Анализ уровня жизни в Республике Беларусь за 2009-2011гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 12:56, курсовая работа

Описание

Наше благосостояние напрямую зависит от правильной социальной политики государства, которая, в свою очередь, зависит от того, достаточно ли информации и насколько она полно показывает проблемы в современном обществе.
В данной курсовой работе проводится анализ уровня и качества жизни белорусского населения за прошедшие три года (2008-2011), а также рассматриваются пути повышения достигнутого уровня.

Содержание

Введение
4
1 Понятие и показатели уровня и качества жизни

1.1 Уровень жизни: сущность понятия
5
1.2 Показатели уровня жизни
7
1.3 Качество жизни и его оценка
10
2 Особенности уровня и качества жизни и его оценка в РБ

2.1 Анализ уровня жизни в Республике Беларусь за 2008-2011 гг.
14
2.2 Анализ качества жизни в Республике Беларусь за 2008-2011 гг.
19
2.3 Пути повышения уровня и качества жизни
Введение
1 Понятие и показатели уровня и качества жизни
1.1 Уровень жизни: сущность понятия
1.2 Показатели уровня жизни
1.3 Качество жизни и его оценка
2 Особенности уровня и качества жизни и его оценка в РБ
2.1 Анализ уровня жизни в Республике Беларусь за 2008-2011 гг.
2.2 Анализ качества жизни в Республике Беларусь за 2008-2011 гг.
2.3 Пути повышения уровня и качества жизни
Заключение
Список использованных источников
Заключение
26
Список использованных источников
28

Работа состоит из  1 файл

курсовая1.doc

— 396.50 Кб (Скачать документ)

   поэтапное приближение государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда к бюджету прожиточного минимума, в пер­спективе – к минимальному потребительскому бюджету;

   совершенствование структуры заработной платы, повышение доли оп­латы труда по тарифным ставкам и окладам;

   регулирование межотраслевых различий в заработной плате, повышение уровня заработной платы в сельском хозяйстве и социально-культурных отрас­лях бюджетной сферы;

   развитие социального партнерства на всех уровнях управления;

   усиление законодательной защиты прав наемных работников на труд и его справедливую оплату.

В области политики денежных доходов и оплаты труда предусматрива­ется увеличение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП, рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда при некотором снижении численности занятых в экономике.

Минимальная заработная плата является минимальным социальным стандартом в области оплаты труда. Дальнейшее ее повышение в Республике Беларусь следует осуществлять по мере роста эффективности производства, имея в виду поэтапное приближение ее размера к бюджету прожиточного ми­нимума, в дальнейшем – к минимальному потребительскому бюджету. При этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30 – 40%, что соответствует параметрам, существующим в экономиче­ски развитых странах.

Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом социальной по­литики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максималь­ное сокращение в республике уровня малообеспеченности. Реализация этой за­дачи будет происходить на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.

С увеличением минимальной заработной платы, ростом средней зара­ботной платы и среднедушевых денежных доходов предполагается, что доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума должна сокра­титься к 2015 г. вдвое, что соответствует цели Декларации тысячелетия Органи­зации Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г.

Пенсионное обеспечение – важнейшее направление социальной поли­тики. На нынешнем этапе развития национальная пенсионная система Респуб­лики Беларусь столкнулась с целым рядом внутренних и внешних проблем. Дефицит средств и проблемы экономики затрудняют возможности поддержа­ния достаточного уровня пенсионного обеспечения и должной дифференциа­ции пенсий в соответствии с трудовым вкладом. Отрицательное влияние оказы­вает старение населения и, как следствие, рост пенсионеров при сокращении численности занятых в экономике.

Основной целью социальной политики Республики Беларусь в области пенсионного обеспечения является повышение уровня жизни пенсионеров че­рез создание стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, удовле­творяющей принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям.

Стратегической задачей реформирования пенсионной системы является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распре­делительные, так и накопительные механизмы. В перспективе в соответствии с социально-экономическими программными документами в республике преду­сматривается:

проведение организационно-структурных преобразований в системе пенсионного обеспечения, принятие пакета законодательных актов, регули­рующих отношения в рамках каждой составляющей пенсионной системы;

развитие государственного пенсионного страхования как основной со­ставляющей пенсионной системы, рационализация условий и норм предостав­ления пенсий на основе установления более тесной зависимости размера пен­сии от страхового стажа и заработка;

совершенствование индивидуального (персонифицированного) учета в пенсионном страховании в целях наиболее полного сбора страховых платежей и учета накопленных пенсионных прав;

обязательное пенсионное страхование для работников, занятых в небла­гоприятных условиях труда или определенными видами профессиональной деятельности.

Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие в Республике Беларусь необходимо направить на обеспечение гаран­тий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопря­женных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.

В области организации системы социального страхования необходимо решить две важнейшие задачи: обеспечить объективную оценку, учет и анализ уровня и факторов социального риска для различных категорий работников; добиться справедливого распределения ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально-трудовых отношений.

Основными задачами в области социальной защиты населения являются обеспечение государственной поддержки нуждающихся групп населения, по­вышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, опти­мизация программ предоставления помощи.[16,с.34]

В ближайший период в республике предусматривается завершить ре­формирование системы социальной защиты граждан, направленной на реализа­цию принципа адресности, обеспечить доведение государственных минималь­ных социальных гарантий до уровня нормативов стоимости жизни, продолжить совершенствование системы социальных пособий и выплат, механизмов за­щиты доходов населения от инфляции. Важным направлением является созда­ние комплексных территориальных центров социального обслуживания, обес­печивающих оказание максимальной и разносторонней помощи гражданам по­жилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения.[13.с.24]

В комплексе мер по обеспечению устойчивого развития в республике должна быть повышена значимость социальной поддержки ветеранов и инва­лидов. Основным направлением государственной социальной политики по от­ношению к инвалидам должно стать реабилитационное направление, ориенти­рованное, прежде всего, на использование социальных механизмов компенса­ции и адаптации.

Важнейшим условием реализации этих мер должна стать координация различных видов государственной социальной поддержки граждан и создание единой информационной системы социальной помощи.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема качества жизни является приоритетной для решения социально – экономических проблем любого уровня.

Анализ показал, что понятие «качество жизни» является комплексной производной от исторических, географических, экономических, социальных и иных факторов, определяющих положение человека в обществе. В практическом применении концепции качества жизни необходимо разграничивать понятия «качества жизни», «образ жизни», «условия» и «уровень жизни». Качество жизни показывает результативность образа жизни людей. Уровень и условия жизни являются структурными составляющими качества жизни.

В соответствии с концепцией качества жизни сформулированы основные социально – экономические цели развития страны – обеспечение  надлежащего уровня и качества жизни населения и всестороннее развитие личности. Население рассматривается как потребитель благ и услуг, создаваемых в стране, а качество жизни – как индикатор его обеспеченности  услугами инфраструктуры и мера удовлетворения духовных, интеллектуальных и эстетических потребностей.

На качество жизни населения влияет государственная политика, регулирование экономических процессов.

Государственное регулирование экономики требует высокого профессионализма. Годы реформ показали, что в период перехода к рынку особенно важно компетентное регулирование, так как государство является первопричиной изменения функционирования экономики. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые на микроуровне.

Основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику, давать возможность развиваться малым предприятиям, устранить повышенное налогооблажение граждан с низкими доходами.

В целом, трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создаёт условия для экономической деятельности, обеспечивают социальную защиту малообеспеченных слоёв населения и способствует развитию рыночных отношений, что положительно влияет на измерение качества жизни населения.

Уровень жизни выше, чем выше и потребности. Речь идет главным об­разом о физических, духовных и социальных потребностях.

Физические потребности  связаны с поддержанием физической жизни человека. Они подразделяются  на материальные (потребности в пище, одежде, жилье) и нематериальные (потребности в двигательной активности, сне и т.д.).

Духовные потребности – это потребности в познании окружающего мира, образовании, повышении квалификации, в различных видах творческой деятельности, в эстетическом восприятии, в пользовании культурными ценно­стями.

Социальные потребности возникают в связи с функционированием че­ловека в обществе. Это потребность в общественной деятельности, самовыра­жении, общении с людьми, обеспечении социальных прав.

Уровень жизни можно рассматривать не только при анализе благосос­тояния отдельных групп населения, но и на национальном уровне. Это позво­ляет сравнить уровни жизни населения в различных странах.

Оценки уровня, и качества жизни изменяются во времени и в простран­стве. Уровень, который считался 30-40 лет назад высоким, в настоящее время может быть отнесен к «черте бедности», а уровень, который считается для од­них стран высоким, для других окажется низким.

Все большая часть жителей развитых стран осознает негативные тен­денции развития экономики и соответственно меняет жизненные ориентиры. Растет понимание того, что качество жизни не может определяться количест­вом потребленных благ. Основное внимание будет уделяться характеристика  здравоохранения, образования, безопасности, социальных отношений и при­родной среды.

Социальная стабильность развития общества в Республике Беларусь должна обеспечиваться проведением эффективной соци­альной политики:

- реализация приоритетов социальной политики как одного из важнейших условий устойчивого развития общества;

- гарантии прав на свободу человека и на свободную реализацию трудо­вого и интеллектуального потенциала с тем, чтобы трудоспособный гражданин смог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие;

- дифференциация социальной политики в отношении различных слоев населения; адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения;

- взаимная солидарная ответственность всех субъектов (государство, предприниматели, профсоюзы, население) за результаты социального развития;

- права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, на духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи, береж­ное отношение к историческому наследию предков и на преемственность поко­лений, сохранение самобытности национальных традиций.[13,с.25]

Главной целью социальной политики Республики Беларусь в долго­срочной перспективе является обеспечение устойчивого роста уровня и каче­ства жизни населения и создание условий для развития человеческого потен­циала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчиво­стью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полно­стью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения.


Список использованнЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Абакумова, Н.Н. Политика доходов и заработной платы/ Н.Н. Абаку­мова, Р.Я. Подовалова.- М.: ИНФРА-М, 1999. – 315с.

2.        Булатова, А.С. Экономика/ А. С. Булатова. – М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2003 .- 205с.

3.        Плотницкий, М.И. Макроэкономика: учеб. пособие/под ред. М.И. Плотницкий.-М.:Новое знание,2004.– 462с.

4.        Видяпин, В.И. Экономическая теория/ под ред. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА-М,  2003. – 450с.

5.        Добрынин, А.И. Экономическая теория/ под ред. А.И. Добрынина. - С. – П.: ПИТЕР, 2001. – 362с.

6.        Носова, С.С. Экономическая теория/ С.С. Носова.- М.: Дашков и К, 2003 . – 289с.

7.        Романов, А.Н. Уровень жизни населения/ А.Н. Романов, В.М Жеребин. – М.: Юнити-Дана,  2002. – 358 с.

8.        Елисеева, И.И. Социальная статистика/ под ред. И.И. Елисеевой.- М.: Финансы и статистика, 2002 .- 198с.

9.        Потупчик, В. Сфера особого внимания/ В.Потупчик// Экономика Беларуси.- 2009.-№1.- С.34-40.

10.   Потупчик, В. Фундамент устойчивости/ В.Потупчик// Экономика Беларуси. - 2008.-№1.- С.36-42

11.   Статистика Беларуси: ежеквартальное издание Национального статистического комитете Республики Беларусь/И.А. Костевич[и др.].-Минск: Информационно-вычислительный центр Национального статистического комитете Республики Беларусь,  2009.-№1.- 128 с.:ил.

12.   Беларусь в цифрах: статистический справочник/В.И.Зиновский.-Минск.: Информационно-вычислительный центр Белстата, 2009.-96с.:ил.

13.   Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы. // «Рэспублiка».-2006.-24 лютага.-С.23.

14.    Головачев, А.С. Социальная ориентация экономических систем/А.С.Головачев, Э.А. Лутохина.- Минск.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2000.- 59с

15.    Шимов, В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы: Монография / В.Н. Шимов. – Мн.: БГЭУ, 2003.- 256с.

16.    Методические рекомендации по разработке Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь / Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь. – Минск, 2003.-63с.

Информация о работе Анализ уровня жизни в Республике Беларусь за 2009-2011гг