Экономическая функция государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 08:06, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: проанализировать основные экономические функции государства в современной рыночной экономике.
В связи с целью работы я поставила перед собой следующие задачи:
1. Изучить литературу по исследуемому вопросу.
2. Проанализировать необходимость вмешательства государства в рыночную экономику и границы этого вмешательства.
3. Рассмотреть основные экономические функции государства.
4. Выявить роль государства в современной рыночной экономике.

Содержание

Введение 3

Глава 1 Необходимость государственного вмешательства в экономику и его границы 5

Глава 2 Функции государства в рыночной экономике 11

2.1Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики, антимонопольное регулирование 11

2.2 Стабилизационная функция 17

2.3 Аллокационная функция 19

2.4 Распределительная функция 27

2.5 Регулирующая функция 30

Глава 3 Экономическая роль государства в современной России 34

3.1 Социально-экономический кризис в России: основные черты 34

3.2 Роль государства в кризисной экономике 38

3.3 Задачи нового этапа реформ в России 42

Заключение 47

Список использованных источников и литературы 49

Работа состоит из  1 файл

22 экономическая функция государства.docx

— 96.05 Кб (Скачать документ)

 

Оглавление

Введение                                                                                                                 3

Глава 1 Необходимость  государственного вмешательства  в  экономику и его границы                                                                                                                    5

Глава 2 Функции  государства в рыночной экономике                                         11

2.1Создание  и регулирование правовой основы  функционирования экономики, антимонопольное  регулирование                                                                          11

2.2 Стабилизационная  функция                                                                               17

2.3 Аллокационная функция                                                                                  19

2.4 Распределительная  функция                                                                             27

2.5 Регулирующая  функция                                                                                    30

Глава 3 Экономическая  роль государства в современной  России                        34

3.1 Социально-экономический кризис в России: основные черты                    34

3.2 Роль государства в кризисной экономике                                                        38

3.3 Задачи нового этапа реформ в России                                                              42

Заключение                                                                                                               47

Список использованных источников и литературы                                               49                                          

 

           Введение

 

В обеспечении  нормального функционирования любой  современной экономической системы  важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории  своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации  национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное  регулирование экономики имеет  долгую историю - даже в период раннего  капитализма в Европе существовал  централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными  ставками и внешней торговлей. В  современных условиях любое государство  осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в  экономику[1, c. 45].

Актуальность  рассмотрения данной темы определяется следующими факторами. Многие фундаментальные  проблемы современного общества не могут  быть решены исключительно рыночными  механизмами и нуждаются в  государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, которая  из пассивного элемента экономической  системы превратилась в один из важнейших  источников экономического роста. В  частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных  исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено специальными исследованиями. В дальнейшем роль образования и науки в экономическом  развитии будет, по всей вероятности, возрастать за счет традиционных, материально-вещественных факторов производства. К числу других нематериальных факторов, оказывающих  огромное влияние на состояние рабочей  силы и производительность труда, на качество экономического роста, относятся  здравоохранение, социальное обеспечение  и состояние окружающей среды. Высокий  уровень материального и духовного  благосостояния граждан, доминирование  среднего класса в структуре общества и, следовательно, реализация принципов социального партнерства определяют долгосрочные экономические перспективы страны и ее социально-политическую стабильность.

Особым  фактором объективного усиления роли государства выступает чрезвычайно  возросшая социально-организационная  сложность современной экономики, которая нарушает обычные функциональные связи внутри рыночной системы. Это явление «институциональная ригидность» проявляется в том, что фундаментальные рыночные переменные, теоретически способные изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону снижения, в современном обществе обычно изменяются только в одну сторону из-за сопротивления правовых институтов и организаций изменениям в другом направлении (обычно даже при ухудшении деловой конъюнктуры абсолютный уровень цен и зарплаты не снижается, затруднены увольнения рабочих и т.д.). Современная экономика в значительной мере утратила гибкость, которая была присуща раннему капитализму[2, c. 78].

Цель  моей курсовой работы: проанализировать основные экономические функции  государства в современной рыночной экономике.

  В связи с целью работы я поставила перед собой следующие задачи:

1. Изучить  литературу по исследуемому вопросу.

2. Проанализировать  необходимость вмешательства государства  в рыночную экономику и границы  этого вмешательства.

3. Рассмотреть  основные экономические функции  государства.

4. Выявить  роль государства в современной  рыночной экономике. 

Функциональный  подход к деятельности государства, во-первых, помогает глубже усвоить  само понятие государства, увидеть  его историческое предназначение и  роль в жизни общества; во-вторых, дает возможность научно очертить содержание деятельности государства, его механизм в конкретных исторических условиях; в-третьих, служит целям совершенствования  организационной структуры государства  для качественного осуществления  государственного управления.

Глава 1 Необходимость государственного вмешательства  в экономику и его границы

 

ГЛАВА 1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА  В ЭКОНОМИКУ И ЕГО ГРАНИЦЫ

 

Рассмотрим  границы необходимого вмешательства  государства в экономику. Прежде всего, это области, где перестает  эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство государства.

Во-первых, это правильная организация денежного  обращения.

Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка  позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме, через спрос. Однако существуют такие  потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного  пользования: национальная оборона, государственное  управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и т. д. Здесь  не обойтись без вмешательства государства  в экономику.

В-третьих, устранение государством последствий  внешних эффектов. В процессах  рыночного производства и потребления  могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения  и не фиксируемые рынком. Эти внешние  эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное  распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства  в экономику.

Функции, выполняемые государством по организации  денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют минимально необходимые границы  вмешательства государства в  экономику,  регулирования реального  рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.

Если  обратиться к реальному конкурентному  рынку, то обнаружатся новые области  экономической жизни, где проявляется  ограниченность механизма рынка, что  делает необходимым более широкое  участие государства в хозяйственных  процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику. Кратко обозначим эти сферы[3, c. 78].

1. Перераспределение  доходов.

Рынок признает справедливыми доходы, полученные в  результате свободной конкуренции  на рынках факторов производства, размеры  доходов зависят от эффективности  вложения факторов. В обществе же есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (нетрудоспособные, неимущие). Они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Существуют и люди, не имеющие работу, но трудоспособные, они не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение  доходов неприменимо к тем, кто  занят производством общественных товаров, их содержание становится задачей  государства, а не рынка.

Во всех вышеперечисленных случаях государство  вправе вмешаться в перераспределение  доходов, ибо то, что справедливо  с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в  обществе.

Государство берет на себя задачу обеспечения  правовой базы и некоторых важнейших  услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного  статуса частным предприятиям, определение  прав частной собственности и  гарантирование соблюдения контрактов. Правительство устанавливает также  законные "правила игры", регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства государство выполняет функции арбитра в области экономических связей. Основные услуги, обеспечиваемые государством, включают применение милицейских сил для поддержания общественного порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающий обмен товаров и услуг.

2. Конкуренция  служит основным регулирующим  механизмом в экономике. При  конкуренции индивидуальные производители  и поставщики ресурсов могут  лишь приспосабливаться к желаниям  покупателей, которые рыночная  система регистрирует и доводит  до сведения продавцов. Конкурирующих  производителей, подчиняющихся воле  рыночной системы, ждут прибыль  и упрочение их позиций; уделом  же тех, кто нарушает законы  рынка, являются убытки и, в  конечном счете, банкротство. 

Рост  монополий резко изменяет эту  ситуацию. Государство пытается регулировать ситуацию двумя способами. Оно образовывает государственные комиссии для регулирования  цен и устанавливает стандарты  на предоставляемые услуги. Федеральное  правительство также использует антимонопольные законы[4. c. 78].

Механизм  рынка не реализует автоматически  право на труд для тех, кто может  и хочет работать. Заметим, что  обеспечение указанного права не аналогично наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный  резерв рабочей силы, по ряду причин в рыночной системе неизбежна  безработица, что ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка  рабочей силы с целью поддержания  определенного уровня занятости, материального  обеспечения людей, утративших рабочие  места.

  Монополизм и инфляция - это две тяжелые “хронические болезни” рыночной экономики, которая нуждается в проведении антимонопольной и антиинфляционной профилактики.

3. Суть  государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления – рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача государственного регулирования экономики – притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

4. Развитие  фундаментальных научных исследований  с длительными сроками окупаемости,  высокой степенью риска и неопределенностью  в отношении прибыли практически  не под силу рыночному механизму.  Здесь государство стимулирует  структурную политику и научно-технический  прогресс. Да и рынок более  эффективно работает при коммерческом  освоении перспективных видов  новой техники и технологии.

Государство проводит региональную политику, решая  вопросы, возникающие при воздействии  на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и  других нерыночных факторов. Региональная политика осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных  капиталовложений, которые обеспечивают привилегированное положение отдельным  отраслям и регионам. В одних случаях  поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся  в состоянии затяжного кризиса; в других – поощряется развитие новых отраслей и видов производств  – носителей научно - технического прогресса, призванных привести к прогрессивным  структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Информация о работе Экономическая функция государства