Эстетика как философская наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 23:25, лекция

Описание

Эстетика – это система знаний о наиболее общих свойствах и законах развития прекрасных и безобразных, возвышенных и низменных, трагических и комических явлений действительности и особенностях их отражения в сознании человека. Эстетика есть философская наука, которая связана с решением основного вопроса философии. В эстетике он предстает как вопрос об отношении эстетического сознания к действительности.

Работа состоит из  1 файл

конспект лекций по эстетике.doc

— 486.50 Кб (Скачать документ)

3. Эстетическая деятельность и ее виды. Любой человек в современном обществе обладает определенным уровнем эстетического сознания (например, развитым или неразвитым), способностью к эстетической оценке явлений действительности, т. е. эстетическим вкусом, и т. п. Поэтому человек трудится, действует и оценивает результаты своей деятельности во многих областях жизни также и в соответствии со своим эстетическим сознанием, например, эстетическими представлениями о совершенстве продуктов своей деятельности и т. д.

Существуют виды деятельности людей, в которых они сознательно руководствуются своими эстетическими взглядами, представлениями, идеалами и вкусами и ставят своей целью создание эстетических ценностей. Целесообразная деятельность людей по созданию эстетических ценностей, по формированию прекрасного человека называется эстетической. Эта деятельность есть процесс преобразования природы и общества «по законам красоты».

В соответствии с тем, на что направлена эстетическая деятельность, что является ее предметом, выделяют следующие основные ее виды: эстетическое преобразование окружающей человека предметной среды; формирование прекрасного человека; создание художественных произведений.

Характеризуя деятельность по эстетическому преобразованию окружающей человека предметной среды, следует прежде всего остановиться на эстетической деятельности в сфере производства, направленной на создание таких продуктов, которые предназначены одновременно для удовлетворения материальных и духовных, эстетических потребностей людей — красивых орудий труда и предметов быта, а также на эстетическую организацию производства и быта. Первоначально эта деятельность возникает в сфере ремесленного производства.

Развитие научно-технической революции приводит в ХХ в. к возникновению нового вида эстетической деятельности в сфере промышленного производства — к художественному конструированию, или дизайну. Художественно- промышленное конструирование в условиях развитого социализма и строительства коммунизма является важным фактором технического прогресса.

Эстетическую деятельность в сфере промышленного производства осуществляет художник-конструктор (дизайнер), сочетающий в себе одновременно знания инженера-конструктора и проектировщика, а также способности художника. В этой деятельности он основывается, с одной стороны, на учете данных эргономики, бионики, кибернетики, инженерной психологии и т. п., а с другой — на практике художественного творчества.

Продуктом художественного конструирования, или дизайна, выступают изделия, предназначенные для материального потребления в сфере производства или быта и одновременно для удовлетворения духовной потребности в эстетическом наслаждении, — промышленное искусство.

К дизайну относится также деятельность по созданию: целесообразно и гармонично организованной промышленной и бытовой среды, способствующей высокоэффективному труду и отдыху людей, всестороннему и гармоническому развитию личности.

Наряду с дизайном развиваются также различные виды художественно-прикладной деятельности, направленные на эстетическое формирование окружающей человека природной среды, например художественное оформление садов и парков букетов и т. п.

Объектом эстетической деятельности людей выступают не только продукты промышленного производства, окружающая человека производственная, бытовая и природная среда, но и сам человек. Человек становится объектом эстетической деятельности, направленной на его совершенствование как высоконравственной художественно развитой личности. Совершенствованию красоты внешнего облика, строения тела человека способствуют физическая культура и спорт.

На сохранение и совершенствование красоты внешнего облика человека направлена деятельность в области декоративной косметики, моделирования прически, одежды и т.п. Еще в древности сложились такие виды деятельности, которые были направлены на эстетическое совершенствование речи людей (риторика), а также различные виды художественного воспитания.

Красота человека связана не только с его внешним обликом, но и с богатством его духовного мира, с подлинно человеческими чувствами и мыслями, волевыми качествами, характером и т.д. Поэтому деятельность, направленная на совершенствование и формирование внешней красоты, сочетается в обществе с воспитанием духовного мира в соответствии с идеалом прекрасного человека. Этой цели подчинены такие виды эстетической деятельности, как художественное творчество и эстетическое воспитание.

4. Эстетические явления и основные категории эстетики. На основе познания эстетических явлений действительности были выработаны наиболее общие понятия, или категории, эстетики. В категориях эстетики отражаются общие свойства, присущие различным видам эстетических явлений. Поэтому для выяснения природы эстетического нужно рассмотреть содержание основных категорий эстетики.

Любой материальный объект есть единство явления и сущности, качества и количества, свойств, элементов и структуры и т. д. Но лишь при наличии определенных свойств, содержания и формы предмет является красивым.

Красивый предмет, созданный человеком, есть вещество природы, преобразованное им в соответствии с целью и под влиянием эстетического чувства, знания законов красоты и мастерства. В процессе творчества человек придает веществу природы новую форму, в связи с чем созданный предмет с присущими ему естественными свойствами становится полезным, целесообразным, т. е. ценностью, способной удовлетворять различные материальные или духовные потребности людей.

Эстетическая ценность созданных человеком предметов — это свойство вещества природы, преобразованного человеком, удовлетворять эстетические потребности людей. Предмет, обладающий эстетической ценностью, является красивым. Красота любого предмета выражает эстетическое отношение человека к действительности, его эстетическое восприятие и представление. Отсюда следует, что красота созданных человеком предметов есть такое объективное, в котором материальными средствами выражено субъективное — эстетическое представление о совершенстве предмета, о соответствии его формы содержанию и назначению.

Но красота предметов как выражение эстетического отношения человека к действительности существует только при определенном оформлении вещества природы. Красота предметов, созданных человеком, связана с пропорцией, симметрией, ритмом элементов, гармонией.

Однако эстетическое отношение человека к явлениям действительности как к прекрасным, возвышенным и т. д. зачастую нарушается. Эстетическая потребность и эстетическое восприятие возникают при определенных условиях. При наличии объективных и субъективных условий проявляется эстетическая потребность в красоте и человек получает способность ее воспринимать.

Анализ красоты различных эстетических объектов заставляет задуматься над вопросом, каковы, собственно говоря, ее объективные основы и предпосылки? Бесспорно, что и до человека существовали материальные, например физические, и другие свойства явлений природы, их содержание и форма, в том числе симметрия, пропорциональность и т. д. Однако только с появлением человека сознательно создаются красивые предметы, возникают эстетически, ценности.

Красивы те природные явления, которые благодаря своей форме, свойствам выступают эстетически полезными, целесообразными для человека, способными удовлетворить его эстетические потребности, хотя сами они и не являются результатом деятельности людей, а представляют собой продукт стихийной «творческой», силы самой природы. Красивы многие природные явления: горы, море, лес, звездное небо и т. д., когда они свидетельствуют о могуществе природы, ее стихийной силе, способной создавать явления, которые сходны с красотой продуктов человеческой деятельности, в том числе художественными произведениями.

Понимание красоты позволяет объяснить и некрасивое. Созданные человеком красивые предметы, например разнообразные орудия труда, предметы быта и т. д., могут потерять эстетическую ценность, а поэтому становятся некрасивыми. Мебель, одежда, автомашины и т. д., которые недавно были красивыми и сохранили еще способность удовлетворять материальные потребности людей, зачастую перестают удовлетворять их эстетические потребности.

Появление предметов с новыми пропорциями, симметрией, ритмом элементов, соответствующими новому содержанию, изменяет эстетическое чувство и потребности. Некоторые предметы, устаревая, теряют свою эстетическую ценность, становятся некрасивыми. Но может быть и наоборот: потеряв, утилитарную ценность, они сохраняют эстетическую.

Красота продуктов ремесленного и промышленного производства возникает, во-первых, в результате изменения вещества природы, придания ему пропорциональной, симметричной и ритмичной выразительной формы и цвета, которые гармонично связаны с их полезностью, целесообразностью для человека. Издревле люди наделяли такой формой множество орудий труда, оружие и предметы быта. В настоящее время такой формой обладают продукты промышленного производства, произведения дизайна: интерьеры производственных помещений, разнообразные машины, механизмы, бытовые товары, пище- вые продукты с их упаковкой, реклама и т. п.

Цель художественного конструирования — создание предметов, удовлетворяющих не только материальные, но и духовные потребности человека. Все предметы должны быть гармонически связаны с человеком, должны быть средством формирования и развития его эстетических вкусов и интересов.

Во-вторых, красота вещей создается украшением их поверхности орнаментом, художественными изображениями, фактурой, цветовыми сочетаниями, гармонирующими с их назначением, целесообразностью, полезностью. Это — прикладное искусство. Оно предназначено для украшения человека и его жилища (разнообразные ткани для одежды, для штор, обои, мебель, лампы, люстры, посуда, вазы и т, п.).

В отличие от стандартизированных продуктов дизайна (готовая одежда, обувь, автомашины, разнообразные бытовые приборы и т. п.) произведения прикладного искусства придают изделиям индивидуальный характер посредством вариаций стандартов (например, в орнаменте тканей, посуды, цвете изделий из керамики).

В-третьих, создаются декоративные вещи, специально предназначенные только для украшения человека и интерьера помещений, не имеющие утилитарной целеообразности, полезности, обладающие только эстетической ценностью, красотой, в которой сочетается красота формы предметов (как в продуктах дизайна) с красотой украшенной поверхности (как в прикладном искусстве). К ним относятся ювелирные изделия, декоративные изделия, сувениры и т. д.

К декоративно-прикладному искусству примыкает продукция народных художественных промыслов (лаковая миниатюра, роспись по дереву, вышивка, кружева, чеканка по металлу, янтарные украшения и т. п.).

Исследованием красоты созданных человеком предметов (орудий труда, предметов быта и т. д.) занимается теория декоративно-прикладного, а также теория промышленного искусства (техническая эстетика).

Эстетической ценностью является сам человек, его деятельность. Рассматривая этот вопрос, следует выяснить объективное содержание категорий «прекрасное» и «безобразное», «возвышенное» и «низменное», «трагическое» и «комическое» в отношении к человеку. В обществе встречаются люди прекрасные и безобразные, возвышенные. и низменные; их действия и поступки, события их жизни могут быть трагическими и комическими.

Прекрасное в человеке формируется и развивается в практической деятельности. В процессе разнообразной практики развивается сознание, духовный мир человека и его внешнее проявление в эмоциях, поступках и поведении в обществе, формируется также эстетическое отношение человека к другим людям.

Красота человека выступает особой эстетической ценностью. Например, красота человеческого тела связана с разнообразным проявлением общей для людей пропорциональности формы и пластики движений; красота гoлоса — с его тональностью, тембром и т. д. Но прекрасный — это не только внешне красивый человек. Прекрасным является человек, который проявляет все богатство человеческой души во имя людей, общества. Внешняя красота человека относительна и изменчива, но прекрасное в человеке всегда связано с проявлением богатства его духовного мира, с его способностью «красиво» трудиться. В противоположность прекрасному безобразное в человеке есть проявление в основном низменных качеств его характера.

Действия, поступки людей могут быть возвышенными и низменными, трагическими и комическими. Поступки возвышенного человека свидетельствуют о большой воле, стремлении освободить общество от всего безобразного, от угнетения, а также о глубоком понимании интересов народа. Возвышенными являются люди, отдающие свои силы и способности борьбе за социальное освобождение, национальную независимость, за развитие науки и искусства на благо общества, за воплощение в жизнь передовых, в том числе эстетических, идеалов. В героических образах искусство воплощает идеал возвышенного человека.

В категории «комическое» отражается несоответствие действий, поступков людей, групп и классов общества, в которых выражаются их чувства и мысли, новым историческим условиям, отражаются противоречия общественной жизни. Комичны действия и поступки людей, у которых внешнее проявление чувств и мыслей не соответствует жизненным обстоятельствам. Комические явления жизни отражаются в искусстве.

Таким образом, в категориях эстетики отражаются различные эстетические явления и объекты. Особой эстетической ценностью выступает искусство.

ПРИРОДА ИСКУССТВА (Тема 11)

Знание теории искусства позволит глубже воспринимать и понимать художественные произведения, оценивать их и способствовать развитию искусства. Искусство включает в себя огромное количество художественных произведений различных видов (литература, живопись, музыка, киноискусство и т. п.), исторических эпох (античное искусство, искусство эпохи Возрождения и т. д.) и направлений (классицизм, романтизм, реализм и т. д.).

Информация о работе Эстетика как философская наука