Античные философы о роли женщины в греческом обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:48, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе будут рассмотрены такие важные вопросы идеи философов античности Древней Греции. Также будет рассмотрено отношение к женщине в античном мире, правовое положении женщин. И проследить как их работы по данному вопросу и точки зрения влияли на реальное положение в обществе их современниц. Для достижения поставленных цели необходимо проанализировать и изучить историческую литературу, касающуюся женского вопроса и работы философов о женщине.

Содержание

Введение
Отношение к женщине в античном мире
Женщина Древней Греции
Правовое положение женщин в Древней Греции
Женщины и философия в античности
Античные философы Древней Греции о положении женщины в обществе
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

заказ 28778 женщина в античной философии.docx

— 72.02 Кб (Скачать документ)

Человеческие существа всегда принадлежат к тому или иному  сообществу, таков исходный пункт  мысли Аристотеля. Самое первоначальное, самое необходимое сообщество - это  семья, ойкос. Глава, деспотес, обладает женой, детьми и рабами. Эти отношения являются в разной степени неравными, но, согласно Аристотелю, все они основаны на природе, а это значит, что они справедливы по своей сути и отвечают интересам обеих сторон: дети повинуются своему отцу, рабы - своему хозяину, но это повиновение соответствует их интересам не меньше, чем интересам отца и хозяина, потому что дети нуждаются в том, чтобы их воспитывали, а рабы - чтобы ими руководили.

Следствие понятия природы  в данном случае состоит в том, чтобы замаскировать противоречие между гражданским равенством и  социальным и семейным неравенством.

Для Аристотеля не только город  является порождением природы: ассоциации людей, все разнообразные связи  между людьми также даны природой и соответствуют ее воле. 

Жена тоже повинуется мужу и тоже в собственных интересах. Женщина - существо разумное, как и мужчина - просто, по Аристотелю, она, как правило, обладает менее сильным умом, чем мужчина.

Равенство и свобода могут  развертываться и преобладать только за пределами семьи - в публичном  пространстве города. Равными и свободными являются только граждане, главы семей, которые, выйдя из своих домов, собираются на публичной площади, чтобы обсуждать  общественные дела.

Как мы видим из анализа  мнений ведущих философов того времени, женщина не просто была ущемлена в  своих правах, она имела более  низкий статус и полностью зависимое  положение от мужчины. Но тем не менее  произведения искусства того времени, творцами которого были мужчины наполнены  прекрасными женскими образами, а  мысли великих людей интересными  высказываниями.

Что говорит о двойственном восприятии женщин с одной стороны  как «существо низшего порядка», с другой как объект загадочный, прекрасный, равный мужчинам. Но, тем  не менее, исторические факты утверждают, что положение женщины в эпоху  античности было бесправным, полностью  зависимым от мужчин.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Женский вопрос и положение женщины в обществе тема очень неоднозначная и противоречивая на протяжение многих веков начиная с античности и заканчивая современностью. Почву для развития этого вопроса всегда подготавливали философы и ведущие мыслители своей эпохи. Проанализировав самые значимые из них можно сказать, что общество прогрессирует в своем развитии. Начиная с античности, где в связи с физическим превосходством мужчин и основанном на этом явлении, взглядов на женщину как «иррациональное, низшие существо», находящиеся в подчинении мужчины.

Философы и мыслители  разных направленностей произвели  на свет множество работ по этому  вопросу. Но, тем не менее, положение  женщины в обществе в большей  степени диктовала эпоха: ее приоритетные направления развития, сложившаяся  система власти, религиозная направленность и т. д. При этом следует отметить, что философы внесли немаловажное вклад  в формирование общественного сознания, приоритетных взглядов, стереотипов  своего времени. С всесторонним прогрессом жизнь общества становилась все сложнее, что заставляло многих задуматься о явлении неравенства полов и ущемление прав женщин.

Так как это не только пережиток прошлого, но и «тормоз» социального развития. Со временем общество развивается не только в  науке, общественной мысли, но и немаловажную роль сыграло развитие производства, инфраструктуры, научно-технический  прогресс, который поспособствовал  выходу женщин на рынок труда. Также  развития гуманизма и альтруистических направленностей, сыграло немаловажную роль в этом вопросе.  
Но столь долгое разрешение этого вопроса, которое затянулось на множество столетий, и до сегодняшнего дня имеет некоторые нюансы. Говорит о сложной, противоречивой и неоднозначной природе данного вопроса. Что всегда влекло и повлечет за собой работы и мысли современных философов. 
 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Брюле П. Повседневная жизнь греческих женщин в классическую эпоху. – М., 2005.
  2. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. – М., 1990.
  3. Бузескул В.П. Введение в историю Греции. Обзор источников и очерк разработки греческой истории в XIX и в начале XX в. / Вступ.ст. и общ.ред. проф. Э.Д.Фролова. – СПб., 2005.
  4. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. - СПб., 1995. – (Античная библиотека).
  5. Грант М. Классическая Греция / пер. с англ. В. Федяниной. - М., 1998.
  6. Суриков И.Е. Архаическая и классическая Греция: проблемы истории и источниковедения: учеб.пособ. М., 2007.
  7. Фролов Э.Д. Греция в эпоху поздней классики: общество, личность, власть. - СПб., 2001.
  8. Брюлле, Пьер. Повседневная жизнь древнегреческих женщин в классическую эпоху.  М., 2005. – (Живая история).
  9. История женщин: в 5 т. / под ред. Ж.Дюби и М.Перро. - Т.1.
  10. Nicole Loraux, «Aspasie, l'étrangère, l'intellectuelle», La Grèce au féminin, Belles Lettres, coll. «Histoire», Paris, 2003, p. 133—164,
  11. http://lib.rus.ec/b/289451  бесплатно прочитать Брюлле Повседневная жизнь древнегреческих женщин
  12. http://leonatus.ucoz.ru/publ/15-1-0-15   об амазонках, но со ссылками на античных авторов
  13. http://ru.wikipedia.org/wiki/Арета_Киренская
  14. http://ru.wikipedia.org/wiki/Аспасия
  15. Глускина Л. М. Социальные институты, экономические отношения и правовая практика в Афинах IV в до н. э. по судебным речам демосфеновского корпуса // Демосфен. Речи /Пер. С. И. Радцига. – М., 1994. – Т. 2.
  16. Демосфен. Речи /Пер. С. И. Радцига. – М., 1994. – Т. 1.

Информация о работе Античные философы о роли женщины в греческом обществе