Экономические функции туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 13:35, контрольная работа

Описание

В зависимости от аспекта можно говорить о различных функциях, выполняемых туризмом: культурной, образовательной, социальной. В рамках изучаемой дисциплины рассматриваются экономические функции туризма.

Содержание

Содержание
1. Функция воспроизводства турпродукта 3
2. Функция обеспечения занятости 4
3. Функция сглаживания 4
4. Функция нивелирования платёжного баланса 5
5. Функция создания дохода – туристский мультипликатор 6
Список используемой литературы 7

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 47.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

1. Функция воспроизводства турпродукта

2. Функция обеспечения занятости

3. Функция сглаживания

4. Функция нивелирования платёжного баланса

5. Функция создания дохода – туристский мультипликатор

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Функция воспроизводства турпродукта

В зависимости от аспекта можно говорить о различных функциях, выполняемых туризмом: культурной, образовательной, социальной. В рамках изучаемой дисциплины рассматриваются экономические функции туризма.

Функция воспроизводства выполняется через использование основных факторов производства. Каждому фактору производства соответствует и определенный факторный доход (доход, получаемый с фактора производства).

Факторы производства делятся на основные (труд, земля, капитал) и дополнительные (предпринимательство, информация):

· труд – деятельность органов управления туризмом и туристских организаций (турагентов и туроператоров);

· земля – все природные ресурсы, используемые для производства турпродукта;

· капитал – деньги, активы;

· информация – о туристских возможностях, ресурсах;

· предпринимательство – организация и управление для получения нового турпродукта.

Все факторы производства используются при создании новых товаров и услуг, и, естественно, данный процесс является непрерывным. Факторы производства тесно взаимоувязаны в туристской деятельности.

В туризме на первое место выдвигаются природные ресурсы – земля. Сегодня это единственный, незадействованный полностью фактор производства, при помощи которого можно добиться максимального эффекта от его использования, при условии определенного соответствия между всеми факторами производства, т.е. каждой единице земельных ресурсов должны соответствовать и объём трудовых ресурсов, и объём капитала.

 

2. Функция обеспечения занятости

Функция обеспечения занятости, выполняемая туризмом, выражается в том, что население получает работу на туристских предприятиях (гостиничные, транспортные и др.). Рост туризма создает в регионах, независимо от уровня их развития, новые рабочие места, поэтому такое воздействие туризма на занятость может стать определяющим для тех регионов, которые существенно зависят от данного сектора экономики.

 По оценкам специалистов, на каждые 10 новых рабочих мест в развитых странах 7 приходится на сферу услуг. Это объясняется тем, что здесь требуются значительные объемы высококвалифицированного ручного труда (уборка гостиничных комплексов и прилегающих территорий; приготовление пищи и организация питания туристов и пр.).

Занятость в туризме может быть:

· прямой (на предприятиях, предназначенных специально для туристов – работники турфирм, гостиниц);

· косвенной (на предприятиях, специально для туристов, не предназначенных, но также ими используемых – работники ресторанов, музеев, магазинов и т.д.).

 

3. Функция сглаживания

Функция сглаживания проявляется в том, что туризм при определенных условиях может способствовать экономическому развитию депрессивных, слабых в структурном отношении, регионов. Создание туристских предприятий в удаленных, малонаселённых или индустриально слаборазвитых регионах частично нейтрализует некоторые негативные явления. В данном случае туризм выполняет выравнивающую функцию, поскольку многие привлекательные в природном или культурном отношении регионы способны с помощью туризма обеспечить себе темпы экономического роста, превосходящие среднестатистические показатели, что означает создание дополнительного дохода и рабочих мест.

 4. Функция нивелирования платёжного баланса

Влияние туризма на стабилизацию платёжного баланса региона осуществляется через функцию его нивелирования. В составе платежного баланса расходы местных туристов, выехавших за пределы региона, противопоставляются доходам, полученным от потребления товаров и услуг, прибывшими в регион туристами.

Вклад в платежный баланс страны выражается в виде разницы между расходами иностранных туристов в стране и расходами резидентов этой же страны за рубежом. Государственная политика стран направлена на стабилизацию платежного баланса.

Платежный баланс может быть положительным и отрицательным. Положительный платежный баланс – ситуация, когда сумма ввоза туристами валюты превышает сумму вывоза из нее. Отрицательный платежный баланс – ситуация, при которой сумма ввоза валюты меньше суммы вывоза.

Баланс платежей оказывает прямое влияние на ВНП страны, величина которого определяется по формуле:

 ВНП = C + I + G + (e – i),

 Где C – расходы потребителей; I – инвестиции; G – расходы государства; е – экспорт; i – импорт.

Туризм можно импортировать в страну и экспортировать из нее, причем здесь есть существенные отличия между товарами и услугами.

 Туристский импорт предполагает выезд туристов из страны, вывоз ими денежных средств и ввоз туристских впечатлений, товаров (выездной туризм).

Туристский экспорт предполагает въезд туристов в страну, ввоз ими денежных средств и вывоз туристских впечатлений и товаров (имеет место при въездном туризме).

При туристском экспорте направление денежного потока совпадает с направлением потока туристов. В этом состоит отличительная особенность туристского экспорта от экспорта товаров, поскольку при экспорте товаров денежный поток и поток товаров движутся в противоположных направлениях (аналогично сравнение туристского и товарного импорта).

 

5. Функция создания дохода – туристский мультипликатор

Туристский мультипликатор – коэффициент, отражающий увеличение доходов региона в зависимости от расходов туристов.

Чем больше доля дохода, потраченного в стране (регионе), тем больше эффект мультипликатора. Способность удерживать доход от туризма в стране зависит от самостоятельности местной экономики. Если она способна производить все товары и услуги, которые нужны туристам, то эффект мультипликатора будет значительным. А чем больше импортируется из других стран/регионов, тем меньше эффект мультипликатора.

Мультипликатор дохода (Мд) показывает дополнительный доход (заработная плата, рента, прибыль и т.п.), полученный в результате увеличения расходов туристов.

Мультипликационный эффект выражается в том, что доход, полученный в одной отрасли, способствует возникновению нового дохода у другого субъекта хозяйственной деятельности.

Эффект увеличения дохода в туризме имеет, прежде всего, региональное значение. Значительное увеличение дохода происходит тогда, когда первичная выручка от туризма переходит в региональную торговлю, промышленность, сельское хозяйство и т.д. Значения мультипликатора различны в зависимости от характера региональной экономики и степени взаимосвязанности разных секторов ее экономики.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Актуальные проблемы экономической теории и практики (коллектив авто-ров: Г.С. Вечканов, С.Г. Ковалев, Л.М. Чистов и др.) - СПб.: Астерион, 2003. - 512 с.

2. Дубро В.Г. Современное естествознание и организация общества / Доклад на Петербургском экономическом форуме. - СПб, 1997. - С.4.

3. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 584 с.

4. Стоек Т. Экологические ценности в системе общественных ценностей /Экология, хозяйство, окружающая среда. - М.: Прогресс, 1990. - С.31-43.

 

 

 

 

 

4

 



Информация о работе Экономические функции туризма