Анализ системы муниципального управления ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 12:17, курсовая работа

Описание

Объектом исследования в данной работе является жилищно-коммунальное хозяйство "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНОГО ХОЗЯЙСТВА г.ПОДОЛЬСКА"
Предметом деятельности предприятия является: - обеспечение комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства города Подольска;
- обеспечение правильного использования, надежной сохранности жилищного фонда и объектов коммунального назначения, строгого соблюдения правил их технической эксплуатации, дальнейшее повышение уровня благоустройства и санитарного состояния;

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 75.37 Кб (Скачать документ)

В целях  стимулирования создания товариществ  собственников жилья необходимо обеспечить передачу в общую долевую  собственность домовладельцев в  многоквартирных жилых домах  мест общего использования и прилегающего земельного участка, юридическое оформить создание кондоминиумов как единых имущественных комплексов недвижимости, включая земельный участок.

В области  регулирования деятельности коммунальных предприятий – естественных монополистов необходимо обеспечить обоснованность изменения тарифов, повысить их инвестиционную привлекательность. В потенциально-конкурентных отраслях коммунального хозяйства  должны быть продолжены процессы демонополизации.

Необходимо  стимулировать переход на приборный  учет потребляемых ресурсов, на возможность потребителем регулировать объем потребления и на оплату по фактическому потреблению ресурсов.

В системе  финансирования отрасли должно происходить  постепенное прекращение дотирования  убытков деятельности коммунальных предприятий за счет территориальных  бюджетов. Важно также обеспечить поэтапное прекращение перекрестного  субсидирования различных групп  потребителей.

Различные сегменты рынка недвижимости должны развиваться синхронно, в том  числе новое строительство, улучшение  существующей застройки, повышение  эффективности управления жилой  недвижимостью, замещение старых строений. Необходимо предоставить льготы частным  независимым застройщикам – девелоперам и строительным компаниям.

В целях  совершенствования системы финансирования жилищной сферы необходимо осуществить  ряд мер на федеральном и региональном уровне в части условий и механизмов предоставления жилищных субсидий. При  этом должна быть обеспечена увязка размера  субсидий с уровнем дохода их получателей, возможность использования субсидий в форме первоначального взноса при покупке жилья за счет кредитных  средств.

Устранение  перекрестного субсидирования и  дотационное ЖКХ, а также жилищные субсидии позволят частично возместить расходы на жилье и коммунальные услуги малообеспеченным семьям. На первом этапе предполагается создать систему  предоставления целевых федеральных  субвенций субъектам Российской Федерации. В дальнейшем бюджетные  средства будут напрямую переводиться из федерального бюджета на целевые  социальные счета граждан.

Важным  источником расширения финансирования жилья является создание нормальных условий для банковского кредитования строительства, а также долгосрочного  жилищного ипотечного кредитования. Для этого необходимо создать  условия обеспечения прав кредиторов на возврат кредитных средств, обеспеченных ипотекой жилья, при гарантии социальных прав граждан на жилье, благоприятную  налоговую среду, систему гарантий по эмиссионным ипотечным ценным бумагам для инвесторов, развивать  систему страхования рисков в  области жилищного ипотечного кредитования и др.

Расширение  финансирования коммунальной инфраструктуры за счет собственных средств коммунальных предприятий возможно путем эффективного и целевого использования амортизационных  отчислений, затрат на ремонт, а также  посредством включения в тариф  затрат на возврат и обслуживание долгосрочных кредитов и займов. Необходимо совершенствовать методики расчета  тарифов.

В ближайшие  годы в целях снижения тарифов  на коммунальные услуги для предприятий  потребителей и снижения их затрат планируется завершить переход  от поддержки производителя работ  и услуг в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве к адресной поддержке  потребителей, устранить перекрестное субсидирование коммунальных услуг. Это  позволит направить высвободившиеся  бюджетные средства с дотирования  производителей жилищно-коммунальных услуг на адресную поддержку потребителей из числа малоимущих семей, обеспечить большую прозрачность в расходовании бюджетных средств. Кроме того, требуют  упорядочения категориальные льготы исходя из реальных возможностей бюджета по их предоставлению.

 

1.4  Реформирование  жилищно-коммунального         хозяйства

 

Кризисное состояние жилищно-коммунального  комплекса было обусловлено неэффективной  системой управления, неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием  жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью  конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.

Важнейшими результатами реформы должны стать существенное

улучшение жилищных условий населения, обеспечение нормативных требований к содержанию жилищного фонда и повышение уровня жилищно-коммунального обслуживания потребителей. Для достижения ожидаемых результатов необходимо соблюдение определенных условий, повышение уровня доходов граждан, долгосрочного кредитования и страхования в жилищной сфере, а также политическая и социально- экономическая стабильность. Эти условия в полной мере в большинстве городов страны на современном этапе не выполнены, но если же вообще не принимать мер по ее преобразованию, то ситуация может серьезно ухудшиться и миллионы людей останутся без тепла, электричества, воды, газа и даже без крыши над головой.

В настоящее время имеются два альтернативных подхода к реформированию:

1. Снижение  расходов бюджета в части финансирования  жилищной сферы для освобождения  средств, которые могут быть  направлены на социальные нужды  и на другие жизненно важные  потребности населенных пунктов.  Практически он может быть  реализован путем переложения  чрезмерно высоких издержек городского  хозяйства на плечи потребителей  и соответствующего повышения  тарифов на жилищно-коммунальные  и прочие услуги.

2. Структурной перестройке хозяйственных отношений в жилищно-коммунальном секторе города путем его демонополизации, повышения эффективности управления, создания: конкурентной среды, действенного ресурсосбережения и т.п. Совершенствование тарифной политики и увеличение доли платежей населения является составной частью реформ, но повышение тарифов должно проводиться только по исчерпанию возможностей комплекса экономико-организационных и институциональных мер, не затрагивающих непосредственно интересов населения и создающих условия для снижения уровня затрат и повышения эффективности функционирования предприятий городского хозяйства. Данный путь реформирования представляется правовым и реально осуществимым.

Особое  внимание уделяется качественным подходам. Включение качественных целей позволяет перейти на принципиально иной уровень управления данной системой, но это связано с трудностями количественной оценки качественных параметров.

Оценка  уровня и качества работ и услуг  должна проводиться с установленной  периодичностью и привлечением вневедомственной экспертизы, а также обязательно  сопровождаться социологическими опросами населения. Тем самым оценивается  уровень достижения целей и эффективность  реализации проводимых мероприятий.

Для реализации жилищно-коммунальной реформы и  достижения 
требуемого уровня развития жилищно-коммунальной сферы необходим целый комплекс обеспечивающих мер. К их числу относятся меры по организационно-методическому, правовому, кадровому, техническому, финансовому, информационному, маркетинговому, социально-психологическому и другим видам обеспечения. Без их глубокой проработки эффективность реформирования и последующего развития жилищно-коммунальной сферы будет крайне низка.

Поэтому кратко остановимся на некоторых обеспечивающих мероприятиях.

Организационно-методическое обеспечение предусматривает создание стройной системы по разработке, реализации, корректировке и доработке целой  системы планово-программных и  проектных документов и методических материалов. Предусматривается необходимость  разработки комплексной Программы  реформирования и развития жилищно-коммунальной сферы города, включающей систему  взаимосвязанных программ, схем и  проектов. К их числу можно отнести  программу реформирования жилищно-коммунального  хозяйства города, программу реконструкции  центральных районов и модернизации типового жилищного фонда, жилищные проекты, новую методику оплаты жилья  и коммунальных услуг и др.

Правовое  обеспечение предусматривает разработку и принятие на уровне города и выход  с законодательной инициативой  на более высокий уровень управления пакета нормативно-правовых документов и положений по обеспечению необходимых  условий для реформирования и  развития жилищно-коммунальной системы. В их число целесообразно включить законы и положения об энергоресурсосбережении, о минимальных социальных стандартах и др.

Важнейшей подсистемой является финансовая. Разработка механизма финансирования в настоящее время является приоритетной. Это особенно важно в условиях поэтапного перехода отраслей жилищно-коммунальной сферы на самофинансирование. В связи с этим необходимо разработать программу перехода жилищно-коммунального хозяйства на принципы самофинансирования, выявить источники ресурсообеспечения и возможности их привлечения. [8, с. 99].

В жилищной сфере не удалось в полной мере воспользоваться преимуществами конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку  в условиях нестабильного и недостаточного финансирования оказалось невозможным  добиться полноценных договорных отношений. Неспособность органов местного самоуправления выполнять свои договорные обязательства привела к повсеместному  рецидиву административного принуждения  подрядчиков и фактическому отходу от выполнения в полном объеме контрольных  функций. По тем же причинам не удалось  в полной мере обеспечить государственный  контроль качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, проводимый органами государственной  жилищной инспекции субъектов Российской Федерации.

Монополизм  коммунальных предприятий, неразвитость гражданско-правовых механизмов ответственности  за количество и качество оказываемых  услуг, которое сегодня находится  на беспрецедентно низком уровне, не позволяют  эффективно защищать интересы потребителей. Недофинансирование коммунальной сферы  обусловливает и отсутствие экономического интереса в создании товариществ  перспективы развития конкуренции.

Невыполнение  бюджетных обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обусловливают непривлекательность жилищно-коммунального комплекса для частных инвестиций. Между тем большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры потенциально являются коммерчески выгодными. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли.

Все это  свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса необходимо использование программно-целевого метода.

Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001 года № 797 «О подпрограмме «Реформирование  целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. стало базовым документом, направленным на реформирование ЖКХ.

Цели  и задачи программы

Основными целями подпрограммы являются:

  1. Повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения.
  2. Привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшения качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат.
  3. Адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие  задачи:

1.Обеспечить финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий;

2.Обеспечить  условия для снижения издержек  и повышение качества предоставления издержек и повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг;

3.Обеспечить  инвестиционную привлекательность  жилищно-коммунального комплекса;

4.Оказать государственную поддержку модернизации жилищно-коммунального комплекса.

Срок  реализации - 2002-2010 гг.: подпрограммы

  • 1-й этап-2002-2003 гг.
  • 2-й этап - 2004-2005 гг.
  • 3-й этап-2006-2010 гг.

На первом этапе (2002-2003 гг.) предполагалось реализовать  следующие первоочередные мероприятия, рассчитанные на немедленное получение следующих результатов:

  • инвентаризация, реструктуризация и ликвидация задолженности бюджета, бюджетных организаций и других потребителей (в том числе населения) перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса;
  • прекращение практики перекрестного субсидирования тарифов на  жилищно-коммунальные услуги;
  • ликвидация дотационности жилищно-коммунального комплекса;

- переход на реальные договорные отношения в жилищно-коммунальном комплексе;

- совершенствование  механизмов социальной защиты  населения при оплате жилищно-коммунальных  услуг.

Планируется в основном завершить формирование необходимой законодательной и  иной нормативной правовой базы, провести углубленный анализ технического состояния  объектов жилищно-коммунального комплекса, комплексную экспертизу издержек и  независимый аудит жилищно-коммунальных предприятий - естественных локальных  монополистов.

На втором этапе (2004-2005 гг.) предполагалось обеспечить:

Информация о работе Анализ системы муниципального управления ЖКХ