Агробизнес и крестьянские хозяйства, перспективы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание

Современный этап развития экономики диктует необходимость повышения уровня всей хозяйственной работы. Экономические интересы имеют исключительно важное значение и играют решающую роль в развитии агробизнеса.

Содержание

Введение………………………………………………………………..….3
Глава 1 . Сущность и формы агробизнеса
Понятие агробизнеса, структура, особенности развития.…..5
Формы крестьянских (фермерских) хозяйств…………..……10
Гава 2. Основные направления развития агробизнеса и крестьянских (фермерских) хозяйств.
2.1 Особенности развития агробизнеса развитых странах…..…..15
2.2 Материально – техническая база сельского хозяйства Казахстана………………………………………………………………….………….21
Глава 3. Проблемы и перспективы развития агробизнеса и сельского хозяйства в Казахстане…………………………………………….…………..32
Заключение………………………………………………………………41
Список литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по экономике Минаевой.В..docx

— 172.51 Кб (Скачать документ)

     Министерство  образования  и  науки  Республики Казахстан

     Семипалатинский Государственный  университет 

     Имени Шакарима

     Кафедра «Микро и макроэкономика» 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 

     по  дисциплине « Экономическая  теория» 

     на  тему: Агробизнес  и крестьянские хозяйства,

     перспективы их развития 
 
 
 

     Выполнила: студентка   Минаева В.К.

     Группы  ФЭК – 9-2С

     Руководитель: доцент Айдарханов М.Х 
 

     Семей 2010 г. 

     ПЛАН   

     Введение………………………………………………………………..….3

     Глава 1 . Сущность и формы  агробизнеса 

    1. Понятие  агробизнеса, структура, особенности развития.…..5
    2. Формы крестьянских (фермерских) хозяйств…………..……10

     Гава 2.  Основные направления развития агробизнеса и крестьянских (фермерских) хозяйств.

             2.1 Особенности развития агробизнеса  развитых странах…..…..15

             2.2 Материально – техническая  база сельского хозяйства Казахстана………………………………………………………………….………….21

     Глава 3. Проблемы и перспективы развития агробизнеса и сельского хозяйства  в Казахстане…………………………………………….…………..32

     Заключение………………………………………………………………41

     Список  литературы……………………………….…………………….44 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

       Современный этап развития экономики диктует необходимость повышения уровня всей хозяйственной работы. Экономические интересы имеют исключительно важное значение и играют решающую роль в развитии агробизнеса.

       В связи с этим весьма актуальной является задача согласования первоочередных мер, направленных прежде всего на рост эффективности хозяйственной деятельности предприятий АПК, улучшение их финансового положения и обеспечение устойчивости высокорентабельного развития - стабильное превышение доходов над расходами, свободное маневрирование денежными средствами.

       Обеспечение эффективности и экономической устойчивости развития аграрного производства представляет собой сложный и динамичный процесс, осуществляющийся под воздействием факторов разных уровней и характера. Определяющими следует считать факторы его саморегуляции - выявление внутренних резервов экономического роста. Системный подход к оценке эффективности и устойчивости аграрного бизнеса позволит дать наиболее объективную основу для принятия управленческих решений.

       В настоящее время данная тема развивается  в различных аспектах, которые находят отражение в трудах многих коллективов и ведущих ученых-экономистов всех направлений.

       Целью данной работы является рассмотрение состояния современного агробизнеса и крестьянских хозяйств.

       Задача  состоит в анализе показателей  сельскохозяйственного комплекса за периоды 2003-2008 г.г., их динамики, структуры и темпов их роста.

       В основу работы положены статистические и аналитические данные за 2000-2008 г.г., публикуемые в периодических изданиях и учебных пособиях для Вузов. Основу будут составлять статистические показатели и выводы, сделанные автором, а так же мнение ученых, изучающих данную тему.

       В начале работы будут рассмотрены  основные понятия агробизнеса и   агропромышленного комплекса. Во второй главе будет дана характеристика развития агробизнеса развитых стран, а состояние АПК Республики Казахстан. В заключении будут отражены основные проблемы в агробизнесе и имеющиеся перспективы развития в этой области. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Сущность и формы агробизнеса.

    1. Понятие агробизнеса, структура, особенности развития.

       В экономической теории агробизнес рассматривается  как один из видов более общего понятия - бизнеса. Бизнес может быть нефтяным, газовым, авиастроительным, транспортным, аграрным и т.п. Поэтому понятие агробизнеса логически вытекает из понятия «бизнес». В этом контексте мы раскроем сущность агробизнеса, особенности его функционирования в условиях проведения рыночных реформ, пути и направления дальнейшего развития.  
Понятие «агробизнес» является новым для казахстанского человека, хотя даже незначительные познания в английском языке позволяют сделать вывод, что слово «agribuisnes» каким-то образом связано с ведением бизнеса в сельском хозяйстве. Такие термины как «бизнес», «агропромышленный комплекс», «предпринимательство» уже нашли свое отражение в отечественной науке и разговорной речи, а вот «агробизнес» в условиях стремительных социально-экономических, институциональных, правовых, и политических изменений последних лет требует особого изучения.

       Теоретическое и практическое значение исследуемой  проблемы, многовариантность ее толкования учеными вызывают необходимость четкого категориального обозначения агробизнеса. Ведущие экономисты, исследовавшие бизнес, как экономическую категорию, по мере углубления рыночно-трансформационных процессов раскрывали его сущность с различных специфических позиции и подходов.

       На  начальном этапе изучения агробизнеса  в экономической науке использовалось понятие «предпринимательство», определение которому дал в конце XVII - начале XVIII вв. Р. Кантильон. Источником предпринимательской деятельности он считал землю и труд. Другие известные экономисты Ж.Б. Сэй, А. Смит, Д.Рикардо также обращали особое внимание на использование факторов производства, добавив к двум вышеперечисленным капитал. Сельский уклад жизни того времени оказывал влияние и на научные труды ученых.

       Уже в XX веке сформировалось понятие «агробизнес», имеющее разные толкования. Впервые в экономическую теорию это категориальное понятие ввел в 1955 году профессор Гарвардского университета (США) Дж. Дэвис. По его мнению, агробизнес представляет собой совокупность операций по производству и распределению продукции, необходимой для снабжения фермерских хозяйств, а также совокупность отраслей, занимающихся транспортировкой, хранением, переработкой и распределением сельскохозяйственной продукции. Другая его формулировка: «Агробизнес - это все предприятия, связанные с поставкой ресурсов в сельскохозяйственное производство, с производством продуктов и волокна, переработкой, хранением и распределением произведенных продуктов» По нашему мнению, представленное Дж. Дэвисом видение агробизнеса достаточно не раскрывает в полной мере его значимости в экономической теории как специфического категориального понятия. Но при всех недостатках вышеприведенных формулировок они послужили фундаментом, своеобразной отправной точкой для дальнейших исследований.

       Возникновение данного понятия во второй половине двадцатого века не случайно, поскольку  именно в этот период в экономиках развитых стран, прежде всего США, активно  развивались интеграционные процессы, затрагивавшие все сферы бизнеса. Немногим позже, в 1968 г. Р. Гольдберг сделал попытку рассмотреть агробизнес в более узком значении, на микроуровне. По его мнению, агробизнес, или вертикальная интеграция, характеризует контроль фирмы-интегратора над двумя или несколькими последовательными стадиями производства и сбыта продукции. М. Трэйси несколько уточнил понятие агробизнеса, представляя его как совокупность отраслей, которые находятся «выше по течению» (восходящие) относительно сельского хозяйства, или поставляющие ему ресурсы, так и находящиеся «ниже по течению» (нисходящие) - сбыт, переработка и распределение. По его мнению, агробизнес обеспечивает производство и быстрое продвижение продукции от товаропроизводителя к первичным покупателям и далее вниз по цепочке с минимальными потерями. Академик РАСХН Е.С. Строев дал свое, более приближенной к практической деятельности, определение: «Агробизнес - это широкое, комплексное понятие... Его нельзя рассматривать только, как умение посеять, убрать, или даже выгодно продать произведенную продукцию. Он включает в себя еще и умение видеть перспективу, знать состояние рынков и оперативно реагировать на их колебания, умение организовать производство на основе передовых технологий и использования современной техники, наладить выгодные связи с переработчиками, торговцами...».

       Агробизнес - это направление экономической  деятельности, включающее в себя совокупность факторов, определяющих и координирующих экономику АПК, таких как производство сельскохозяйственной продукции, поставка необходимых ресурсов, переработка, транспортировка, маркетинг, менеджмент, научные исследования, финансово-кредитные отношения.  
Все элементы (сферы деятельности) агробизнеса равнозначны, взаимосвязаны и подчинены одной общей цели - получение прибыли. Производство сельскохозяйственной продукции для личного потребления не является агробизнесом. Участие в рынке, удовлетворение потребностей покупателей, получение собственной выгоды - вот что составляет основу
агробизнеса.

       В формировании конечного продукта агробизнеса  выделяются три сферы:

       1)  производство средств производства для сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей;

       2)  собственно сельскохозяйственное производство;

       3)  переработка и сбыт продукции из сельскохозяйственного сырья. В последнее время многие ученые в структуре агробизнеса выделяют в качестве самостоятельной сферы систему реализации, транспорт и связь, подготовку кадров для отраслей агробизнеса, его научное обслуживание и т. д.

       Такая форма организации общественного  хозяйства резко отличается от системы  классического товарного производства, когда продукция производилась обособленными товаропроизводителями на неизвестный и свободный рынок.

       В свою очередь, Агропромышленный комплекс – это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении её до потребителя. АПК занимает особое место в жизни государства, так как обеспечивает страну продовольствием и товарами народного потребления. Развитие АПК сильно влияет на уровень народного благосостояния, поскольку его продукция составляет более 60% товаров торговли.

       Цель  агробизнеса — максимизация дохода в условиях наиболее полного обеспечения спроса на сельскохозяйственную продукцию. Такое понимание агробизнеса позволяет рассматривать его как систему координации обеспечения сельского хозяйства необходимыми ресурсами и осуществления последовательных стадий производства, переработки и распределения продовольствия и  технического сырья.

       Формирование  и развитие агробизнеса обусловленные переходом сельского хозяйства к машинной стадии производства в условиях научно-технической революции. Последняя значительно углубила и расширила экономические и технологические связи сельского хозяйства с другими отраслями, ускорила проникновение промышленного капитала в аграрную сферу и на этой основе привела к возникновению агробизнеса, который является теперь одним из самых динамичных секторов развитой  экономики.

       Таким образом, организационная структура  агробизнеса основана на различающихся  по форме собственности и организации  производства предприятиях. А также на разнообразии и постоянной динамике масштабов и структуры хозяйственных единиц в соответствии с изменениями в уровне развития факторов производства и конкретных условий в отдельных сферах и отраслях.

       Малые формы агробизнеса, включая его организационное ядро, каковым являются крестьянские(фермерские) хозяйства, заполняют нишу, образовавшуюся от сокращения объемов сельхозпродукции, производимой крупнотоварными хозяйствами, помогают решать проблему продовольственного обеспечения сельских семей, особенно в глубинных районах, и тем самым способствуют обеспечению продовольственной безопасности регионов и страны в целом. Более того, малые формы хозяйствования создают новые рабочие места и повышают занятость сельского населения. В силу своей многофункциональности роль малого предпринимательства в сельской местности будет постепенно возрастать, и прежде всего в таких направлениях, как обеспечение развития сельских территорий, решение социальных проблем села, сохранение и развитие сельского образа жизни, традиций, культуры, социального и экологического контроля территории и др.  Особенно важна их роль в трудовом воспитании сельской молодежи, поскольку крестьянское хозяйствование является одной из действенных форм профессиональной ориентации сельской молодежи, а также укрепления семейных отношений.

       Исследования  теоретических основ бизнеса  в аграрном секторе позволили автору дать следующую трактовку малого агробизнеса: деятельность в сфере производства, и сбыта сельскохозяйственной продукции с целью получения дохода и реализации личного интереса.

       К малым формам агробизнеса на современном  этапе развития экономики АПК целесообразно относить (крестьянские) фермерские и часть личных подсобных хозяйств. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Агробизнес и крестьянские хозяйства, перспективы их развития