Шпаргалка по "Этика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:37, шпаргалка

Описание

Этимологически термин «мораль» восходит к латинскому слову «mos» (множественное число «mores»), обозначающему «нрав». Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Работа состоит из  1 файл

Вопросы к зачёту по этике.docx

— 88.03 Кб (Скачать документ)

Если доминирующей темой  аналитической философии вообще (в особенности на ее неопозитивистском  этапе) был вопрос о соотношении  науки и метафизики как альтернативных форм познания, то в метаэтике на первый план вышла проблема знаний и ценностей. Эта проблема имеет  два относительно самостоятельных  аспекта: 1) может ли знание вообще (а  в особенности знание о ценностях  — моральных и иных) быть ценностно  нейтральным и 2) каков когнитивный  статус моральных (и вообще ценностных) суждений, являются ли они “знаниями”, подлежащими поверке на истинность и ложность.

 

  1.   Неклассические теории морали. Фрейд и Ницше.

 

Учение Фрейда о бессознательном  основано на психоанализе.Фрейд полагал, что душевная жизнь – это последовательный и непрерывный процесс. Каждая мысль, чувство или действие имеют свою причину, вызываются бессознательным  и сознательным намерением и определяются предшествующим событием. Некоторые  проявления душевной жизни кажутся  возникшими беспричинно, спонтанно. Но этого не может быть. В этих случая Фрейд начинает искать и находит  скрытые связи, которые соединяют  одно сознательное проявление душевной жизни в другой.

Существует три периода  изучения у Фрейда бессознательного. В душевной жизни Фрейд выделяет три уровня:

  • Сознание (разумная составляющая человеческой психики).
  • Предсознание (та часть бессознательного, которая может стать сознанием)
  • Бессознательное (Это забытые переживания, вызывающие симптомы “истерии”, то есть забытые травмы, которые вызывают у человека неадекватное поведение в чем-то, зацикливание на конкретном объекте)

Они находятся в постоянном взаимодействии или борьбе друг с  другом

На данном периоде бессознательное  рассматривается не как случайные  разрозненные переживания, а как  некоторые типические, общие для  всех людей, связные группы переживаний (комплексы) определенного характера, преимущественно сексуального(либодо – сексуальное влечение). И вытеснение этих комплексов сознанием происходит в строго определенные периоды в  жизни каждого человека. (Деление  такое же).

Психика- место войны

И бессознательное, и предсознательное отделены от сознания особой психической  инстанцией – “цензурой”. Цензура  выполняет две функции:

1. Вытесняет в область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью собственные чувства, мысли, понятия.

2. Оказывает сопротивление активному бессознательному, которое стремится проявиться в сознании.

 

Значение: После открытия бессознательного человек осознал, что он является рабом собственных  влечений, от которых ему не избавиться в силу его природы (разделение на три составляющие), поэтому он может  уменьшить степень своей зависимости, и развиваться духовно, например, по закону сублимации. Данное открытие позволяет человеку примириться  со своей судьбой, избавиться от иллюзий  и прийти к подлинному разуму.

 

Ницше был самым необычным из всех моралистов. Он утверждал мораль через её критику, даже радикальное отрицание. Он исходил из того, что исторически сложившиеся и получившие господство в Европе формы морали стали основным препятствием на пути возвышения человека и установления между людьми искренних отношений.

Этика Ницше тесно связана  с его психологией, со всей  его  жизнью.  На первый взгляд мы видим прославление зла, силы, жестокости.

      Человек  имеет цель внутри себя; его  цель - это  жизнь.  Вот  эта   идея  абсолютной ценности человеческой жизни по  существу  явилась  тем  лозунгом, который  объединяет  все  творчество  Ницше.  С  этим  лозунгом   связан   и ницшеанский идеал человека - Сверхчеловек.  Этот  идеал,  по  замыслу  Ницше может быть реализован лишь при  условии,  если  человечество  возвратится  к истокам своей истории, когда бал жизни будут  править  люди  высшей  расы  -"хозяева",  люди,  представляющие  собой   совершенство   прежде   всего   в биологическом  отношении.  Они  не   будут   отягощены   ни   бытовыми,   ни социальными, ни религиозными ограничениями и предрассудками и  потому  будут абсолютно свободны.

Биологически  обусловленным,  считает  Ницше,  является  все,  что  в человеческом общежитии считается добром, что составляет для людей  ценность,включая  и  ценность  моральную.  Соответственно,  нет  и  быть   не   может

объективно обусловленной  морали.  Каждый  имеет  такую  мораль,  которая  в наибольшей  мере  соответствует  требованиям  его   жизни:   мораль   одного оправдывает  все,  к  чему  он  стремится;   мораль   другого   делает   его

умиротворенным; мораль третьего призывает к мщению врагам и т.д.  Люди  даже могут не осознавать, каков на самом деле источник их моральных  убеждений  и представлений, но это не меняет дела. Всяк имеет  тот  тип  морали,  который

больше всего соответствует  его природе.

      Наиболее  существенное различие между  людьми, по мнению Ницше,  состоит в том, что некоторые из них от природы слабы, другие  сильны  опять-таки  по природе. Соответственно различается и  их  мораль.  Сильные  ("хозяева",  по терминологии Ницше) ценят личное достоинство, решительность,  настойчивость, самоуверенность,  несгибаемую  волю  и  неистощимую  энергию  в   достижении поставленной цели. Слабые ("рабы" по той же терминологии) ценят  то,  что  в большей мере выражается в их слабости  -  сострадательность,  мягкосердечие, альтруизм, и рассудительность и т.п.

      Некогда  хозяева господствовали в жизни.  У них была своя  мораль,  свои понятия и представления о добре и зле. Но со временем их  одолели  рабы,  но победили они не силой,  а  числом.  Добром  стало  признаваться  то,  что  в большей мере соответствует их интересам; мягкосердечие, любовь  к  ближнему, покорность, доброта - все эти и им подобные  качества  возвышены  до  уровня добродетели.  В  эпоху  после  восстания  рабов   господствующей   стало   и

продолжает оставаться рабская  мораль.

      В оценке  господствующей морали  Ницше   хотел  занять  беспристрастную, научно обоснованную, натуралистическую поэзию.  Он  отмечал,  что  все  идет так, как и должно идти в условиях, когда рабы приемлют  мораль  рабов.  Одно тут плохо: даже хозяева начинают подчиняться этой  морали.  Если  попытаться суммировать  различные  разрозненные  оценки,  данные  Ницше  господствующей морали, то, вероятность их можно свести к некоторому  общему  знаменателю  и выразить в виде следующих трех претензий. Господствующая мораль,  по  мнению

Ницше,  своим  основанием  имеет  предположение,   во-первых,   о   всеобщем равенстве; во-вторых, о свободе - каждый должен быть свободен в той мере,  в какой  он  не  посягает  на  свободу  других;  в-третьих,  об   абсолютности

моральной ценности, которая  не требует никаких доказательств, поскольку  она не средство, а цель.

 

  1. Этика ненасилия. Моральная проповедь Л. Толстого.

 

Этика ненасилия – это  древнейшее учение, которое означает отказ от зла и применения силы по отношению к ближнему. Мысль  о ненасилии есть во многих религиях – джайнизме, буддизме, индуизме. В  христианстве эта идея является одной  из основополагающих, на ней основана   К этике ненасилия обращались многие известные мыслители, наиболее яркие из которых стали представителями целого философского течения. Прежде всего, это Л. Н. Толстой, М. Ганди и М. Л. Кинг       

      Главное правило этики ненасилия у Л. Н. Толстого – «непротивление злу силою», то есть не создавать зло ни при каких обстоятельствах   

 Итак, принцип «возлюбите  врагов ваших» – это общий,  абсолютный идеал, на котором  построены классические концепции  великих мыслителей.     

 В первую очередь,  Толстой осуждал насилие, принуждение  в образовании, а также он  отрицал чрезмерную авторитарность  и навязывание собственного мнения  в педагогике. Оригинальность Толстого  была в разработке собственной  ненасильственной педагогической  системы и применении её в  России для простого народа. Одна  из важнейших черт его системы  – это ценностный, аксиологический  подход философа. Во главу угла  Толстой ставит свободу (полную, но не чрезмерную), совесть, любовь  и творчество. Отсюда вытекает  важнейший смысл этики Толстого, и этики ненасилия в целом  – «в созидании себя человеком,  в идее самосовершенствования» . Ибо, переставая отвечать злом  на зло, человек развивает в  себе чувство любви, стремится  к большей духовности, к сохранению  самых лучших качеств и ценностей.     

 Механизм взаимодействия  личности с другими людьми, основанный  на принятии – непринятии себя  достаточно глубоко исследован  в психологии Самоуважение, наряду  с человеческим достоинством (а  ведь права именно на него  так эффективно отстаивали М.-Л.  Кинг, М. Ганди и Л. Н. Толстой)  является важнейшей частью этики  ненасилия. 

 

  1. Основные категории этики, их характеристика.

 

Категории этики – это  основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.

Категории этики – не только теоретические конструкции. То, что образует формальный аппарат  теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества. К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существует в  сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы.

При всем разнообразии подходов к определению системы этических  категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом  и практическом отношении категории:

– добро и зло;

– благо;

– справедливость;

– долг;

– совесть;

– ответственность;

– достоинство и честь.

К категориям этики относят  также смысл жизни, счастье и  др.

  • Добро и зло

Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное  нравственное значение, отвечающее требованиям  нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

Религиозная этика видит  добро как выражение разума или  воли Бога.

Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная  добру, обобщенно выражающая представление  о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем  осуждения. Это общая абстрактная  характеристика отрицательных моральных  качеств.

Моральное зло следует  отличать от социального зла (противоположности  блага). Моральное зло имеет место  тогда, когда оно – проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное  зло оценивают отрицательные  поступки людей.

  • Справедливость

Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение  вещей, которое рассматривается  как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства  между всеми людьми и необходимости  соответствия между деянием и  воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.

Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты  справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.

Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек  принижен, его права и достоинство  не обеспечены, между людьми нет  равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.

  • Долг

Долг – категория этики, означающая отношение личности к  обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению  к ним в конкретных условиях.

Долг представляет собой  нравственную задачу, которую человек  формулирует для себя сам на основании  нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного  лица в конкретной ситуации.

Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

  • Совесть

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть – самооценивающее  чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения  людей.

Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций  соответствия своего поведения требованиям  нравственности, самостоятельно формулировать  для себя нравственные задачи и требовать  от себя их выполнения.

Совесть – субъективное осознание личностью своего долга  и ответственности перед обществом, другими людьми,

выступающее как долг и  ответственность перед самим  собой.

  • Ответственность

Ответственность – категория  этики, характеризующая личность с  точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной  деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.

Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо учитывать  ряд факторов, в том числе: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно  ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые  влияют внешние обстоятельства; может  ли человек эти последствия предвидеть.

Ответственность – обязанность  и необходимость давать отчет  в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.

  • Достоинство и честь

Информация о работе Шпаргалка по "Этика"