Этика деловых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:04, реферат

Описание

В большинстве стран, имеющих богатый опыт делового общения, существует ряд строгих правил этикета, нарушение которых может повредить имиджу делового человека. Сейчас, когда в стране все более утверждается рыночная экономика, часть серьезных бизнесменов вынуждена обратиться к зарубежному опыту делового общения, чтобы не выглядеть нелепо на мировом рынке, предлагая свои товары и услуги.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……....2
Формирование и история этики………………………...……………....3-5
Сущность этики деловых отношений…………………………….…….5-9
Виды деловых отношений……………………………………………..9-12
Основные принципы этики деловых отношений………………..….12-14
Этические проблемы деловых отношений…………………………..14-16
Коммуникативная культура в деловом общении………………...….16-20
Заключение………………………………………………………….…….21
Список используемой литературы…………………………………..…..22

Работа состоит из  1 файл

Проф этика.docx

— 49.40 Кб (Скачать документ)

Минобрнауки России 
Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 
«Челябинск государственный университет» 
(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)
 

Экономический факультет  
Кафедра истории и теории искусства

 
 
 
 
 
 
 

 
РЕФЕРАТ

На тему: Этика деловых отношений 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проверила кандидат исторических наук, доцент 

______________________ Шумакова  Марина Павловна

Реферат выполнил студент группы Э-101 ______________________ Гезибейков

Георгий Тариелович

Оценка  ________ 
 
 
 
 
 
 

Челябинск 2011 год.

 

      Оглавление 

  • Введение…………………………………………………………….……....2
  • Формирование и история этики………………………...……………....3-5
  • Сущность этики деловых отношений…………………………….…….5-9
  • Виды деловых отношений……………………………………………..9-12
  • Основные принципы этики деловых отношений………………..….12-14
  • Этические проблемы деловых отношений…………………………..14-16
  • Коммуникативная культура в деловом общении………………...….16-20
  • Заключение………………………………………………………….…….21
  • Список используемой литературы…………………………………..…..22

 

    Введение 

     В большинстве стран, имеющих богатый  опыт делового общения, существует ряд  строгих правил этикета, нарушение  которых может повредить имиджу делового человека. Сейчас, когда в  стране все более утверждается рыночная экономика, часть серьезных бизнесменов  вынуждена обратиться к зарубежному  опыту делового общения, чтобы не выглядеть нелепо на мировом рынке, предлагая свои товары и услуги.

     С.Л  Рубинштейн писал: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его, т.е. расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» проистекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими нас людьми вырабатывается определенный, более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведению».

     Исследования  психологии масс дают немало для понимания  психологии межличностного общения в соответствующей обстановке. Живя в обществе, человек сталкивается с деятельностью этих массовых собраний, испытывает на себе их влияние, оказывается их участником. Все это оказывает психологическое воздействие на него, в том числе как на субъекта деятельности и общения с другими людьми. 
 
 
 
 
 
 
 

Формирование  и история этики

 
  Так что же такое этика, как она формировалась? Почему этические вопросы приобрели чрезвычайно важное значение? Для чего необходимо знание об основных проблемах этики? 
 Слово «этика» (от греческого ethos) означает нрав, характер, обычай. Его более 2300 лет назад ввел древнегреческий мудрец Аристотель (384 – 322 до н.э.), дав и название «науке о добродетели» - этика. 
 Однако формирование и развитие этики как науки, а также основных морально – нравственных ориентиров в жизни людей шло сквозь всю историю культуры. Поэтому понятие этики было исторически изменчивым. Оно трансформировалось и приобретало новые значения на разных этапах человеческого развития.  
 Так, в самых ранних культурных периодах (например, в первобытном обществе) люди еще не выделяли морально – этические ценности в разряд вопросов, требующих специальных, особенных форм рефлексии. Это было и невозможно, так как обычай, в рамках которого протекала жизнь человека, воспринимался как единственно верный и возможный. В этом случае, этика ярче всего соотносится с понятием обычая, укоренившейся привычки, общепринятым ритуалом, которые отражают принадлежность человека для всех членов племени целостной системе. 
 Когда же человек начинает задумываться над кругом моральных норм и ценностей, которым он подчиняется, то наступает совершенно иной этап в развитии и понимании этики. Так произошло в Древней Греции. 
 Античная этика, отражая идеалы греческой культуры о гармонии человека с действительностью, его духовном и телесном равновесии, здоровом отношении к материальному благополучию и миру вещей, акционирует наше внимание на счастье человека и основных способах и условиях его достижения. В качестве основных этических добродетелей греческие мудрецы выделяют мужество, благоразумие, доброжелательность и честность (справедливость). 
 В новое время, в эпоху «неуверенности в сущем, когда каждый должен сам заботиться о своей нравственности» этические идеалы вновь получают гуманитарную направленность. Однако сфера нравственно – этических проблем стала все более соотноситься с процессами, происходящими в общественной жизни людей, приобретая социально – правовой характер. Немецкий философ И.Кант (1724 – 1804) отмечает, что «в морали человек подчинен своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству». 
 Показательным является и тот факт, что происходят существенные изменения в ранее тождественных друг другу понятиях этики, морали и нравственности. Теперь они наделяются специальными значениями. Этика – это теория,  а мораль и нравственность отражают реальные явления, соответствующее общепринятым обычаям, традициям, ценностям и нормам. 
 Этика является наукой о «должном», она регламентирует то, как «должен» поступать человек (формирует нравственные нормы и принципы) 
 Сложнейшие этические проблемы возникают с сознанием морали как сферы самостоятельного выбора. Проблема самостоятельности выбора и его этического измерения становится одной из ведущих в 19 – 20 веках. Появляются новые аспекты изучения. 
 Во второй половине 20 столетия появляется идея отказа от попытки определить основные моральные категории, поскольку описать их в рамках существующей научной традиции невозможно. Возникает метаэтика, главной своей задачей ставящая попытку анализа языка морали. 
 Раскрывая сущностные особенности этики, необходимо обратить внимание на ее универсальное значение. Универсальность этики соотносится с ее надындивидуальным (т.е. распространяющимся на всех людей) и жизнеопределяющим (необходимым для существования  людей) характером.     Это означает, что этика связана с изучением с изучением фундаментальных ценностей человеческой жизни (добро и зло, любовь, счастье, долг, справедливость и др.) и является основополагающим компонентом всей культуры, всего общества. Гуманист 20 века, лауреат Нобелевской премии Альберт Швейцер (1875 – 1965) в своей знаменитой книге «Культура и этика» писал, что этическое является конструирующим элементом культуры.  
 В конце 20 века широкое распространение получает прикладная этика. Это направление возникает как ответ на практические потребности и запросы современного общества. Возникает профессиональная этика, отражающая специализированные формы деятельности людей (этика бизнеса, этика делового общения, политическая этика, медицинская этика, педагогическая этика, этика цензуры и др.).
 

     Сущность  этики деловых  отношений 

     Под этикой в широком  смысле понимается система  универсальных и  специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых  в процессе общественной жизни. Соответственно, этика деловых  отношений выделяет одну из сфер общественной жизни. Базируясь на общечеловеческих нормах и правилах поведения, этические нормы служебных отношений имеют некоторые отличительные особенности.

     Этике деловых отношений уделяется  в последнее время все большее  внимание. Это выражается в увеличении объема обучающих программ в системе  вузовской и послевузовской подготовки по соответствующим дисциплинам (например, «этика и деловой этикет», «этика бизнеса», «этика и этикет деловых  отношений» и др.). Курсы изучения основ общей этики поведения  вводятся также в некоторые школьные программы, в систему среднего специального образования, причем с течением времени  охват учебных заведений подобными  курсами увеличивается.

     Работодатели  уделяют все большее внимание вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала  и его приеме на работу, а также  в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. При этом необходимо подчеркнуть, что понятие «профессиональная роль» включает в себя не только способности к выполнению должностных обязанностей, но и навыки взаимоотношений с внешним окружением (коллегами, руководством, подчиненными, клиентами, партнерами и др.) в процессе реализации зафиксированных для конкретной должности профессиональных задач или функций. Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

     Выполнение  сотрудниками какой-либо организации  норм и правил этики деловых отношений  становится ее «визитной карточкой» и определяет во многих случаях тот  факт, будет ли внешний партнер  или клиент иметь дело с данной организацией в дальнейшем и насколько  эффективно будут строиться их взаимоотношения.

     Использование норм и правил этики деловых отношений  воспринимается окружающими благожелательно  в любом случае, даже если человек  не обладает достаточно отработанными  навыками применения правил этики. Эффект восприятия усиливается многократно, если этичное поведение становится естественным и ненарочитым. Это  происходит тогда, когда правила  этики являются внутренней психологической  потребностью человека, а также отработаны в процессе систематического тренинга. Причем этот тренинг предполагает использование  как специальных обучающих практических занятий в рамках той или иной образовательной программы, так  и любой ситуации, складывающейся в процессе профессиональной деятельности, для отработки навыков этики  взаимоотношений. Например, изучив правила  проведения деловой беседы или телефонных переговоров, можно использовать любую  беседу в качестве тренинга.

     Необходимо  отмстить, что указанный подход следует  распространить не только на сферу  служебных взаимоотношений, но и  использовать соответствующие жизненные  ситуации в отношениях с друзьями, родственниками, случайными собеседниками.

     Еще раз следует подчеркнуть, что  этика включает в себя систему  универсальных и специфических (например, для какой-либо профессиональной деятельности) нравственных требований и норм поведения, т.е. этика деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Естественно, что многие нормы взаимоотношений  в деловой обстановке справедливы  для повседневной жизни, и наоборот, практически все правила межличностных  взаимоотношений находят свое отражение  в служебной этике.

     Вряд  ли можно считать правильным такое  положение, когда один и тот же человек ведет себя принципиально  по-разному в деловой и домашней обстановке. Корректным во взаимоотношениях, внимательным и вежливым с людьми надо быть всегда и везде. Сказанное не исключает, например, определенную твердость и организаторские навыки во взаимоотношениях с близкими, равно как и чуткое отношение к личным проблемам коллег по работе.

     Известна  древняя мудрость: «относись к  другому так, как ты хочешь, чтобы  относились к тебе». Дальнейшее описание норм и правил этики деловых отношений  раскрывает сущность приведенного высказывания, т. е., другими словами, отвечает на вопрос: какого отношения к себе мы хотим?

     Вряд  ли подвергается сомнению тот факт, что отношение окружающих к конкретному  человеку (и наоборот) в процессе профессиональной деятельности является продолжением отношений, складывающихся в общественной жизни в целом. Желательные проявления отношения других к себе в повседневной жизни мы естественным образом переносим и в сферу деловых отношений. Соответственно, окружающие люди ждут от нас знания правил поведения и умения воплощать их на практике.

     Взаимосвязь этики в широком смысле и деловой  этики можно проследить на логической последовательности отдельных проблем  восприятия людьми друг друга. Благоприятная  основа для знакомства, для дальнейших взаимоотношений во многом закладывается в первые моменты встречи. Существенную роль при этом играет внешний облик человека, его соответствие ситуации, что демонстрирует уважительное отношение к другому. Немаловажную роль играет в данном случае такая кажущаяся мелочью деталь, как этика приветствия, рукопожатия и представления человека человеку. Эти начальные нюансы взаимоотношений важны как в повседневной, так и в деловой жизни.

     Для установления приятных и полезных деловых  взаимоотношений необходимо уметь  заинтересовать человека своими четкими  и в то же время образными высказываниями, вниманием к сущности вопроса. Эти  проблемы решаются при отработке  навыков риторики, важных в повседневной жизни и особенно в служебной  обстановке. Эти навыки должны найти  свое воплощение в специальных правилах подготовки и ведения беседы, так  как с необходимостью их применения мы сталкиваемся повсеместно. Достижение результата беседы, причем в уважительной форме, является важным условием как  в бытовой, так и в деловой  обстановке.

     Частным вариантом беседы выступает телефонный разговор. Общие правила этики (такие, как, например, вежливость, внимательность к собеседнику, умение направлять беседу и т.п.) дополняются в данном случае некоторыми специальными, определяемыми спецификой телефонного разговора. Использование этих правил позволит составить положительное мнение о собеседнике вне зависимости от того, какой разговор происходил – личный или деловой.

     Проведение  любых бесед подводит к необходимости  высказывания в адрес своих собеседников критических замечаний или суждений, поскольку нас не всегда устраивают поступки и высказывания нашего окружения. Общая и деловая этика критических  замечаний в чей-либо адрес содержит сходные правила, которые, в свою очередь, основываются на главных нормах этических взаимоотношений.

     Итак, практически все направления  деловой этики имеют правила, применимые этикой поведения в широком смысле. Кроме того, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики. К ним можно отнести уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальную ответственность за их психологическую защищенность и т. п.

Виды  деловых отношений

Деловые отношения

   Деловое общение – это сложный и многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т.е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. 
 Известны «писанные» и «неписанные» нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называются деловым этикетом.  Его основная функция – формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т.е. целесообразность и практичность.  
 Регламентированность делового взаимодействия выражается так же во внимании к речи. Обязательно соблюдение речевого этикета – разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых «формул», позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т.д. (например, «здравствуйте», «будьте добры», «разрешите принести извинения», «счастлив познакомиться с вами»). Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик. 
 Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакты друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.  
 
Презентация устраивается по самым разнообразным поводам: открытие выставки, основание нового банка, фирмы, появление новых товаров, технологий и т.п. 

Информация о работе Этика деловых отношений