Женщина в Аравии: ее статус и роль в семье и в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:40, реферат

Описание

Даже человек, который поверхностно знаком с учением ислама, может отметить практически бесправное положение женщины-мусульманки, ее полную зависимость от мужа. Такое положение дел усугубляется пониманием того, что, по мнению мусульман, Сам Бог считает приемлемым именно такое отношение к ней. Кроме того, незнание истории зарождения ислама и первоначального отношения к женщинам на том этапе, а также неосведомленность о статусе женщины в доисламский период укрепляет данную позицию и позволяет считать, что ислам значительно возвысил женщину по сравнению с тем положением, в котором она находилась до этого.

Работа состоит из  1 файл

I глава.docx

— 46.54 Кб (Скачать документ)

    I глава. Женщина в Аравии:1

      ее статус и  роль в семье  и в обществе.

      Основные документы  ислама, регулирующие  семейные отношения. 
     

Положение женщины-аравитянки в доисламский  период и

  в период раннего  ислама.

     Даже  человек, который поверхностно знаком с учением ислама, может отметить практически бесправное положение  женщины-мусульманки, ее полную зависимость  от мужа. Такое положение дел усугубляется  пониманием того, что, по мнению мусульман, Сам Бог считает приемлемым именно такое отношение к ней. Кроме  того, незнание истории зарождения ислама и первоначального отношения  к женщинам на том этапе, а также  неосведомленность о  статусе  женщины в  доисламский период укрепляет данную позицию и позволяет  считать, что ислам значительно  возвысил женщину  по сравнению с  тем положением, в котором она  находилась до этого. Мы считаем важным в нашей работе обратить внимание на положение женщины в обществе и семье у доисламских арабов в период  так называемой джахилийи, а также в период зарождения ислама.

Период  джахилийи (исторический период до 622 г2.)622 год, год переселения Мухаммада из Мекки, считается датой рождения новой религии - ислама. 

     Существуют  два противоположных мнения относительно статуса и роли женщины в  период джахилийи. В основном мусульманские  и некоторые европейские авторы говорят о том,  что положение  женщин-арабок в данный период было тяжелым и бесправным 3.

     Другие  авторы, и среди них есть ведущие  исламоведы мира, утверждают обратное: именно  ислам способствовал порабощению  женщины,  и процесс закабаления  женщины развертывался постепенно, с утверждением феодальных порядков в Халифате 4. Первое мнение является доминирующим для всех поколений идеологов  ислама, как ортодоксов, так и новаторов. Они считают , что с возникновением  ислама положение аравитянок качественно изменилось в лучшую сторону, поднялась их значимость в семье и в обществе, они стали иметь больше прав, большую защищенность, поднялся их социальный авторитет. Они утверждают, что мусульманские брачно-семейные отношения справедливы и приносят  женщине только благо. Но для защиты своих доводов они используют суры и айаты5 Корана, а также хадисы6 , касающиеся женщин, и ограничиваются абстрактными рассуждениями, притом не подкрепляя их историческими фактами и примерами.

     Приверженцев  второго мнения мало, но на наш взгляд, они более объективно исследуют  данный вопрос, используя исторические документы, свидетельства историков, путешественников, а также  Коран, хадисы и труды средневековых  мусульман-теологов.

     Давайте подробнее рассмотрим некоторые  сведения  о положении и  статусе  женщины в арабском обществе в  данный период.

До возникновения  ислама арабы жили племенным строем. Естественно, и семейные отношения  у арабов носили патриархальный характер, сохраняя и пережитки матриархата. В основе регламентаций семейных отношений лежали принципы родоплеменной  морали7.( М. В. Вагабов “Ислам и женщина” М.: Мысль, 1968. С. 8.) 

По доисламской  арабской литературе, поэзии, где воспевается  женщина, любовь к ней, ее преданность  семье, участие в общественных делах  и т.д, можно судить  о правах, которые имела женщина, о ее свободе, любви и роли в обществе. Хотя у доисламских арабов женщина  не была во всем равноправна мужчине, но она не была собственностью мужа. Она  свободно присутствовала в мужском  обществе, участвовала в военных  походах. Она не носила паранджу, не была ограничена  домом8.( Грюнебаум, Густав Эдмунд фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры: статьи разных лет. М., Наука, 1981)

     Доисламские верования арабских племен были в  значительной степени феминизированы. Большинство племен имело своих  богинь9( Вагабов М.В. Ислам и женщина. М.: Мысль, 1968. С. 8.).  В Коране упоминаются имена четырех богинь почитавшихся арабами до Муххамада: ал-Лат, ал-Узза, Манат и Сува (53:20,21; 71:24). Некоторые бедуинские племена возводили свое происхождение к женщине-прародительнице, имя которой, в свою очередь, стало этнонимом родовой группы, например, хиндиф, бахила, баджила, мархидж и др.10.( Очерки истории Арабской культуры 5-15 в.в. М.:Наука, 1982)

     Необходимо  отметить, что Коран, который является более близким письменным источником к периоду джахилийи, открывает  отрицательные обычаи, которые имели  свое место в доисламский период, - кровосмесительные браки, зарывание в землю новорожденных девочек, кровная месть11. Но ко времени возникновения ислама в хозяйстве древнего араба-кочевника женщина, в основном занятая домашним трудом, становилась все более подчиненной мужу. Общественное положение мужчины возвышалось. Счет родства велся по мужской линии. (11 Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М.:Политиздат, 1990. С.172.)

     Итак, в период джахилийи аравитянка не была во всем равноправна мужчине, но пользовалась свободой общения, участвовала  в общественной жизни своего рода. Семейные отношения регулировались патриархально-родовыми традициями и  родовой моралью, что позволяло  именно мужчине играть главенствующую роль в семье и в обществе.

     Период  раннего ислама ( исторический период с 622 г. до сер. 9 в.)

     Мусульманские идеологи приписывают Мухаммаду  многие, унижающие женщину, традиции, пытаясь утвердить их Божественное происхождение, но забывая при этом, что  эти законы утверждались уже  в период халифата. В мусульманских  преданиях отмечается, что в 635 году, когда мусульмане Медины вступили в  Мекку, они приняли присягу мекканнцев отдельно от мужчин и отдельно - от женщин12. Этот факт говорит о том ,что горожанки-аравитянки в то время могли принимать участие в общественной жизни.( Климович Л.И. Ислам и женщина. М., 1958. С.9.)

     Известный  историк ат-Табари (838-923) приводит предание о том, что халиф Омар l позвал свою жену Уим Кельсум по имени  к столу, за которым сидел гость. Когда же она отказалась, сославшись на то, что она не одета соответствующим образом, то халиф пожалел об этом. “Если бы она согласилась, - сказал он, - то ты, гость, был бы лучше угощаем”13. (Климович Л.И. Ислам и женщина. М., 1958. С.9.)

     И в этом примере мы видим, что женщина  не была рабыней мужчины, она пользовалась почетом и имела право выбора, имела возможность сидеть за столом вместе с мужчинами, имела право  отказать.

В семьях у арабов-кочевников женщина стала занимать более  подчиненное положение. Но она ходила с открытым лицом и принимала  участие в общественной жизни. Современный  исследователь пишет, что “процесс перехода от матриархальной системы  к патриархальной” у арабов шел  давно, но только “в течении ста  лет после хиджры14( Хиджра (араб. - перселение, уход) - переселение пророка Мухаммада из Мекки в Медину в 622. С середины 7 в. начало этого года является точкой отсчета мусульманского летоисчесления, ведущегося и по сей день по лунному календарю.”( Ислам. Словарь атеиста. М.: Политиздат, 1988. С. 237))

     матриархальная  система вообще исчезла”15.

     В первые века ислама доступ женщины  в мечеть не ограничивался, хотя им предписывалось молиться отдельно во избежание соблазна.

     В первое время после смерти Мухаммада  единственным документом права, регулирующим семейную жизнь, был Коран. Он был  окончательно отредактирован только в 653 году, при правлении третьего халифа Усмана. Коран - самый ранний источник ислама и он настолько пространно говорит о затворничестве женщин, об их правах и социальном положении, что можно предположить, что в то время только проходило становление того униженного положения женщины и оно не было таким трагическим, каким стало потом.

     Например, в суре 33:59 говориться: ”О пророк, скажи  твоим женам, дочерям и женщинам верующих, пусть они сближают на себе свои покрывала. Это лучше, чем  их узнают”. Здесь употребляется  слово “аль-хиджаб” - ”покрывало”, “затворничество”, ”затвор”16 - по этому айату мы не можем определить, о какой одежде здесь говорится. Хотя в последствии этот айат будут использовать как призыв Бога закрывать женщинам лицо и тело паранджой и покрывалом.( Ислам. М.:Наука,1986. С .119).

     В суре 24:31 дается повеление женщинам относительно их внешнего вида: ”...пусть  они потупляют свои взоры, и охраняют свои члены, и пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них, пусть набрасывают свои покрывала на разрезы  на груди, пусть не показывают своих украшений, разве только своим мужьям, или своим отцам, или отцам своих мужей...” Далее дается список родственников, которым женщина может показать свои наряды. Некоторые  ориенталисты замечают, что Коран смотрит на женщину глазами ревнивого мужа17( Бартольд В.В. Ислам.Т.6. Спб., 1918. С. 115). В Коране нет и следа каких либо пережитков матриархата и полиандрии; семья в нем всегда патрилокальна.

     Но  необходимо заметить, что эти установления Корана привились не сразу. Мы видим, что в первом столетии законы о  затворничестве не исполнялись строго. Неизвестно делились ли дома арабов на мужские и женские половины до халифа Валида (правил в 743-744 гг.) или  нет. Женщины участвовали в общественной и политической жизни. Например, во время военных действий халифата в Месопотамии “жены и дети воинов, не принимавшие участия в  сражении, оказывали помощь тяжелораненым  бедуинам и добивали оставшихся в  живых иранцев”18.( Колесников А.И. Завоевание Ирана арабами М., 1982.С.95)

     Мы  будем иметь неполное представление  по этому вопросу, если не отметим  положительные изменения, которые  внес ислам в жизнь женщины.

     Коран запрещает убивать своих детей. В суре 17:33 написано: “Не убивайте ваших детей из боязни обеднения: Мы пропитаем их и вас; убивать  их - великий грех!” До возникновения ислама в многодетных бедуинских  семьях арабов бедность вынуждала убивать новорожденных девочек. Родители закапывали их в землю живыми (сура 81:9-10). Почему именно девочек ? Мальчик в семье с кочевым образом жизни, считался кормильцем и помощником, защитником во время войны. Создав свою семью, он оставался для родителей опорой. Девочка же от природы более слаба физически, требует больше внимания - была обузой для семьи. Занималась она только домашним хозяйством. К тому же выходя замуж, она оставляла родной дом.

     Коран осудил отцов, которые недовольны тем, что у них родилась дочь (сура 16:58-60). Арабы считали позором рождение дочери.

     Коран запретил заключение брака между  близкими родственниками (сура 4:23,24). Но было бы ошибкой считать, что брак между родственниками был обычаем  у арабов. М.В. Вагабов в своей  работе ”Ислам и семья“, ссылаясь на Шахрастани,  пишет: ”Арабы времен язычества  считали запрещенными некоторые  деяния, которые впоследствии были объявлены запрещенными в Коране. Они не  женились на матерях, дочерях  и тетках. Самое скверное, что  они совершали, это то, что они  женились на двух сестрах или на жене своего отца. Того, кто так поступал, они называли “дайзаном” (захватчиком  чужого)“19( Вагабов М. В. Ислам и семья. М.: Наука, 1980. С. 9.)

     Полигамия существовала у арабов до ислама. Вожди  племен, родовые старейшины имели  каждый до десяти жен, основное население  имело по одной жене. Коран ограничил  число жен до четырех. Это относительно положительный шаг против разврата богатых, но Коран таким образом  узаконил возможность мужчин жениться на трех-четырех женах и ограничил  возможность жены бороться за право  быть единственной женой.

     Коран и законы шариата ввели юридическое  оформление брака, наделили женщину  личными, гражданскими, имущественными правами (мы поговорим о них позже). Но, к сожалению, в них явно прослеживается преимущество мужчины перед женщиной. Мусульманские теологи оправдывают  это тем, что законы даны с учетом физиологических и психологических  особенностей мужчины и женщины. Мужчина сильнее морально и физически, он более хладнокровен и устойчив, поэтому ему дается право решать спорные вопросы, быть главой семьи  и воспитывать жену. Коран противоречив по отношению к женщине, хотя в  области семейных отношений Коран  освящает господствующее положение  мужчин.  Женщина не является совершенно бесправной, но подчинена мужчине  и зависима от него. В последствии  последователи Мухаммада стали  интерпретировать Коран по своему усмотрению. И это поставило женщину в  зависимое от мужчин и фактически бесправное положение.

Информация о работе Женщина в Аравии: ее статус и роль в семье и в обществе