Анализ деятельности Управления ЖКХ МО ГО «г. Комсомольск-на-Амуре»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 12:23, курсовая работа

Описание

В связи с этим, целью данной работы выступает анализ деятельности Управления ЖКХ МО ГО «Комсомольск-на-Амуре» и разработка рекомендаций по ее улучшению.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы управления системой отрасли ЖКХ;
2. Провести анализ деятельности Управления ЖКХ МО ГО «Комсомольск-на-Амуре»;
3. Охарактеризовать состояние жилищно-коммунального хозяйства г. Комсомольск-на-Амуре;
4. Дать рекомендации по улучшению деятельности Управления ЖКХ МО ГО «Комсомольск-на-Амуре».

Работа состоит из  1 файл

практика.doc

— 356.50 Кб (Скачать документ)

 

Коэффициент рентабельности активов в 2010 году повысил свое значение на 16,77%, и именно в этот период было зафиксировано максимальное значение данного коэффициента в 30,07%. Это значит, что предприятие получает 30 копеек прибыли с каждого рубля, вложенного в активы.

Необходимо отметить, что повышению данного коэффициента в 2010 году способствовало увеличение прибыли от продаж в данном периоде на 47739 тыс. руб. Это говорит о том, что организация достаточно эффективно использовала в 2010 году все свое имущество.

Коэффициент рентабельности реализации в 2010 году увеличился на 19,3% по сравнению с предыдущим периодом и составил 24,2%. А это значит, что предприятие в 2010 году получило 0,24 рубля чистой прибыли с каждого рубля реализованной продукции.

Коэффициент рентабельности собственного капитала в 2009 году показал значение в 138,3%, а уже к 2010 году снизил его до 44,6%, что произошло благодаря резкому повышению (на 107956 тыс. руб.) суммы собственного капитала в этот период времени. В 2010 году данный коэффициент показывал реальное значение в 44,6%, а это значит, что на один рубль собственного капитала в этот период приходилось по 0,45 рублей прибыли предприятия. Данный коэффициент является важнейшим источником информации о перспективах вложения капитала в данное предприятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жилищно-коммунальное хозяйство – это сложный многоотраслевой производственно-технический комплекс, в который входят предприятия, обеспечивающие содержание жилищного фонда, жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство, водоснабжение и водоотведение, коммунальная энергетика, внешнее городское благоустройство. Муниципалитет, в лице Управления ЖКХ, обязан обеспечивать население минимумом благ, в том числе и коммунальными услугами.

При этом главная задача муниципалитета в современных условиях – не оказание услуг по управлению жилищным фондом с помощью подведомственных учреждений, как это делается сейчас, а создание условий, позволяющих населению получать услуги в достаточном объеме и высоком качестве. Основой преобразований в этой связи должна стать реорганизация системы управления отраслью, построенная на принципе сокращения степени участия органов местного самоуправления в управлении жилищным фондом, и активном привлечении граждан к управлению собственностью в жилищной сфере.

Таким образом, можно выделить ключевые направления работы муниципалитетов:

1) информационная поддержка реформы ЖКХ: обеспечение необходимыми методическими материалами собственников, их обучение;

2) создание системы независимого и объективного контроля соблюдения прав собственников.

Для принятия своевременных, эффективных и отвечающих интересам собственников управленческих решений необходима комплексная информация об экономическом, технико-технологическом и функциональном состоянии отрасли.

Поэтому для решения данной проблемы необходимо выделить в составе мониторинга состояния ЖКХ два направления:

1. финансовый мониторинг – исходя из потребности получения информации о финансовом состоянии предприятий отрасли, уровне конкуренции и, соответственно, уровне тарифов на услуги;

2. технологический мониторинг – направленный на анализ качества и гарантированности бесперебойного обеспечения населения услугами (см. рис. 3.1).


 

Рисунок 3.1 – Задачи мониторинга состояния ЖКХ

 

Для успешной реализации перечисленных на рисунке 3.1. задач мониторинга ЖКХ в структуре администрации МО ГО «Комсомольск-на-Амуре» считаем целесообразным выделение самостоятельного подразделения, осуществляющего мониторинг, т.е. занимающегося сбором, обработкой, анализом и распределением информации, и имеющего налаженное взаимодействие с собственниками жилых помещений, управляющими компаниями и компаниями-монополистами. Такую структуру по ее содержанию и функциям можно назвать информационно-аналитической.

Функции такого подразделения должны объединять стратегическое планирование, мониторинг состояния ЖКХ, работу с населением, общую координацию деятельности предприятий ЖКХ. Иначе говоря, в структуру информационно-аналитической службы целесообразно включить:

–          отдел по работе с собственниками;

–          отдел мониторинга;

–          отдел целевых программ;

–          отдел координации.

Учитывая большую значимость собственников жилых помещений как источника информации и их главную роль в управлении ЖКХ, целесообразно, в первую очередь, включение в рекомендуемую структуру отдела по работе с собственниками. Данный отдел должен заниматься работой с собственниками жилья, сбором информации о текущем положении дел в ТСЖ и управляющих компаниях, приемом претензий и предложений по работе жилищно-коммунальных структур.

Отдел мониторинга должен осуществлять сбор, обработку, анализ и распределение информации о состоянии отрасли ЖКХ, о положении предприятий ЖКХ, состоянии жилого фонда и т.п.

Отдел целевых программ будет осуществлять стратегическое планирование отрасли ЖКХ города в форме составления целевых программ развития отрасли и бизнес-планирования.

Отдел координации будет заниматься координацией работы служб коммунального хозяйства города в вопросах выполнения целевых программ и качественного исполнения своих обязанностей.

Создание описанной выше информационно-аналитической структуры позволит повысить эффективность действующей организационной структуры управления ЖКХ МО ГО «Комсомольск-на-Амуре» и организовать эффективную работу с собственниками жилья, чего до сих пор в рамках муниципалитета не производилось.

Другой важной проблемой в муниципальном образовании городского округа «Комсомольск-на-Амуре» является высокий уровень тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Учитывая проблемы в росте тарифов на ЖКУ в г. Комсомольске-на-Амуре, основными мероприятиями по совершенствованию оплаты за жилищно-коммунальные услуги могут стать:

1.      Обязательная аудиторская проверка целесообразности произведенных предприятиями ЖКХ расходов, включаемых в структуру тарифов;

2.      Экономия затрат предприятий жилищно-коммунального обслуживания;

3.      Открытость информации о структуре тарифа;

4.      Регулирование тарифа не на формальном уровне, а путем экспертизы и целесообразности каждой из статей расходов предприятий ЖКХ.

Для уменьшения роста тарифов в целях определения оценки объективности расчета затрат всех экономических субъектов, чьи товары, продукция, работы и услуги своей стоимостью включаются в формирование тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг, необходимо введение обязательной аудиторской экспертизы экономически обоснованных тарифов по соответствующим видам деятельности услуг и ремонтно-эксплуатационного производства в жилье, благоустройстве и дорожно-мостовом хозяйстве, если эта сфера деятельности не регулируется конкурентной средой, а также услуги организаций водопроводно-канализационного хозяйства, тепло- и электроэнергетики, газоснабжения.

Элемент регулирования и контроля за ценообразованием, обязательная аудиторская экспертиза экономического обоснования тарифов позволит выявить неэффективные и необоснованные затраты, включаемые в расчеты тарифов, определить пути снижения производственной себестоимости на всех уровнях соответствующего ценообразования и обеспечить защиту экономических интересов населения и других потребителей от монопольного повышения тарифов.

Стоит отметить еще одну важную проблему, поисками решения которой занимается Управление ЖКХ – это совершенствование системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства города.

Структура регионального и муниципального финансового контроля основана на положениях федерального закона о муниципальном управлении, Жилищном кодексе РФ и представлена следующими составляющими:

1)                 контроль выделения средств бюджета и фондов (выделение и перечисление средств на все виды капитального ремонта, приобретение коммунальной техники, содержание объектов внешнего благоустройства);

2)                 контроль расходования средств бюджета (целевое назначение, по факту использования);

3)                 контроль тарифной политики.

В настоящее время население осуществляет 100% оплату ЖКУ. В то же время создана достаточно эффективная программа адресной помощи семьям с низкими доходами в оплате ЖКУ – программа жилищных субсидий, в которой принимают участие 17% семей г. Комсомольска-на-Амуре. Тем не менее, в процессе оптимизации бюджетных расходов встают серьезные проблемы: чрезвычайно неэффективна система предоставления льгот различным категориям граждан; не решены вопросы монетизации социальных выплат на оплату ЖКУ.

Поэтому даже при наличии системы льгот и скидок для поддержания благосостояния граждан малейшее повышение оплаты за коммунальные услуги приводит к резкому снижению объемов фактической оплаты этих услуг. За последние 3 года произошло снижение общего уровня собираемости коммунальных платежей в МО ГО «Комсомольск-на-Амуре» с 97,08% в 2007 г. до 93,6 % в 2010 г. Это может быть обусловлено как влиянием ежегодного повышения тарифов, так и воздействием мирового экономического кризиса на платежеспособность населения.

Повышение эффективности расходования бюджетных средств может заключаться не только в оказании адресной социальной помощи низкодоходным семьям, но и в замене бюджетных дотаций предприятиям на финансируемые бюджетом инвестиционные программы развития и модернизации жилищного фонда и объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры. Такой подход, с одной стороны, может способствовать сдерживанию роста тарифов для населения, с другой – обеспечивает контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

И, наконец, нельзя не отметить характерную для большинства российских городов проблему, актуальную также и для Комсомольска-на-Амуре, – изношенность объектов городской коммунальной инфраструктуры, которая на некоторых из них составляет до 85 %. Управление ЖКХ, как собственник муниципального жилищного фонда и обслуживающей его инфраструктуры, в условиях ограниченности бюджетных средств и субсидий федерального и регионального уровней не в состоянии проводить в необходимых объемах ремонт или замену устаревшего оборудования и коммуникаций. Здесь невозможно обойтись без привлечения частных капиталов к финансированию программ развития жилищно-коммунальной инфраструктуры. Одним из эффективных способов такого выгодного взаимодействия является создание механизмов государственно-частных партнерств.

Международный опыт последних десятилетий показал, что государственно-частное партнерство может приносить большую пользу для модернизации систем коммунального обслуживания. Оно выгодно как для муниципальной администрации, так и для бизнес-структур. Наиболее распространенным в мировой практике видом государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальной сфере являются концессионные соглашения, согласно которым частный сектор получает во владение государственные или муниципальные инфраструктурные объекты с целью предоставления публичных услуг оговоренного в договоре качества. Важным содержательным моментом договора концессии является принятие концессионером на себя определенных финансовых обязательств по инвестированию в инфраструктурные системы. Таким образом, в рамках договора концессии частный бизнес принимает на себя все три основных риска: коммерческие и инвестиционные риски и риски, связанные с управлением инфраструктурой и обеспечением ее работоспособности.

Важным фактором, определяющим целесообразность заключения концессионных соглашений на территории МО ГО «Комсомольск-на-Амуре», является необходимость привлечения больших инвестиционных ресурсов в модернизацию и ремонт коммунальной инфраструктуры при ограниченности бюджетных ресурсов.

Очевидно, что интерес бизнеса к подобным контрактам возможен только в том случае, если они с приемлемыми рисками позволяют обеспечить необходимую норму доходности на вложенный капитал. Поэтому концессионные соглашения должны быть достаточно длительными для обеспечения возврата вложенных инвестиций. Срок действия контрактов концессии необходимо варьировать от 10 до 30 лет.

 


Библиографический список

1.        Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Консультант Плюс.

2.        Федеральный закон от 30.12.2002 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" // Консультант Плюс.

3.        «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 – 2020 годы». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2.02.2010 № 102-р // Консультант Плюс.

4.        Арцыбашев В.М. Совершенствование рыночного механизма функционирования жилищно-коммунального комплекса / В.М. Арцыбашев, Н.Е. Симионова // Экономика строительства. – 2006. – №3. – С.64-69.

5.        Абдуллаев Н., Зайнетдинов Ф. Формирование системы анализа финансового состояния предприятия // Финансовая газета. - 2009. -№28, 30, 32.

6.        Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика. - 2007.-246с.

Информация о работе Анализ деятельности Управления ЖКХ МО ГО «г. Комсомольск-на-Амуре»