Экономическая безопасность хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 21:34, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотреть роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны.
На основе изучения теоретического материала и анализа статистической информации для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- определить понятие и сущность экономической безопасности
- рассмотреть факторы влияющие на экономическую безопасность
- рассмотреть критерии и показатели оценки экономической безопасности
- рассмотреть принципы анализа последствий возникновения угроз экономической безопасности ;
- методы определения уровня экономической безопасности;

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 373.50 Кб (Скачать документ)

 

      Неблагоприятную картину уровня жизни населения  дает оценка ряда показателей доходов, получаемых нашими гражданами: 

      Реальные  доходы населения за этот период имеют  тенденцию к увеличению. Благосостояние граждан выросло: рост реальных (с учетом инфляции) денежных доходов населения составил 11,5%, пенсии в реальном выражении выросли на 5,3% . Однако этот уровень – менее 10 000 рублей не позволяет российским гражданам удовлетворять свои потребности, за исключением первичных  потребностей. К тому же каждый пятый россиянин до сих пор имеет доходы ниже величины прожиточного минимума.

      Проблема  обеспечения энергетической безопасности весьма актуальна в последнее  время, причем обусловлено это не только естественными причинами, такими как ограниченность топливных ресурсов в природе и ростом энергопотребления, но и причинами экономического и политического характера - рост доли России в топливно-энергетическом балансе многих стран, прежде всего Европы. 

      Руководители  РФ заявляют о готовности России стать гарантом энергетической безопасности Европы. Однако современное состояние топливно - энергетического комплекса заставляет говорить в первую очередь о собственной энергетической безопасности.

      В настоящее время энергетическая безопасность России в основном обеспечивается за счет старых производственных мощностей, не смотря на их низкую надёжность и высокую степень износа. Степень износа основных фондов к концу 2005 г. возросла в отраслях топливной промышленности - до 50,7% по сравнению с 44,2% в 1991. Наибольший рост старения оборудования за годы переходной экономики произошел в электроэнергетике, где степень износа увеличилась более чем на 30% и составляла 57,8%. По прогнозу экспертов, при сохранении сложившихся тенденций будет продолжаться процесс активного физического и морального старения энергетического оборудования и выработка предельного эксплуатационного ресурса до 2015 г .

      В сложившейся ситуации необходимо заблаговременно  осуществить наращивание заделов, поскольку сроки нового строительства  электростанций могут значительно превышать 5-7 лет, а их модернизация потребует 2-5 лет. В результате ТЭК может оказаться существенным тормозом развития страны в перспективе, что обусловливает особую актуальность проблемы обеспечения энергетической безопасности.

      Анализируя  внешнеэкономическую деятельность, можно выявить, что Российский бюджет с 2000 года исполняется с профицитом (превышение доходов государства над расходами). Положительный баланс формируется за счет высоких цен на топливные ресурсы на мировом рынке. Экспорт России в 2007 году составил   243, млрд. долл., а импорт 125, 5 млрд. долл . И большая часть экспортных средств получена за счет вывоза нефти, газа, металлов и других видов природных ресурсов. Россия по – прежнему рассматривается странами Европы как «сырьевой придаток». Изменение структуры экспорта в сторону обрабатывающей промышленности является важнейшей задачей нашего государства.

      Теоретические аспекты конкурентоспособности  нации более 20 лет назад сформулировал  Майкл Портер, известный теоретик в области управления, однако он не определил конкретных показателей конкурентоспособности. В 2000 году группа экономистов из Великобритании на Всемирном экономическом форуме в Давосе представила свою методику определения индекса глобальной конкурентоспособности. Этот показатель учитывает 9 основных  критериев: институциональная среда, состояние инфраструктуры, макроэкономические показатели, развитие здравоохранения и начального образования, высшее образование и профессиональное обучение, эффективность рынка, технологическая восприимчивость, организация бизнеса и деловая практика, инновации. Россия оказалась на 62 месте (лидеры – Швейцария, Финляндия, Швеция, Дания, Сингапур, США, Япония, Германия), что внушает серьезные опасения в свете вступления России в ВТО. Возможно угроз отечественному производителю возникнет намного больше, нежели выгод, которые Россия получит . 

        Таким образом, анализ основных  показателей экономической безопасности  РФ, несмотря на ряд положительных  тенденций, таких как рост ВВП  и реальных доходов населения, снижение темпов инфляции,  выявил ряд существующих и потенциальных угроз обеспечению благоприятного социально – экономического развития России.

 

    3. Меры направленные на устранение угроз и методы повышения экономической безопасности

 

      Государственная стратегия в области обеспечения  экономической безопасности разрабатывается  и реализуется в рамках проводимой экономической политики, основными  приоритетами которой являются достижение устойчивости экономического положения  личности, социально-экономической стабильности общества, государства, соблюдение конституционных прав и свобод граждан, законности и законопослушания всех, включая органы государственной власти. В этих целях должна быть создана отлаженная и надежная система государственного воздействия на экономику, позволяющая осуществлять с наименьшими потерями регулирование важнейших экономических преобразований, а также способная взять на себя функции управления и поддержания экономики страны на безопасном уровне.

      Государство должно осуществить комплекс мер, прежде всего, по обеспечению экономического роста, что и будет гарантией экономической безопасности страны. Эти меры должны охватить все сферы экономики. В число этих мер входят :

      1) введение в систему государственного регулирования экономической деятельности  мер, направленных на предотвращение скупки (приобретения контрольных пакетов акций) нерезидентами страны стратегически важных объектов, составляющих основу экономической мощи страны;

      2) введение, в систему государственного регулирования экономической деятельности мер, направленных на контингентирование экспорта стратегически важного сырья, материалов и первичных энергоносителей:;

      3) установление жесткого государственного контроля за пополнением и расходованием золотого запаса и валютных резервов страны, а также уровнем ее внешнего долга;

      4) введение в Систему Государственного регулирования мер, направленных на усиление контроля за процессом заключения сделок с иностранными Партнерами, которые снижают уровень конкурентоспособности страны;

      5) ужесточение режима охраны конфиденциальной информации об экономическом и научно - техническом потенциале страны в стратегически важных отраслях национальной экономики, а так же повышение эффективности патентно - лицензионной деятельности;

      6) выработка и реализация экономической политики, направленной на предотвращение оттока капиталов «утечка мозгов»

      Следует заметить, что важнейшим элементом  механизма обеспечения экономической  безопасности общества является деятельность государства по выявлению и оперативному предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики, особенно при современном социально-политическом положении России. Основные направления этой деятельности следующие:

      1) выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации;

      2) организация работы по реализации комплекса мер с целью преодоления или недопущения возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы Совет Безопасности Российской Федерации должен рассматривать концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства;

      3) экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации. Законодательные и иные нормативные правовые акты обязательно должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности Российской Федерации.

      Реализация  мер по устранению угроз экономической  безопасности в условиях глобализации требует организации эффективной  системы контроля за исполнением  этих мер со стороны Совета Безопасности Российской Федерации.

      Многообразная роль системы государственного и хозяйственного управления в обеспечении экономической безопасности страны в условиях глобализации обусловлена выполнением присущих его механизму функций, в том числе следующих.

      Во-первых, обеспечивать инструментарий для обоснования  и принятия стратегических и текущих решений, охватывающих как макро-, так и микроэкономическое регулирующее воздействие и параметры функционирования государства;

      Во-вторых, обеспечивать с помощью экономических  и административных рычагов практическую реализацию стратегии и текущих программ экономического развития, анализ и оценку достигаемых результатов, корректировку осуществляемых мер и действий в зависимости от складывающихся условий;

      В-третьих, обеспечивать необходимую правовую и политическую защиту экономического суверенитета страны на основе выработки и последовательного проведения в жизнь законодательных и нормативных актов, предусматривающих охранительные, поощрительные и запретительные режимы в системе взаимоотношений с другими странами;

      В-четвертых, формировать устойчивую и надежную систему распределения прав, функций и ответственности, взаимодействия органов и должностных лиц, позволяющую быстро и компетентно реагировать на все возникающие явления и проблемные ситуации в функционировании экономики.

      Повышение экономической безопасности России в большой степени зависит от эффективности инструментов защиты национальных интересов на внутренних и внешних рынках. Однако, создавая такие инструменты, необходимо учитывать технологическую отсталость активной части основных производственных фондов, более высокую материалоемкость производимой российской продукции, пока еще слабую нормативную правовую базу и экономическую нестабильность.

      Одним их эффективных механизмов является проведение разумной протекционистской  политики, защищающей национальные интересы отечественных товаропроизводителей на внутренних и внешних рынках, которая предусматривает: борьбу с монополистами; налоговые льготы; льготное кредитование экспорта продукции обрабатывающей промышленности; задействование режима благоприятствования для предпринимателей в различных отраслях производства; особую значимость фактора ресурсосбережения.

 

    Заключение

      Решение проблемы обеспечения экономической  безопасности России становится одной  из важнейших задач государства. Само понятие экономической безопасности подразумевает состояние защищенности экономических и социальных интересов граждан. А обеспечение этой защищенности - основная функция государства. Анализ факторов, определяющих уровень экономической безопасности страны, предполагает комплексный учет всех аспектов социально - экономической жизни населения, выявляет угрозы интересам граждан, помогает в разработке программ по устранению этих опасных эффектов.

      В курсовой работе дано определение и  выявлена сущность экономической безопасности страны. Определено место экономической безопасности в системе национальной безопасности.

      Рассмотрены основные положения Концепции национальной безопасности, ее приоритетные задачи и способы их выполнения на современном  этапе развития экономики России.

      Охарактеризованы  основные критерии и показатели экономической  безопасности национальной хозяйственной  системы.

      Проведен  анализ основных показателей экономической  безопасности России, в результате чего были выявлены существующие и  потенциальные угрозы экономической безопасности России на современном этапе развития:

      - рост валового внутреннего продукта  обеспечивается за счет «сырьевых»  отраслей;

      - ежегодно ухудшаются демографические  показатели: численность населения,  естественный прирост, ожидаемая продолжительность жизни, качество миграционных потоков;

      - растет уровень преступности, особенно  количество тяжких преступлений  и случаев взяточничества;

      - уровень доходов населения не  позволяет обеспечить российским  гражданам достойное существование;

      - энергетическая безопасность подорвана износом основных фондов;

      - конкурентоспособность российских  производителей может быть серьезно  подорвана в результате вступления  России в ВТО.

      Данные  выводы ставят вопрос о необходимости  комплексного и углубленного подхода к вопросам обеспечения экономической безопасности России.

 

    Список используемых источников и литературы

Информация о работе Экономическая безопасность хозяйственной деятельности