Эстетика как философская наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 23:25, лекция

Описание

Эстетика – это система знаний о наиболее общих свойствах и законах развития прекрасных и безобразных, возвышенных и низменных, трагических и комических явлений действительности и особенностях их отражения в сознании человека. Эстетика есть философская наука, которая связана с решением основного вопроса философии. В эстетике он предстает как вопрос об отношении эстетического сознания к действительности.

Работа состоит из  1 файл

конспект лекций по эстетике.doc

— 486.50 Кб (Скачать документ)

В конкретный момент жизни художник сталкивается с таким явлением, которое особенно привлекает его внимание в соответствии с господствующими в его сознании мыслями и настроениями, вызывает глубокое переживание. Источником такого переживания могут оказаться явление природы, люди, значительное событие общественной жизни, в котором проявляются судьбы людей, их интересы, страсти, стремления, коллизии; рассказ о таком событии, о судьбе человека и т. п.; заказ на создание произведения искусства, полученный художником от частного лица или общественной организации; произведение искусства или науки; внутренние проявления духовного мира самого художника, например воспоминание о прошлом, о пережитом и т. д.

Порожденные восприятием и оценкой такого явления переживания художника вызывают у него стремление, желание выразить их, передать другим людям посредством произведения искусства. Зачастую идейно-тематический замысел выражается в высказываниях самого художника.

Под влиянием возникшего идейно-тематического замысла в сознании художника начинают концентрироваться ранее накопленные и сохраненные в памяти образы и мысли. Однако эти образы разнородны, отрывочны, не связаны друг с другом. В этот период в сознании художника нет еще цельных образов, есть только впечатления от наиболее поразивших его лиц, характеров людей, событий, картин природы и т. д. Чтобы синтезировать эти образы, художнику необходим прообраз, который бы «подсказал» ему структуру или способ связи, соединения накопленных ранее впечатлений. Таким прообразом схемы будущего произведения искусства, который называется структурным образом, могут послужить, отмечают сами художники, различные явления. Зачастую в качестве структурных образов используются композиционные схемы или фигуры, созданные другими художниками.

Найдя соответствующий идее структурный образ, художник мысленно заменяет его «элементы» другими образами, которые сохранились в его памяти и «ожили» в сознании под влиянием идеи. При этом указанная процедура не сводится к механической замене «элементов» структурного образа новыми, а представляет собой их синтез, в процессе которого эти новые образы и структурный образ под влиянием идейного замысла так или иначе видоизменяют друг друга.

Создав в процессе творческого воображения представления об отдельных элементах содержания будущего произведения, художник приступает к синтезу этих представлений в некоторый целостный образ — художественное представление. Исходя из идейно-тематического замысла произведения искусства, художник мысленно комбинирует свои представления об его отдельных элементах, группирует их в соответствии с разработанной ранее композиционной структурой: осуществляется мысленный синтез содержания и формы будущего про- изведения, складывается его целостная модель, художественный замысел. Этот замысел, или представление, художника о задуманном произведении достаточно сложен, и представить его можно лишь теоретически на основе анализа уже созданного произведения искусства.

Любое произведение искусства предстает одновременно и как художественный образ, и как материал, посредством которого существует этот образ. Отсюда следует, что художественный замысел как идеальная модель будущего произведения искусства включает в себя представление художника о том, каким должен быть художественный образ этого произведения, и одновременно представление о материале, который будет носителем этого образа в произведении искусства.

Так, художник, будучи творцом рисующейся в его воображении картины, например сцены из исторического прошлого, представляет себе эту сцену так, как ее мог бы видеть некий наблюдатель или участник, занимающий в ней определенное пространственное положение. Точно так же писатель, задумавший некоторое повествование, мысленно «слышит» его как речь свидетеля и участника события, о котором идет речь, одновременно представляет их внешний облик, обстановку их жизни и т. п.

Художественный замысел есть такой продукт творческого воображения художника, который предполагает мысленное перевоплощение или вживание художника в образы других людей — наблюдателя (повествователя) и участников задуманной картины, сцены, эпизода и т. п. Зачастую это внутреннее перевоплощение оказывается настолько глубоким, что оно может сопровождаться у художника теми же, например, физиологическими эффектами, переживаниями, которые предполагаются у представляемых им персонажей. Однако художественный замысел не сводится только к модели художественного образа будущего произведения. Художник представляет себе этот образ как воплощенный в определенном материале. При этом он мысленно «видит» будущее произведение как гармоничное целое, в котором материал подчинен художественному образу. Тем самым художественный замысел оказывается целостной моделью будущего произведения. У художников, принадлежащих к различным профессиям, художественный замысел проявляется по-разному. Так, у живописца и скульпторам он выступает в форме преимущественно зрительного представления, у писателя — как внутренняя речь, как представление о речи повествователя и персонажей будущего произведения. Следующая, третья стадия процесса творчества связана с воплощением художественного замысла в определенном материале. Это воплощение предстает как преобразование художником материала в соответствии с замыслом и на основе художественных принципов, как процесс придания ему новой формы или организации. В процессе этого преобразования материальные элементы (пятна цвета и т.п.) превращаются в совокупность художественных элементов — изображений предметов, людей, явлений природы и др. Так, художник-живописец, перенеся на заранее подготовленный холст композиционную схему или эскиз будущего произведения, создает (посредством мазков) изображение отдельных персонажей возникающей картины, деталей обстановки, природного пейзажа и т. п., соответствующее отдельным «элементам» художественного замысла. Изображения отдельных фигур, предметов и т. п. художник группирует на основе эскиза, осуществляет синтез содержания и формы возникающего художественного произведения искусства. При этом художник подвергает эскизные изображения некоторым изменениям, чтобы привести их в гармонию друг с другом. Исходя из принципа художественной гармонии, художник оценивает соответствие каждой части образа, которую он создает, другим частям и замыслу в целом, добивается органического соответствия целого и частей. Стадия реализации или воплощения художественного замысла представляет собой зачастую длительный процесс, в котором вдохновение чередуется с трезвой оценкой и пересмотром уже сделанного.

В результате процесса художественного творчества возникает произведение искусства, которое оказывается особой эстетической ценностью для людей.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ (Тема 13)

Признание того, что искусство — это совокупность художественных произведений, приводит к выводу, что простейшей «клеточкой» искусства выступает отдельное художественное произведение. Раскрытие общих свойств (атрибутов) искусства предполагает, следовательно, исследование свойств, присущих любому художественному произведению. А предпосылка этого исследования — выяснение способа существования художественных произведений как особых продуктов художественной деятельности людей, отражающих действительность, жизнь общества и т.д.

В понимании искусства нужно исходить из материалистического решения основного вопроса философии, раскрытия отношения сознания человека к художественному произведению. Любое произведение искусства предстает перед нами как материальный продукт художественного творчества, как вещь или процесс. В тех же случаях, когда произведение искусства неотделимо от процесса творчества, как это имеет место у художников исполнителей и актеров, оно оказывается объективным процессом и предстает как танец, музыка, театральный спектакль и т. д. И именно потому, что произведение искусства есть материальный продукт художественного творчества, его можно воспринимать чувствами — видеть или слышать.

Произведение искусства создано из определенного материала. Однако материал в произведении искусства теряет свое самостоятельное значение. Краски, нанесенные на холст, обработанный скульптором камень, становятся, например, портретом человека, его художественным образом. Звуки в музыке становятся музыкальной мелодией; слова в литературном произведении становятся речью повествователя о воспринятой им жизни, т. е. художественным образом. Тем самым посредством различных материалов существуют художественные образы различных явлений действительности, природы и общества. Произведение искусства по своему строению оказывается неразрывным единством художественного образа и материала.

Но главным в произведении искусства является художественный образ как отражение действительности. В отношении к действительности художественный образ произведения искусства выступает как ее отражение. Например, портрет человека в живописи или скульптуре в отношении к самому человеку выступает как его отражение. Но художественный образ качественно отличается от других форм отражения действительности своими свойствами, содержанием и формой. Для понимания искусства нужно рассмотреть свойства, признаки, природу художественного образа, его качественное отличие от других образов, отражающих действительность, например от зеркального отражения (в воде или зеркале), от механического подражания, воспроизведения явлений действительности.

Художественный образ любого произведения искусства предстает перед нами как изображение действительности. При этом каждый вид искусства изображает не все, а только отдельные стороны действительности, а поэтому ограничен в своих возможностях. Так, живописен красками может изобразить только цвет и форму предметов и явлений, а не присущий им объем, расположение в пространстве и другие свойства. Тем не менее искусство способно отразить самые разнообразные явления природы и общества: в живописной картине (более или менее условно) посредством изображения цвета предметов отражаются сами явления природы и общества, разнообразные предметы с их пространственным расположением, объемами и т. п. То же относится и к другим видам искусства. Таким образом, искусство воспроизводит, или изображает, самые разнообразные внешние проявления жизни людей и явления природы.

Изобразительность есть необходимый, неотъемлемый, но не единственный признак искусства. В художественных произведениях изображаются те стороны действительности, которые позволяют выразить чувства, переживания, представления, в целом духовный мир людей.

Чувства, переживания людей могут быть выражены не только через показ их проявления во внешнем облике персонажей, но и путем изображения, например, природы, какой ее воспринимает человек, находящийся в различном душевном состоянии. Поэтому, например, пейзаж в картине может предстать «мрачным» или «радостным».

Художественный образ произведения искусства есть выразительное изображение действительности. При этом выразительность искусства достигается не копированием действительности, а условным изображением. Одновременно искусство выражает и взгляды, мысли людей о жизни. Но в произведениях искусства мысли людей передаются в основном опосредствованно — через выражение их чувств, их отношения к различным теориям, взглядам. Однако опосредствованное выражение в искусстве мыслей, знаний о мире нисколько не умаляет роли искусства в формировании мировоззрения людей.

Благодаря выразительности искусства мы можем знать о духовном мире людей не только из личного опыта, но и через восприятие художественных произведений. К тому же о чувствах, переживаниях людей различных исторических эпох мы узнаем благодаря общению с искусством прошлого. Конечно, внешнее проявление чувств и воли может быть зафиксировано также в документальных фотоснимках и кинофильмах. Художественные образы произведения искусства качественно отличаются от подобного отражения действительности. Ведь изображение человека, например, на документальном фотоснимке выражает зачастую случайные чувства, настроения и т. д.

Искусство выражает типичные чувства, настроения людей, сходные у представителей различных групп и классов. общества. При этом в них выделяется характерное — такие чувства и черты воли, которые являются устойчивыми, составляющими характер человека. В реалистическом искусстве важно выражение индивидуальных характеров и психологии данных типов в индивидуальных обстоятельствах.

В произведении искусства художник выражает не только общественную психологию, но и свои чувства, идеалы, передает свое «видение» мира. Это выражение отношения художника к действительности также является одним из свойств искусства.

Важную роль в произведении искусства играет выражение эстетического сознания художника, его эстетических представлений и идеалов. Эстетический идеал художника — это представление о том, каким должен быть прекрасный и возвышенный человек, какими чувствами, чертами характера и внешним обликом должен обладать представитель определенной социальной группы, класса, профессии и т. д.

В соответствии со своими эстетическими идеалами художники наделяют персонажей произведения искусства идеальными или типичными чертами характеров (как положительными, так и отрицательными). В художественных произведениях положительные персонажи выступают как «герои». Наличие положительных персонажей («героев») есть один из признаков прогрессивного искусства. Для периодов упадка в искусстве, например маньеризма или модернизма, характерна дегероизация, отход от изображения человека как прекрасного и возвышенного.

Исторические направления в искусстве различаются по выраженным эстетическим представлениям художников о действительности, в том числе по различным идеалам прекрасного и возвышенного человека, а также идеализацией или типизацией. Так, идеализация человека и природы проявляется в средневековом искусстве, искусстве Возрождения, барокко, рококо, классицизма и романтизма, а типизация — в критическом реализме.

Таким образом, историческое развитие социальных чувств, различных сторон общественной психологии и идеологии классов, а также изменение отношения художника к действительности — все это нашло свое выражение в искусстве.

В одном произведении художник не в состоянии отразить все разнообразие жизни и выразить все стороны духовного мира людей. Поэтому каждое произведение искусства имеет определенную тему. По выраженным чувствам можно выделить темы, передающие, например, патриотизм, любовь, страдание и т. д. По выраженному эстетическому отношению художника к действительности произведения искусства можно разделить и на большие жанры, например трагедия и комедия.

Информация о работе Эстетика как философская наука