Анализ системы муниципального управления ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 12:17, курсовая работа

Описание

Объектом исследования в данной работе является жилищно-коммунальное хозяйство "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНОГО ХОЗЯЙСТВА г.ПОДОЛЬСКА"
Предметом деятельности предприятия является: - обеспечение комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства города Подольска;
- обеспечение правильного использования, надежной сохранности жилищного фонда и объектов коммунального назначения, строгого соблюдения правил их технической эксплуатации, дальнейшее повышение уровня благоустройства и санитарного состояния;

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 75.37 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

Объектом исследования в данной работе является жилищно-коммунальное хозяйство "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНОГО ХОЗЯЙСТВА г.ПОДОЛЬСКА"

Предметом деятельности предприятия  является: - обеспечение комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства города Подольска;

- обеспечение правильного использования,  надежной сохранности жилищного  фонда и объектов коммунального  назначения, строгого соблюдения  правил их технической эксплуатации, дальнейшее повышение уровня  благоустройства и санитарного  состояния; 

- оказание жилищных, коммунальных  и бытовых услуг предприятиям, организациям, учреждениям и населению.

Предприятие осуществляет и другие виды деятельности незапрещенные законодательством. Предметом исследования в настоящей  работе является повышение эффективности  деятельности предприятия МУП УЖХ  г.Подольска. В аналитической части работы проанализировано состояние жилищно-коммунального хозяйства в г. Подольск.

В проектной части приведен сравнительный  анализ развития ЖКХ в России и  За рубежом. А так же рассмотрены  проблемы развития ЖКХ в России.

Актуальность темы вытекает из того, что в России уровень развития жилищно-коммунальной сферы не соответствует  предъявляемым требованиям, возложенные  на нее задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной мере влияет на снижения уровня качества жизни населения. 

Цель  этого проекта показать проблемы жилищно-коммунального хозяйства, показать его состояние в городе Подольск и предложить пути решения этих проблем. Исходя из цели данной работы , необходимо решить следующие задачи:

-теоретически изучить развитие  ЖКХ;

-изучить правовые основы его  реформирования;

-проанализировать ситуацию состояния  жилищно-коммунального хозяйства города Подольска, дать оценку коммунальным предприятиям;

-выявить основные проблемы в  этой сфере и разработать практические рекомендации  для их решения. 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ  ОСНОВЫ ЖКХ

 

1.1 Роль и значение  жилищно-коммунального комплекса  как важнейшей инфраструктуры  муниципального образования

жилищный коммунальный фонд объект

Жилищно-коммунальный комплекс (ЖКХ) представляет собой сложный  технический комплекс зданий, сооружений, инженерных сетей и оборудования, а так же промышленного, ремонтно-строительного  производства и эксплуатационного  обслуживания, созданного для их содержания, ремонта и сохранности.

В жилищно-коммунальный комплекс России входит более 52 тыс. предприятий  различных форм собственности, с  общей численностью 4,2 млн. чел. Стоимость  основных фондов ЖКХ превышает 4,2 трлн. руб. и около трети основных фондов страны, среднегодовой объем производства -порядка 900 млрд. руб., что составляет 5,9% ВВП. Отрасль потребляет более 20% энергоресурсов России. Годовая выручка  предприятий ЖКХ превысила 1,4 трлн. рублей .

Функционирование  ЖКХ - это обеспечение сохранности  и эффективного использования жилищного  фонда, бесперебойного обеспечения  жилищно-коммунальными услугами, необходимыми для жизнедеятельности человека, дальнейшего повышения уровня благоустройства  и санитарного состояния территорий муниципальных образований, общего комфорта проживания.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) в современном понимании  представляет собой совокупность жилищного, коммунального секторов городского хозяйства и инвестиционно - строительного комплекса, связанного с основными формами воспроизводственного процесса (новое строительство, капитальный ремонт, модернизация, реконструкция).

Субъектами  деятельности в ЖКХ являются муниципальные, государственные и частные предприятия  и организации.

Коммунальные  хозяйства ответственны за обеспечение  населения соответствующими услугами, они координируют и регулируют деятельность субъектов всех форм собственности  и используют как административные, так и экономические механизмы регулирования, при этом учитываются:

  1. Место данной отрасли ЖКХ в общей системе города и ее взаимосвязь с другими подсистемами города;
  2. Место данной отрасли как подсистемы в отраслевой системе;
  3. Взаимоотношения внутри отрасли ЖКХ между субъектами разных форм собственности.

Для обеспечения  эффективного функционирования жилищного  фонда и систем жизнеобеспечения необходимо использование системного подхода.

Системный подход обеспечивает целевую ориентацию на удовлетворение потребностей населения в жилой среде, обеспечивающей воспроизводство на социальной основе.

Субъектами  управляющей подсистемы являются: население, хозяйствующие субъекты, городские  субъекты и инвесторы.

Жилищно-коммунальное хозяйство включает в себя:

1. Жилой и нежилой фонд, жилищно-эксплуатационные организации, строительные и ремонтные организации;

2. Объекты бытового обслуживания (бани, прачечные, гостиницы, ритуальные услуги, транспорт);

3. Инженерную  инфраструктуру и ресурсосбережение  (водоснабжение; водоотведение, теплоснабжение);

4. Санитарно-технические  предприятия (бытовые отходы, уборка  города);

5. Энергетические предприятия (электричество, газ, тепло);

6. Инфраструктура внешнего благоустройства (зеленое насаждение, малые архитектурные формы).

Реализация  функций жилья напрямую зависит  от состояния и перспектив развития ЖКХ. Говоря о жилье мы, как правило, обращаем внимание на то, как можно  использовать сам объект жилья, исходя из его технико-экономических характеристик (плотность, высотность здания и т.д.). Само понятие «коммунальное» предполагает выяснение, как связано ваше жильё  со многими коммуникациями, которые  обеспечиваю достаточную комфортность не только вашему жилью, но и тем, кто рядом с вами (это система водо- и теплоснабжения, канализация, подъездные пути и т.д.).

Жилищная  и коммунальная характеристики жилья  должны быть сбалансированы. В противном случае собственник жилья испытывает неудобства. Это может быть достигнуто за счёт пропорционального развития; отраслей, которые влияют и на жилищную, и коммунальную экономики, т.е в комплексе.

Особенность комплекса отраслей, не производящий услуги, но такие, без которых жилой  фонд не может функционировать. Как  и все остальные отрасли экономики, он должен иметь индустриальную силу, ибо в противном случае он не может  удовлетворить потребности населения, учитывая не только их изменения, но и  растущий с каждым годом размер жилого фонда.

Всё это  объективно ведёт к увеличению расходов на производство материально-технической  базы ЖКХ, оплату труда его работников.

Особенность ЖКХ в зависимости его от топливно-энергетических отраслей. Поэтому их эффективность  особенно в современных условиях в России во многом определяют жизнеспособность ЖКХ.

Перечень  видов деятельности и их содержание позволяют дифференцировать их на следующие  группы. Во-первых, это отрасли, которые  непосредственно связаны с функционированием  жилого объекта (водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение). Во-вторых, отрасли, обеспечивающие развитие инфраструктуры жилого района (озеленение прилегающей территории, уборка улиц, вывоз отходов).

Простое перечисление показывает, что одни из отраслей непосредственно связаны  с эксплуатацией жилья, а другие с коммунальными услугами.

Объёмы  работ, которые выполняют отрасли ЖКХ, значительны. Ведь жилищный фонд России насчитывает 53,7 млн. квартир, 16 млн.

индивидуальных  строений, в тем числе изолированных  квартир- 52,9 млн., в которых проживает 136 млн. человек, или 94% от числа постоянно проживающих граждан. В коммунальных квартирах проживает 3 млн. человек (2%) , в общежитиях- 5,2 млн. чел. (3,6%). В среднем на одного жителя России приходится около 20 кв.м общей площади. Около 30% населения России имеет среднедушевую обеспеченность меньше санитарной нормы- 9 кв.м в среднем в каждой квартире проживает 1,2 семьи, 23% от всех семей проживает совместно с родителями и родственниками. По уровню обеспеченности жильём Россия уступает большинству развитых стран. Так, например, в США в среднем на одного жителя приходится 65 м общей площади, в Швеции- 36 кв.м , Японии- кв.31 м общей площади.

К сожалению, все ещё велика доля ветхого и  аварийного жилищного фонда.

Ветхость  и аварийность жилья обусловливают  рост расходов на его ремонт, снижают  уровень благоустроенности жилого фонда.

 

1.2 Преобразования в  жилищно-коммунальной сфере

 

Рыночные  преобразования в жилищно-коммунальной сфере начались с изменения структуры  собственности жилищного фонда. Однако не была обеспечена передача в  реальное управление собственникам  жилых зданий в целом и прилегающих  к ним земельных участков. Эта  проблема должна была решаться путем  создания товариществ собственников  жилья. К 2005 г. в России было создано менее 3,5 тыс. товариществ собственников жилья, что составляет менее одного процента от общего объема жилищного фонда. К концу XX в. практически был завершен процесс передачи муниципалитетам государственного ведомственного жилищного фонда. Реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) на первом этапе предусматривала:

  • создание ноной системы управления ЖКХ через формирование муниципальных заказчиков жилищно-коммунальных услуг и товариществ собственников жилья;
  • переход на договорные отношения с подрядными организациями формы;
  • демонополизация и развитие конкуренции в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг;
  • регулирование деятельности естественных монополий по предоставлению коммунальных услуг;
  • переход к новой системе оплаты жилья и коммунальных услуг;
  • введение адресной помощи семьям на оплату жилищно-коммунальных услуг в зависимости от их доходов.

В последние  годы происходило организационное  разделение функций управления и  обслуживании жилищным фондом. Отношения  между управляющей организацией и подрядными компаниями стали строиться  на договорной основе.

В финансовой сфере реформирование ЖКХ основывается на переводе отрасли на режим безубыточного  функционирования путем сокращения бюджетного дотирования и перекрестного  субсидирования потребителей. Постепенный  рост в оплате услуг ЖКХ доли населения  существенно снизил нагрузку на бюджеты. Однако этот процесс далек до завершения, так как существенное влияние  на него оказывает недостаточный  платежеспособный спрос населения.

В то же время снижение масштабов бюджетного дотирования отрасли в последние  годы связано с резким сокращением  возможностей региональных и местных  бюджетов по финансированию ЖКХ. В связи  с тем что частное финансирование ЖКХ также крайне ограничено, в  этой сфере происходят необратимые  процессы разрушения.

До критического уровня снизились капитальные затраты  на содержание жилищного фонда и  коммунальной инфраструктуры, которые  в основном осуществляются за счет местных бюджетов.

Серьезные изменения произошли в сфере  финансирования строительства жилья. Здесь бюджетные источники существенно  сократились и были восполнены частным  финансированием. Формой участия бюджетов стала финансовая поддержка нуждающихся  в улучшении жилищных условий  через предоставление безвозмездных  субсидий на приобретение жилья. На федеральном  уровне реализуются федеральные  целевые программы «Государственные жилищные сертификаты», «Жилище», «Свой  дом».

Реформирование  системы землепользования позволило  внедрить продажу долгосрочных прав на земельные участки под застройку, сформировать систему правового  зонирования для регулирования  землепользования и застройки.

Одним из направлений реформы жилищной политики было создание инфраструктуры рынка  жилья: формирование государственных  систем регистрации прав на жилье  и сделок с ним, кадастровый учет объектов недвижимости, формирование рыночных институтов оценки и страхования  недвижимости, развитие риэлторских, нотариальных услуг и др.

 

1.3 Проблемы и пути  их решения в ЖКХ

 

Большую роль в обеспечении прав граждан  на жилище и дают безвозмездные бюджетные  субсидии на приобретение жилья, система  адресной социальной защиты населения  при оплате жилищно-коммунальных услуг  в зависимости от доходов, категориальные льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, которые не увязаны с уровнем  доходов получателей.

Следует решить ряд проблем в сфере  управления жилищным фондом. В частности, крайне медленно протекает процесс  создания товариществ собственников  жилья. Собственник или их объединение  должны иметь возможность выбирать управляющую компанию, которая в  пределах заданных ей финансовых ресурсов обеспечит наилучшее содержание здания и предоставление жилищно-коммунальных услуг.

Информация о работе Анализ системы муниципального управления ЖКХ