Контрольная работа по "Этике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:31, контрольная работа

Описание

1. Сущность нравственной философии Ф. Д. Достоевского
2. Личностные причины конфликтов.
3. Этические нормы общения руководителя и подчиненного.

Работа состоит из  1 файл

Этика контрольная.docx

— 21.78 Кб (Скачать документ)

Вариант 10.

  1. Сущность нравственной философии Ф. Д. Достоевского:

Философская система писателя основывалась на его глубокой религиозности. До конца своих дней Феодор Михайлович оставался верующим человеком и православным христианином. Духовность, воскресение, нравственное возрождение человека – это доминанта практически всех творческих исследований мыслителя. В его произведениях отражена одна из главных тем русской интеллигенции XIX века – тема о бытии Бога. Он сильно переживал трагизм существования человека без Бога. Духовная жажда, искание Бога и Правды Его являлись смыслом его жизни. Достоевский искал Правду не как некую отвлеченную философскую истину, большей частью ни к чему не обязывающую, но Правду вечную, которая воплощается в жизни и сохраняет человека от духовной смерти. В романе «Братья Карамазовы» Феодор Михайлович говорит: «Если Бога нет, то все позволено», то есть, если Бога нет, то нет абсолютной шкалы нравственных ценностей. В таком случае высокие нравственные нормы становятся относительными, а значит, необязательными для исполнения, бессмысленными. Если Бога нет, то нет и смысла жизни.

Актуальными являются и рассуждения  писателя о мироустройстве. «Беспорядок  всеобщий, беспорядок везде и всюду, – пишет он, – в обществе, в  делах его, в руководящих идеях (которых по тому самому нет), в убеждениях (которых потому тоже нет), в разложении семейного начала … Нравственных идей не имеется, вдруг ни одной не осталось, и, главное, что как будто  их никогда и не было».

Достоевский был убежден, что поглощенность человека исключительно  материальными интересами, подкрепленная  установлениями многочисленных законов, рост индивидуализма и катастрофический распад личности при утрате высших нравственных идеалов приведут человечество к краху. Он показывает, что есть другой путь – жизнь по Закону Божьему, по Евангельским заповедям Христа.

Феодор Михайлович Достоевский  для многих, ищущих истинный смысл  жизни, открыл тайну о Боге и человеке, явился духовным ориентиром на пути к  вере. Все его великие романы от «Преступления и наказания» до «Братьев Карамазовых» – христоцентричны  и вероисповедны. Главные положительные  герои его произведений, начиная  с Сони Мармеладовой и князя Мышкина  и заканчивая старцем Зосимой  и Алешей Карамазовым, это живое  воплощение евангельской веры, евангельской надежды и евангельской любви. Сила Достоевского состоит в том, что  он своим творчеством показал, что  без Бога невозможно духовное преображение человека, а следовательно, и всего  мира. Только вера в Бога может являться гарантом нравственного выживания  как каждого человека в отдельности, так и всего человечества в  целом.

 

  1. Личностные причины конфликтов.

Личностные причины конфликтов – это отсутствие достаточной  устойчивости к отрицательному воздействию  стрессовых факторов социального взаимодействия

Личностные причины конфликтов связаны прежде всего с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они  обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими  людьми и окружающей средой.

Если говорить о причинах конфликтов, которые в большей  степени можно отнести к психологическим, то важной среди них будет следующая. В процессе социального взаимодействия у человека существует определенный диапазон вариантов ожидаемого поведения, общения, деятельности со стороны другого  человека, являющегося партнером  по взаимодействию. Варианты ожидаемого поведения могут быть желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми. Характер поведения зависит от индивидуально-психологических  особенностей человека, его психического состояния, отношения к конкретному  партнеру по взаимодействию, особенностей актуальной ситуации взаимодействия. Если реальное поведение партнера укладывается в рамки желательного или допустимого, то взаимодействие продолжается бесконфликтно. Нежелательное поведение может  привести к созданию предконфликтной  ситуации, а недопустимое — к  конфликту.

Некоторые конфликты происходят в силу того, что рамки допустимого  поведения со стороны партнера у  человека заужены в Результате его  эгоистической ориентации, склонности к лидерству т.п. Рамки допустимого  поведения бывают различными по отношению  к различным партнерам. То, что  позволяют одному, могут не позволить  другому. Наконец, эти рамки зависят  от актуального психического состояния  человека. Если он раздражен, то он может  посчитать недопустимой обычную  шутку в свой адрес.

На содержание каждого  из четырех видов поведения влияют устойчивые и ситуативные факторы. В конкретной ситуации человек должен понимать или чувствовать, какое  поведение с его стороны партнер  может посчитать недопустимым и  учитывать это на входе взаимодействия.  

Плохо развитая у человека способность к эмпатии, т. е. пониманию  эмоционального состояния другого  человека, сопереживанию и сочувствованию ему. Недостаточность эмпатийных личностных качеств приводит к тому; что человек  ведет себя неадекватно ситуации социального взаимодействия, поступает  не так, как этого ожидают партнеры по общению. Оценка поведения человека, который не понимает эмоций и чувств партнера по взаимодействию, как нежелательного или недопустимого может вызвать  конфликтную реакцию.

Завышенный или заниженный уровень притязаний также способствует возникновению межличностных и  внутриличностных конфликтов. Уровень  притязаний характеризует, во-первых, уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих  действий (идеальная перспективная  цель); во-вторых, выбор субъектом  цели очередного действия, формирующейся  в результате успеха или неудачи  прошлых действий; в-третьих, желаемый уровень самооценки личности. Человек  нередко переживает внутриличностные конфликты, связанные с завышенными  желаниями и недостаточными возможностями  для их удовлетворения. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих. Заниженная оценка имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих  силах, тенденцию избегать ответственности  и т.д.

Одной из наиболее часто встречающихся  личностных причин конфликтов являются различные акцентуации характера. Они проявляются в чрезмерной выраженности отдельных черт характера  или их сочетаний у конкретного  человека и представляют крайние  варианты нормы, граничащие с психопатиями.

 

3. Этические нормы общения руководителя и подчиненного.

Культура речи является интегративной  характеристикой, включающей три группы параметров:

  1. содержание сообщения;
  2. форма высказываний;
  3. речевой этикет.

1) Оценивая воздействие  речи по содержательной стороне,  обычно выделяют следующие характеристики: насыщенность речи информацией,  логичность, точность, понятность её  собеседнику, целесообразность (уместность).

Информативность речи зависит  прежде всего от новизны и важности или ценности для слушателя сообщаемых фактов. Она существенно повышается в зависимости от способности  говорящего к анализу и обобщению, которые особенно важны, так как  всегда присутствуют в общении руководителя и подчинённого. Информативность  речи существенно зависит от полноты  раскрытия основной мысли, её иллюстрации  необходимыми фактическими данными, практическими  примерами. При этом следует помнить, что информативность снижается  при наличии в речи лишней информации, не относящейся к предмету обсуждения.

Во время подготовки к  любому виду управленческого общения, например, к беседе, нужно проработать  логику передачи информации, обсуждения каждого конкретного вопроса. Основой  логичности речи является логичность мышления. Поэтому руководителю необходимо постоянно развивать в себе способность  к чёткому мышлению. Целесообразно  также обучение основным положениям и законам логики. Логичность речи положительно влияет на способность  слушателя воспринимать информацию.

Ни в коем случае руководителю нельзя нельзя пользоваться словами, понятиями  и терминами, значение которых он не знает точно. Они будут звучать  неестественно, а скорее всего, и  неуместно, и речь потеряет точный свой смысл и это приведёт к неточному  её пониманию подчинённым. Чтобы  этого избежать, надо знать следующие  условия для создания точной и  правильной речи:

  • знание предмета речи;
  • знание языка;
  • владение речевыми навыками.

Наряду с этими понятиями  фигурирует такая характеристика, как  понятность. Она предполагает, с  одной стороны, учёт интеллектуального  потенциала собеседника, его предварительной  осведомлённости в обсуждаемой  теме, а с другой – «упрощение»  материала до этого уровня.

2) Вторая группа параметров, связанная с формой высказывания, включает в себя следующие  характеристики: правильность и  чистота, богатство (разнообразие  знаковых средств), выразительность  и образность.

В устном общении правильность речи заключается в соблюдении грамматических, лексических, фразеологических, стилистических и других норм языка. Чистота речи предполагает отсутствие слов-паразитов, жаргона, вульгарных слов. Кроме этого, речь загрязняют неправильные ударения, иноязычные слова, профессионализмы и  канцеляризмы. Чистота речи существенно  зависит от чёткости дикции. Богатство  речи достигается путём исключения неоправданного повторения слов, однотипных речевых конструкций и тому подобное. Выразительность и образность заключается  в таком подборе и построении предложения, которое лучше и  точнее всего передаёт мысль. Это  качество речи достигается путём  использования слов и словосочетаний в необычном, метафорическом значении. Большое влияние на слушателей производит оригинальность высказываний. Выразительность  речи тесно связана с невербальными  средствами общения (жесты, мимика, поза), о которых пойдёт речь ниже.

Ошибки в словах и выражениях, пусть даже самые мелкие, приводят к моментальному акцентированию на них внимания собеседника, и, как  следствие, утери нити разговора. Это  может пагубно сказаться на корректном понимании подчинённым того, что  от него впоследствии потребуют. Точные, яркие, образные выражения, наоборот, заставляют заинтересовавшегося собеседника  глубже вникнуть в суть беседы, дополнительно, уже самостоятельно, осмыслить тот  аспект, который был выделен в  разговоре. Поэтому здесь надо быть внимательным: никогда не выделять второстепенную информацию оригинальным высказыванием. В этом случае подчинённый  может неправильно понять основную цель.

3) обязательным элементом  высокой культуры речи является  речевой этикет. Приветствие, извинение,  просьба, предложение, выражение  радости, восхищения, признательности  и многое другое будет правильно  воспринято собеседником при  условии соблюдения речевого  этикета, который можно определить  как совокупность правил, норм, словесных  формул и ритуалов, исторически  сложившихся в определённой среде.  Речевое поведение человека должно  проявлять его глубокое, искреннее  уважение к другим людям. Речевой  этикет делает общение человека  с другими приятным, желанным. Он  способствует установлению контакта  между людьми, поддержанию доброжелательной  атмосферы общения, ориентирует  нас на такие правила общения,  которые способствуют наиболее  эффективной и содержательной  коммуникации. Руководителю целесообразно  изучать и овладевать нормами  этикета, но в любом случае  нужно помнить, что основными  требованиями этикета являются  вежливость, внимательность, сдержанность. Недопустимы слишком громкая  речь, чрезмерная жестикуляция. Неэтично  во время разговора толкать  человека, дёргать за одежду, хлопать  по плечу, шептать на ухо,  напоминать о физических недостатках  и тому подобные вещи.

Совокупность обстоятельств  общения, влияющих на выбор языковых средств, называется речевой ситуацией. Чтобы её определить, нужно ответить, как минимум, на три вопроса: с  кем говорить? (один человек или  несколько), где? (в официальных или  неофициальных условиях), с какой  целью? (информирование, влияние, управление). В зависимости от речевой ситуации, используют следующие стили речи: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный. Все  стили имеют устную и письменную формы. Условием успешного управленческого  общения является, в основном, разговорным  и официально-деловым стилями. Вместе с тем, навыки использования устных форм научного, публицистического и  художественного стилей существенно  повышают коммуникативные качества руководителя.


Информация о работе Контрольная работа по "Этике"