Экономическая функция государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 08:06, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: проанализировать основные экономические функции государства в современной рыночной экономике.
В связи с целью работы я поставила перед собой следующие задачи:
1. Изучить литературу по исследуемому вопросу.
2. Проанализировать необходимость вмешательства государства в рыночную экономику и границы этого вмешательства.
3. Рассмотреть основные экономические функции государства.
4. Выявить роль государства в современной рыночной экономике.

Содержание

Введение 3

Глава 1 Необходимость государственного вмешательства в экономику и его границы 5

Глава 2 Функции государства в рыночной экономике 11

2.1Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики, антимонопольное регулирование 11

2.2 Стабилизационная функция 17

2.3 Аллокационная функция 19

2.4 Распределительная функция 27

2.5 Регулирующая функция 30

Глава 3 Экономическая роль государства в современной России 34

3.1 Социально-экономический кризис в России: основные черты 34

3.2 Роль государства в кризисной экономике 38

3.3 Задачи нового этапа реформ в России 42

Заключение 47

Список использованных источников и литературы 49

Работа состоит из  1 файл

22 экономическая функция государства.docx

— 96.05 Кб (Скачать документ)

Государство должно активизироваться как в создании технических, а так и организационных  условий формирования рынка капитала. Необходимо помочь развитию институтов и технологий, трансформации внутренних сбережений предпринимателей и населения в производственные инвестиции.

Одновременно  государство должно наладить систему  управления своими активами. В противном случае права собственника принимают на себя директор и промышленный управленческий аппарат, что порождает уродливые формы управления, когда руководители акционерных обществ присваивают право распоряжаться чужими капиталами. Бесхозность государственной собственности — один из тормозов на пути к экономическому росту, причина невыплаты налогов и источник скрываемых доходов. Налаживание эффективного управления государственными предприятиями, грамотное управление государственными активами в рыночном режиме расчищают дорогу экономическому росту[25, c. 7].

Все должно работать на вектор поступательного  движения вперед. Необходимо наладить партнерство между предпринимателями  и государством. Это один из путей  экономического роста в условиях переходной экономики.

Поддержка отечественного предпринимателя и обеспечение конкуренции — важные функции государства, которые, однако, оно выполняет с большим отставанием. Например, антимонопольное регулирование является одним из наименее разработанных направлений на макроэкономическом уровне. На этом фоне все остальные вопросы, решаемые государством, приобретают подчиненный, кратковременный и инструментальный характер. Трудно уповать только на автоматизм рыночных регуляторов в переходной экономике, в которой мотивация выживания господствует над стимулами к производительному труду. На смену универсальным социалистическим монополиям пришли не столько естественные монополисты (не в них главный источник наших трудностей), сколько крупные финансовые корпорации — организационно аморфные, высокорисковые, слабо поддающиеся общественному воздействию.

Вся прежняя  картина проведения курса реформ в России показала несостоятельность  государственного регулирования экономикой.

В последние  годы государство предпринимало  неоднократные попытки для создания условий экономической стабилизации, но они не дали ожидаемых результатов. К одной из них можно отнести ориентацию на селективную, ограниченную поддержку приоритетных направлений промышленного развития. Суть данного направления проста: определение государственными органами приоритетов, проведение на конкурсной основе отбора эффективных проектов, выделение государством до 20% необходимого объема средств. Но никто не нашел необходимых средств, и в первую очередь само государство. Да и программа промышленной политики с приоритетами так и не была утверждена. Средства не нашлись потому, что государственное регулирование в интересах финансовой стабилизации оказалось несовместимым с какой-либо промышленной политикой. Выход из кризиса и будущее экономического развития во многом зависят от взаимодействия государства и частной собственности, многоукладности экономики, финансовой стабилизации, укрепления национальной валюты, роста внутренних накоплений населения, благоприятной реструктуризации нашего внешнего долга и устойчивого положительного сальдо внешней торговли и т.д., но эти благоприятные факторы не смогут «заработать» автоматически.

Государственная политика в финансовом секторе идет в разрез с интересами промышленности. Чтобы переломить эту тенденцию, ведущую к деградации промышленных мощностей, следует дополнительно использовать два пути:

1) активизацию долгосрочных инвестиций в основной капитал для создания новых производств;

2) увеличение  вложений в оборотные фонды  для более полного использования  производственного и трудового  потенциала.

Источники привлечения долгосрочных инвестиций ограничены. В нынешних условиях средств нет ни у государства, ни у коммерческих банков, которые находятся на грани де-финансирования. На иностранных инвестициях при высокой рискованности вложений в российскую экономику и неразвитости института страхования и гарантий невозможно обеспечить собственный рост.

Осталось  два неиспользованных источника: средства населения и амортизационные отчисления. Средства населения можно вовлечь в инвестиционный процесс как минимум при условии предоставления абсолютной государственной гарантии от возможных рисков. Амортизационные же отчисления, исчисляемые сотнями миллиардов рублей, в условиях безденежья идут на заработную плату, оплату сырья, топлива и энергии, что абсолютно недопустимо. Попытка законсервировать амортизацию на инвестиционных счетах неизбежно приведет к дальнейшему сокращению действующих производственных фондов.

Настоящий тупик. Что делать?

Видимо, придется решать вопрос эмиссионной  политики, дополняя ее действенными средствами контроля за прохождением и использованием денежных средств на производственные цели.

Видимо, потребуется принять законодательные  акты, устанавливающие ответственность за целевое использование средств.

Государство должно выступать инициатором дальнейших институциональных преобразований. Корректировки макроэкономической политики будут блокироваться, если не внести изменения в действующую систему кредитно-банковских учреждений. В ее нынешнем упрощенном виде она на отвечает условиям перехода к экономическому росту в стране с таким разнообразием интересов, форм хозяйствования, столь сложной производственной и региональной хозяйственной структурой. Необходимо усиление контроля за деятельностью банков с государственной долей участия. Надо выделить среди этой категории банков прежде всего те, на которые будут возложены функции инвестиционных банков, нацеленных на восстановление промышленного и аграрного секторов экономики.

Государству предстоит поддержать новое направление  в банковской деятельности — реструктуризацию банковской системы. Здесь предстоит серьезная законотворческая работа, внесение новых законов и соответствующих поправок в действующее законодательство.

В конечном итоге, необходимы новая мотивация и новая дисциплина труда, социальное партнерство при строгом соблюдении взаимных обязательств всеми сторонами — правительством, предпринимателем и работником. Эффективное и ответственное государство, свобода выбора и предпринимательства, личный интерес, труд, соединенный с законом и гарантированными гражданскими правами, — должны стать движущими силами нового этапа экономического развития России.

 

3.3 Задачи нового этапа реформ в России

 

К числу  основных задач нового этапа нынешнее правительство относит следующие:

1.Радикальное избавление от последствий приватизации, 
восстановление роли и значения государственной собственности.

2.Сужение поля коррупции и прямого воровства путем уст 
ранения некоторых наиболее очевидных причин, порождающих эти явления.

Имеются в  виду прежде всего такие намеченные меры, как развитие тендерной системы получения государственных заказов, открытые аукционы при продаже госимущества, ограничение практики размещения бюджетных и внебюджетных средств в уполномоченных банках и расширение сферы деятельности казначейства, сокращение разного рода налоговых и таможенных льгот и т.д.

3.Проведение  социальной реформы в области  государственного образования, здравоохранения и т.д.

Реформа предприятий, включая такие ее аспекты, как уточнение взаимоотношений  между собственниками и менеджментом, процедура банкротств, перепрофилирование деятельности, маркетинг, освобождение предприятий от непомерных затрат на развитие социальной инфраструктуры и пр.

Создание  в стране полноценного земельного рынка.

Восстановление  инвестиционного процесса при усилении роли государства.

Решение этих задач, как предполагается, должно создать основу для перехода российской экономики в ближайшие годы в  фазу оживления и устойчивого  роста — первоначально на уровне 2-4% годовых.

На основании  изложенных заключений и выводов  необходимо:

А. Радикально изменить курс социально-экономической  политики.

Направить усилия государства на всемерную  поддержку производства, активное вовлечение в хозяйственный оборот финансовых ресурсов страны, снижение долгового бремени экономики. В этих целях необходимо:

-пересмотреть порочную практику подготовки бюджетных расходов под уровень собираемых налогов, повысить коэффициент монетизации экономики и внести изменения в Закон о Центральном банке России, наделив его правом финансирования бюджетного дефицита;

-сконцентрировать усилия государства на сокращении затрат на содержание государственного аппарата и рационализации других бюджетных расходов, не связанных с качеством и уровнем жизни населения;

-провести реформу доходов населения, резко повысив долю оплаты труда до принятых международных стандартов;

-разработать и осуществить долгосрочную программу промышленной политики, перестройки структуры производства;

-на основе повышения конкурентоспособности производства и создания в стране благоприятного инвестиционного климата содействовать сокращению бегства капитала из страны;

-навести порядок в системе межбюджетных отношений.

Б. Принять  законодательные и нормативные  акты, направленные на обеспечение социальных гарантий, т.е.:

-установление размера минимальной оплаты труда на уровне прожиточного минимума;

-возмещение работникам ущерба за нарушение сроков выплаты начисленной заработной платы, пенсий и пособий;

-введение в практику переговоров об условиях и уровне оплаты труда лиц, работающих по найму;

-утверждение порядка упреждающей индексации оплаты труда с учетом прогнозируемого роста стоимости жизни;

-увеличение средней оплаты труда работников бюджетной сферы в отраслях, непосредственно определяющих качество трудовых ресурсов (здравоохранение, образование, наука и культура). Зарплата в этих отраслях должна постепенно приближаться к зарплате работников промышленности, первоначально до 75 — 80%, а в дальнейшем до 100% от средней оплаты труда в промышленности;

-разработку и применение в качестве социальных стандартов нормативов прожиточного минимума;

-законодательное закрепление и введение в практику независимых экспертиз нормативно-правовых актов, экономических проектов и целевых программ;

-принятие федерального закона «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы» с учетом имеющихся предложений тарифной сетки оплаты труда.

Одним из ключевых направлений социальной политики государства должно стать принятие федерального закона о социальном партнерстве. 

Денежно-кредитная политика и инфляция

Уровень инфляции зависел прежде всего от проводившейся денежно-кредитной политики, направленной на достижение запланированного Правительством показателя инфляции. Преследуя эту цель, Центробанк (ЦБ) опять столкнулся со знакомой проблемой выбора между проведением интервенции на валютных рынках во избежание слишком резкого повышения номинального валютного курса и стерилизацией новых денежных вливаний, предназначенных для финансирования этих интервенций, которые в противном случае могли приобрести инфляционный характер.

С учетом ограниченности набора инструментов, имевшихся в его распоряжении (включая недостаточное развитие внутреннего рынка облигаций  и полное отсутствие механизмов проведения "ночных" операций РЕПО), ЦБ справился  с поставленной задачей весьма успешно. В третьем квартале 2003 г. темпы инфляции заметно снизились, и ее общий уровень составил 0,6 процента (во втором квартале - 1,2 процента, а в первой половине отчетного года - 7,9 процента). Резкого ускорения темпов инфляции ИПЦ, которого ожидали в четвертом квартале 2011 г., не произошло. Таким образом, благодаря проводимой денежно-кредитной политике уровень потребительских цен оставался в пределах запланированного диапазона, т.е. около 12 процентов (уровень инфляции, прогнозируемый Правительством на 2012 г., составляет 10 процентов), в то время как повышение реального эффективного валютного курса рубля, измеряемого относительно корзины валют основных торговых партнеров, составило 4,1 процента.

Валютный курс и платежный баланс

Международная торговля в 2010 г. характеризовалась значительным увеличением номинальных объемов экспорта и импорта. Среднемесячный объем экспорта вырос на 25 процентов (с 9,0 млрд. долларов США в 2011 г. до 11,2 млрд. долларов США). Рост импорта был примерно таким же - 23 процента (с 5,1 млрд. долларов США до 6,2 млрд. долларов США). Если главным двигателем роста экспорта были исключительно высокие цены на основные виды экспортируемого Россией сырья, то рост импорта был связан с дальнейшим повышением реального курса рубля в сочетании с быстрым увеличением реальных доходов и покупательной способности населения. Как и в предыдущие годы, причиной активного сальдо торгового баланса были экспортные цены на углеводородное сырье, причем динамика экспорта зеркально отражала колебания цен на нефть и газ.

Высокие темпы роста ВВП обусловили быстрый  рост реальных доходов, что в свою очередь обеспечило снижение уровня бедности. В 2011 г. реальные располагаемые доходы населения увеличились на 14,5 процента, а реальная заработная плата выросла на 10,4 процента. Средняя номинальная заработная плата повысилась в 2011 г. на 26,4 процента и достигла 5512 рублей (180 долларов США). В 2010 г. она составляла 4360 рублей, или 140 долларов США. Снижение уровня бедности было весьма значительным: по официальным данным, число тех, кто остается за чертой бедности (имеет доход ниже прожиточного минимума), сократилось с 27,3 процента в сентябре 2010 г. до 21,9 за аналогичный период 2011 г.

Однако  влияние на уровень безработицы  было не столь значительным. При  том, что уровень безработицы (по определению МОТ) несколько снизился в течение 2011 г., с 9 процентов в январе до 8,2 процента в декабре, средний уровень безработицы (8,4 процента) по-прежнему был выше, чем в 2010 г. (7,9 процента). Мы надеемся, что такая динамика уровня безработицы может свидетельствовать о продолжающейся реструктуризации предприятий частного сектора с целью дальнейшего повышения общего уровня производительности и конкурентоспособности.

Информация о работе Экономическая функция государства