Женщина в Аравии: ее статус и роль в семье и в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:40, реферат

Описание

Даже человек, который поверхностно знаком с учением ислама, может отметить практически бесправное положение женщины-мусульманки, ее полную зависимость от мужа. Такое положение дел усугубляется пониманием того, что, по мнению мусульман, Сам Бог считает приемлемым именно такое отношение к ней. Кроме того, незнание истории зарождения ислама и первоначального отношения к женщинам на том этапе, а также неосведомленность о статусе женщины в доисламский период укрепляет данную позицию и позволяет считать, что ислам значительно возвысил женщину по сравнению с тем положением, в котором она находилась до этого.

Работа состоит из  1 файл

I глава.docx

— 46.54 Кб (Скачать документ)

     Развод

     В Коране есть много айатов, которые  имеют отношение к разводу, сура 65 полностью посвящена вопросу  расторжения брака. Суммируя основные положения, представленные в них, мы предлагаем их в следующем порядке.

  • Права на развод:

         2:230, 231: мужу предоставляется право  быть инициатором развода.

  • Отношение к разведенным женщинам:

     66:2-7: после развода дается 3 месяца, испытательный  срок, чтобы проверить: беременна  ли женщина.  Если беременность  женщины подтвердилась, то муж  должен заботиться о ней и  оставить ее в доме до срока  рождения ребенка.

     65:2-7: после рождения ребенка , если  муж согласен, чтобы жена сама  кормила ребенка, то она остается  в его доме определенное время,  если нет, то муж сам находит  кормилицу для ребенка, который  по закону остается у отца. Если женщина родит и они  с мужем решат примириться,  то они имеют право это сделать.

     2:242: этот айат, призывает мужа позаботиться  о справедливом содержании  жены  после развода.

     В этих предписаниях, мы не можем не заметить заботу о женщине и о ребенке. Три месяца испытательного срока  предоставляло право определить отца ребенка, что было необходимо для  деления наследства. Также три  месяца давали возможность мужу пересмотреть свое решение. 

   
  • Право на повторный брак

     2:233: Разведенные женщины могут выходить  замуж, но только после трехмесячного  срока, как было указано выше.

     Много говорится в Коране о правах мужа по отношению к жене - он может развестись с ней или же воспитывать ее, если он будет чем-то недоволен в ней. Но Коран умалчивает о правах женщины. Если она недовольна мужем или же если он несправедлив к ней, она не может защитить себя. Коран утверждает, что женщина создана для мужчины. Единственное упоминание о чувствах женщины дается в айате 4:129. Этот айат советует женщине, если она боится мужа или же недовольна им, прийти с мужем к согласию.

     Имущество женщины

     В Коране есть целый ряд айатов, описывающих  право женщины на наследство от родителей  и своего супруга.

  • Наследство от родителей:

     4:8: “Женщине полагается доля того, что оставляют родители и близкие  родственники”.

     4:12, 4:177: Одна доля мальчика равна  двум долям девочек.

  • Право самостоятельно распоряжаться своим наследством:

     Женщина имеет право сохранять свои средства и не вкладывать их в общее хозяйство  супругов.

     4:5: “И давайте женщинам их приданное  добровольно. Но если они по  собственному желанию откажутся  от части его, то примите  это в пользование свое, как  нечто приятное и благодетельное”.

     Впоследствии  некоторые мужья, используя этот айат, заставляли жен отдавать им их часть.

  • Права вдовы:

     2:241: вдова имеет право на причитающуюся  ей  по закону содержание на  один год из имущества мужа. Она может год оставаться в  доме мужа.

     2:235: вдова имеет право выйти замуж  по истечении срока в четыре  месяца и десять дней.

  • Права разведенной женщины:

         Разведенная женщина может забрать свою часть  имущества.

     2:242: “И для разведенных женщин  также должно быть определено  известное справедливое содержание”.

     4:21: “И если вы желаете взять  одну жену взамен другой, и  вы дали сокровище одной из  них, не берите обратно ничего  из того. Возьмете ли вы его  путем лжи и явного греха”.

     На  основании приведенных мест мы можем  заметить, что женщина имеет права  на имущество и может свободно распоряжаться им. Но и здесь патриархальное превосходство оставило свой след, предоставив мужчине право на наследство, в два раза превышающее  наследство женщины.

     Положение матери

     Коран приписывает глубочайшее уважение и почитание родителей, при этом особо выделяя роль матери (46:16).

    4:37: ”...и  оказывайте заботливость родителям”.

    6:152: ”будьте добросердечны к родителям”.

     17:26-27: “...будьте добры к родителям.  Если один из них доживет  до преклонных лет с тобой,  или оба они, никогда не говорите  им ни слова, выражающего отвратительность  и не упрекайте их, но обращайтесь  к ним с добрым словом”.

     46:16: ”И предписали Мы человеку  оказывать добро родителям его.  Мать его носит его с болью,  и родит его с болью...”

     Затворничество

     Женщина призвана соблюдать целомудрие, не выставлять себя на показ, но пребывать  дома и, выходя в общество, закрываться  свободным верхним покрывалом.

     33:34: “Пребывайте с достоинством в  домах ваших, и не выставляйте  себя напоказ...”

     33:60: “...чтобы они  держали  близко  к себе часть их свободного  покрывала; так лучше, дабы  могли они быть отличены и  не подвергались оскорблению”.

     24:32: “...не открывать свою красоту  естественную и искусственную  кроме того, что подобает показывать”.  Покрывало позволяется открывать  только перед домашними.

       Наказание за прелюбодеяние

     Коран резко осуждает прелюбодеяние, предусматривая наказание при его совершении.

        4:16: а) необходимо иметь четверых  свидетелей, чтобы обвинение в  прелюбодеянии было действительным;

             б) совершившим прелюбодеяние, как мужчине, так и женщине, наказание  сто ударов;

             в) после  наказания  муж может заточить жену в доме до ее смерти.

  • 24:7 Если муж единственный свидетель при обвинении жены в измене, он может призвать в свидетели Аллаха четыре раза. В этом случае, если женщина не виновна, она может защититься, призвав в свидетели Аллаха также четыре раза.
  • 24:5 Ложные обвинители получают по восемьдесят ударов каждый.
 

       Само  повеление  Мухаммада о том, чтобы  при обвинении было четыре свидетеля, говорит о гуманности этого закона и стремлении не допустить наказания  невиновной женщины.

   Идеал женщины в Коране

В суре 66:6 показан  образ идеальной женщины-мусульманки:

“...Жен  покорных, верующих, послушных, кающихся, набожных, соблюдающих пост, как  вдов, так и девственниц.”

Итак, мы видим, что Коран уделяет большое  внимание вопросам брака, семьи и, в  частности, женскому вопросу. Защищены права вдов, разведенных женщин. Женщина имеет свое имущество  и распоряжается им по своему усмотрению. Но создается впечатление, что Коран  больше заботится об имуществе женщины, чем о ее личности. Правила о  разводе, кроме имущественных, составлены в пользу мужа. Хотя Коран призывает  мужчин заботиться о жене, любить ее, но в действительности ставит ее в  такие условия, что положение  женщины зависит от благородства ее мужа.

 

       

       Сунна. Позиция Сунны  в отношении женщины

       В результате арабских завоеваний ислам  из явления чисто этнического  стал всемирным, выйдя за рамки своей  культуры. Арабы столкнулись с  народами, которые по своему развитию стояли выше своих завоевателей,  например,  персами, народами Сирии, Палестины. Другие народы немногим отличались от арабов. Это были разные культуры, традиции, правовые системы. Естественно, Коран, который служил основанием нового законодательства и заключал в себе лишь основные правила и законы, не всегда мог отвечать требованиям  новой социальной действительности.

       Коран оказался недостаточным руководством для повседневной жизни. Возникла необходимость  в толковании, объяснении  и дополнении к Корану.  Так в первом столетии мусульманской эры появляется, второй по важности источник после Корана, Сунна.

       Сунна (араб. “суннат расул Аллах” - “обычай (пример) посланника  Аллаха”, т.е. Мухаммада)23 (Акбаров Х. Вчера и сегодня.Шеффилд,1997.С.55) .применялась для урегулирования взаимоотношений между членами рода, племени, семьи. Она помогала мусульманину  в решении его жизненных, бытовых и семейных вопросов. А также давала образец поведения.

    Сунна имеет форму хадисов - описания поступков (фил)  Мухаммада, его высказываний (каул) и невысказанного одобрения (такрир). Наиболее достоверными считались те высказывания и описания, которые были  переданы (по преданию) потомками, сподвижниками и женами Мухаммада. Так, Айша, самая молодая и любимая жена пророка, сохранила и рассказала 1210 хадисов24. (Иллюстрированная история религий в 2-х т. Т.1. С.373)

       В Сунне освещаются положения, касающиеся семейных устоев мусульман, таких как  брачный возраст, махр25, ритуал женской одежды, хиджаб26.

       Взгляд  Сунны на женщину В Сунне, по сравнению с Кораном, заметно установившееся определенное отношение к женщине. Покорность жены мужу - высший принцип ислама относительно семьи:27

    • Абу Хурайра повествует, что Святой Пророк сказал: ”Когда муж позовет жену на свою постель, и она не придет, и он проводит ночь, рассерженный на нее, ангелы клянут ее всю ночь напролет“.
    • Абу Хурайра повествует, что Святой Пророк сказал: ”Если бы я повелел, чтобы один человек простирался перед другим, я повелел бы жене простираться ниц  перед мужем“.
    • Уме Салама повествует, что Святой Пророк сказал: ”Если женщина умирает, и ее муж был счастлив с ней, она попадет в Рай“.

       Муж, как покровитель жены,  должен ценить ее, заботится о ее одежде и пропитании, а также проявлять  к ней доброе отношение и терпение:

    • Муавия ибн Хейда повествует: ”Я спросил Святого Пророка, каковы права женщины перед ее мужем? Он сказал: ”Питай ее, когда питаешься сам, одевай ее, когда одеваешься сам, не бей ее по лицу, не оскорбляй ее  и не оставляй одну, разве только дома”.
    • Абу Хуйра повествует, что Святой Пророк сказал: ”Наиболее совершенны  в вопросах веры  те, кто лучше относятся к своим женам”.
    • Абдуллах ибн Амир ибн Ас повествует, что Святой Пророк  сказал: “Мир есть ничто иное, как казна, и лучшим в ней является женщина”.
    • Абу Хурайра повествует, что Святой Пророк сказал: “Обращайтесь с женщинами по-доброму.  Женщина была сотворена из ребра, и самая кривая часть ребра она же наиболее выдающаяся. Если вы попытаетесь выпрямить его, вы его сломаете, если оставите в покое   оно пребудет искривленным. Так что обращайтесь с женщинами по-доброму “.

         Духом изречений Мухаммада, обращенных  к женщинам (“Рай ваш у ног  ваших мужей” или “Не имеет  успеха тот народ, во главе  которого стоит женщина,  также  несчастен тот мужчина, который  является рабом своей жены”)28, пронизано все содержание Сунны о семье. (Вагабова М.В. Ислам и семья. М.: Наука, 1980. С.21)

       Шариат. Его отношение  к женщине

       Коран, Сунна и их толкования являются основными  источниками исламского закона шариата. При создании шариата использовались отчеты и законы покоренных или вошедших в сферу исламского влияния народов.

       Шариат (араб. “правильный путь”, букв.: “глубокое знание”) это свод предписаний и юридических норм, определяющих образ жизни мусульман, связанных с мусульманской догматикой и являющихся защитой основ ислама и мусульманского образа жизни29. Он содержит не только юридические, но и нравственные нормы, не разделяя их на мораль и право. (. Щапова Я.Н. Религии мира.М., Просвещение, 1994. С.106)

       Нормы шариата регулируют различные стороны  брачно-семейных отношений как в  религиозном,  так и в юридическом  аспектах. Существуют сборники шариатских постановлений, в том числе и  по семейному и наследственному  праву.

Информация о работе Женщина в Аравии: ее статус и роль в семье и в обществе