Анализ качества продукции (на примере ООО «Трусовский хлебзавод»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:18, курсовая работа

Описание

В настоящее время, время рыночной экономики, на рынке складывается ситуация жесточайшей конкуренции и следовательно потребитель становится более разборчивым в выборе товаров. В связи с этим любой фирме необходимо зарекомендовать себя на рынке как производителя качественной и доступной продукции. Но также зарекомендованное имя фирмы может быть уничтожено одним её неверным шагом – снижением качества выпускаемых товаров, в этом случае потребитель производит выбор продукции конкурентной фирмы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 4

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ «АНАЛИЗА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ» 5

1.2 Общественные потребности. Понятие качества продукции. Анализ качества продукции..................................................................................................... 5

1.2 Оценка качества. Стандартизация и сертификация в системе обеспечения качества..................................................................................................................... 10

1.3 Стоимость плохого качества. Оптимальное качество продукции....... 17

1.4 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции 24

1.5 Анализ ассортимента и структуры продукции..................................... 29

1.6 Анализ ритмичности работы предприятия........................................... 31

1.7 Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции 33

Глава 2. «АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ» НА ООО»ТРУСОВСКИЙ ХЛЕБЗАВОД»........................................................................................................................ 37

2.1 Финансово-экономическая характеристика ООО «Трусовский хлебзавод» 37

2.1.1 Историческая справка..................................................................... 37

2.1.2 Структура производства и управления........................................... 39

2.1.3 Анализ технико-экономических показателей.................................. 40

2.2 Анализ качества продукции.................................................................. 44

2.2.1 Анализ качества сырья и продукции.............................................. 44

2.2.2 Дефекты хлебобулочных изделий................................................... 50

2.2.3 Анализ качества продукции............................................................ 55

2.2.4 Анализ брака продукции на предприятии...................................... 57

ВЫВОДЫ....................................................................................................... 61

ПРЕДЛОЖЕНИЯ............................................................................................ 63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................................... 65

Работа состоит из  1 файл

Анализ качества и обновления продукции.docx

— 98.37 Кб (Скачать документ)

Следовательно, при  решении проблемы, какой уровень  качества продукции необходимо обеспечивать в процессе ее массового производства? - должны быть четко сформулированы критерии достижения оптимального качества.

Для решения этой проблемы имеется несколько подходов, однако, во всех случаях критерии оптимального качества имеют экономическую основу.

 

 Если изделие соответствует  назначению, полностью выполняет  функциональные предназначения, то нет  никакой необходимости изготовлять  ее более точно, использовать другие, дорогие материалы.

Допустим, если деталь полностью выполняет свои функции  при изготовлении ее размеров с допуском ±0,05 мм. Можно изготовить размеры  с точностью ±0,01мм и даже ±0,001 мм, что будет значительно дороже, уровень качества будет более  высоким, но полезность детали, ее функциональное назначение практически не изменится.

Очевидно, что оптимальное  качество будет находиться в зоне между точками 1 и 2, где прибыль  превышает затраты.

Следует отметить, что  уровень оптимального качества с  течением времени изменяется в сторону  его увеличения. Это объясняется  двумя обстоятельствами:

1.) потребители с  течением времени предъявляют  все более высокие требования  к качеству. Следовательно, цена, приписываемая конкретному изделию, непрерывно уменьшается;

2.) совершенствование  технологии, конструкции изделия,  улучшение организации производства  позволяет производителю снижать  затраты, производить продукцию  более высокого качества не  увеличивая затрат.

Поэтому можно сказать, что анализируя качество продукции, необходимо проанализировать затраты  на качество продукции, найти оптимальное  качество продукции и выявить  насколько оно соответствует  действующим стандартам.[7]

 

 

1.4 Анализ динамики и выполнения  плана производства и реализации  продукции

 

 

Объем производства, и объём реализации продукции  являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного  спроса приоритет отдаётся объему производства продукции, который определяет объем  продаж. Но по мере насыщения рынка  и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить  только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.

Темпы роста объёма производства и реализации продукции, повышение её качества непосредственно  влияют на величину издержек, прибыль  и рентабельность предприятия. Поэтому  анализ данных показателей имеет  большое значение.

Основные задачи анализа:

- оценка степени  выполнения плана и динамики  производства и реализации продукции;

- определение влияния  факторов на изменение величины  этих показателей;

- выявление внутрихозяйственных  резервов увеличения выпуска  и реализации продукции;

Разработка мероприятий  по освоению выявленных резервов.

Объем производства и реализации продукции может  выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объёма деятельности предприятия получают с помощью  стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.

Объем реализации продукции  определяется или по отгрузке продукции  покупателям, или по оплате (выручки); может выражаться в сопоставимых, плановых и текущих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продаётся продукция, какой спрос на неё на рынке, зависит  и объем её производства.

Немаловажное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные  показатели объемов производства и  реализации продукции (штуки, метры, тонны  и т.д.). Их используют при анализе  объемов производства и реализации продукции по отдельным видам  и группам однородной продукции.

Условно-натуральные  показатели, как и стоимостные, применяются  для обобщенной характеристики объемов  производства продукции, например на консервных заводах применяется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных  предприятиях — количество условных ремонтов, в обувной промышленности - условные пары обуви, исчисленные  на основе коэффициентов их трудоемкости, и т.д.

Нормативные трудозатраты также используются для обобщенной оценки объемов выпуска продукции - в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных или условно-натуральных измерителях.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и  реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Далее производится оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчётный период (месяц, квартал, год).

 

 Оперативный анализ производства и отгрузки продукции  осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия  оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме  того, в условиях конкуренции предприятие  может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Недопоставка продукции  отрицательно влияет не только на итоги  деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе  реализации продукции особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам  и по экспорту продукции.

В процессе анализа  производства и реализации продукции  необходимо оценить также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Каждое предприятие должно знать  величину потерь, если какая-то часть  продукции окажется нереализованной. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.

Внутренние причины: неправильно составленный прогноз  спроса на продукцию служащими предприятия; неправильная ценовая политика предприятия на рынках сбыта; снижение конкурентоспособности продукции в результате низкого качества сырья, оборудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала; неэффективная организация процесса сбыта и рекламы продукции.

Внешние причины: неплатежеспособность покупателей; повышение процентных ставок по вкладам; демографические, социально-экономические, политические и другие причины.

Риск невостребованной продукции можно подразделить на преодолимый и непреодолимый. Критерием отнесения его к одной из групп является экономическая целесообразность нововведений, направленных на продвижение товаров на рынок. Если дополнительные затраты на дизайн, улучшение качества, упаковку, рекламу, организационную перестройку производства и сбыта превышают сумму их покрытия выручкой, то экономически они нецелесообразны и риск, следовательно, является непреодолимым, и наоборот.

Риск невостребованной продукции может быть обнаружен  на предпроизводственной, производственной и поспепроизводственной стадиях. Если риск обнаружен на предпроизводственной стадии, то экономический ущерб будет меньшим — это только расходы на исследование рынка, разработку изделия и др. Если же риск невостребованной продукции обнаружен на производственной или послепроизводственной стадии, то это может серьезно пошатнуть финансовое состояние предприятия: в сумму ущерба кроме указанных расходов войдут издержки на подготовку, освоение, производство и частично сбыт продукции.

В зависимости от стадии обнаружения риска невостребованной продукции управленческие решения  могут быть разными: на предпроизводственной стадии можно не приступать к производству данного вида продукции, заменив его другим; на производственной стадии еще можно внести существенные изменения в дизайн, конструкцию, цену изделия и за счет этого продвинуть его на рынок; на послепроизводственной стадии нужно думать, как избежать банкротства, потому что невостребованная продукция - это прямой убыток для предприятия. Каждый товар должен производиться лишь в том случае, когда есть платежеспособный спрос на него, подкрепленный заявками или договорами на его поставку.

Чтобы оценить риск невостребованной продукции, нужно  проанализировать обеспеченность производства продукции контрактами или заявками на поставку, динамику остатков готовой  продукции по каждому виду, их долю в общем объеме продаж, скорость продаж и т.д.

Важным обобщающим показателем, используемым для характеристики скорости реализации продукции, является продолжительность ее нахождения на стадии реализации. Для расчета данного  показателя необходимо средние остатки  готовой продукции разделить  на однодневный объем продаж. Рост его уровня свидетельствует о  трудностях сбыта и повышении  риска невостребованной продукции.

 

 

1.5 Анализ ассортимента  и структуры продукции

 

Большое влияние  на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры рынка  является одним из важнейших индикаторов  деловой активности предприятия  и его конкурентоспособности.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции  предприятие должно учитывать, с  одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся  в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:

- определение текущих  и перспективных потребностей  покупателей; оценку уровня конкурентоспособности  выпускаемой или планируемой  к выпуску продукции;

- изучение жизненного  цикла изделий на рынках, принятие  своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

- оценку экономической  эффективности и степени риска  изменений в ассортименте продукции.

Обобщающую характеристику изменений ассортимента продукции  дает одноименный коэффициент, уровень  которого определяется следующим образом: объем продукции, принятый в расчет делим на базовый объем производства (реализации) продукции.

В расчет данного  коэффициента принимается фактический  выпуск продукции каждого вида в  отчетном периоде, но не более базового (планового, прошлого периода).

Увеличение объема производства (реализации) по одним  видам и сокращение по другим видам  продукции приводит к изменению  ее структуры, т.е. удельный вес одних  видов продукции возрастает, а  других — уменьшается.

Для характеристики интенсивности структурных преобразований на предприятии можно использовать коэффициент структурной активности, который мы предлагаем рассчитывать следующим образом:

Кстр.акт = ∑√∆Уді²                   (6)

где ∆Уді² — изменение удельного веса i-гo вида (номенклатурной группы) продукции в общем объеме выпуска (продаж) за исследуемый период;

Где ∑ имеет диапазон от і=1 до п.

п — число номенклатурных групп (видов) продукции.

Чем активнее структурные  преобразования на предприятии, тем  выше уровень данного коэффициента. Это свидетельствует о том, что  администрация предприятия активно  реагирует на изменение конъюнктуры  рынка, своевременно обновляя ассортимент  продукции.

Изменение структуры  производства оказывает большое  влияние на все экономические  показатели: объем выпуска в стоимостной  оценке, материалоемкость, себестоимость  товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес  более дорогой продукции, то объем  ее выпуска в стоимостном выражении  возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и, соответственно, при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

Информация о работе Анализ качества продукции (на примере ООО «Трусовский хлебзавод»)