Античные философы о роли женщины в греческом обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:48, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе будут рассмотрены такие важные вопросы идеи философов античности Древней Греции. Также будет рассмотрено отношение к женщине в античном мире, правовое положении женщин. И проследить как их работы по данному вопросу и точки зрения влияли на реальное положение в обществе их современниц. Для достижения поставленных цели необходимо проанализировать и изучить историческую литературу, касающуюся женского вопроса и работы философов о женщине.

Содержание

Введение
Отношение к женщине в античном мире
Женщина Древней Греции
Правовое положение женщин в Древней Греции
Женщины и философия в античности
Античные философы Древней Греции о положении женщины в обществе
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

заказ 28778 женщина в античной философии.docx

— 72.02 Кб (Скачать документ)

Муж после свадьбы  – становился опекуном жены: без  его согласия она не могла распоряжаться  своим имуществом. Жизнь богатой  замужней женщины в Афинах протекала  в кругу семьи. Ей разрешалось  посещать подруг или приглашать их к себе в гинекей на обед, но этим и ограничивался круг ее общения. У нее почти не было других предлогов, чтобы выйти из дома. Женщинам из бедных семей чаще удавалось покидать свой дом: они делали покупки на рынке  и пополняли запасы воды, что давало возможность ближе познакомиться  с настоящей жизнью.

За день до свадьбы  невеста приносила в жертву богине Артемиде свои игрушки, что символизировало  ее прощание с детством. Потом она  омывалась водой из священного источника, принесенной в специальном сосуде под названием лутрофор. Девушка выходила замуж около 15 лет, но муж ее мог  быть значительно старше.  
Философ Платон считал, что 30-35 лет – самый подходящий возраст для мужчины, чтобы обзаводиться семьей. Мужа для девушки выбирал отец, он же по доброй воле обеспечивал ее приданым - деньгами, недвижимостью или даже землей.

Супруг мог  отослать жену обратно в родительский дом, оставив детей у себя. Для  этого ему достаточно было отречься от нее при свидетелях. Женщине, чтобы  развестись, надо было обратиться к  архонту, чтобы тот официально оформил  развод при условии, что для того имеются веские основания. Развод мог  состояться по требованию третьих лиц  – отца или брата жены. Не всех девушек воспитывали для роли жены. Некоторые из них становились  гетерами — подругами богатых  мужчин. Они вели обеспеченную жизнь  и могли присутствовать на пирах  вместе с мужчинами.

В доме женщина  играла главную роль. Она ведала расходами, вела хозяйство, наблюдала  за рабами и собственными служанками, пряла и ткала, а также заботилась о детях и ухаживала за другими членами семьи, когда те болели.

Женщины в Древней  Греции вели весьма замкнутую жизнь  даже по сравнению с другими древними цивилизациями. Они не принимали  участия в политической жизни  государства, зато обладали правом собственности  на землю и прочее имущество. Их жизнь  во многом контролировалась родственниками-мужчинами: сначала отцом и братьями, затем  мужем и даже сыновьями.

В Древней Греции, мальчики получали образование в  школах, а девочки - дома. На самом  деле, есть свидетельство того, что  женщины всегда обучались дома, за исключением уроков музыки и танцев. Зачастую обучаемые своими мужьями, братьями или отцами, некоторые гречанки становились знаменитыми, благодаря  своему высокому уровню образования. Но это явление не было очень распространенным. Женщины в Древней Греции были нужны в основном для того, чтобы  заботиться о благополучии семей, и  им не позволялось тратить слишком  много времени на образование. Основной идеей было то, что женщинам не было нужно формальное образование, потому что они не соревновались с  мужчинами. Ошибочность этой идеи заключалась  в том, что женщинам необходимо было поддерживать труд мужчин, а без  образования они не были в состоянии  оказывать достаточную поддержку и воспитывать своих детей.  

Женщины Древней Греции всегда были вовлечены в собственную  культуру, включающую в себя семейный очаг и воспитание детей. Но интересен  тот факт, что женщины всегда принимали  участие и в раннем воспитании детей. В соответствии с фактами, в других культурах женщины начали получать образование намного позже, но в Древней Греции различие между мужчинами и женщинами заключалось в том, что для женщин создавалась особая культура, включающая особые религиозные праздники и фестивали, посвященные поклонению женскому духу. На самом деле, музыка была одним из основных аспектов образования среди женщин, и некоторым гречанкам даже удавалось сыграть важную роль в таком развлечении, как древнегреческий театр, где все роли исполнялись мужчинами.  

Кроме того, до Троянской  Войны, женщинам в Греции было позволено  голосовать, но впоследствии они утратили это право, потому что мужчины  считали, что женщины голосовали безответственно. К сожалению, гречанкам  не удавалось отвоевать себе это  право вплоть до 20 века из-за различных  ошибочных политических, культурных и социальных суждений.  

Положение женщин в Спарте было своеобразным. Их не изолировали  от общества, подобно почтенным женщинам во всех других частях Греции. Стремясь к физическому совершенству и  свободе, спартанки во многих аспектах превосходили афинянок и женщин из других древнегреческих городов-государств. В отличие от них, спартанки обладали также широкими юридическими правами, что было большой редкостью в  древних сообществах - они имели  право владеть землей и рабами, а также ссужать других деньгами под процент. Женщины древней Спарты (Лакедемона) представляли собой совершенно особую породу женщин. В отличие от других гречанок, они были спортивны и образованы. В 7 веке до н.э. великий законодатель Ликург реорганизовал политическую и социальную структуру этого древнего города-государства, создав дисциплинированное и сплоченное общество, в котором женщины занимали высокое социальное положение. 

 

Спартанских девочек  воспитывали так же как мальчиков. Уже 2-3-летним девочкам внушалась мысль, что они "должны быть похожи на быструю  лань, а не на ленивую свинью".   
Девочки проходили такое же физическое обучение, как и мальчики; более примечательно то, что мальчики и девочки занимались вместе гимнастикой в обнаженном виде. "Девушки должны были для укрепления тела бегать, бороться, бросать диск, кидать копья, чтобы их будущие дети были крепки телом в самом чреве их здоровой матери, чтобы их развитие было правильно, и чтобы сами матери могли разрешаться от бремени удачно и легко благодаря крепости своего тела... " В наготе девушек не было ничего неприличного. Женщинам не разрешалось проявлять какие-либо эмоции, невыгодные государству. Они могли выражать презрение к трусу, и их хвалили, если это был их сын; но они не могли проявлять свое горе, если их новорожденного ребенка приговаривали к смерти как слабого или если их сыновья были убиты в сражении. 

Бездетная замужняя женщина  не должна была возражать, если государство  приказывало ей проверить, не окажется ли какой-либо другой мужчина более  удачливым, чем ее муж, в произведении на свет новых граждан. Законодательство поощряло рождение детей.

Спартанки обладали гораздо большей свободой, чем  жительницы других областей Древней  Греции, они должны были быть более  воинственными и жесткими, чтобы  уметь защитить свою землю и свой дом. Спартанские женщины, подолгу жившие без мужей, обязаны были защищать семью и дом от врагов. Спартанцы всегда опасались восстания илотов, поэтому от женщин требовалась сила и умение сражаться, что позволило бы отбить подобные атаки. Спартанки умели драться (с оружием или без него) почти так же умело и мужественно как мужчины. Так что не слишком далеки от истины были те, кто называл спартанок амазонками. 

До своего замужества женщины  оставались в родительском доме. Впрочем, в отличие от других греческих  девушек, они жили отнюдь не затворницами. Они обязаны были участвовать в празднествах и торжественных процессиях, в том числе петь и танцевать на них без одежды или в коротком хитоне, в присутствии молодых людей. В Афинах такое было немыслимо. 

Спортивные тренировки не превратили спартанок в некое  подобие современных культуристок. Наоборот, они слыли самыми красивыми женщинами в Греции.  

Девушки в Спарте выходили замуж обычно в 18-25 лет, в то время  как в Афинах - в 14 лет. Приданого, кроме личных вещей, им не давали, чтобы  не дробить семейное имущество. Право  выбора невесты оставалось за женихом (любой спартиат был обязан жениться до 30 лет).  

Переселившись в дом мужа, женщина начинала заниматься домашним хозяйством, но вовсе не ткачеством и прядением, как другие гречанки. Эти занятия в Спарте считались "низкими", рукоделие было уделом рабынь. По преданию, когда одна из спартанок  была схвачена врагами и продана  в рабство, то на вопрос, что она  умеет, ответила: "быть свободной". Когда же в наказание за строптивость хозяин решил заставить ее заниматься трудом, недостойным свободного человека, она покончила с собой со словами: "Ты пожалеешь, что из жадности прикупил такую вещь". 

Сильная и решительная  спартанка рядом с хрупкой  и робкой афинянкой казалась, наверное, существом, лишенным пола. Словно стараясь ни в чем не уступать мужьям, спартанки  и одежду носили, напоминавшую мужскую. Не любили украшения, не пользовались косметикой и духами. Во всей Греции не было женщин крепче и энергичнее их, они всегда держались независимо. Жены афинян слушали и молчали, когда говорили мужчины (известна фраза Софокла: "Молчание украшает женщину"); жены спартанцев, не стесняясь, спрашивали о чем-либо мужчин и метко комментировали происходящее. Спартанские женщины и девушки могли вступать в разговор с посторонними мужчинами, не боясь ничьих нареканий. В классическую эпоху спартанские женщины считались образцами верности и добродетели. Принципы спартанского коллективизма и воспитания личности распространялись на женщин, а это  означало, что в существе женского пола уважали человека и личность. Нравы Спарты были весьма свободными (что осуждалась другими греками), например, измена мужу не считалась  преступлением. Древние спартанцы  считали, что женщина может состояться как личность, только развив мужское начало из своего подсознания. Поэтому занятия единоборством были для женщин такими же естественными, как и для мужчин.  Исторически сложилось так, что спартанские женщины жили отдельно от мужчин, - те постоянно были на войне или в военных лагерях.

Мужчины занимались чем угодно - тренировались, участвовали в трапезах, охотились, - только не проводили время  с семьей. В Спарте семейная жизнь  терпелась, но не приветствовалась. Лишь после 30 лет спартанцы покидали казармы, в которых жили, и получали право  на частную жизнь.

Самая известная  спартанка – легендарная Елена  Прекрасная, которую похитил Парис  и из-за которой якобы разыгралась  десятилетняя Троянская война. Реальное воплощение спартанки - Аталанта, легендарная  женщина-атлет, побеждавшая мужчин. Согласно древнегреческой мифологии, Аталанта была единственной женщиной, которая плавала в Колхиду с Аргонавтами за золотым руном и сражалась вместе с ними против колхидцев. Жившая в четвертом веке до н.э. спартанка Киниска наняла мужчин править своими четверными колесницами, которые дважды победили - на Олимпийских Играх 396 и 392 г. до н.э.

Женщины в Спарте, в отличие от других областей Древней Греции, занимали в обществе высокое положение. Они были не только образованы, но и спортивны. Древние спартанцы считали, что женщина, развив мужское начало из своего подсознания, состоится как личность, чем принесёт большую пользу всему государству. Воспитание личности, ответственной за весь народ, распространилось и на женщин, в Спарте женщина не была существом второго сорта. В ней, несмотря на пол, уважали человека и личность.

 

  1. ЖЕНЩИНЫ И ФИЛОСОФИЯ В АНТИЧНОСТИ

 

 

Очевидно, что стремление к мудрости не является только прерогативой мужчины. И хотя обычно мужчины в поисках метафизических прозрений играли главную роль, но и среди женщин всегда были те, чьим украшением было, по выражению апостола, “не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде”. 

Несомненно, что многие как  интересующиеся античностью, так и  относительно далекие от нее могут легко вспомнить несколько женских имен, которые обычно всплывающих в памяти , когда говорится  о красоте классического искусства. Однако, если  о греческих поэтессах таких как (Сапфо,  Коринна, Праксилла, Телесилла, Миртида, и др.), котороые подчяс вступали в противостояния с известными поэтами и даже иногда побеждавшими их например так беотийская поэтесса Коринна одержала пять побед в поэтических состязаниях с Пиндаром, поэтом, которого античный мир признавал величайшим лириком , или о знаменитых сивиллах более или менее широко известно, то о женщинах , творивших и в философской мысли, женщинах последовательницах какой бы то ни было философии известно значительно меньше.

Начиная с истоков, с ранней греческой философии. Согласно одному из основоположников биографического жанра в античное время Аристоксену, ученику Аристотеля ,  который в молодости учился у пифагорейцев и написал  не дошедшую до нашего времени  биографию Пифагора. Пифагор же свое учение воспринял от Фемистоклеи Дельфийской. 

Не оспаривается факт существования женщин-пифагореек: Тимихи, Хилониды, Кратескилеи, Филтии, Биндако,  и некоторых других. Некоторым из них даже  приписывается создание сочинений (например, Теано). Как говорят исследователи, позднее в псевдопифагорейской литературе Теано, была чрезвычайно популярна и ей приписывалось огромное количество сочинений, нравоучительных высказываний и писем.

Известно также, что в  роли наставниц Сократа выступали  мантинеянка Диотима, которую некоторые из схолиасов древности называли пророчицей и мистериальным  философом, и знаменитая, Аспасия, которая была одна из  образованнейших женщин того времени. Ей  посвятили свои диалоги ( так и озаглавленные “Аспасия”) философы Эсхин и  Антисфен . 

Известной представительницей  киренской школы, одной из сократических школ, была Арета, дочь Аристиппа – который являлся основателя школы. Получив знание философии от отца, она в преподавала философию своему сыну, получившему прозвище Метродидакт (“Обученный матерью”).

Также здесь можно отметить, что в Индии одна из первых более или менее значительных  в истории индийской философии женщин-философов, дочь аристократа -кшатрия (жившая в середине 5 в. до н.э.), специализирующаяся на разработке каверзных вопросов представителям основных религиозно-философских течений того времени,  также обучила своего сына Сабхию, ставшего впоследствии  знаменитым диалектиком. Поэтому не вызывают удивления слова Страбона, который рассказывая об Индии и о ее философах, ссылаясь на Мегасфена, говорит о шраманах: “...у некоторых вместе с мужчинами занимаются философией и женщины...” Известно также , о существовании  Бхадды , женщины, примкнувшей к джайнистам и долгое время побеждавшей в диспутах со знаменитыми авторитетами. Бхадда ходила из деревням и городам и вызывала на диспут желающих. Она втыкала веточку в насыпь и предлагала тому, кто отважится вступить с ней в спор , наступить на веточку. Если в течение недели желающих не находилось, то она перебиралась в другое место.

Однако вернемся к Древней  Греции. Неудивительно появление  женщины-философа среди представителей кинической школы, выступавшей за равенство  женщин с мужчинами.Гиппархии , жене киника Кратета, происходившей из богатой и знатной семьи , но ради любви бросившей все, случалось  вступать  в дискуссии с мужчинамии - философами   и с честью выходить победительницей. Трогательной любви Гиппархии и Кратета известный немецкий писатель 18 векаВиланд посвятил  роман в письмах.

Разумеется, следует помнить, что в античности  наряду с такими , можно сказать , классическими определениями философии как: “философия есть любовь к мудрости, философия есть  наука о сущем как таковом, философия есть наука о божественных и человеческих вещах, философия есть забота о смерти, философия есть уподобление богу в меру человеческих возможностей ,философия есть искусство искусств и наука наук”   существовали и другие . Например, в программу философского образования на некоторых этапах развития философского знания входило и управление государством и управление домашним хозяйством. Именно этому брался научить приходящих к нему знаменитый софист Протагор . И именно эта концепция философии нашла свое отражение у Сократа (сравни также пародирование этой концепции у Аристофана).

Информация о работе Античные философы о роли женщины в греческом обществе