Эстетика как философская наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 23:25, лекция

Описание

Эстетика – это система знаний о наиболее общих свойствах и законах развития прекрасных и безобразных, возвышенных и низменных, трагических и комических явлений действительности и особенностях их отражения в сознании человека. Эстетика есть философская наука, которая связана с решением основного вопроса философии. В эстетике он предстает как вопрос об отношении эстетического сознания к действительности.

Работа состоит из  1 файл

конспект лекций по эстетике.doc

— 486.50 Кб (Скачать документ)

Художники той или иной эпохи создают произведения искусства, которые обладают сходными признаками, свойствами как в содержании художественных образов, так и в художественной форме и гармонии произведений искусства. Совокупность художественных произведений, созданных в определенный исторический период развития общества в соответствии с определенным методом художественного творчества, составляет эпоху или направление в искусстве, где в свою очередь выделяются различные стили, школы и жанры. Например, в искусстве барокко различают парадное, драматическое и реалистическое барокко; в искусстве рококо — галантное, рококо и сентиментализм; в классицизме — ампир и салонный классицизм и т. д.

История искусства свидетельствует о многообразии эпох и направлений в его развитии. Каждая эпоха, направление в развитии искусства качественно отличаются от других рядом признаков, специфическим проявлением общих свойств. При этом каждому новому направлению в искусстве соответствует свой метод художественного творчества. Такими основными эпохами и направлениями в историческом развитии искусства являются: первобытное, античное и средневековое искусство, искусство Возрождения (с его направлениями — кватроченто, чинквеченто и маньеризмом), барокко, рококо, классицизм, романтизм, критический реализм. В конце XIX — начале ХХ в. сложился период в развитии искусства, получивший название «стиль модерн» (т. е. современный), к которому относят ряд направлений: символизм, импрессионизм и декоративизм.

Эпохи и направления в историческом развитии искусства отличаются друг от друга теми чувствами, эстетическими представлениями и идеалами, которые выражены в художественных произведениях. Анализ истории искусства; например, живописи, скульптуры и литературы свидетельствует об этом качественном отличии эпох и направлений, в его развитии.

Историческое развитие искусства предстает как естественноисторический процесс возникновения, развития и смены различных эпох и направлений в искусстве. Этот процесс подчиняется действию объективных законов развития искусства, в связи с чем искусство в любой стране более или менее последователь но, рано или поздно проходит отмеченные основные этапы в своем развитии.

С изменением общественного бытия более или менее быстро изменяются и общественное сознание, идеология и общественная психология, в том числе сознание художников. А с изменением сознания художников складывается, формируется, новый метод художественного творчества — новые принципы творчества, новые эстетические идеалы. На этой основе возникает, формируется и развивается новое направление в искусстве. Развитие искусства носит объективный характер, не зависит от субъективных пожеланий людей, в том числе художников. Люди способны или затормозить закономерное развитие искусства, или содействовать его прогрессивному развитию.

Возникновение новых направлений в искусстве начинается с изменения содержания художественных образов, идейной направленности искусства, что, необходимо приводит и к новой художественной форме. Это изменение художественной формы в соответствии с изменением содержания художественных образов произведений искусства также проявление закономерного развития искусства. Но конечной причиной возникновения его новых видов и направлений выступают общественное бытие, материальные условия жизни и деятельности людей. К условиям творчества художников, влияющих на развитие искусства, относятся создаваемые в ходе научно-технического прогресса новые технические средства художественного выражения.

Таким образом, изменение общественного бытия, прежде всего экономического базиса общества, в конечном счете определяет развитие и искусства. Следует учесть, что историческое развитие искусства отнюдь не означает полного исчезновения созданного в прошлом искусства (исчезают малохудожественные произведения и произведения, выражающие интересы реакционных групп и классов общества). Искусство, созданное в прошлом, как и современное искусство, существует и воздействует на людей. Конечно, не все художественные произведения, созданные в прошлом, доживают до наших дней, многие произведения искусства гибнут, разрушаются, уничтожаются (особенно в периоды войн).

В своем историческом развитии искусство постоянно пополняется новыми художественными произведениями, видами и направлениями. Это одновременное существование различных видов, направлений (эпох) искусства обусловлено общественной потребностью — все прогрессивное искусство необходимо для развития общества, ибо оно является одним из важных средств его саморазвития. Каждое новое поколение людей обновляет и пополняет свой духовный мир — чувства, интересы, представлениями о мире и т. п. При этом, конечно, наиболее близким является для людей современное им искусство.

Для формирования всесторонне развитого человека важны все виды и направления в искусстве, которые выражают и формируют различные стороны его духовного мира.

Следует учесть, что искусство, сохранясь в обществе, становится составной частью его культуры, которая в свою очередь может обратно воздействовать на самые различные стороны жизни общества. Для понимания относительной самостоятельности в развитии искусства важно учесть, что художники составляют часть публики. Воздействие искусства на художников порождает преемственность в развитии искусства. Эта преемственность проявляется в сохранении традиций, которые постоянно сочетаются с новаторством, возникновением новых принципов, средств, способов создания произведений искусства, необходимых для выражения новых чувств, нового духовного мира людей. Это выражение в искусстве нового, более сложного духовного мира людей, достигаемого отражением новых сторон действительности, порождает постоянный прогресс искусства, его восходящее развитие, которое не отрицает художественной ценности произведений искусства, созданных в прошлом.

Этот прогресс проявляется разнообразно: в возникновении новых видов, направлений, стилей, школ, жанров искусства, в новых темах, «героях», в выражении более сложного духовного мира людей, порожденного новыми производственными отношениями, а тем самым в изменении содержания и формы художественных образов, в развитии «языка» искусства и т. д. Прогресс в искусстве связан не только с выражением прогрессивных общественных идей, взглядов на общество, но и с художественным отражением реакционных периодов в его развитии, с осуждением присущих ему интересов, взглядов, поступков.

Процесс развития искусства не является прямолинейным, в нем имеются и периоды упадка, которые, как правило, относительны и временны и которые необходимо сменяются прогрессивным развитием. При этом, возникновение новых направлений искусства не механически следует за изменением общественного бытия.

Неравномерность развития искусства проявляется в неодновременности возникновения его аналогичных видов и направлений в различных странах и в том, что в период одного общественного строя могут возникать и существовать различные его направления. В силу объективных обстоятельств те или иные страны в тот или иной исторический период находятся на различном уровне общественного развития, что обусловливает неравномерное формирование и общественного сознания, а тем самым и искусства. Важную роль играет преемственность в развитии общественного сознания и, искусства. К тому же на различных этапах развития общественно-экономических формаций общественное сознание не одинаково, оно изменяется. И наконец, распространение художественных произведений приводит к тому, что новое направление искусства, возникшее в одной стране, воздействует на художников других стран.

И хотя развитие искусства, его расцвет или упадок не всегда соответствуют степени экономического развития общества, оно всегда обусловлено обществом, которое его породило.

СУЩНОСТЬ И ПРИРОДА

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА (Тема 12)

Исследованием художественного творчества занимаются различные науки: искусствоведение, социология, психология, физиология, кибернетика и другие. Опираясь на них, эстетика создает общую теорию художественного творчества, в которую входит учение о художнике как творце искусства, о субъективных и объективных предпосылках художественного творчества, о мировоззрении и мироощущении художника, о методе художественного творчества, о месте художника в обществе и т.д.

Важнейшей частью теории художественного творчества является описание процесса создания произведения искусства. Процесс художественного творчества осуществляет художник (живописец, скульптор, писатель, музыкант, актер и т.п.), т.е. человек, профессионально занимающийся созданием произведений искусства и обладающий необходимыми для этого субъективными качествами. К ним относятся: способность к творческому воображению, к мысленному преобразованию накопленного жизненного материала – восприятий и представлений о действительности – в новые образы, в художественные представления; острая наблюдательность и память, сохраняющая в сознании художника результаты его наблюдений; глубокое понимание внутренней жизни человека и знание особенностей ее внешнего проявления. Способность к творчеству предполагает также всестороннее обдумывание и отбор художником жизненного материала, осознание того, что он хочет изобразить и выразить в произведении искусства.

Важнейшей чертой художника является также способность к эстетической оценке произведений искусства, или художественный вкус, который дисциплинирует творческое воображение и является необходимым субъективным условием создания высокохудожественного произведения.

Художественное творчество предполагает наличие таланта, т. е. совокупность особых, профессионально направленных способностей художника к практическому воплощению продуктов его творческого воображения – художественных представлений — в соответствующем материале, например в красках, словах, звуках и т. п.

Художественный талант основан на специфических задатках, или природном даровании, к определенному виду творчества (например, талант живописца, скульптора, писателя и т. п.), но для своей реализации он требует знания жизни, научного мировоззрения, высокого мастерства, художественных навыков и умений, которые совершенствуются в процессе профессионального обучения и художественной практики.

И наконец, условием продуктивной деятельности творческого воображения и практического воплощения его результатов является способность художника к вдохновению, т. е. к особому напряжению всех его духовных и физических сил, к полной поглощенности творчеством, к творческому подъему.

Но художник, обладающий гением, талантом, мастерством, не изолирован от общества, в котором он живет. Он включен в определенную социальную среду, является членом той или иной социальной группы. А общество, его страты с их социальными интересами оказывают всестороннее влияние на художника, на его духовный мир, чувства и мысли, мировоззрение и мироощущение.

Мировоззрение художника представляет собой совокупность философских, политических, правовых, нравственных, эстетических и художественных взглядов, представлений и идеалов, которые определяют цели творческой деятельности. Особую роль в творчестве художника играют его эстетические взгляды, принципы и идеалы, в целом эстетическое сознание. Так, принцип подражания природе, принцип типизации, идеализации и другие служат раскрытию отношения художника к действительности как к объекту художественного изображения, пониманию путей, способов создания выразительного изображения.

Существенное влияние на весь процесс творчества оказывает и мироощущение художника, обусловленное как индивидуальными обстоятельствами его жизни, особенностями характера, так и общественной психологией и идеологией социальных групп, выразителем интересов которых он является. Это мироощущение может быть жизнерадостным, бодрым, оптимистичным, но оно может быть подавленным, пессимистичным.

Субъективные качества художника проявляются в процессе творчества, в конкретном акте создания произведения искусства, который включает в себя духовную и практическую его деятельность. Духовная деятельность художника включает в себя, прежде всего, познание действительности. Предметом этого познания выступает все то в действительности, что вызывает у художника эстетическое отношение. В связи с определенной профессиональной принадлежностью художник «специализируется» преимущественно на познании, изучении таких явлений природы и общества, которые лучше всего могут быть отображены именно этими, а не иными материальными средствами.

Живописец, например, изучает, прежде всего, то, что может быть воссоздано посредством цвета красок. Поэтому важнейшей чертой таланта живописца является развитое чувство цвета, способность воспринимать тонкие оттенки цветовых тонов и воспроизводить их.

Предметом изучения писателя выступает, например, все то в жизни, что может быть воссоздано посредством слова.

Духовная деятельность художника в процессе творчества немыслима без художественного воображения, «материалом» которого являются чувственные образы — восприятия и представления, накопленные художником в процессе познания жизни и сохраненные памятью. В процессе творческого воображения художник мысленно преобразует этот «материал» и создает художественное произведение.

Одновременно с духовной деятельностью процесс творчества предполагает практическую деятельность художника, направленную на воплощение результатов творческого воображения в определенном материале. Эта деятельность представляет разновидность физического труда, который, как и всякий труд, неосуществим без особых материалов и средств.

Материалом практической деятельности художника может быть вещество природы (краска, камень, металл, дерево и т. п.), имеющиеся в обществе средства коммуникации (слова языка с их значениями), а в тех случаях, когда художником является исполнитель (актер, танцор и т. п.), его материалом оказываются собственные природные данные.

Понимание основных сторон и средств художественного творчества позволяет перейти к характеристике самого процесса создания произведения искусства. Этот процесс включает в себя ряд стадий, или этапов: формирование первоначального замысла и схемы будущего произведения искусства; формирование художественного замысла произведения; воплощение или реализация художественного замысла в материале.

Под влиянием разнообразных объективных и субъективных факторов в сознании художника в тот или иной период его жизни господствуют, выступают на первый план какие-то определенные стороны мировоззрения и мироощущения, например философские или политические, нравственные или религиозные взгляды. Эти доминирующие стороны определяют собой интерес художника к тем или иным явлениям жизни, влияют на характер их оценки и на его чувства, переживания, эмоциональное отношение.

Информация о работе Эстетика как философская наука