Шпаргалка по "Этика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:37, шпаргалка

Описание

Этимологически термин «мораль» восходит к латинскому слову «mos» (множественное число «mores»), обозначающему «нрав». Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Работа состоит из  1 файл

Вопросы к зачёту по этике.docx

— 88.03 Кб (Скачать документ)

Достоинство – категория  этики, означающая особое моральное  отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны  общества, окружающих, основанное на признании  ценности человека как личности.

Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает  определенного поступка, считая, что  это ниже его достоинства. Достоинство  – выражение ответственности  человека за свое поведение перед  самим собой, форма самоутверждения  личности. Достоинство обязывает  совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.

В то же время достоинство  личности требует от других уважения к ней, признания за человеком  соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В  этом отношении достоинство зависит  от положения человека в обществе, состояния общества, способности  его обеспечить практическое утверждение  неотчуждаемых прав человека, признание  самоценности личности.

Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства  всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого  человека на уважение, запрет унижать  его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство человека – одна из высших нравственных ценностей.

Честь как категория этики  означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к  нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами  человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и  признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь  судьи, честь ученого, врача, предпринимателя...).

Честь и достоинство тесно  связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства  всех людей, честь оценивает людей  дифференцированно.

  • Гуманизм как этический принцип

Гуманизм (от латинского humanus – человечный) – принцип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.

Сторонники гуманизма  провозглашают человека центром  мироздания, венцом природы. Его стремление к счастью, наслаждению со времен глубокой древности объявлялось  основой нравственности.

"Золотое правило"  содержит гуманистическую идею  равенства всех людей. Оно означает  право и обязанность личности  брать на себя ответственность  за свои поступки, способствует  выработке стремления ставить  себя на место другого.

 

  1. Понятие практической этики.

 

Практическая этика - система  критериев, позволяющая делать этически правильный выбор в разнообразных  жизненных ситуациях. Практическая этика увязывает вопросы удобства, выгоды, эффективности и вопросы  что такое Хорошо (Добро, счастье, справедливость). В Синтон-подходе  в качестве основных инструментов практической этики используются представления  о позициях восприятия и этических  способах жизни.

Прикладная этика -- это  область практического знания, в  которой рассматриваются современные  жизненно важные проблемы, например, клонирование человека, последствия которого ещё  не просчитаны, права человека не только на жизнь, но и на смерть (эвтаназия), трансплан-тация органов, «непорочное» зачатие вне организма жен-щины, продажу оружия при декларировании мирной внешней политики, применение силы в межгосударствен-ных отношениях, подавление интересов национальных меньшинств во имя единой «политической» нации, рели-гиозная нетерпимость во имя любви к Христу и многие другие. Любое их решение имеет  свою аргументацию, которая кажется  неотразимой одним и абсурдной  другим. Все проблемы подобного рода являются дискуссионными. Положение  осложняется и тем, что решение  таких про-блем не может быть одноразовым, их приходится решать различным образом  в тех или иных случаях. Приклад-ные  исследования по разным основаниям делятся  на несколько групп:

по отношению к ценности жизни, например, аборты, смертная казнь, эвтаназия;

по отношению к значению деятельности, на-пример, сотрудничество, социальное партнёрство, ненасилие;

по отношению к науке, например, этика науки, биомедицинская;

по отношению к профессиональной деятельно-сти, например, педагогическая, воинская, жур-налистская;

по отношению к социальной структуре обще-ства, например, классовая, национальная, рели-гиозная.

 

Прикладные исследования связаны с фундаментальными, опираются  на них, однако не следует полагать, что они представляют собой лишь приложение теории к проблемам практики. На уровне этико-прикладных исследований создаются собственные теории. С  другой стороны, было бы ошибочным полагать, что прикладные исследования «принадлежат»  наукам и являются их частями, например, биомедицинская этика прописана  по ведомству биологии и медицины, этика науки относится к науковедению, юридическая этика -- часть правоведения и т.д. Прикладные исследования -- это  высшие достижения этики, это конкретное знание в отличие от знания абстрактного. Отрыв прикладных исследований от фундаментальных  лишил бы первые теоретических разработок вторых, разведение прикладных исследований по «профессиональ-ным квартирам» превратил  бы прикладные исследования в инструктаж поведению служащих той или иной конторы. Фундаментальные исследования в этом случае превратились бы в  схоластику, их представителям пришлось бы ломать голову над вопросом типа, может ли Бог создать камень, который  он не сможет поднять.

 

  1. Нормы и принципы биоэтики и медицинской этики.

 

В настоящее время в  биоэтике наиболее признанной является система этических принципов, предложенная американскими учеными Т. Бичампом и Д. Чилдресом в книге «Принципы  биомедицинской этики». Она включает принцип «не навреди» (модель Гиппократа), принцип «делай добро» (модель Парацельса), принцип «соблюдения долга» (деонтологическая модель), принцип уважения прав и  достоинства человека (принцип информированного согласия, уважения автономии пациента и принцип справедливости).

I.     Принцип «не  навреди» (модель Гиппократа).

Этот принцип был провозглашен Гиппократом и зафиксирован в  его «Клятве». Обязательство «воздерживаться  от причинения всякого вреда» стало  со времен Гиппократа не только главным  моральным принципом медицинской  деятельности, но и моральным основанием модели взаимодействия медицинских  работников с пациентами, их родственниками, своими коллегами и учителями.

В «Клятве Гиппократа»  отражены все области деятельности врача, в которых он должен следовать  принципу «не навреди»: физическом (правильно лечить, выбирать метод  лечения, который принесет наименьший вредный побочный эффект, не способствовать ускорению смерти и абортам), социально-психологическом  и правовом (неразглашение врачебной  тайны), нравственном (уважение и благодарность  своим учителям, коллегам

Таким образом, соблюдение принципа «не навреди» возможно только при  условии сформированности у медицинского работника нравственных убеждений  и качеств личности, соответствующих  требованиям биомедицинской этики.

Модель Гиппократа – это  тип взаимоотношений медицинского работника и пациента в соответствии с этическим принципом не причинения вреда пациенту и этическим нормам традиционной медицинской этики  Гиппократа.

 

II.     Принцип «делай  благо» (модель Парацельса).

 

Принцип «делай благо» («твори добро») провозглашает нравственной нормой совершение действий для блага  пациента. Этот принцип впервые был  сформулирован Працельсом. Основу этого  этического принципа врачевания составили  идеи христианства о том, что любовь к ближнему должна проявляться в  добрых делах для них.

«Модель Парацельса» - это  такая форма взаимодействия медицинского работника с пациентом и его  родственниками, в которой нравственные отношения между ними являются одним  из главных элементов терапии. В  модели Парацельса ведущее значение приобретает учет индивидуальных личностных особенностей пациента и установление доверительных отношений между  врачом (и другими медицинскими работниками) и пациентом.

Принцип «делай благо» акцентирует  внимание медицинского работника на необходимости не просто избегания  вреда, но активных действий по его  предотвращению и (или) исправлению. Целью  медицины и здравоохранения становится не просто избегание вреда, а обеспечение  блага пациентов.

В разных этических теориях  обязанность делать добро обосновывается по-разному. Утилитаристы считают ее непосредственным следствием принципа пользы – делая добро, мы увеличиваем  общее количество блага в мире. В этике Канта это требование вытекает из сформулированного им высшего  закона нравственности: если ты хочешь, чтобы делание добра другим было всеобщей нормой и чтобы другие делали тебе добро, делай и сам добро  другим.

Таким образом, взаимоотношения  медицинского работника и пациента в соответствии с моделью Парацельса также как и в модели Гиппократа, предполагают ведущую роль медика в  решении всех вопросов, связанных  со здоровьем пациента.

III.     Принцип  «соблюдения долга» (деонтологическая  модель).

 

Вошел в медицинскую этику  вместе с учением о профессиональном долге медицинских работников. Согласно этому принципу, медработник должен строго выполнять предписанные медицинской  этикой нормы и правила и в  соответствии с ними свои профессиональные обязанности. Требования профессионального  долга неукоснительны для исполнения.

В соответствии с этим принципом  для медицинского работника становится профессиональным долгом следование принципам  «не навреди», «твори добро» и другим этическим принципам и нормам. Нарушение требований профессионального  долга влечет за собой те или иные меры наказания (моральные, административные, правовые).

 

IV.     Принцип уважения  прав и достоинств человека.

 

Является в биоэтике ведущим, так как позволяет в наибольшей степени реализовать права пациента в отношении своей жизни и  здоровья.

Уважение прав и достоинств личности пациента проявляется в  следовании четырем этическим правилам: справедливости, правдивости, конфиденциальности и информированного согласия.

Правило правдивости требует  сообщения полной и достоверной  информации как медицинским работником пациенту, так и пациентом медицинскому работнику.

Добровольное информированное  согласие означает, что пациент получил  полную, достоверную информацию о  состоянии своего здоровья, предполагаемом медицинском вмешательстве, рисках причинения ему вреда, альтернативных методах лечения в доступной  для него форме, и на основе этой информации дал добровольное согласие на проведение планируемого медицинского вмешательства. Таким образом, врач или другой медицинский работник (в соответствии с компетентностью) предоставляют пациенту информацию, на основе которой он принимает окончательное  решение, исходя из своих жизненных  интересов и ценностей.

В настоящее время остается дискуссионным вопрос о целесообразности информирования пациента в случаях  наличия у него смертельно опасного заболевания. В зарубежной практике принято сообщать пациенту диагноз, независимо от его содержания. В  отечественной – господствует принцип  «святой лжи».


Информация о работе Шпаргалка по "Этика"