Шпаргалка по "Этика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:37, шпаргалка

Описание

Этимологически термин «мораль» восходит к латинскому слову «mos» (множественное число «mores»), обозначающему «нрав». Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Работа состоит из  1 файл

Вопросы к зачёту по этике.docx

— 88.03 Кб (Скачать документ)

Носителем общественного морального сознания является общество, которое накапливает и использует опыт предыдущих поколений и исторических эпох. Главными компонентами его являются моральные чувства, моральные суждения, оценочные представления, которые связаны с интересами социальных групп и носят прагматичный, утилитарный характер (эмоционально-чувственный уровень морального сознания). Рационально-теоретический уровень общественного морального сознания направлен на решение главных вопросов смысла жизни, имеет рациональных и системный характер.

Моральную деятельность целесообразно представить как сложную совокупность ее отдельных актов, обозначаемых в этике понятием "поступок". Структура поступка относительно проста и включает в себя, помимо самого действия, предварительную подготовку к нему, часто называемую мотивационным блоком, а также последующую оценку. 

Нравственные отношения  Основными видами моральных отношений, рассматриваемых в этом ключе, являются, отношение человека к самому себе, к другому человеку, к какой-либо социальной общности. Как бы сложно не проявлялись человеческие отношения, необходимо помнить, что их нравственный статус опирается на принцип гуманизма, утверждающий самоценность личности "как в своем лице, так в лице всякого другого" (Кант).

 

  1. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность».

 

  • Мораль и нравственность.

В русском языке существуют два родственных понятия - мораль и нравственность. Каково отношение  между ними? В этике существуют попытки «развести» данные понятия. Наиболее известна идея Гегеля, который  мораль связывал со сферой должного, идеального, а нравственность со сферой сущего, действительного. Существует ведь большая  разница между тем, что люди признают за должное, и тем, что они в  действительности выполняют.

В русском языке понятия  морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает  наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и  т. д.). Нравственность в большей степени  ориентирована на внутренний мир  человека и его собственные убеждения.

Нравственность в широком  смысле -- особая форма общественного  сознания и вид общественных отношений.

Нравственность в узком  смысле -- совокупность принципов и  норм поведения людей по отношению  друг к другу и обществу.

Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.

  • Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность».

В ходе употребления этих терминов слово «этика» стало  обозначать науку о морали и нравственности, а слова «мораль» и «нравственность» стали обозначать предмет исследования этики как науки. В обычном  словоупотреблении эти три слова  могут употребляться как тождественные.

Среди современных авторов  некоторые из них разделяют содержание терминов «мораль» и «нравственность», считая, что мораль -- это сфера  должного, того, как нужно делать, как следует поступать, а нравственность -- это сфера сущего, система реализованного морального сознания, область практических нравов, осуществление морали в конкретных поступках людей.

 

  1. Основные этические теории: краткая характеристика (моральные программы).

 

  • Теория добродетели Аристотеля

ДОБРОДЕТЕЛЬ – постоянная направленность воли на то, что с  точки зрения морали есть добро, в  свою очередь она сама является нравственным благом и этической ценностью. Платон определял добродетель как способность  души к деяниям, сообразным с ней. В отличие от Платона, Аристотель отрицает врожденный характер добродетелей, что позволяет ему выдвинуть  проблему нравственного воспитания. Добродетель не приобретенное свойство души, она связана с общественно  значимым действием, обладает нормативным  характером и должна быть воспитана.

Для стоиков добродетелью является жизнь в соответствии с  разумом и природой. Для Эпикура  добродетель – верное понимание  условий истинной радости. Меланхтон  видел добродетель в стремлении к согласованию желания с правильным знанием.

Этическая теория Аристотеля - это особая, практическая наука  о нравственности (добродетели), цель которой – научить как стать  добродетельным (и счастливым).

Понимая добродетель как  наилучшее, совершенное состояние  души, результатом которой является обладание серединой.Середина — не арифметическая формула, а совершенный и каждый раз конкретный выбор, зависящий и от того, кто выбирает, и от частных обстоятельств выбора, так как установленных правил нет. Добродетельные умения (привычки) человека соотнесены с привычными формами полисной жизни, поэтому добродетельный индивид оказывается основной несущей конструкцией полисной морали. Для Аристотеля мораль выступает по преимуществу в форме моральной (добродетельной) личности.

 

  • Утилитаристские концепции блага как совокупности желательных последствий человеческого действия

Этическая теория, известная  как утилитаризм, получила свою формулировку в XIX столетии благодаря британским философам Джереми Бентаму (1748-1832) и Джону Стюарту Миллю (1806-1873), которые отождествляли моральное  благо с пользой, приносимой действиями человека и его последствиями. Бентам и Милль не выработали идентичных теорий, но обе их версии характеризуют  как "классический утилитаризм". Последующие разработки и модификации  утилитаризма основываются на их формулировках, поэтому их теории заслуживают внимательного  изучения.

Утилитаризм - этическая  теория, утверждающая, что правильный поступок тот, который вызывает наибольшее возможное благо.

В рамках утилитаризма наиболее известными являются три теории ценностей:

1. Гедонизм, отстаиваемый классиками утилитаризма Бентамом и Миллем, есть взгляд, в соответствии с которым благом является удовольствие (и отсутствие страдания), или счастье. Эта теория принимает во внимание удовольствия всех типов, включая утончённые удовольствия, подобно тем, что сопровождают чтение великой литературы, осуществление благотворительных поступков и дружбу.

2. Плюрализм, считает, что благо состоит из нескольких видов по природе ценных вещей, хотя различные теоретики имеют разные списки. Среди часто включаемых классов ценных вещей присутствуют дружба, красота, знание, любовь и, как предлагают в медицине, здоровье.

3. Утилитаризм предпочтения, который просто требует одного: максимизировать удовлетворение актуалъных предпочтений или желаний индивидуальных лиц, какими бы они ни были. Этот взгляд иногда играет роль в анализе политики здравоохранения или в суждениях о справедливом распределении ресурсов.

Основанием утилитаризма является единственный и очевидно простой  принцип. Милль называет его, "принципом  полезности" и формулирует следующим  образом: "Поступки являются правильными  соответственно, когда они имеют  тенденцию содействовать счастью, неправильными, когда они имеют  тенденцию приносить противоположное  счастью". Под словом "счастье" он подразумевает удовольствие и  отсутствие страдания; под словом "несчастье" - страдание и лишение удовольствия. Милль утверждает, что "только удовольствие и отсутствие страдания желательны сами по себе, как цель, а что всё  прочее желательное... желательно или  потому, что заключает в себе удовольствие, или потому, что составляет средство для получения удовольствия и  устранения страдания".

Этот принцип сосредоточивает  внимание скорее на последствиях действий, чем на некоторой особенности  самих действий. "Полезность" поступка определяется величиной приносимого  им счастья. Таким образом, не действие само по себе является правильным или  неправильным. Действие может приносить  некоторое несчастье, но существует положительный баланс счастья над  несчастьем, который данный принцип  требует добиваться.

Особенность утилитаризма действия в том, что он побуждает  рассматривать каждый случай как  уникальный. Некоторые философы указывают, что нет способа, благодаря которому можно быть уверенным, что сделали  правильный выбор действия. И с  этим нельзя не согласиться. Действительно  невозможно быть уверенным, в том, какими реально будут результаты действий.

 

  • Деонтология как учение о моральном долге 

Деонтологическая этика, которая ведёт происхождение  своего названия от греческого слова "deon", имеющего значение "долг", смотрит  на обязанности для того, чтобы  определить, что является этичным. Эта  теория отвечает на вопрос "Что я  должен делать?" специальным указанием  моих обязанностей или моральных  обязательств.

Поступки являются правильными  или неправильными, с точки зрения деонтологическоЙ теории, вследствие определенного типа действия (например, убийства, пытка), а не из-за их последствий. Имеется много деонтологических теорий и большинство из них, до некоторой степени, принимают последствия в расчёт; но для любой из них оправдание принципов и поступков не является обращением исключительно к последствиям. Первичность правильности над благом в деонтологической теории является ее центральной особенностью. Для современных деонтологических теорий весьма общим является принимать форму теории прав, согласно которой каждый человек имеет определённые моральные права (например, на жизнь, свободу, некоторый минимальный стандарт благополучия), которые могут не приниматься во внимание утилитаристскими апелляциями к последствиям отдельных поступков. Например, Ролз обосновывает, что даже если рабство оправдывается по утилитаристским основаниям, оно нарушает право индивидуальной личности на свободу и поэтому является злом.

 

  • Теория моральных обязательств PRIMA FACIE У. Д.РОССА

Английский философ  Уильям Дэвид Росс [William David Ross] (1877-1971) представил в своей книге "The Right and the Good" (1930) этическую теорию, которая  явилась попыткой объединить перспективы  утилитаризма и перспективы кантианства. Росс отверг утилитаристское убеждение, что одни последствия делают поступок правильным, но его также интересовали абсолютные правила Канта. Он понимал, что подобные правила не только не способны проявить восприимчивость  к сложности фактически существующих ситуаций, но могут иногда противоречить  одно другому. Росс, подобно Канту, деонтологист, но с важным отличием. Росс убеждён, делая моральный выбор, необходимо принимать во внимание последствия, которые делают его правильным.

По Россу, есть два моральных  свойства - правильность и доброта, которые не могут заменяться, или  объясняться в терминах других свойств. Однако Росс не отрицает связи между  ними, он отрицает возможность отождествления их. Так, облегчить кому-нибудь страдание  может быть правильным, но правильность не является идентичной облегчению страдания.

Росс также осознает, что мы часто должны знать много  неморальных фактов о ситуации, прежде чем мы можем правильно вынести  моральное суждение. Он убеждён, что  мир изобилует примерами жестокости, лжи и эгоизма и в этих ситуациях  мы непосредственно осознаем отсутствие правильности или доброты. Но мир  также богат примерами сострадания, верности и великодушия, в которых  правильность и доброта ясно присутствуют. Росс утверждает, что наш опыт относительно таких случаев делает нас в  состоянии узнать правильность и  доброту с такой степенью достоверности  и очевидности, что не вызывает ни тени сомнения. Росс отказывается признать моральные правила абсолютными. В конечном счёте, в любом отдельном  случае мы должны полагаться не только на правила, но также на разум и  наше понимание ситуации.

 

  1. Основные этические школы античности (Сократ, Платон, Аристотель).

 

Этика античности была обращена к человеку. «Человек есть мера всех вещей» – эти слова Протагора исследователи по праву считают девизом для всех этических произведений данного периода. Для этических произведений античных авторов характерно преобладание натуралистической ориентации.

Кроме того, основной особенностью их этической позиции являлось понимание  нравственности, добродетельности поведения  человека как разумности. Именно разум  управляет жизнью человека и общества в понимании античной этики, он играет главную роль в выборе правильного  жизненного пути. Кроме разумности человеческого поведения, одной  из основных характеристик античного  мировоззрения являлось стремление к гармонии человека с его внутренним и с внешним миром. Этические  воззрения софистов, Сократа, Платона, Аристотеля связаны в античной философии  с переходом от идеи доминирования  власти всеобщего над человеком  к идее единства отдельного человека и государства, которая предполагала обоснование самоценности человека.

  • Этика Сократа может быть сведена к трем основным тезисам:

а) благо тождественно удовольствиям, счастью;

б) добродетель тождественна знанию;

 в) человек знает  только то, что он ничего не  знает.

Информация о работе Шпаргалка по "Этика"