Контрольная работа по "Этике социальной работы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:01, контрольная работа

Описание

Приведите высказывания на следующие понятия (по 4 на каждое понятие): свобода, честь, солидарность, достоинство, мудрость.
Необходимо отметить, что все вышеприведенные понятия – являются неотъемлемыми качествами людей, которых сегодня называют социальными работниками, ведь обладая ими, социальные работники могут оказывать помощь другим нуждающимся в их помощи людям.

Работа состоит из  1 файл

2vopros_po_kontrolnoy.docx

— 33.18 Кб (Скачать документ)

1.  Приведите   высказывания на  следующие понятия  (по 4 на  каждое понятие): свобода,  честь,  солидарность, достоинство,  мудрость.

Необходимо отметить, что  все вышеприведенные понятия  – являются неотъемлемыми качествами людей, которых сегодня называют социальными работниками, ведь обладая  ими, социальные работники могут  оказывать помощь другим  нуждающимся  в их помощи людям.

Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира[8, c.406].

Ценность свободы в  социальной работе предполагает уважение свободы другого человека.

Со стороны  клиента, свобода может подразумевать следующие моменты: прежде всего выбор – обратиться со своей проблемой к специалисту или нет; если принято решение обратиться, то свобода выбора специалиста в лице конкретного человека, дальше свобода предполагает выбор средств и методов разрешение своей проблемной ситуации, частоты встреч со специалистом, вопрос о прекращении встреч со специалистом, если по каким-то субъективным или объективным качествам клиенту он не нравится и т.д.

Со стороны специалиста  в социальной работе свобода проявляется  как самостоятельность в выполнении своих обязанностей. Ш. Рамон понимает ценность свободы в социальной работе, как самостоятельность,  независимость в своих суждениях. Это подразумевает, что в рамках своей профессиональной компетенции социальный работник вправе сам выбирать модель  и способы разрешения проблемной ситуации, с которой к нему обращается клиент. Свобода специалиста в социальной работе подразумевает действие в соответствии со своей профессиональной компетенцией. Свобода действий специалиста – это не вседозволенность. Свободу действий социального работника контролируют его моральные качества, а также этический кодекс социального работника[11].

  • Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане.

(Шарль Луи де Монтескье)[2, c.458]

 

Данное высказывание можно  и необходимо понимать таким образом: оказание социальной помощи людям во многом заключается в знании социальным работником  законодательных и  нормативно-правовых актов. Но в данном случае речь идет о таких глобальных документах, в которых закреплены личные права человека  - Конституция, Конвенция ООН по правам человека и т.д.,(права на жизнь, право на не  вмешательство в личную жизнь, право на собственность и т.д. ). Этот афоризм можно перефразировать  по - другому: свобода любого человека заканчивается там, где начинаются права другого человека. Поэтому в социальной работе данные документы являются первостепенными при построении системы по оказанию социальной помощи.

  • Свобода начинается с иронии.  (Гюго)[2, c.458]

 

Данный фразеологизм можно  понимать так, если рассматривать его с позиции оказания социальной помощи социальным работником своему клиенту. Зачастую к социальным работникам за помощью обращаются люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации и которые испытывают серьезные психологические трудности. У таких клиентов, как правило, отмечаются высокий уровень тревожности, всевозможные психологические страхи, низкий уровень самооценки и т.д. И когда с человеком начинают работать профессионалы психологи, они часто прибегают в своей работе к помощи юмора, потому что когда человек может заставить улыбнуться, сыронизировать, пошутить по поводу ситуации, в которой он оказался, научится шутить и смеяться над самим собой – значит, он сам находится на пути выздоровления, а значит и решение сложной ситуации будет найдено скорее.

  • За деньги мы вынуждены платить свободой. (Роберт Льюис Стивенсон)[2, c.459]

Данный фразеологизм можно объяснить  двумя путями: первый – нередко  люди хотят быть обладателями больших  денег, к сожалению, быстрые деньги не всегда приходят честным способом, вот и выходит, что за них люди платят своей свободой. Социальные работники  довольно часто по своей  работе сталкиваются с несовершеннолетними  воришками, а так же наоборот помогают адаптироваться к нормальной жизни, людям – вышедшим из мест лишения  свободы. Вторая трактовка такова – обладатели больших денег не могут жить спокойно и свободно, так как именно деньги мешают им делать это. Богатые люди находятся в постоянном страхе, что они могут потерять свои деньги, что их могут ограбить или даже убить и т.д. А значит, они лишены свободы жить полноценной жизнью, а пребывают в постоянном страхе и напряжении.

  • Свобода — это роскошь, которую не каждый может себе позволить. (Отто фон Бисмарк)[2, c.461]

Жить свободно – это значит думать свободно, уметь выражать свои мысли  свободно, делать выбор свободно и  т.д. К сожалению, наша свобода может ограничиваться политическим режимом, общественным мнением, нашими социальными ролями, жизненными обстоятельствами и т.д. Причем, по сути, ограничение нашей свободы происходит каждый день, допустим мы не хотим идти на работу, но должны  - вот отсутствие свободного выбора, мы недовольны политическим режимом, но вынуждены молчать – опасаясь того же режима, вот и получается в данном случае – что свободных людей мало, их единицы. Чаще всего – это люди маргиналы, которые находятся на грани, на краю жизни, которым нечего терять. Вот они и становятся объектом социальной работы.

Честь – это достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности[3, c.668]. Честь  - это комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств индивида,как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство. 

  • Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего. (Фёдор Достоевский) [2, c.208]

Это высказывание наиболее ярко отражает реалии современной жизни, когда  каждый день нам навязываются ложные идеалы, о том, что в сегодняшней жизни главенствуют богатство, власть, сила, и все забывают о честности и доброте. А ведь именно навязываемы ложные идеалы порождают огромное количество проблем, с которыми впоследствии работают социальные работники.

  • Настоящая честь – это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей. (Бенджамин Франклин)[2, c.209]

Данное высказывание можно сказать  прямо относится к профессии  социального работника, только когда  профессиональный выбор сделан свободно и ответственно, а не от безысходности.

  • Честь девушки — все ее богатство, оно дороже всякого наследства.

(Шекспир) [2, c.209]

 

В данном случае речь идет о целомудрии девушки.  Данная проблема является острой для современного общества, когда все ниже опускается возрастная граница, когда молодые люди начинают жить половой жизнью, что влечет за собой немало социальных проблем, социальное сиротство, молодое материнство и т.д. Честь девушки перестала быть ценностью, сами девушки ее не ценят, честь давно перестала быть культом, отсюда в сегодняшней жизни столько грязи в отношениях между мужчиной и женщиной.

  • Лишать чести другого — значит лишаться своей. (Публий)[2, c.209]

Если рассматривать данный афоризм  с позиции социальной работы, то можно сделать это в русле  общения между социальными работниками (коллегами). Зачастую в профессиональной среде между коллегами могут  возникать конфликты. Пытаясь очернить других своих коллег, поливая их грязью и клеветой,  тот кто  это делает сам лишается чести  и достоинства. А без этого  качества трудно представить деятельность социального работника.

 

Солидарность  - взаимозависимость людей. В этом смысле солидарность – это «естественный факт », связанный с жизнью в обществе.    

Солидарность  может также представлять собой вид добродетели, чувство, побуждающее людей к взаимному сотрудничеству; именно при такой «активной» солидарности одни люди могут быть счастливы лишь при условии, что счастливы и другие, что один человек может чувствовать себя свободным лишь тогда, когда свободны другие.

Солидарность  - общность интересов, единое понимание основных принципов мировоззрения, совместная ответственность[3], [5]. 

  • Два человека могут спасти друг друга там, где один погибает. (Оноре де Бальзак)[2, c.355]
  • Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим.(Даниел Уэбстер)[2, c.356]
  • Все люди нуждаются в помощи и зависят друг от друга. Человеческая солидарность - это необходимое условие раскрытия любой единичной индивидуальности. (Эрих Фромм)[2, c.356]

Данные три  высказывания в контексте социальной работы можно трактовать таким образом, что сходные проблемы легче решать сообща. Именно поэтому в процессе социальной работы нередко создаются группы взаимопомощи, где люди с одинаковыми проблемами пытаются их преодолевать вместе. К тому же специфика социальной работы заключается в комплексности, то есть  клиенту оказывает помощь не только социальный работник, но и психолог, медик, юрист и т.д.

  • Главное препятствие к прогрессу человеческого рода – то, что люди прислушиваются не к тем, кто говорит наиболее разумно, а к тем, кто говорит наиболее громко. (Артур Шопенгауэр)[2, c.357]

 

Иллюстрацией этого афоризма в контексте социальной работы может  являться то, что социальные педагогики и работники работают с молодыми людьми, оказавшимися в сложной жизненной  ситуации, вследствие того, что оказались  в «дурной» компании. Подростковый и юношеский возраст – это  период поиска, и большое воздействие  на данный  поиск – это ближайшее  окружение, а для молодых людей   - это сверстники и друзья.

 

Достоинство - сознание ценности личности, ее нравственных качеств независимо от положения человека в обществе, от его политических, религиозных и прочих взглядов. Представления о достоинстве основываются на убеждении в равенстве всех людей перед нравственными законами, на признании самостоятельности человека, его способности контролировать свое поведение, отвечать за свои поступки и помыслы. Чувство собственного достоинства не позволяет человеку пренебрежительно относиться к другим людям. В то же время достоинство личности требует от окружающих уважения к ней, признания не только ее обязанностей по отношению к коллективу, обществу, но и ее прав. В отличие от понятия чести, достоинство предполагает большую степень свободы личности от конкретных условий ее жизни, что может привести к противоречию с существующими моральными «кодексами чести»[3, c.123].

  • Достоинства человека есть драгоценные камни, которые красивее играют в оправе скромности. (Вовенарг)[2, c.134]
  • Кто сам говорит о своих достоинствах, тот смешон, но кто не сознает их — глуп. (Честерфилд Ф)[2, c.135]
  • Достоинство каждого человека зависит только от того, как он показывает себя в своих поступках. (Книгге А. Ф)[2, c.135]

 

Эти три высказывания схожи, и чтобы их проиллюстрировать, можно  опять обратиться к взаимоотношениям между коллегами  - социальными  работниками. Все люди уникальны, интересны  по – своему, кто - то более или  менее успешен в осуществлении  своей профессиональной деятельности. Но о своих достоинствах открыто  не говорят, о достоинствах принято  судить по поступкам.

 

  • Человек, который с самого начала ведет себя достойно, избавлен от угрызений совести. (Абу-ль-Фарадж) [2, c.137]

 

В  жизни есть ценности материальные и духовные, и по настоящему умные люди ценят  духовность и знают, что можно  прожить без чего  - то материального, но невозможно жить  без морали и духовности. И что бы уважать себя и жить среди людей которые тебя уважают  достаточно просто поступать с другими так как хотел бы что б поступали с тобой, обдумывать свои поступки по отношению к другим, вести себя достойно и тогда можно жить спокойно зная что никто на тебя не в обиде и не желает зла и что угрызения совести от нечестного поступка всегда будут сильнее, чем радость от нечестной выгоды, или неоказание помощи близкому.

 

Мудрость - в философии нечто большее, чем интеллектуальная развитость, обладание обширным знанием или же компетентность эксперта. Это способность ставить любое знание в связь с общим смыслом бытия, с достоинством, призванием и назначением человека, с духовно-нравственными основами его мысли и жизни; это также искусство жить согласно обретенному смыслу. Мудрость  - это глубокое знание, понимание чего-либо, основанное на жизненном опыте[3],[4].

  • Мудрец сам творит свою судьбу. (Плавт)[2, c.168]

Данное  высказывание можно трактовать так, что каждый человек сам отвечает за свою жизнь, он строит ее так, что  в помощи со стороны других людей  не нуждается. Его жизнь и без  того полноценна. Подобные люди не становятся клиентами социальной службы.

  • Нет большей мудрости, чем своевременность.  (Фрэнсис Бэкон)[2, c.168]

Вовремя замеченная проблема – это половина успеха, что она будет решена успешно. Как часто людям не хватает именно своевременно оказанной помощи, или помощь приходит так поздно, когда проблема уже не решаема. В русле оказания социальной помощи нуждающимся – это звучит особенно актуально.

Информация о работе Контрольная работа по "Этике социальной работы"