Экономическая функция государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 08:06, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: проанализировать основные экономические функции государства в современной рыночной экономике.
В связи с целью работы я поставила перед собой следующие задачи:
1. Изучить литературу по исследуемому вопросу.
2. Проанализировать необходимость вмешательства государства в рыночную экономику и границы этого вмешательства.
3. Рассмотреть основные экономические функции государства.
4. Выявить роль государства в современной рыночной экономике.

Содержание

Введение 3

Глава 1 Необходимость государственного вмешательства в экономику и его границы 5

Глава 2 Функции государства в рыночной экономике 11

2.1Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики, антимонопольное регулирование 11

2.2 Стабилизационная функция 17

2.3 Аллокационная функция 19

2.4 Распределительная функция 27

2.5 Регулирующая функция 30

Глава 3 Экономическая роль государства в современной России 34

3.1 Социально-экономический кризис в России: основные черты 34

3.2 Роль государства в кризисной экономике 38

3.3 Задачи нового этапа реформ в России 42

Заключение 47

Список использованных источников и литературы 49

Работа состоит из  1 файл

22 экономическая функция государства.docx

— 96.05 Кб (Скачать документ)

Итак, не во всех случаях антимонопольное  законодательство является достаточно эффективным. Оно отличается высокой степенью неопределенности, часто не позволяет точно устанавливать размеры монополизации рынка. Но в целом оно способствует созданию условий для развития конкуренции. За его нарушения предусмотрены значительная уголовная и гражданская ответственность.

В этой связи  стратегическим направлением антимонопольной  политики становится работа по поддержанию  и формированию добросовестной конкуренции. Этому нередко мешают соглашения хозяйствующих субъектов, направленные на раздел рынка по территориальному или продуктовому признаку, на создание препятствий входа на рынок конкурентов, на проведение скоординированной ценовой  политики. Поэтому антимонопольная  политика включает и меры по пресечению подобных антиконкурентных действий. Вместе с тем остается актуальной проблема ограничения и пресечения монополистической деятельности. Наконец разберемся, какую политику проводит государство по отношению к естественным монополиям. В данном случае возникает противоречие. С одной стороны, фирмы — естественные монополисты, как любые монополисты, устанавливают высокие монопольные цены, сокращая объем производства продукции, и получают сверхприбыли. С другой стороны, как указывалось  выше, конкуренция в отраслях с естественной монополией экономически неэффективна. Поэтому государство, сохраняя естественные монополии, принимает меры к ограничению их отрицательных последствий для общества, прежде всего, контролируя цены на их продукцию[11, c. 45].

 

2.2 Стабилизационная  функция

 

Эта функция  предполагает обеспечение сохранности  рыночного механизма и условий  его нормальной работы. Во всех странах  с давними рыночными традициями это достигается путём осуществления  комплекса мер по борьбе с монополизацией, инфляцией и безработицей. Как показывает практика всех развитых стран, рыночный механизм не содержит в себе иммунитет против этих болезней, резко снижающих эффективность экономических процессов, вплоть до их полной дезорганизации. Чтобы снизить монополизацию рыночной экономики государство должно проводить антимонопольную политику, а именно:

1) разработать  и принять специальное антимонопольное  законодательство;

2) сформировать  системы органов, осуществляющих  антимонопольное регулирование  и контролирующих соблюдение  антимонопольного законодательства, используя административно-организационные  методы.

Использование имеющегося мирового опыта по стабилизации экономики в России затруднено, а  часто невозможно по двум основным причинам: во-первых, в России отсутствует  достаточная конкурентная среда  рынка с его инфраструктурой; во-вторых, инфляция в российской экономике  сочетается с общим кризисом существующей общественно-экономической системы, что в мировой практике встречается  редко. Чтобы подавить инфляцию государство  вводит временное замораживание  цен и доходов, устанавливаются  верхние пределы их роста и  др. Иногда государство ставит задачу удерживать динамику заработной платы  на уровне, не превышающем темп роста  производительности труда.

В целях  стабилизации экономики государство  должно иметь свою чрезвычайную программу  выхода из кризиса, которая была бы нетривиальной и специфичной, как, например, программа «Новый курс»  Ф. Рузвельта. Также государство  должно решать такие задачи, как: создание рынка и его инфраструктуры, рыночных механизмов саморегулирования; формирование эффективно работающего негосударственного сектора экономики; создание самого государственного сектора, использующего  принципы рыночного механизма, вместо тотально огосударствленной рыночной экономики, действующей в административно-командном режиме.

 

2.3 Аллокационная функция

 

В основе модели конкурентных рынков лежит понятие  частной собственности. Частная собственность предоставляет индивиду возможность владеть некоторым благом и, таким образом, позволяет ему не допускать других людей к тем выгодам, которые это благо обеспечивает. В то же время существует набор прав собственности, который воплощен в структуру общественных законов[12, c .5].

Возведение  заборов, установка надписей «вход  воспрещен», клеймо, поставленное на рогатый  скот  - это примеры элементов, разработанных, чтобы создать и  сделать  возможным существование  частной собственности. Когда люди обмениваются товарами и услугами (независимо от того,  рыночная или нерыночная торговля), они фактически обмениваются частной собственностью.

 Для определения  границ частной собственности,  присмотра за её соблюдением,  обмена частной собственностью  необходимы денежные расходы.  Чем более сложной является  частная собственность, тем больших  затрат требуется для присмотра  за ней. Любое изменение прав  собственности, связанное с благом, приведёт его (благо) к такой  конкурентоспособности и цене, при  которой оно (благо) может быть  обменено на другое благо.

Сфера действия прав собственности ограничена законом, поэтому украденные блага требуют  для сбыта "подполье" или "чёрный" рынок. Права собственности чётко  определены и продажа предметов  потребления может быть противозаконной, если товаром, например, является наркотик. Запрещенные обмены происходят в  нерыночной обстановке.                    

Некоторые предметы потребления не могут принадлежать отдельно взятому индивиду. Примером является общественная собственность. В случае общественной собственности  группа людей имеет право на использование  всех выгод, получаемых от блага. Поскольку  выгода от собственности в равной степени доступна всем членам группы, никакой отдельный индивид не способен продавать своё право на получение выгоды от этой собственности  другому индивиду. Какое поведение потребителя наиболее характерно для данной ситуации? Этот вопрос был задан Дэвидом Хьюмом (восемнадцатый век) и его анализ данной проблемы сейчас известен как трагедия общины.

В примере  Хьюма группа соседей имеет доступ к лугу. Луг - общественная собственность, так как каждый индивид имеет право пасти на нём свой рогатый скот, но никакой отдельный индивид не имеет право продать луг. Так как каждый человек имеет свободный доступ к благу, то никто не имеет возможности обменять свои права на выпас скота на другое благо. Логически, такой обмен не может существовать[13, c. 7].

Если  благо становится бесплатным, то у  потребителей появляется тенденция  к злоупотреблению этим благом. Результат - быстрое ухудшение предмета потребления  и нерегулируемый личный интерес  каждого индивида, оказывающий всё  менее и менее благоприятное  воздействие на группу в целом.

Если бы, например, введение системы дренажа  или некоторой другой схемы повысили бы урожайность земли, то какой член группы внедрил бы такую систему? Ведь одному лицу придётся оплатить стоимость дренажа, а все другие извлекут выгоду безвозмездно, так как они имеют право на пользование общественной собственностью.

Проблема  возникает, во-первых, из-за неделимости  общественной собственности, во-вторых, из-за размера группы, которая потребляет благо. В случае маленькой группы, состоящей из двух или трех потребителей, соглашение относительно использования  общих ресурсов, введения новых технологий и разделения затрат на использование  ресурса может быть достигнуто сравнительно быстро. Однако, когда группа большая, например сотни или тысячи человек, достижение соглашения -  процесс  чрезвычайно трудный и дорогостоящий. Другими словами, затраты высоки и должны быть навязаны нескольким членам группы без надежды последних даже на частичное их возмещение. Хьюм объясняет это таким образом:

Это очень  трудно, и, можно сказать, невозможно для тысячи людей договориться о  любом [коллективном] действии. Им трудно договориться о каком-либо сложном проекте, и ещё более трудно выполнить его, особенно, учитывая то, что каждый ищет предлог, чтобы освободить себя от неприятностей и расходов, и, по возможности, перенести своё бремя на других.

В примере  Хьюма наблюдается очевидный конфликт между максимизацией индивидуальной полезности в краткосрочном периоде и максимизацией индивидуальной полезности в долгосрочном периоде. Кроме того, с увеличением масштабов, в которых индивид использует общественный ресурс, преследуя максимизацию своей собственной прибыли, будет ограничиваться количество ресурса, доступного другим членам группы. Использование блага должно быть регулируемым, иначе личные интересы индивидов начинают конфликтовать.

Этот  пример также служит, чтобы проиллюстрировать  «безбилетника». «Безбилетник» - индивид, который искажает свои предпочтения, ожидая, что он сможет наслаждаться выгодами от общественных ресурсов, не оплачивая их. С точки зрения каждого  члена группы - выгодно быть «безбилетником». Однако, если все индивиды являются «безбилетниками», то пользы от этого  не получит никто[14, c. 8].

Индивиды  видят своё преимущество в том, чтобы  давать отрицательный или ложный ответ. Существует стимул, ведущий к  обману. Если благо является частным, то стимул к обману снижается с  увеличением размера группы, потребляющей это благо. Обратное утверждение  истинно для коллективных потребительских  товаров.

Общественные  фондовые ресурсы являются неделимыми, в некотором смысле, но, после  какого-то периода эксплуатации общественного  фонда отдельным индивидом, количество ресурсов, доступных другим членам группы, будет уменьшено. Например, использование водных или воздушных  ресурсов для одной цели (вывоз  отходов) приведет к сокращению использования  ресурсов для другой цели (эстетическое наслаждение).

Права общественной собственности используются в тех  случаях, когда предельная полезность равна цене. Такие права наиболее предпочтительны там, где не затрагиваются никакие дефицитные ресурсы. Но, если дефицитные ресурсы затронуты,  то эти права приводят к дурному обращению с ресурсами: злоупотребление (чрезмерная охота или рыболовство) и преждевременное истощение естественных ресурсов. Это - трагедия общины.

Трагедия  общины состоит в том, что нерегулируемое поведение корыстных и максимизирующих полезность индивидов приведёт к ухудшению состояния общественного ресурса. Хьюм видел назначение государства в том, чтобы регулировать поведение индивидов и уменьшить трагедию общины. Роль государства, следовательно, заключается в том, чтобы распределять используемый ресурс между потребителями, вследствие этого максимизируя общие интересы всех членов группы.

В случае общественных ресурсов нерегулируемый рынок потерпит фиаско, пытаясь создать  эффективное, по Парето, распределение  благ. Однако рыночные результаты могли  бы быть улучшены, если бы все индивиды сотрудничали. Но для того, чтобы  создать сотрудничество и сделать  его эффективным, особенно, в присутствии  тенденций к искажению индивидуальных предпочтений (бесплатник), требуются большие затраты. Пойти на это способен лишь индивид, не стремящийся к максимизации прибыли (полезности). Ответ один: в связи с отсутствием такого рыночного механизма, который бы обеспечивал распределение благ, этим (распределением благ) занимается государство.

Государство принуждает людей совершать определённые действия. Ему (государству) необходимо быть таким; но это принуждение имеет  доброжелательный вид, так как распределение  ресурсов, производимое государством - это усовершенствование нерегулируемых результатов. Люди готовы создать неявный  социальный контракт и быть подвержены воздействию регулирующих мощностей  государства, потому что это в  их интересах. Это очень схоже  с пониманием Гоббсом функций  государства. Гоббс считал, что государство необходимо для ограничения естественных человеческих страстей к насилию. Государству также требуется создание обязательного налогообложения, потому что у бесплатника нет стремления платить за выгоды, полученные в результате совместной деятельности.

В настоящее  время существует много способов, с помощью которых государство  преследует аллокативные цели. Взять, например, ресурсы типа: запасы воды, рыбные резервы, популяции диких животных, не тронутые человеком экосистемы, нефтяные запасы. В каждом случае право владения большей частью ресурсов находится скорее в общественной собственности, нежели в частной. Государство распределяет право использования ресурса так, чтобы он (ресурс) мог служить общим интересам членов группы.

Государство встречается с рядом проблем  в управлении общественными ресурсами. Простейшими примерами этого  являются следующие вопросы. Какой  объём выпускаемой продукции  является наиболее оптимальным? Сколько  производителей должно быть при определённом объёме выпускаемой продукции? Каким  образом необходимо распределять права  производителя? В случае с рыболовством, нужно ли ограничивать количество рыбаков, а также рыбы, которую рыбаки могут  поймать[15, c. 7].

Пришло  время вспомнить понятие позиционных  товаров. Это товары, запасы которых  достаточно малы и не могут быть легко увеличены. Наблюдается конкуренция (можно даже сказать - соревнования) среди людей, пытающихся обладать позиционными товарами: если потребитель Х имеет  большее количество таких благ, то потребитель Y - меньшее. Примеры позиционных товаров - свободные места в службе занятости, ограниченный земельный участок (чем больше земли принадлежит одному потребителю, тем меньше другому), определённое место работы (премьер-министр).

Чем больше людей имеет доступ к позиционным  товарам, тем более возможным  становится прекращение их производства; выгода, получаемая от благ, значительно  уменьшается и никто материально  не выигрывает. Однако стоит заметить, что увеличение доступа иногда может  увеличить производство некоторых  позиционных товаров, но в большинстве  случаев это будет не так. Стоит  подчеркнуть то, что позиционные  товары, в требуемом количестве, произведены быть не могут. Результатом является то, что потребители будут разочарованы; их ожидания не реализуются. Государству следует регулировать использование позиционных товаров.

Ещё одной  причиной рыночных проблем является существование чистых общественных благ. Следуя итальянской традиции общественных финансов, Самуэльсон в своей плодотворной статье определил понятие чистого общественного блага следующим образом: "Потребление одним индивидом этого блага никак не сказывается на потреблении другим индивидом этого блага". Примерами чистых общественных благ, по Самуэльсону, являются: мир и защита общества; национальная безопасность; закон; контроль над состоянием окружающей среды; защита от пожара; уличное освещение; прогнозы погоды; общественное телевидение.

Информация о работе Экономическая функция государства