Шпаргалка по "Этика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:37, шпаргалка

Описание

Этимологически термин «мораль» восходит к латинскому слову «mos» (множественное число «mores»), обозначающему «нрав». Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Работа состоит из  1 файл

Вопросы к зачёту по этике.docx

— 88.03 Кб (Скачать документ)

Вопросы к зачёту по этике.

 

  1. Происхождение, исторические типы и формы морали.

 

Этимологически термин «мораль» восходит к латинскому слову  «mos» (множественное число «mores»), обозначающему «нрав». Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью  норм.

Исторические типы и нормы  морали

Всякая мораль обусловлена  социально-исторически. Конкретный облик  в ту или иную эпоху определяется многими факторами: типом материального  производства, характером социального  расслоения, состоянием государственно-правовой регуляции, условий общения, средств  коммуникации, системой принятых обществом  ценностей и т.д. Иными словами, качественно разнородные типы общества вызывают появление различных типов  моральных систем. Каждый из них  своеобразен, неповторим, несет на себе печать своего исторического времени.

Первобытную, к примеру, мораль отличают такие черты, как непосредственный коллективизм, безусловная взаимная поддержка, уравнительное равенство (даже в возмездии за причиненное  зло: «око за око, зуб за зуб») и пр. По сути, это даже еще и не мораль в полном смысле этого понятия, поскольку  принятые в родовом обществе нормы  поведения не обособились еще  в качестве самостоятельной формы  сознания, не отделились от фактического поведения людей в качестве некоего  идеального образца. Первобытный человек  полностью растворен в роде, он еще не сформировался как личность и, следовательно, строгое соблюдение им установленных обычаем норм есть результат не свободного морального выбора, а лишь естественно-родовой  необходимости. Да и сфера действия первобытной морали не простирается дальше границ рода.

Мораль в подлинном  смысле этого слова появляется лишь в классовом обществе. Растущая производительная мощь общества, разделение труда, появление  частной собственности на средства производства и его продукты разрывают  естественно-родовую, так сказать, кровную  связь индивидов, обособляют, отчуждают  их друг от друга, лишают общественную жизнь устойчивости и обозримости. При этом разделение труда, возникновение  больших и малых государственных  образований связывают людей  друг с другом, быть может, даже прочнее, чем это делал род, но только связь  эта уже иная опосредованная, вещная, отчужденная. В такой ситуации жесткая  регламентация родовой жизни  теряет свой смысл, человек обретает относительную самостоятельность, расширяется свобода выбора, появляется новый нравственный горизонт. Суть его — в утверждении нравственной самоценности, суверенности отдельного человека. Приходит понимание того, что правила поведения не только задаются внешней необходимостью, но и частично создаются самим человеком, они есть результат сознательного  выбора!

Моральный человек раннеклассового  общества — это некий набор  добродетелей: мудрости, мужества, справедливости, умеренности, правдивости, дружелюбия и т.д. Моральность понимается как  совершенство, т.е. нечто такое, к  чему человек должен стремиться. Возникает  антитеза сущего (то, что есть) и должного (то, что должно быть). Мораль в итоге  превращается в некую совокупность абстрактных, внешних по отношению  к отдельному человеку норм. Она  активно противостоит реально практикуемым нравам, постоянно оставаясь на недосягаемой высоте. Параллель, а может быть, и причинно-следственная связь с  материальной сферой очевидна: вещному, отчужденному характеру связи индивидов  в экономическом базисе общества соответствует также отчужденный, опосредованный характер их духовных связей, в том числе и моральных.

На этом, кстати, основано различение понятий «мораль» и «нравственность». Под моралью понимают специфическую  форму общественного сознания, концентрирующую  в себе высокие идеалы и строгие  императивы поведения. В понятие  «нравственность» вкладывается более  «приземленный» смысл: это принципы реального, практического поведения  людей, «дела житейские», в которых  строгость высокоморальных правил изрядно смягчена.

Мораль, таким образом, «воспаряет в небеса», отрывается от реальных нравов, источник ее происхождения выносится  в потусторонние сферы. Моральные  нормы и правила начинают интерпретироваться как прямые заповеди Бога .

Мораль буржуазной эпохи  — совсем иная. Прежде всего, она  светская (не- или малорелигиозная) и всемирная, т.е. не признающая никаких  территориальных, национальных, религиозных  и прочих границ и делений. В известном  смысле ее можно назвать исторически  первой универсальной, т.е. претендующей на общечеловеческий масштаб, системой морали. Ее отличают резко выраженная индивидуалистическая направленность нравов, их в немалой степени эгоистический  характер (эгоизм в отличие от индивидуализма есть стремление человека не просто самостоятельно реализовать себя, а непременно за счет другого). Смысловым же стержнем моральных систем буржуазной эпохи  следует признать навязанный еще  философией Просвещения культ разума. Только разум с его принципиально  неограниченными возможностями  в состоянии преодолеть анархию  зла, сковать его своей активностью, соединить хаотичные устремления  людей в некое гармоничное  целое.

Свои ведущие черты  этот тип морали сохранил и поныне, хотя, конечно, за три с лишним столетия своего существования он не мог не эволюционировать. Эволюция эта выразилась, главным образом, в значительном увеличении степени моральной свободы, в возрастании терпимости общества к многообразным различиям людей, в растущем уважении к индивидуальности каждого человека и т.д.

XX век стал свидетелем  попыток создания еще одного  типа морали — социалистической. Замысел его создателей в общем-то  успешно вписывался в теорию  морали: если нравы людей в  конечном счете определяются  материальными условиями их жизни,  то, следовательно, чтобы породить  новую мораль, нужно прежде всего  изменить эти условия. Что и  было сделано (первоначально в  России), причем самым радикальным  образом. Были решительно перестроены  отношения собственности, производства  в целом, политики, права и т.д.  Изменились и нравы, как в  силу «естественного хода вещей», так и под воздействием массированного  «нравственного» или «коммунистического  воспитания». Ценности коллективизма,  интернационализма, идеология всеобщего  равенства стали на самом деле  внутренними убеждениями множества людей, реальными регуляторами их поведения. Однако несмотря на колоссальные усилия огромного государственного и идеологического аппарата, реальная, практическая нравственность так и не смогла дотянуться до уровня официальной морали, системы норм, зафиксированной хотя бы в известном «моральном кодексе строителя коммунизма».

Для того чтобы разобраться  в сути этого своеобразного феномена, необходимо сделать небольшое «теоретическое отступление», поясняющее сам механизм, способ развития морали.

Формы норм морали.

1) Табу (полинезийское слово,  не поддающееся однозначному  переводу на совр. языки). Её сущность - жесткий запрет агрессивных  или эротических побуждений, направленных  на так называемые «неприкасаемые  объекты» (например, на половые отношения  между родственниками, на некоторые  виды пищи и др.). Характер нормы  - распространяется на членов  данной общины. Поддерживается: мистической  боязнью определенных актов или  существ. 

2) Обычай. Её сущность - исторически  сложившаяся и распространенная  в обществе форма действий, повторяющаяся  в определенных обстоятельствах.  Характер нормы - распространяется  только на членов данной общины  или некоторой группы. Регламентирует  когда, что и как надо делать  человеку, не предоставляя ему  выбора. Поддерживается: авторитетом  общественного мнения.

3) Традиция (лат. traditio — передача). Её сущность - разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью  и направленными усилиями людей  сохранить неизменными унаследованные  от предыдущих поколений формы  поведения. Характер нормы и  форма поддержки аналогичные  предыдущему пункту.

4) Моральные правила. Её  сущность - концентрируют и обобщают  высокие идеалы и строгие нормы,  регулирующие поведение и сознание  человека в различных областях  общественной жизни. Характер  нормы - распространяются за пределы  одной общины. Ориентируют человека  на постоянный нравственный выбор,  личностное самоопределение. Поддерживается: идеями добра и зла и авторитетом  общественного мнения.

Первые три формы норм морали возникают в родовом строе, последняя – при его разложении.

 

  1. Сущность, структура и функции морали.

Мораль - это форма общественного  сознания, отражающая отношения людей  в категориях добра и зла, справедливости и несправедливости и закрепляющая в форме нравственных идеалов, принципов, норм и правил поведения требования, предъявляемые обществом или  классом к человеку в его повседневной жизни.

Роли морали в жизни  общества и отдельной личности многочисленны. Трудно объяснить, почему существует мораль, зато можно определить, для чего она существует, какие выполняет  функции.

Гуманизирующая функция  морали. Именно приобщение личности к  высоким нравственным принципам  и идеалам и сле-дование им в отношениях с людьми «очеловечивает»  человека, делает его человеком, достойным  любви и уважения.

Регулятивная: мораль регулирует поведение и отношения людей  в обществе. Проявляется эта функция  во всех сферах че-ловеческого бытия  через противоречия доброго и  злого, должно-го и сущего, справедливого  и несправедливого. Причем обяза-тельность  моральных правил не обеспечивается ни законом, ни принуждением, ни уголовным  наказанием, и все-таки люди их неукоснительно соблюдают. Моральная регуляция  осуществля-ется добровольно, на основе свободного выбора человека и само-стоятельного принятия им решений. Побудительными силами и основными нравственными регуляторами являются общест-венное мнение (внешний  регулятор) и совесть (регулятор  внут-ренний). В связи с этим можно  утверждать, что регулятивная функция  морали обеспечивается прежде всего  через саморегуля-цию и самоуправление личности.

Воспитательная функция  морали определяется ее участием в  формировании человеческой личности и  ее самосознании. Господствующие в  обществе моральные нормы и принципы в процессе обучения и образования  целенаправленно вносятся в сознание человека, прививаются ему. Мораль формирует  по-требность относиться к другим, как к самому себе, возвышать себя через возвышение других, осознавать последствия своих действий. Реализуется  воспитательная функция морали в  про-цессе освоения личностью нравственного  опыта предшествую-щих поколений, формирования положительных нравственных чувств, убеждений, привычек. Воспитательное воздействие мо-рали на личность осуществляется с помощью различных прие-мов -- от убеждения и принуждения  до самодисциплины и са-мовоспитания.

С воспитательной тесно связана  познавательная функция морали. Моральное  познание выступает основой нравственного  воспитания личности. Давая человеку адекватное знание -- не-обходимую информацию о нравственных нормах и ценностях, мораль вооружает нас «секретами»  человеческого поведения и общения. Познавательную функцию можно рассматривать  и как ценностно-ориентирующую, ибо  моральные знания, в от-личие, например, от естественнонаучных, не бесстрастны, а все-гда наполнены некоторым  оценочным смыслом, нацеливают личность на определенные смысложизненные ценности.

Коммуникативная функция  морали заключается в том, что  мораль выступает необходимым условием, фактором, формооб-разующим элементом  и результатом человеческого  общения, которое, таким образом, невозможно без морали и вне морали.

Познавательная. Моральное  сознание видит мир  через  особую  призму  и      фиксирует  это видение в понятиях добра  и зла, долга и ответственности. Это  не  объективно-научное  исследование  мира  как  он   есть,   это  постижение не устройства, а смысла явлений. Для человека такое  знание ничуть не менее важно. Главная его  особенность -  человекомерность.  А  если суть человека - в поиске своего пути в мире, то "нашего" мира еще  нет, он еще должен появиться благодаря  нашим усилиям.  Потому  на  нас  ложиться ответственность за  себя  и  за  других.  Итак,  мораль  дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в качестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой, можно  построить свою жизнь. Это - сверхзадача, это  знание  того,  что  с  объективной  точки  зрения  знать  нельзя.  Ведь  жизнь  еще  не  завершена,  а  мы  умудряемся  судить  о  ней,  не  имея  полной  и  точной   информации.  Достоверность наших суждений в  морали обеспечена, как ни  странно,  их необъективностью. Чтобы понять нравственный смысл происходящего,  надо изначально нравственно к нему отнестись;  чтобы  познать  нравственную      сущность человека, надо его любить. Заинтересованный взгляд на  мир  и  людей дает возможность  оценить  их  перспективы,  получить  целостное представление о смысле их и своей жизни.

Структура морали

Явления, которые мы относим к  сфере морального, очень разнообразны: поступки людей, групп, моральные отношения  между людьми, психические свойства индивидуумов, мотивы, воля, ценности, правила и т.д. Но, несмотря на это, можно определить структуру морали:  


 

 




с одной стороны   ѕ   это система моральных знаний, понятий,  оценочные представления и суждения и др., т.е.

с другой стороны   ѕ   это поступки, действия, отношения человека к  другим людям, к обществу, к самому себе и др., т.е.




 

   

Носителеминдивидуального морального сознания является индивидуум. Главными компонентами его являются чувства моральной обязанности, справедливости, моральной ответственности, достоинства, совесть и др. (эмоционально-чувственный уровень морального сознания), а также знания, представления о таких понятиях как добро, зло, смысл жизни, счастье, справедливость, ответственность, обязанность, моральная норма, моральный идеал и др.(рационально-теоретический уровень морального сознания). 

Информация о работе Шпаргалка по "Этика"