард 800 миллионов землян. Такой прогноз  означает, что миллионы людей, жаждущих работы, получат ее в сфере туризма

По мнению различных аналитиков, в основе развития международного туризма  лежат следующие факторы:

1. Экономический рост  и социальный прогресс привели  к расширению деловых поездок  и поездок с познавательными  целями.

2. Совершенствование всех  видов транспорта удешевило поездки.

3. Увеличилось число наемных  рабочих и служащих в развитых  странах и повысился их материальный  и культурный уровень.

4. Развитие межгосударственных  связей и культурных обменов  между странами привело к расширению  межличностных связей между регионами  и внутри них.

5. Развитие сферы услуг  стимулировало развитие сферы  перевозок и технологический  прогресс в области телекоммуникаций.

6. Были ослаблены ограничения  на вывоз валюты во многих  странах и упрощены пограничные  формальности .

Мексику, Бразилию, Перу, Аргентину, Кению, Египет не отнесешь к самым  развитым странам. Однако власти здесь  давно поняли, что отличный туристский сервис, налаженный с помошью государства, способствует подъему всей экономики. Примеры последних лет - успехи в  туризме Китая. Таиланда, Индонезии. В Кении туризм стал чуть ли не единственным источником получения средств на сохранение самобытности, ремесел и  охрану природы. Министерство туризма  есть даже на Сейшельских островах. В 1950г. было совершено 25 млн. международных  туристских поездок, поступления в  бюджет государств составили 2,5 млн. долларов. В 2005 г. эти цифры составили соответственно 500 млн. и 304 млрд.

Литература

  1. Дурович А. Маркетинг в туризме. М. : Новое знание, 2003.
  2. Кабушкин,Н. Менеджмент туризма. М. : Новое знание, 2002.
  3. Корнетова,Е., Дурович,А. Маркетинговые исследования в туризме: учебное пособие. М. : Новое знание, 2002.
  4. Организация туризма: Учеб. пособие / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др.; Под общей ред. Н.И. Кабушкина и др. - Мн. : Новое знание, 2003. - 632 с.
  5. Сергеев ,Т. Организация туризма. М. : Новое знание, 2003.
  6. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие / Яковлев Г.А.- М.

: РДЛ, 2002.

  1. Экономика туризма. Практикум: Учеб. пособие / З.М. Горбылева. - Мн.

: БГЭУ, 2002. - 144 с.

  1. Экономика туризма: Учеб. пособие / З.М. Горбылева. - Мн. :БГЭУ, 2004. - 478с.
  2. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие / Яковлев Г.А.- М.

: РДЛ, 2002.

  1. Морозов,М.А. Экономика и предпринимательство в социально-                                культурном сервисе и туризме: Учебник. М.: «Академия», 2006. - 288с.
  2. Каурова,А.Д. Организация сферы туризма: Учебное пособие. СПб.

: «Издательский дом Герда», 2006. - 320с.

  1. Горбылева,З.М. Экономика туризма: Учеб пособие. - М. : 2004. - 478с.

Информация о работе Экономическая эффективность туризма