Этика деловых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:04, реферат

Описание

В большинстве стран, имеющих богатый опыт делового общения, существует ряд строгих правил этикета, нарушение которых может повредить имиджу делового человека. Сейчас, когда в стране все более утверждается рыночная экономика, часть серьезных бизнесменов вынуждена обратиться к зарубежному опыту делового общения, чтобы не выглядеть нелепо на мировом рынке, предлагая свои товары и услуги.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……....2
Формирование и история этики………………………...……………....3-5
Сущность этики деловых отношений…………………………….…….5-9
Виды деловых отношений……………………………………………..9-12
Основные принципы этики деловых отношений………………..….12-14
Этические проблемы деловых отношений…………………………..14-16
Коммуникативная культура в деловом общении………………...….16-20
Заключение………………………………………………………….…….21
Список используемой литературы…………………………………..…..22

Работа состоит из  1 файл

Проф этика.docx

— 49.40 Кб (Скачать документ)

     Коммуникативная культура в деловом  общении 

     Коммуникативная культура – это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату.

     В основе коммуникативной культуры лежат  общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные  с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность.

     Вежливость  – это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Антипод вежливости – грубость. Грубые взаимоотношения являются не только показателем низкой культуры, но и экономической категорией. Подсчитано, что в результате грубого обхождения работники теряют в производительности труда в среднем около 17%.

     Корректность – умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных. Особенно важно корректное поведение в спорах, в ходе которых осуществляется поиск истины, появляются новые конструктивные идеи, провсряются мнения и убеждения. Однако если спор сопровождается выпадами против оппонентов, он превращается в обычную свару.

     Тактичность также является одной из важных составляющих коммуникативной культуры. Чувство такта – это прежде всего чувство меры, чувство границ в общении, превышение которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение. Бестактными могут быть замечания по поводу внешнего вида или поступка, сочувствие, выраженное в присутствии других по поводу интимной стороны жизни человека и т. д.

     Скромность  в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство.

     Точность  также имеет большое значение для успеха деловых отношений. Без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой форме жизнедеятельности дела вести трудно. Неточность нередко граничит с аморальным поведением – обманом, ложью.

     Предупредительность – это стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобств и неприятностей.

     Высокий уровень коммуникативной культуры определяется наличием у субъекта общения  следующих личностных качеств:

     эмпатия – умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они;

     доброжелательность – уважение, симпатия, умение понимать людей, не одобряя их поступки, готовность поддерживать других;

     аутентичность – способность быть самим собой в контактах с другими людьми;

     конкретность  – умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы;

     инициативность – способность «идти вперед», устанавливать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать;

     непосредственность – умение говорить и действовать напрямую;

     открытость – готовность открывать другим свой внутренний мир и твердая убежденность в том, что это способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность;

     принятие  чувства – умение выражать свои чувства и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других;

     самопознание – исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, готовность принимать от людей любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором самоооценки.

       Человек начинает лучше понимать  других, если познает следующие  аспекты собственной личности:

     • собственные потребности и ценностные ориентации, технику личной работы;

     • свои перцептивные умения, т. е. способность  воспринимать окружающее без субъективных искажений, без проявления стойких  предубеждений в отношении тех  или иных проблем, личностей, социальных групп;

     • готовность воспринимать новое во внешней  среде;

     • свои возможности в понимании  норм и ценностей других социальных групп и других культур;

     • свои чувства и психические состояния  в связи с воздействием факторов внешней среды;

     • свои способы персонализации внешней  среды, т. е. основания и причины, по которым что-то во внешней среде  рассматривается как свое, в отношении  которого проявляется чувство хозяина.

     Повышение уровня коммуникативной культуры должно быть направлено на развитие следующих  социально-психологических умений:

     - психологически верно и ситуативно  обусловленно вступать в общение;

     - поддерживать общение, стимулировать  активность партнера;

     - психологически точно определять  «точку» завершения общения;

     - максимально использовать социально-психологические  характеристики коммуникативной  ситуации, в рамках которой разворачивается  общение;

     - прогнозировать реакции партнеров  на собственные действия;

     - психологически настраиваться на  эмоциональный тон собеседника;

     - овладевать и удерживать инициативу  в общении;

     - провоцировать «желательную реакцию»  партнера по общению;

     - формировать и «управлять» социально-психологическим  настроением партнера по общению;

     - преодолевать психологические барьеры  в общении;

     - снимать излишнее напряжение;

     - психологически и физически «соответствовать»  собеседнику;

     - адекватно ситуации выбирать  жесты, позы, ритм своего поведения;

     - мобилизовываться на достижение  поставленной коммуникативной задачи.

     Не  менее важными составляющими  коммуникативной культуры являются знания, умения и навыки, относящиеся  к речевой деятельности, т. е. культура речи. В речевой деятельности можно  выделить три стороны: содержательную, выразительную и побудительную. Содержательная сторона речи характеризуется богатством, значительностью и доказательностью мыслей. Выразительность речи связана с ее эмоциональной окрашенностью: речь может быть яркой, образной, энергичной или, наоборот, сухой, вялой, тусклой. Побудительная сторона речевой деятельности состоит во влиянии се на мысли, чувства и волю слушателя. От уровня речевой культуры, охватывающей содержательную, выразительную и побудительную стороны, зависит степень восприятия речи слушателями.

     К числу основных показателей культуры речи в деловом общении можно  отнести:

     • словарный состав (исключаются оскорбляющие слух (нецензурные), жаргонные слова, диалектизмы);

     • словарный запас (чем он богаче, тем  ярче, выразительнее, разнообразнее  речь, тем меньше она утомляет слушателей, тем больше впечатляет, запоминается и увлекает);

     • произношение (нормой современного произношения в русском языке является старомосковский  диалект);

     • грамматика (деловая речь требует  соблюдения общих правил грамматики, а также учета некоторых специфических  отличий, в частности, центральное  место в деловой речи должно быть занято существительными, а не глаголами);

     • стилистика (к хорошему стилю речи предъявляются такие требования, как недопустимость лишних слов, правильный порядок слов, отсутствие стандартных, избитых выражений).

     Особенности развития каждой личности, уникальность ее внутреннего мира и деловой  среды позволяет говорить и об уникальности индивидуальной коммуникативной  культуры. Важно помнить, что коммуникативная  культура поддается развитию в процессе социально-психологического обучения.

 

     Заключение 

     Деловое общение – это сложный многоплановый  процесс развития контактов между  людьми в служебной сфере. Его  участники выступают в официальных  статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической  особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые  определяются национальными и культурными  традициями, профессиональными этическими принципами.

     В заключение данной работы можно сделать  краткие выводы:

     1. Этика делового общения – это  учение о проявлении морали  и нравственности в деловом  общении, взаимоотношениях деловых  партнеров. 

     2. Основные принципы деловых отношений  дают конкретному сотруднику  в любой организации этическую  платформу для решений, поступков,  действий, взаимодействий и т.п. 

     3. Принципы этики деловых отношений  служат основанием для выработки  каждым сотрудником любой фирмы  собственной личной этической  системы. 

     4. Культура устной и письменной  речи часто бывает сердцевиной  профессиональной этики. Важными  показателями ее является стиль  общения, функциональная грамотность. 

 

     Список  используемой литературы 

  1.  Лавриненко  В.Н. Психология и этика делового  общения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  2. Шихирев П. Н. Введение в российскую деловую культуру. М., 2000.
  3. Пструшт Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. М., 2000.
  4. Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 2000
  5. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов // Народное образование, М.: 1995.
  6. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.: ИНФРА-М, 1998.
  7. Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997.

Информация о работе Этика деловых отношений