Экономическая безопасность хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 21:34, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотреть роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны.
На основе изучения теоретического материала и анализа статистической информации для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- определить понятие и сущность экономической безопасности
- рассмотреть факторы влияющие на экономическую безопасность
- рассмотреть критерии и показатели оценки экономической безопасности
- рассмотреть принципы анализа последствий возникновения угроз экономической безопасности ;
- методы определения уровня экономической безопасности;

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 373.50 Кб (Скачать документ)

 

      К сожалению, такое положение сложилось  на старте рыночных реформ в России. Сверхжесткая политика денежного предложения, с последствиями которой страна не может справиться до сих пор, проводилась параллельно со сверхжесткой бюджетно-налоговой политикой, в ходе которой беспрецедентный взлет налогового бремени сочетался с единовременным сбросом правительственных расходов. Игнорирование в процессе подбора параметров макроэкономической политики соображений экономической безопасности и привело к тому, что за 10 лет реформ страна не преодолела последствия системного кризиса.

      Наиболее  эффективно результаты функционирования экономики оцениваются тремя  общими экономическими критериями: инфляцией, экономическим ростом (спадом), безработицей. На базе этих критериев рассчитываются показатели темпов инфляции, экономического роста (спада), уровня безработицы.

      Целесообразно использовать и такие индикаторы, как процентные ставки, данные важнейших  балансов (госбюджета, торгового, платежного), величина внутреннего госдолга, внешняя задолженность.

      Следует подчеркнуть, что игнорирование  стандартных зависимостей параметров экономической политики, пороговых  критериев безопасности, показателей  экономической динамики в конечном счете и привело к событиям августа 1998 г., когда страна оказалась фактически в состоянии финансового дефолта.

      На  основе перечисленных критериев  формируется примерный перечень параметров пороговых значений экономической  безопасности, по которым можно отслеживать  ее состояние и динамику, оказывать управляющее воздействие. В этот перечень целесообразно включить показатели, которые в наибольшей степени отражают агрегированные позиции:

      - динамику и структуру валового  внутреннего продукта, объемы и  темпы

      промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и т. д.;

      - состояние природно-ресурсного, производственного  и научно-технического потенциалов  страны;

      - способность хозяйственного механизма  адаптироваться к меняющимся

      внутренним  и внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного бюджета, воздействие внешнеэкономических  факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность  и т. п.);

      - степень развития финансово-бюджетной  и кредитной систем;

      - качество жизни населения (валовой  внутренний продукт на душу  населения), уровень безработицы  и дифференциации доходов, обеспеченность  основных групп населения материальными  благами и услугами, состояние  окружающей среды и т. п. 

      Для экономической безопасности так же большое значение имеют пороговые значения макроэкономических показателей. Пороговые значения являются важнейшим инструментом системного анализа, прогнозирования и социально-экономического планирования.

      Первой  важной группой являются пороговые значения показателей экономической безопасности, касающиеся производственной сферы, ее способности функционировать при минимальной зависимости от внешнего мира. Крайне важны здесь показатели по общему объему производства. Россия, претендующая на роль великой державы, должна иметь соответствующий объем производства. В связи с этим была принята следующая величина пороговых значений: объем валового внутреннего продукта в целом в размере 75% от среднего показателя по странам «большой восьмерки», на душу населения - 50%, и 100% - от среднемирового показателя ВВП.

      Второй  важной группой являются пороговые  значения индикаторов уровня жизни  населения. Ключевое значение в оценке социального положения народа принадлежит  трем индикаторам: доле населения с  доходами ниже прожиточного минимума, соотношению доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения, соотношению среднедушевого дохода и прожиточного минимума.

      Третей, наиболее обширной группой являются пороговые значения индикаторов  финансового состояния. Здесь индикатор, принятый в качестве исходного для расчета - это значение ВВП. Валовой внутренний продукт (ВВП), который является выражением общего объема конечных товаров и услуг, выпущенных на территории той или иной страны, независимо от национальной принадлежности действующих там предприятий в определенный период времени. Учет конечной продукции предусматривает элиминирование повторного счета сырья, полуфабрикатов, других материалов, топлива, электроэнергии и услуг, использованных в процессе ее производства. Также используется индикатор валовой национальный продукт (ВНП), который отражает объем производства, находящегося под контролем корпораций (производителей) и частных лиц данной национальности. [ 10 ]

    1.5 Меры государственного регулирования экономической безопасности национальной экономики

      Помимо  многочисленных задач, решаемых в рамках гражданского общества и рыночной экономики, существуют проблемы, относящиеся к  исключительной прерогативе государства. Никто другой, кроме государства, их просто не может решить. К числу таких проблем относится и обеспечение экономической безопасности страны. Строго говоря, сама необходимость существования государства обусловлена наличием проблем подобного уровня. Если бы их можно было решать без его участия, то государство стало бы ненужным.

      Ключевая  функция государства состоит  в том, чтобы обеспечить стабильность общества, его самосохранение и развитие, отразить возможные угрозы безопасности страны. При этом решающее значение имеет упреждение еще только зарождающихся опасностей, а не пассивное следование за событиями.

      Обеспечение экономической безопасности - задача по самому своему существу долговременная, стратегическая. Ее решение предполагает разработку и утверждение Государственной  стратегии (доктрины) экономической безопасности России. Это должна быть именно государственная стратегия, отвечающая высшим национально-государственным интересам России и имеющая нормативный характер.

      Государственная стратегия экономической безопасности должна быть привязана к реальному времени (15-20 лет) и стать ориентиром при принятии важнейших политических и хозяйственных решений. Долговременный характер государственной стратегии экономической безопасности требует не только обозначения в ней конечных целей, но и выделение этапов их достижения. При этом глубина современного кризиса и множество угроз делают необходимым концентрацию внимания на первоочередных неотложных мерах.

      Разработка  стратегии экономической безопасности, придание ей нормативного характера  в процессе принятия политических и хозяйственных решений, включение в механизм управления общественными процессами индикаторов, сигнализирующих о появлении угроз, эффективные меры по их отражению - таковы главные направления деятельности государства как гаранта экономической безопасности страны.

      К мерам государственной поддержки конкурентного преимущества национальной экономики относятся:

      1. Параметры факторов производства. Основными действиями государства в развитии общих факторов производства являются:

       - поддержание высокого технического уровня комплекса элементов основных производственных фондов отраслей национальной экономики, обеспечивающего эффективное и качественное удовлетворение потребностей общества в материальных благах;

       - постоянное наращивание объема и степени использования воспроизводимых и сбережения невоспроизводимых материальных ресурсов, создание государственных резервов стратегических реcehсов, а также поиск и создание новых видов ресурсов-субститутов;

      - постоянное усиление кадрового потенциала, способно обеспечивать своевременное и эффективное выполнение стратегических целей развития национальной экономики;

       - совершенствование производственной инфраструктуры (транспорта, связи, вспомогательных и обслуживающих произвол науки) и расширение социальной инфраструктуры (образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства), обеспечиваю эффективное функционирование национальной экономики;

       - постоянное приращение финансовых ресурсов для инвестирования всех сторон экономической деятельности в соответствии; с целями достижения экономической мощи.

      2. Стратегия фирм, их структура и соперничество;

      - принятие властными структурами конкурентного экономического порядка в отраслях национальной экономики;

            - законодательное обеспечение антимонопольной деятельности и деятельности по недопущению доминирования мощных экономических, структур и группировок, недобросовестной конкуренции

             - государственная поддержка приватизации предприятий;

             - законодательное обеспечение оздоровления обанкротившихся предприятий и процессов очистки рынка от несостоятельных предпринимателей;

       - поддержка государством предприятий национальной экономики, существенно наращивающих экспортный потенциал по товарам и услугам, обладающим конкурентным преимуществом на мировых рынках.

      3. Параметры спроса:

        - законодательное обеспечение защиты прав потребителей способствующее повышению их требовательности к качеству товаров и услуг производимых предприятиями национальной экономики; а также товаров и услуг, поставляемых по импорту;

       - поддержка общественных организаций, защищающих права потребителей;

       - проведение ценовой политики, способствующей формированию сбалансированного спроса на товары и услуги зарубежного и отечественного производства;

       - государственное регулирование уровня доходов граждан, способствующее повышению покупательной способности и как следствие требовательности их к качеству товаров и услуг;

          4. Родственные и поддерживающие отрасли:

       - осуществление государственной политики комплексного развития взаимосвязанных отраслей национальной экономики с целью предотвращения потенциальной зависимости стратегически важных отраслей от импортных поставок; осуществление государством протекционистской политики по отношению к импортозамещающим отраслям национальной экономики в пределах, не снижающих их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках;

       - осуществление, государством политики регулирования территориального, размещения производительных сил страны, направленной на создание предпосылок эффективного достижения стратегических целей, а также повышения конкурентоспособности национальной экономики за счет снижения транспортных издержек, связанных с экспортом товаров и услуг.

      Перечисленные меры должны осуществляться в комплексе на основе государственной программы обеспечения конкурентного преимущества национальной экономики. Их следует скоординировать как по конкретным параметрам, так и по времени их реализации [ 5 ]

      Существуют два основных инструментах защиты национальной экономики от импортной интервенции.

      1. Установление таможенных тарифов. Таможенные пошлины представляют собой налоги, взимаемые государством с товаров в момент пересечения ими границы в протекционистских или фискальных целях. Совокупность установленных таможенных пошлин составляет таможенный тариф, который может устанавливаться на основе принципа тарифной автономии или по соглашению. В соответствии с принципом тарифной автономии страна самостоятельно фиксирует тариф и по собственной инициативе может его изменить. Договорной тариф является результатом международных переговоров, предметом торгового договора или торгового соглашения между двумя или более государствами и не может быть свободно изменен одной из договаривающихся сторон, пока не истек срок действия договора или соглашения.

      Специальные таможенные режимы устанавливаются в особых случаях:

      1) режим транзитных пошлин распространяется на товары, пересекающие территорию страны;

      2) режим временного складирования предусматривает поступление товаров в страну беспошлинно, если они затем реэкспортируются

      3) временный беспошлинный ввоз распространяется на товары, которые должны быть переработаны национальной, промышленностью и реэкспортированы в течение определенного периода;

Информация о работе Экономическая безопасность хозяйственной деятельности