Анализ уровня жизни в Республике Беларусь за 2009-2011гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 12:56, курсовая работа

Описание

Наше благосостояние напрямую зависит от правильной социальной политики государства, которая, в свою очередь, зависит от того, достаточно ли информации и насколько она полно показывает проблемы в современном обществе.
В данной курсовой работе проводится анализ уровня и качества жизни белорусского населения за прошедшие три года (2008-2011), а также рассматриваются пути повышения достигнутого уровня.

Содержание

Введение
4
1 Понятие и показатели уровня и качества жизни

1.1 Уровень жизни: сущность понятия
5
1.2 Показатели уровня жизни
7
1.3 Качество жизни и его оценка
10
2 Особенности уровня и качества жизни и его оценка в РБ

2.1 Анализ уровня жизни в Республике Беларусь за 2008-2011 гг.
14
2.2 Анализ качества жизни в Республике Беларусь за 2008-2011 гг.
19
2.3 Пути повышения уровня и качества жизни
Введение
1 Понятие и показатели уровня и качества жизни
1.1 Уровень жизни: сущность понятия
1.2 Показатели уровня жизни
1.3 Качество жизни и его оценка
2 Особенности уровня и качества жизни и его оценка в РБ
2.1 Анализ уровня жизни в Республике Беларусь за 2008-2011 гг.
2.2 Анализ качества жизни в Республике Беларусь за 2008-2011 гг.
2.3 Пути повышения уровня и качества жизни
Заключение
Список использованных источников
Заключение
26
Список использованных источников
28

Работа состоит из  1 файл

курсовая1.doc

— 396.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 


2              ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ЕГО ОЦЕНКА В  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1           Анализ уровня жизни в Республике Беларусь за 2006-2008 гг

Ключевым направлением реализации политики в социально-трудовой сфере остается сохранение роста денежных доходов населения и их покупа­тельной способности.

Предпринятые в последние годы меры позволили существенно снизить в нашей стране уровень малообеспеченности. Доля граждан с доходами ниже бюджета прожиточного минимума сократилась по итогам 9 месяцев 2008 года составила 6,2%. Немаловажно отметить, что при этом на фоне общего роста уровня жизни мы не допустили существенного расслоения общества. На про­тяжении последних лет соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных групп населения остается в Беларуси неизменным и колеблется в пределах 5,6-5,9 раза. [9,c38]. Это один из самых низких показателей среди стран СНГ, который свидетельствует об экономической и социальной стабильности в госу­дарстве. Согласно данным таблицы 2.1 можно увидеть динамику изменения доходов населения за 2006-2008 годы.

 

Источник: [10,c.59].

Рисунок 2.1 - Структура денежный доходов населения ( в процентах к году).

 

Повышению уровня жизни населения способствовала целенаправленная реализация государственной политики в области оплаты труда. Из таблицы 2.1 видно , что за три года этой пятилетки среднемесячная заработная плата увеличилась в 1,9 раза, а ее реаль­ное содержание – в 1,4 раза. В соответствии с таблицей 2.1 в 2008 году номи­нальная заработная плата в республики увеличилась по сравнению с 2007 годом на 26,2% (по прогнозу – 18,8%) и составила 885,6 тыс. рублей, в том числе в де­кабре – 1000,2 тыс. рублей, или 454,9 доллара США в эквиваленте. В бюджетном  секторе экономики среднемесячная заработная плата ра­ботников выросла на 16,8% ( по прогнозу – 14,8%) и составила 719,1 тыс. руб­лей, в том числе в декабре 834,7 тыс. рублей, или 379,6 доллара США в эквива­ленте.[8.c.38]

 

Таблица 2.1 - Основные показатели уровня жизни населения за 2006 – 2008 гг

 

2006

2007

2008

Денежные доходы населе­ния, млрд. руб.

 

58700

76346

Реальные денежные до­ходы населения

предыдущий год = 100

117,8

113,2

112,7

Валовый внутренний про­дукт, млрд. руб.

79267,0

97165,3

128828,8

В % к соответстующему периоду предыдущего года

110,0

108,6

110,0

Денежные доходы в рас­чете на душу населения, тыс. руб. в месяц

416,9

503,9

657,2

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб.

582,2

694,0

885,6

Реальная начисленная за­работная плата

предыдущий год = 100

117,0

110,0

109,9

Средний размер назначен­ной месячной пенсии, тыс. руб.

246,6

290,8

363,9

 

 

 

 

Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. м2

4087,6

4665,1

5146,7

Платные услуги населе­нию, млрд. руб

8307,2

9988,2

12607,6

В % к соответствующему периоду предыдущего года

111,2

111,5

113,9

Источник: [10,с.26].

 

На рисунке 2.2 хорошо видно, что в течение последних трех лет наблюдается рост номинальной заработной платы работников во всех отраслях экономики.

 

Источник: [10,с.89].

Рисунок 2.2 – Номинальная начисленная заработная плата работников по отраслям экономики.

 

Сегодня ситуация на рынке труда республики стабильная. В соответст­вии с таблицей 2.2 уровень безработицы на протяжении 2008 года постоянно снижался, удерживаясь в социально допустимых пределах. На 1 января 2009 года он составил 0,8% к численности экономически активного населения, что на 0,4-0,6 процентного пункта ниже уровня, предусмотренного прогнозом на 2008 год.

 

Таблица 2.2 – Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, и уровень зарегистрированной безра­ботицы ( на конец периода; тысяч человек) за период 2006-2008 гг

Периоды

Численность безработных

Из них безработ­ные, которым назначено пособие по безработице

Уровень безработицы к экономически активному на­селению, в %

2006

52,0

27,4

52,7

1,2

2007

44,1

23,8

54,0

1,0

2008

37,3

17,4

46,6

0,8

Источник:[11,с.66]

 

Принимаемые меры по поддержке семьи позволили сохранить положи­тельную динамику в сфере рождаемости(таблица 2.3). В 2008 году в стране родилось 107,9 тыс. детей, что на 4,3% и 11,6% выше уровня 2007 и 2006 годов соответственно. Причем рост численности ро­дившихся наблюдается во всех областях и г. Минске. Общий коэффициент ро­ждаемости составил 11,1 на 1 000 человек населения.

 

Таблица 2.3 – Численность и естественное движение населения за период 2006-2008 гг

 

2006

2007

2008

Все население

9750,5

9714,5

9689,8

Городское население

7059,0

7074,8

7108,1

Сельское население

2691,5

2639,7

2581,7

Мужчины

4555,3

4535,0

4521,4

Женщины

5195,2

5179,5

5168,4

Число родившихся, тыс. человек

В том числе девочек

мальчиков

96,7

46,9

49,8

103,6

50,2

53,4

107,9

52,3

55,6

Число умерших, тыс. че­ловек

138,4

133,0

134,4

Естественный прирост, убыль(-) населения, тыс. человек

-41,7

-29,4

-26,5

Источник:[11,с.66]

 

В течении трех последних лет, согласно рисунку 2.2, наблюдается рост пособия на детей до 3 лет и старше.  В 2009 году для сохранения этой позитивной тенденции предполагается размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет приблизить к бюджету прожиточного минимума. В последующим целесообразно установить его на уровне, позволяющем компенсировать семье недополученный доход в связи с занятостью одного из родителей уходом за малолетними детьми. Продолжается работа по совершенствованию нормативно-правовых механизмов, направлен­ных на создание условий для сочетания родителями семейных и профессио­нальных обязанностей. Особая поддержка государства будет оказана семьям с детьми-инвалидами, многодетным и неполным семьям.

 

Источник:[9,c.36]

Рисунок 2.2 – Динамика размеров государственных пособий семьям, воспитывающим детей  в Республике Беларусь за 2006-2008 гг, тыс. руб.

 

Одним из путей сокращения депопуляции в Беларуси являются меры, направленные на снижение уровня смертности населения, особенно в трудо­способном возрасте. В соответствии с таблицей 2.3 в 2008 году число умерших увеличилось по сравнению с 2007 годом на 1,2% и составило 134,4 тыс. чело­век. Наибольший рост отмечается в г. Минске, Брестской и Могилевской об­ластях. Общий коэффициент смертности составил 13,9 на 1000 человек населе­ния.

Обмеченные обстоятельства требуют дальнейшего повышения эффек­тивности принимаемых мер по совершенствованию профилактической и ле­чебно-диагностической помощи населению; профилактике травматизма, ран­нему выявлению и лечению болезней системы кровообращения, новообразова­ний.  Повышенное внимание следует уделять вопросам популяризации здоро­вого образа жизни, предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма, профилактике вредных привычек.

Программа пенсионного обеспечения является самой масштабной и зна­чимой для значительного числа населения нашей страны и поэтому требует к себе особого внимания. Пенсионная система Республики Беларусь  охватывает в настоящее время более 2,5 млн. человек, как видно на рисунке 2.3, (практически каждого четвертого жи­теля страны), а на финансирование пенсионных выплат направляется до 10% ВВП.

 

Источник: [10, с.72].

Рисунок 2.3 – Численность пенсионеров  в Республике Беларусь за 2006-2008гг

 

В соответствии с рисунком 2.4 в 2008 году по сравнению с 2007-м превы­шены прогнозные показатели  по уровню среднемесячного размера пенсии по возрасту и среднемесячного размера минимальной пенсии по возрасту соответ­ственно на 6,9 и 6,7 процентных пункта.

Источник: [10,с.71].

Рисунок 2.4 – Средний размер назначенной пенсии в Республике Беларусь за 2006 – 2008 гг, тыс.руб.

 

Вывод:

- предпринятые в последние годы меры позволили существенно снизить в нашей стране уровень малообеспеченности.

- повышению уровня жизни населения способствовала целенаправленная реализация государственной политики в области оплаты труда. За последние три года среднемесячная заработная плата увеличилась в 1,9 раза, а ее реаль­ное содержание – в 1,4 раза.

- сегодня ситуация на рынке труда республики стабильная. Уровень безработицы на протяжении 2008 года постоянно снижался, удерживаясь в социально допустимых пределах.

- принимаемые меры по поддержке семьи позволили сохранить положи­тельную динамику в сфере рождаемости. В течении трех последних лет, наблюдается рост пособия на детей до 3 лет и старше.

- одним из путей сокращения депопуляции в Беларуси являются меры, направленные на снижение уровня смертности населения, особенно в трудо­способном возрасте.

2.2       Анализ качества жизни в Республике Беларусь за 2006-2008 гг

Важными характеристиками уровня жизни населения являются уровень и структура потребления материальных благ и услуг, где объектами статисти­ческого наблюдения являются потребительские единицы (условная единица).

Важнейшей реальной величиной конечного потребления является объем фактического потребления домашних хозяйств, которое обеспечивается не только за счет реального дохода, но и за счет социальных трансфертов.

Объем фактического потребления включает потребление товаров и ус­луг. Все товары, потребляемые населением, имеют следующую структуру:

товары первой необходимости (продукты питания, повседневная оде­жда, жилье и т.д.);

товары отложенной необходимости (бытовая техника, машины и т.д.);

предметы роскоши (дорогая одежда, дорогая мебель, ювелирные изде­лия, деликатесные продукты питания и т.д.).

В объеме услуг принято выделять:

услуги производственные (ремонт бытовой техники, ремонт предметов повседневного потребления и т.п.);

услуги хозяйственного назначения (внутренний ремонт жилья, наруж­ный ремонт жилья и т.п.);

Все услуги могут быть предоставлены либо на бесплатной основе, либо на платной (рыночные услуги).

При анализе таблицы 2.4 можно легко определить, что увеличение по­требление материальных благ и  услуг в период с 2007 по 2008 год составило 2,4%.

 

Информация о работе Анализ уровня жизни в Республике Беларусь за 2009-2011гг