Античные философы о роли женщины в греческом обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:48, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе будут рассмотрены такие важные вопросы идеи философов античности Древней Греции. Также будет рассмотрено отношение к женщине в античном мире, правовое положении женщин. И проследить как их работы по данному вопросу и точки зрения влияли на реальное положение в обществе их современниц. Для достижения поставленных цели необходимо проанализировать и изучить историческую литературу, касающуюся женского вопроса и работы философов о женщине.

Содержание

Введение
Отношение к женщине в античном мире
Женщина Древней Греции
Правовое положение женщин в Древней Греции
Женщины и философия в античности
Античные философы Древней Греции о положении женщины в обществе
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

заказ 28778 женщина в античной философии.docx

— 72.02 Кб (Скачать документ)

Курсовая работа на тему

Античные философы о роли женщины  в греческом обществе

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

  1. Отношение к женщине в античном мире

  1. Женщина Древней Греции

  1. Правовое положение женщин в Древней Греции

  1. Женщины и философия в античности

  1. Античные философы Древней Греции о положении женщины в обществе

Заключение 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Женский вопрос был всегда актуален, на протяжении очень долгого времени, многих веков. Положение в обществе женщины непрерывно менялось по ходу человеческой истории. Вопрос о женщинах включает в себя целый ряд социальных проблем, включающий в себя проблемы охраны материнства и младенчества, проблемы положения женщины в обществе и семье, путей освобождения женщины от угнетения. Важность положения занимаемого женщиной, множественность культурных и индивидуальных вариантов, сложная структура данного вопроса, неоднозначный путь развития, дают основания говорить об этом вопросе как самостоятельной реальности, которая требует разработки целостного научного подхода для ее решения и исследования.

 Актуальность изучения такой проблемы как положения женщины в обществе обусловлена огромным количествам противоречий , существующих в отношении женского вопроса. Вопрос о положении женщины в обществе вызывает пристальный интерес культурологов , психологов, , философов, социологов. Но именно философия и ведущие философы своего времени выступали в качестве теоретических основателей мировоззренческой точки зрения по вопросу о месте, занимаемом  женщиной в обществе. Цель данной курсовой работы является изучение позиции мировоззрения ведущих философов самых насыщенных и ярких исторических эпох по данному вопросу.

В данной курсовой работе будут рассмотрены такие важные вопросы идеи философов античности Древней Греции. Также будет рассмотрено отношение к женщине в античном мире, правовое положении женщин. И проследить как их работы по данному вопросу и точки зрения влияли на реальное положение в обществе их современниц. Для достижения поставленных цели необходимо проанализировать и изучить историческую литературу, касающуюся женского вопроса и работы философов о женщине.

 

 

  1. ОТНОШЕНИЕ К ЖЕНЩИНЕ В АНТИЧНОМ МИРЕ

 

В античном мире женщины находились под вечной опекой . Местом домашней жизни греческой женщины был гинекей; женщина Рима, пока господствовала первобытная простота нравов, пребывала в атриуме, но, с расширением и увеличением дома, она перешла в заднюю его часть, соответствовавшую гинекею. Римская матрона пользовалась уважением лишь постольку, поскольку государству полезны были её дети (Корнелия — «мать Гракхов»), но все же она никогда не исключалась безусловно из общества, как в Греции, где женщина являлись на обед только к весьма близким, причем садились за стол на особой половине.

В греческом обществе появились  различные категории женщин, назначение которых Демосфен формулировал следующим образом: прелестницы служат для грубых удовольствий, жёны — для поддержания рода и охраны жилищ, а гетеры — для духовных наслаждений. Во времена Перикла роль гетеры не налагала ещё, как позже, общественного клейма. Образцом гетеры была Аспазия Милетская, известная подруга Перикла. Многие из гетер занимали видное место в философских школах древней Греции. Эти школы насчитывали, впрочем, среди своих последователей и таких женщин, которые вели безукоризненно нравственную жизнь и прославлялись не только языческими писателями позднейших времен, но и отцами Церкви. Древнейшими из них были последовательницы Пифагора, о которых историк Филарх написал книгу («Героиды, или Пифагорейские жены»), до нас не дошедшую: Феано, жена Пифагора, и его три дочери, Аригнота, Дамо и Мийя. Книгу Периктионы «О мудрости» (философии) высоко ценил, по словам древних авторов, Аристотель, заимствовавший даже из неё некоторые идеи о свойстве естества и его случайных качествах. После смерти Аристиппа главой киринейской школы была дочь его Арета, прозванная современниками «светочем Эллады»; ей приписывают до 40 трактатов, почти целиком утраченных. Кратет Фиванский, ученик Антисфена, равно известный как философ и как урод, внушил любовь богатой афинской красавице Гиппархии, которая вышла за него замуж и вполне усвоила себе его образ жизни: одетая в рубище, она сопровождала его во всех скитаниях, вела жизнь полную лишений и вместе с ним проповедовала киническую философию. Любимейшей из учениц Платона была Аксиофея; впоследствии она сама учила, развивая учение Платона об идеях, и, кроме того, занималась физикой и естественными науками. Даже лучшие люди древности в своих воззрениях на женщину не возвышались над уровнем своего времени. Сократ отзывался о женщине, как о принадлежащей исключительно дому, в самом ограниченном смысле слова; по его мнению, гражданин всего менее мог говорить со своей женой. Платон высказывает не менее резкие суждения о женщинах, хотя, устанавливая в своей республике общность жен, он допускает равенство занятий и воспитания для обоих полов. По мнению Аристотеля, женщина — это ошибка природы; добродетель её совсем иная, чем добродетель гражданина, и мало чем отличается от той, к которой способен раб. Идеал жены, нарисованный Ксенофонтом, — идеал домостроевский. Лучшим украшением её считалось молчание. Отсюда значение, приобретенное у греков гетерами.

Неоплатоническая школа  выдвинула благородную Гипатию. Были в древней Греции и женщины-врачи, прославившиеся своими научными трудами, главным образом поакушерству. Афинянка Агнодика, переодевшись мужчиной, изучила медицину и добилась отмены закона, запрещавшего женщинам заниматься врачеванием. Знаменитый врач Аэций (V век) приводил целые отрывки из сочинений некоей Аспазии.

 

 

 

 

  1. ЖЕНЩИНА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 

Женщина Древней Греции долгое время служила эталоном красоты  для европейцев. Ее неземной красотой вдохновились скульпторы и художники, запечатлевшие в искусстве образы Афродиты, Афины или Деметры. Статная, стройная, грациозная, с лебединой  шеей, облаченная в струящийся складками  хитон, золотистые кудри в высокой  прическе, украшенные лентами и диадемой. Почти богиня, сошедшая с Олимпа…На самом деле почти рабыня.

Путь гетеры

Проституция в Древней  Греции, хотя и не была узаконена, но общество относилось к ней более  чем лояльно. Проститутки низшего  разряда – рабыни – наполняли  публичные дома Афин, их услуги продавались  за бесценок. Проститутки высшей категории  – умные, образованные женщины, следящие за своей красотой, модно и изысканно  одетые. Они умело использовали косметические  средства – белила и румяна, душились благовониями,  исправляли недостатки фигуры тем, что носили искусственные грудь и бедра, перетягивали талию широким поясом.  Они знали, что благодаря своей красоте и уму могли приобрести почетное положение в обществе. Одной из таких женщин, чье имя сохранилось в истории Древней Греции, была Аспасия. Она устраивала открытые приемы для философов, художников и поэтов, умела вести беседы наряду с учеными мужами. Даже сам Сократ с учениками приходил послушать ее рассуждения. Перикл, известный древнегреческий оратор и полководец, бросил ради красавицы Аспасии свою жену из знатного рода и поселил ее в своем доме.

Жизнь замужней женщины

Несмотря на то, что Греция считается родиной демократии, женщины  в античные времена не обладали там  практически никакими правами. Даже право голосовать гречанки обрели только в 20 веке, поскольку считалось, что женщина слишком безответственна и глупа для таких вопросов.

Установленная в Древней  Греции моногамия особо не улучшила положение женщин. Господин был мужчина. Выходя замуж, женщина просто переходила от одного опекуна к другому. А, овдовев, женщина передавала все права  старшему сыну.

Замуж гречанки выходили, конечно, не по любви и не сами выбирали себе супруга. Большинство вообще не видели будущего мужа до свадьбы. Пятнадцать лет считался нормальный возраст  для замужества девушки, в то время  как мужчине для вступления в  брак должно быть не менее тридцати. Брак налагал обязательства только на одну из сторон. После брака мужчина  не отказывал себе в общении с  любовницами и куртизанками. Он мог  публично отречься от своей жены, и  этого было уже достаточно ему  для развода при условии, что  он готов возместить приданное. Самой  женщине получить развод было очень  сложно, он разрешался только через  судебное постановление, если предоставлялись  свидетельства о скандальных  проступках мужа. При разводе дети оставались с отцом. Ведь дети, по сути, и являлись целью брака (конечно, знатное положение семьи невесты  и материальный достаток тоже играли свою роль). Войны оказались довольно прибыльным делом и мужчины хотели, чтобы завоеванные богатства  переходили к их законным наследникам, а не детям любовниц или гетер, в своем отцовстве которых  можно было усомниться. Чтобы быть уверенным в верности своих жен, греки приставляли за ними присматривать  своих рабынь. Женщине не дозволялось  никуда выходить одной. Даже в редких поездках к родителям женщину  должен был кто-то сопровождать.

Жена для древнегреческого мужчины всего лишь главная из его служанок. И основное ее занятие  – следить за тем как работают рабы и иногда самой принимать  участие в этой работе – готовить пищу, ткать, шить, стирать одежду. Она  воспитывает сыновей до семилетнего  возраста, после чего их у нее  забирают и отдают в закрытую школу. Дочери остаются при ней вплоть до замужества, чтобы она могла подготовить их к роли хозяйки и производительницы. Жена не знает друзей своего мужа, она никогда не принимает участие в пирах, куда ее муж приводит своих любовниц.

Такое низведение в положении  женщины имело для древнегреческого общества печальные последствия  – гомосексуализм стал распространенным явлением не только в греческой литературе, но и в жизни. Разве могло быть столь презренное и приниженное  существо как женщина быть объектом для любви?

Отголоски свободы

В некоторых областях Древней  Греции женщины обладали большей  степенью свободы. Например, в Спарте их воспитание практически не отличалось от воспитания мальчиков, и они обладали правом на имущество. На Лесбосе брак давал женщине возможность вступить в общество на равных правах с мужчиной, женщины могли соперничать с мужчинами в искусстве. Тому подтверждением являлась самая известная жительница Лесбоса поэтесса Сафо. Сафо возглавляла общину девушек, служивших культу Афродиты. Девушки обучались поэзии, музыке и танцам и конечно искусству быть женщиной и искусству любви. В атмосфере непрерывных празднеств девушки постигали суть любви и красоты, воодушевленные волшебством окружающего мира, очаровываясь собственной красотой – красотой женского тела. Несмотря на близкие отношения между девушками, они готовились в кружке Сафо не к безбрачной жизни, а все-таки к замужеству. Да и сама Сафо была замужем. Она готовила вверенных ей девушек к тому, чтобы выполнить свое предназначение, быть женой и матерью, в радости и счастье.

Было суждено произойти  немало исторических событий, войн, политических преобразований, прежде чем женщина  получила равные права с мужчиной. В эллинистический период женщины  уже могли получить образование, могли заниматься ремеслом, медициной, спортом или театром. Равноправию женщин поспособствовало и распространение в Греции христианства, которое давало обеты освобождения женщин и рабов. 

  1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

В Древней Греции женщины не имели гражданских  прав. Их жизнями управляли мужчины: сначала родители, а потом мужья. Женщины не могли ни наследовать  имущество, ни владеть собственностью, ни принимать участие в управлении. Обычно греческие девушки выходили замуж лет в пятнадцать. Браки  заключались по расчету, и часто  жених был намного старше, чем  невеста. Женщины должны были вести  домашнее хозяйство, прясть, ткать и  растить детей.

Система ценностей

Таким образом, общинное устройство античных государств определяло всю  систему ценностей, составлявшую основу морали античного гражданина. Ее составными частями были:

Автономия – жизнь по собственным законам, проявлявшаяся не только в стремлении полисов к независимости, но и в стремлении отдельных граждан жить своим умом.

Автаркия – самообеспеченность, выражавшаяся в стремлении каждой гражданской общины иметь полный комплекс жизнеобеспечивающих профессий и стимулировавшая отдельного гражданина к ориентации на натуральное производство для собственного потребления в своем хозяйстве.

Патриотизм – любовь к своему отечеству, в роли которого выступали не Греция или Италия, а родная гражданская община, поскольку именно она была гарантом благополучия граждан.

Свобода – выражавшаяся в независимости гражданина в его частной жизни и раскованности в суждениях гражданина по поводу общественного блага, поскольку оно было производным от усилий каждого. Это давало ощущение ценности своей личности.

Равенство – ориентация на умеренность в быту, формировавшая привычку соотносить свои интересы с чужими, а чужие со своими, считаться с мнением и интересами коллектива.

Коллективизм – ощущение слитности с коллективом своих сограждан, своего рода братства, поскольку участие в общественной жизни считалось обязательным.

Традиционализм – почитание традиций и их хранителей – предков и богов, что было условием устойчивости гражданской общины.

Уважение к личности – выражавшаяся в ощущении тыла или уверенности в себе и в своих силах, которую давало античному гражданину гарантированное гражданской общиной существование на уровне прожиточного минимума.

Трудолюбие – ориентация на общественно полезный труд, в качестве которого выступала любая деятельность, прямо или косвенно (через личное благо) приносившая пользу коллективу.

Система ценностей задавала определенные рамки творческой энергии  античных людей. В области гуманитарного знания и искусств, обслуживавших духовные и общественные потребности (архитектура, живопись, скульптура, спорт, философия, филология, поэзия и т.п.), греки и римляне достигли больших успехов. Ориентация их культуры на человека и общество в качестве высших ценностей подчиняла ее творцов и их произведения цели создания условий для комфортного бытия. Абсолютную истину они вполне рационально передоверили богам, четко определив себе границы действия. Лишь в теории и то только отдельные философы (буквально: любители мудрости) выходили за эти пределы.

В день бракосочетания обе семьи приносили жертвы богам  и устраивали праздник – каждая семья в своем доме. Отец отрекал  дочь от родительского дома и освобождал от всех уз, чтобы она могла вступить в новую семью. Жених или жрец («вестник») перевозил невесту, одетую в белое платье и с покрывалом, наброшенным на лицо, в новый дом  на колеснице. Процессию сопровождали гимны в честь бога Гименея. Бедняки  довольствовались простой повозкой и не нанимали музыкантов. Невеста  не должна была входить в свое новое  жилище сама: ее переносил через  порог на руках муж в знак того, что она присоединяется к культу и домашним богам повой семьи.

Информация о работе Античные философы о роли женщины в греческом обществе