Экономическая безопасность хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 21:34, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотреть роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны.
На основе изучения теоретического материала и анализа статистической информации для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- определить понятие и сущность экономической безопасности
- рассмотреть факторы влияющие на экономическую безопасность
- рассмотреть критерии и показатели оценки экономической безопасности
- рассмотреть принципы анализа последствий возникновения угроз экономической безопасности ;
- методы определения уровня экономической безопасности;

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 373.50 Кб (Скачать документ)

      17) усиление государственного регулирования  иностранных компаний, ведущих хозяйственную  деятельность на территории страны;

      18) формирование эффективного правового  поля деятельности хозяйствующих субъектов;

      19) вывод национальной экономики  из кризиса.

      Основу  национальной безопасности составляют национальные интересы, это совокупность взаимосвязанных и уравновешенных между собой интересов государства, общества и индивидуума.

    1.2 Факторы создающие угрозу экономической безопасности национальной экономики

 

      Уровень экономической безопасности предопределяется следующими факторами:

      1. Геополитическим и экономико-географическим положением страны и связанным с этим размещением производительных сил на территории страны, доступом к отечественным и зарубежным стратегическим ресурсам.

      2. Экономической и военно-политической мощью страны и ее конкурентными позициями в мировой экономической системе по стратегически важным видам экономической деятельности.

      3. Ориентацией институциональной системы страны на поддержку отраслей национальной экономики, от которых зависит уровень экономической безопасности.

      4. Приоритетами экономической политики государства в отношении социально-экономической и экологической сферы, обеспечивающими достижение международных (европейских) стандартов качества жизни населения страны (включая уровень здоровья, образования, социальной инфраструктуры, культуры, искусства).

      5. Параметрами отраслевой и региональной структур ВВП, учитывающими стратегическую значимость отраслей национальной экономики и регионов страны для обеспечения экономической безопасности.

      6. Условиями, определяющими принципы функционирования национальной экономики в составе ВТО, и зависящей от этих условий структуры экспорта/импорта материальных благ первого и высшего порядков, а также нематериальных активов, отнесенных к категории стратегической значимости; наличием резервов стратегически важных материальных благ первого и высшего порядков в объемах, достаточных для обеспечения экономической безопасности в условиях форс-мажорных обстоятельств.

      Перечисленные факторы, по существу, отражают спектр внешних и внутренних угроз экономической  безопасности. [ 2 ]

      В процессе создания и поддержания  национальной экономической безопасности возникают ключевые причины, которые могут ее нарушить, угрозы. Основные угрозы определены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24). В соответствии с ней угрозы делятся на внутренние и внешние по отношению местоположения причин их возникновения – вне национальной экономики и внутри нее.

      Основными внутренними угрозами национальной экономической безопасности являются:

      1) увеличение имущественной дифференциации населения подрывает социальный мир и общественное согласие. Относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате:

      - расслоения общества на узкий  круг богатых и преобладающую  массу бедных, не уверенных в своем будущем людей;

      - увеличения доли бедных слоев  населения в городе по сравнению  с деревней, что создает социальную  и криминальную напряженность  и почву

      для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и т. д.;

      - роста числа безработных, что  может привести к социальным  конфликтам;

      - задержки выплаты заработной  платы, пенсий, пособий, остановки  предприятий и т. д;

      2) деформация отраслевой структуры национальной экономики обусловлена такими факторами, как:

      - усиление топливно-сырьевой направленности  экономики;

      - отставание разведки запасов  полезных ископаемых от их  добычи;

      - низкая конкурентоспособность продукции  большинства отечественных предприятий;

      - свертывание производства в жизненно  важных отраслях обрабатывающей  промышленности, прежде всего в  машиностроении;

      - снижение результативности, расширение  технологического единства научных  исследований и разработок, распад  сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

      - завоевание иностранными фирмами  внутреннего рынка России по  многим видам товаров народного  потребления и медикаментов;

      - приобретение иностранными фирмами  российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынков;

      - рост внешнего долга России  и связанное с этим увеличение  расходов бюджета на его погашение;

      3) угрозу неравномерности социально-экономического развития регионов обусловливают такие важнейшие факторы, как:

      -  объективно существующие различия  в уровне социально-экономического  развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в социально-экономическом  отношении районов на фоне  структурных сдвигов в промышленном  производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих производств;

      - нарушение производственно-технологических  связей между предприятиями отдельных  регионов России;

      - увеличение разрыва в уровне  производства национального дохода  на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации;

      4)  причинами криминализации общества и хозяйственной деятельности стали:

      - рост безработицы, поскольку значительная  часть преступлений совершается  лицами, не имеющими постоянного  источника дохода;

      - сращивание части чиновничества государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной долей производства и их проникновение в различные властные образования;

      - ослабление системы государственного контроля, что всегда приводит к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли ;

      5) резкое снижение научно-технического  потенциала. Основа экономического  роста – научно-технический потенциал – за истекшее десятилетие практические потерян, по причине сокращения инвестиций в приоритетные научные и технические исследования и разработки, массового выезда из страны ведущих ученых, разрушения наукоемких отраслей, усиления научно-технической зависимости. Будущее развитие экономики – за наукоемкими отраслями, для создания которых Россия сегодня не обладает достаточным научным потенциалом. Соответственно ставится под вопрос, место ли России в мировом хозяйстве;

      7) усиление изоляции и стремления к независимости субъектов Федерации. Россия обладает значительными территориями, которые функционируют в рамках федеративного устройства. Проявление сепаратистских устремлений субъектами Федерации представляет собой реальную угрозу территориальной целостности России и существованию единого правового, политического и экономического пространства;

      8) усиление межэтнической и межнациональной  напряженности, что создает реальные  условия для возникновения внутренних  конфликтов на национальной почве. Транслирует его ряд общественных объединений, в интересы которых не входит сохранение культурной и национальной целостности России;

      9) повсеместное нарушение единого  правового пространства, ведущих  к правовому нигилизму и несоблюдению  законодательства;

      10) снижение физического здоровья  населения, ведущее к деградации  по причине кризиса системы  здравоохранения. В результате  наблюдается устойчивая тенденция  к сокращению уровня рождаемости,  продолжительности жизни населения.  Снижение человеческого потенциала делает невозможным экономический рост и развитие промышленности;

      11) демографический кризис, связанный  с устойчивой тенденцией преобладания  общей смертности населения над  рождаемостью. Катастрофическое снижение  количества населения ставит  проблему населенности территории  России и удержания ею существующих  границ.

      В совокупности внутренние угрозы национальной безопасности тесно переплетены между собой и взаимосвязаны. Их ликвидация является нужной не только для создания должного уровня национальной безопасности, но и сохранения российской государственности. Вместе с внутренними, присутствуют и внешние угрозы национальной безопасности.

      Основными внешними угрозами национальной безопасности являются:

      1) снижение роли России в мировой  экономике вследствие целенаправленных  действий отдельных государств  и межгосударственных объединений, например ООН, ОБСЕ;

      2) снижение экономического и политического  влияния на протекающие в мировой  экономике процессы;

      3) усиление масштабов и влияние  международных военных и политических  объединений, в числе которых  находится НАТО;

      4) наметившиеся тенденции к размещению около границ России военных сил иностранных государств;

      5) повсеместное распространение в  мире оружия массового уничтожения;

      6) ослабление процессов интеграции  и налаживания экономических  связей России со странами  СНГ;

      7) создание условий формирования и возникновения военных вооруженных конфликтов вблизи государственных границ России и стран СНГ;

      8) территориальная экспансия по  отношению к России, например, со  стороны Японии и Китая;

      9) международный терроризм;

      10) ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций. Это проявляется в снижении влияния России на международные информационные потоки и разработке рядом государств технологий информационной экспансии, которые могут быть применены и к России;

      11) активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;

      12) резкое снижение военного и  оборонного потенциала страны, не  позволяющее ей при необходимости  отразить военное нападение, что  связано с системным кризисом оборонного комплекса страны. [ 4 ]

      Обеспечение национальной безопасности на достаточном  уровне выводит необходимость постоянного  контроля внешних и внутренних угроз, а поэтому их перечень постоянно  изменяется в зависимости от конкретных политических, социальных, правовых и экономических условий.

      Принятая  в 1997 г. и дополненная в 2000 г. Концепция  национальной безопасности Российской Федерации не является простой декларацией. Она представляет собой действенный  нормативно-правовой документ, регулирующий приоритетную сферу деятельности государства – национальную безопасность. Только начиная с 2003 г. она начала реализовываться после того, как был накоплен необходимый потенциал. Введение системы назначения высших должностных лиц субъектов РФ минимизировало угрозу территориальной целостности России. Запрещение деятельности на территории России фондов с участием иностранного капитала снизило степень ее политической и экономической зависимости. Сейчас наблюдается процесс, когда накопленный потенциал государственной власти приступил к реализации принятой в 1997 г. Концепции национальной безопасности, пусть и не по всем направлениям эффективной и результативной.

    1.3 Принципы анализа последствий возникновения угроз экономической безопасности национальной экономики

 

      Существуют  различные аспекты, анализа последствий возникновения угроз экономической безопасности, дифференцированно по экономической, социальной и экологической сферам.

Информация о работе Экономическая безопасность хозяйственной деятельности