Виды инновационных стратегий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 20:32, курсовая работа

Описание

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований.

Содержание

Содержание:
Введение…………………………………………………..…………….………....3
1. Значение выбора стратегии…………………………..………………....……...5
2. Классификация инноваций …………………………….……………………..8
3. Методы выбора инновационной стратегии ………………………………….11
4. Эффективность инновационной деятельности………………………………17
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………..…….21

Работа состоит из  1 файл

курсачек-1.docx

— 51.76 Кб (Скачать документ)

А.И.Пригожин предложил достаточно полную классификацию инноваций: 1. По месту в производственном цикле:

    • сырьевые;
    • обеспечивающие (связывающие);
    • продуктовые.

2. По преемственности:

    • замещающие;
    • отменяющие;
    • возвратные;
    • открывающие;
    • ретровведения.

3. По охвату:

    • локальные;
    • системные;
    • стратегические;

4. По инновационному потенциалу  и степени новизны:

    • радикальные
    • комбинаторные
    • совершенствующие

 

3.Методы выбора  инновационной стратегии

 

Основу выработки инновационной  стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция  фирмы и проводимая ею научно-техническая  политика.

Выделяют следующие типы инновационных стратегий:

1. Наступательная - Стратегия базируется на разработке и выпуске на рынок принципиально нового продукта. Основной мотив данной стратегии - добиться признания данной технологии как образца для отрасли и продолжать лидерство путем дальнейших незначительных модификаций и иных нововведений, направленных на более полных охват рынка и снижение издержек. Стратегия требует особо значительных финансовых и иных ресурсов и сопровождается высоким риском.

Данная стратегия требует  ряда важных условий:

  • в области научно-исследовательской деятельности
    • широкий фронт научно-исследовательской деятельности в ряд смежных областей и постоянная связь с фундаментальными исследованиями в данных областях,
    • постоянный обзор результатов научно-исследовательской деятельности и отбор наиболее важных результатов для внедрения в производство;
    • отсутствие жестких финансовых ограничений на отдельные темы и разработки, оперативное изменение приоритетов финансирования в зависимости от ожидаемых маркетинговых результатов.
  • в области опытно-конструкторской деятельности и создания прототипов:
    • мощная опытно-конструкторская база
    • наличие особо квалифицированного персонала в модельных и инструментальных подразделениях,
    • постоянная обратная связь опытно-конструкторской деятельности с научными исследования для решения возникающих проблем.
  • в области лицензирования и патентования:
    • максимальное наиболее раннее патентование всех многообещающих исходных нововведений и дополнительных инноваций, возникающих в ходе опытно-конструкторских работ и создания прототипов;
    • интенсивное лицензирование на тех рынках, в которые фирма не может быстро проникнуть или на которых слаба (отсутствует патентная) защита.
  • в области маркетинга: постоянная обратная связь между НИОКР и маркетингом в области оценки рыночной приемлемости и финансовой результативности технических нововведений;
  • кооперация и обучение конечных потребителей для получения оперативной информации о необходимых модификациях и улучшениях

 

2. Оборонительная - Стратегия базируется на максимально быстрой абсорбции нововведений и расширении рыночной базы. Выгода стратегии состоит в том, что фирма может концентрироваться на продуктах, уже ставших известными рынку и получивших (минимальное) признание. Данная стратегия требует соблюдения следующих условий:

  • в области научно-исследовательской деятельности:
    • постоянное отслеживание направлений НИОКР технологического лидера и создание минимальных заделов в данных областях
    • в области опытно-конструкторской деятельности
    • особое внимание на скорость проектирования образцов и их практическую доводку до полномасштабного промышленного использования для компенсации потери времени
  • в области лицензирования и патентования: активное патентование собственных нововведений, базирующихся на принципиальном нововведении технологического лидера;
  • в области маркетинга: активное расширение потребительской базы для данного типа продуктов (услуг), поиск новых типов потребителей, не охваченных продуктами технологического лидера

 

3. Имитационная - Стратегия базируется на использовании известных технологий и их необходимом развитии в соответствии с требованиями специфического рынка. Как правило, данная стратегия предусматривает лишь опытно-конструкторские работы для освоения закупаемых извне лицензий и ноу-хау. Характерный пример подобной стратегии дает фармацевтическая промышленность в развивающихся странах, производящие лицензированные лекарства или популярные лекарства с истекшими патентами. Так как фирма, проводящая стратегию имитации, не несет издержек по исследованиям (за исключением затрат на приобретение лицензий), то она может добиться значительного снижения издержек и высокой рентабельности.

Основное внимание уделяется  быстрому освоению технологии и запуску  производства. Соответственно, особое значение имеет подготовка производства

Инновационная стратегия  исходит из принципа \"время –  деньги\".

Выбор инновационной стратегии с учетом жизненного цикла продукта учитывает следующее:

1. Зарождение. Этот переломный момент характеризуется появлением зародыша новой системы в среде старой или исходной, что превращает ее в материнскую и требует перестройки всей жизнедеятельности.

2. Рождение. Здесь перелом  состоит в том, что реально  появляется новая система, сформировавшаяся  в значительной степени по  образу и подобию систем, ее  породивших.

3. Утверждение. Переломом  является возникновение сформировавшейся (взрослой) системы, которая начинает  на равных конкурировать с созданными ранее, в том числе и родительской. Сформировавшаяся система стремится самоутвердиться и готова к тому, чтобы положить начало появлению новой системы.

4. Стабилизация. Перелом  во вступлении системы в такой  период, когда она исчерпывает  свой потенциал дальнейшего роста  и близка к зрелости.

5. Упрощение. Переломный  момент, состоящий в начале «увядания»  системы, в появлении первых  симптомов того, что она прошла  «апогей» своего развития: молодость  и зрелость уже позади, а впереди  старость.

6. Падение. Во многих  случаях отмечается снижение  большинства значимых показателей  жизнедеятельности системы, что  и составляет суть перелома.

7. Исход. Этот переломный  момент характеризуется завершением  снижения большинства значимых показателей жизнедеятельности системы. Она как бы возвращается к своему исходному состоянию и подготавливается к переходу в новое состояние.

8. Деструктуризация. Перелом  выражается в остановке всех  процессов жизнедеятельности системы  и либо в использовании ее  в другом качестве, либо в проведении  технологии утилизации.

Существующий методический аппарат выявления мировых и  отечественных тенденций развития науки и техники на базе анализа массивов документов в конечном счете можно свети к следующим пяти методам:

1. Метод структурно-морфологического  анализа

Этот метод предназначен для выявления внутреннего состава  предметной области, фиксации появления  принципиально новых разработок (идей, технических решений и т.п).

2. Метод определения характеристик  публикационной активности

Его специфика связана  с тем, что поток документов ведет  себя как система, подчиняясь циклическому развитию; отслеживая эти циклы, можно  определить, на каком этапе жизненного цикла находится предметная область  в той или иной стране.

3. Метод, базирующийся  на выявлении групп патентных  документов с семейством патентов-аналогов  большой мощности, или просто  метод патиентов-аналогов.

4. Метод терминологического  и лексического анализа

Терминологический анализ базируется на предположении о том, что при  использовании исследователями  идей из других областей знаний происходит смена терминологического аппарата. Это связано с крупными структурными сдвигами, которые первоначально  не отслеживаются никакими другими  методами.

5. Метод показателей основывается  на том, что каждая техническая  система описывается набором  показателей, которые в меру  научно-технического прогресса совершенствуются, что отражается в документах. Изучая динамические характеристики  показателей технических систем, можно получить четкое представление  о тенденциях, имеющихся в мировой  и отечественной практике и  научных изысканиях.

Общая последовательность подготовки исходной информации для принятия управленческих решений по формированию научно-технической  политики состоит из нескольких блоков. Первый - разработка морфологической  классификации предметной области. Такая классификация представляет собой формализованную таблицу, в которой технологическая (техническая) цепочка производства разбита на элементы по определенным аспектам (операция, принцип действия, используемые материалы и т.д.). Причем для каждого элемента формируется перечень возможных альтернативных способов осуществления. В самом упрощенном виде морфологическая классификация представляет собой таблицу, в которой возможны любые сочетания между вариантами аспектов деления.

Второй блок - разработка рубрикатора предметной области, например, в терминах Международной классификации  изобретений. Рубрикатор представляет собой набор рубрик, по которым  из разных источников производится отбор  документов по интересующей проблематике. Соответственно третий, четвертый и  пятый блоки - информационный поиск  исходной информации; анализ полученных результатов; определение рекомендаций по формированию научно-технической  политики предприятий (фирм) для лиц, принимающих решения.

Для предприятий, слабо закрепившихся  в быстрорастущих отраслях, ситуация требует дополнительного анализа, так как ответ неоднозначен.

Выбирая варианты стратегии, фирма может воспользоваться  матрицей продукция / рынок

Принимая ту или иную стратегию, руководство должно учитывать 4 фактора:

1. Риск. Какой уровень  риска фирма считает приемлемым  для каждого из принимаемых  решений?

2. Знание прошлых стратегий  и результатов их применения  позволит фирме более успешно  разрабатывать новые.

3. Фактор времени. Нередко  хорошие идеи терпели неудачу  потому, что были предложены к  осуществлению в неподходящий  момент.

4. Реакция на владельцев. Стратегический план разрабатывается  менеджерами компании, но часто  владельцы могут оказывать силовое  давление на его изменение.  Руководству компании стоит иметь  в виду этот фактор.

Разработка стратегии  может осуществляться тремя путями: сверху вниз, снизу вверх и с  помощью консультативной фирмы. В первом случае стратегический план разрабатывается руководством компании и как приказ спускается по все  уровням управления.

 

4. Эффективность инновационной деятельности

 

Жизненный путь новшества может развиваться  по одному из трех путей: накопление в  организации, превращение в организации  в инновацию, продажа как товара.

Эффективность деятельности организации выражается через экономические и финансовые показатели. В условиях рыночной экономики  не может быть унифицированной системы  показателей. Каждый инвестор самостоятельно определяет эту систему исходя из особенностей инновационного проекта, профессионализма специалистов и менеджеров и других факторов.

К системе  показателей предъявляются следующие  требования:

  • показатели должны охватывать процессы на всех стадиях жизненного цикла товара
  • показатели должны формироваться на перспективу, минимум на 3-5 лет, на основе ретроспективного анализа деятельности организации
  • показатели должны опираться на данные по конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках за конкретный период
  • важнейшие показатели должны быть выражены абсолютными, относительными и удельными величинами
  • показатели должны быть состыкованы со всеми разделами плана организации
  • показатели должны отражать все аспекты финансовой деятельности организации
  • проектирование окончательных показателей должно осуществляться на основе многовариантных расчетов, с определением степени риска и устойчивости финансовой деятельности, с использованием достаточного и качественного объема информации, характеризующей технические, организационные, экологические, экономические и социальные аспекты деятельности организации.

Одним из основных показателей эффективности  и стабильности функционирования организации  является ее устойчивость.

Внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта: экономический, научно-технический, социальный и экологический.

За счет получения экономического эффекта  в форме прибыли инновационная  организация осуществляет комплексное  развитие и повышение благосостояния сотрудников.

Остальные виды эффекта несут в себе потенциальный  экономический эффект. Т.е., экономический  эффект разработки, внедрения у себя (превращения в инновацию) или  продажи новшеств может быть потенциальным  или фактическим (реальным, коммерческим), а научно-технический, социальный и  экологический эффекты могут  иметь форму только потенциального экономического эффекта. По сути, если принимать в расчет только конечные результаты внедрения или продажи  новшеств, то любой вид инновационной  деятельности можно оценить в  стоимостном выражении. Критериями конечной оценки здесь являются: время  получения фактического экономического эффекта и степень неопределенности его получения (или уровень риска  вложения инвестиций в инновации).

Информация о работе Виды инновационных стратегий