Понятие и виды инновационных стратегий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2011 в 17:30, реферат

Описание

В настоящее время понятие «стратегия» используется в различных сферах, включая экономическую, маркетинговую, финансовою, инновационную и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
2. ВИДЫ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

инновационный менеджмент.doc

— 86.00 Кб (Скачать документ)
 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Челябинский Государственный Университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

                 

По предмету: Инновационный менеджмент

                     

        Тема: Понятие и виды инновационных стратегий 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                     Выполнила: студентка

группы  ТС – 301

О.Г. Распетюк

Проверил: преподаватель 

Н.И.Горбунов 
 
 
 

Челябинск 2011

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ  И ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

2. ВИДЫ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

Рубеж XX-XXI в.в. ознаменован значительным возрастанием темпа и масштаба изменений, происходящих в экономической, социальной, экологической  сферах. Одновременно развиваются два взаимосвязанных глобальных процесса. Первый связан с усилением зависимости экономического развития от экологических ограничений: истощения ресурсов и достижения пределов в ассимилирующих возможностях природной среды. Суть второго выражает стремительное расширение сектора новой экономики (информационной экономики, экономики знаний), образующей базис постиндустриальной эпохи. Становление новой экономики знаменует собой третью по счёту экономическую революцию в истории человечества вслед за аграрной и промышленной. 

В новой  экономике особую значимость приобретают  информация, коммуникации; стратегическое видение и организационная культура обуславливают конкурентное преимущество; возникают и активно действуют  организации, занимающиеся исследованиями или научной деятельностью. 

Глобализация  и ужесточение конкуренции способствовали изменению традиционных стратегических парадигм. Поскольку не только конкурентоспособность, но и само выживание компании в  изменчивом мире зависит от ее способности к постоянному обновлению, особое значение приобретает инновационная стратегия. Становясь критически важным элементом общей организационной стратегии, она призвана связать приоритеты перспективного развития компании с уровнем ее потенциальной инновационности, сделать новое качество производства и управления главным инструментом достижения цели компании. 

Слово “стратегия” произошло от греческого strategos, “искусство генерала”. Она представляет собой детальный всесторонний комплексный  план, предназначенный для того, чтобы обеспеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. 

Стратегическое  управление является основой управления инновационной организацией и призвано ответить на следующие важные вопросы: 

• в  каком положении предприятие  находится в данное время; 

• в  каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет; 

• каким  способом можно достичь желаемого  положения; 

• что  для этого необходимо предпринять? 

Стратегический  план должен обосновываться обширными  исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах. Он придает предприятию определенность, индивидуальность. Этот план открывает перспективу для предприятия, которое направляет его сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.

     Наконец, стратегические планы должны быть разработаны  так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет о том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.

     Важнейшая характеристика новой экономики - интенсификация инновационных процессов, превращение их в фактор экономического роста. Его параметры в значительной мере определяются кардинально новыми технологиями, продукцией и бизнес моделями.

     Сегодня только те предприятия, которые ориентированны на постоянное технологическое, организационное и кадровое усовершенствование, могут рассчитывать на успех в долгосрочной конкуренции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПОНЯТИЕ  И ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ 
 

В настоящее  время понятие «стратегия» используется в различных сферах, включая экономическую, маркетинговую, финансовою, инновационную и т.д.

Под стратегией понимают:

последовательность  действий и состояний, которые используются для достижения цели предприятием;

перспективный план развития организации, исходя из особенностей влияния внешней среды и внутреннего потенциала;

долговременные, наиболее принципиальные планы руководства  организации в отношении инноваций, производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, инвестиций, цен, социальной сферы;

взаимосвязанный комплекс действий для укрепления жизнеспособности и мощи предприятия (фирмы) по отношению к его конкурентам.

Для инновационных  организаций стратегия — это:

• программа  действий, определяющая приоритеты проблем  и ресурсы для достижения генеральной  инновационной цели организации;

• концепция  бизнеса, дополненная реальными  действиями, которые приводят эту  концепцию к достижению конкурентного  преимущества (для этого необходимо понимание рынка, оценка положения  организации на рынке, осознание  своих конкурентных преимуществ);

• целевые ориентиры долгосрочного плана действий, направленных на достижение качественно новых целей, связанных с коренным изменением существующего состояния управляемого объекта, а, следовательно, систем управления, ее структуры, сложившихся отношений, норм поведения и содержания деятельности работников. 

Стратегию можно рассматривать как модель (заранее продуманный или выстраиваемый  по ходу развития событий образ действий или манера поведения), как план (сознательно  и намеренно разработанную последовательность действий), как ловкий прием (использование различных хитростей и уловок, чтобы ввести в заблуждение конкурентов), как позицию (положение компании относительно внешней среды), как перспективу (укоренившийся в организации способ восприятия мира).

     Стратегии вообще и инновационные в частности направлены на развитие и использование потенциала организации и рассматриваются как реакция на изменение внешней среды.

     Инновационными  стратегиями могут быть: инновационная  деятельность организации, направленная на получение новых продуктов, технологий и услуг; применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении; переход к новым организационным структурам; применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию традиционных ресурсов.

     Проблему  формирования стратегий фундаментально исследовал В.А. Агафонов. По его мнению, стратегия «представляет по своей сути совокупность действий, осуществляемых над элементами планируемой системы с целью изменения их функциональных характеристик или над элементами ее внешнего окружения с целью изменения внешних условий функционирования». Автор вводит понятие стратегических параметров функционирования социально-экономической системы. К ним он относит параметры системы, являющиеся предметами планирования и управления и изменение которых имеет важные последствия для системы и целом (стратегическое изменение). В.А. Агафонов рассматривает стратегию как совокупность элементов двух типов — управляемых параметров и управляющих воздействий, а также выделяет два уровня стратегии — «что изменить» и «как изменить». Подходы, предложенные им, дают возможность проектировать механизм стратегического управления практически любой социально- экономической системы.

     Предпосылки, стимулирующие инновационную активность компании, связаны, в первую очередь, с институциональными изменениями, с возникновением новых потребностей и предпочтений у потребителей, сокращением жизненного цикла товаров, повышением наукоёмкости продукции.

     Инновационный потенциал предприятия принято  трактовать как совокупность материальных, финансовых, трудовых, инфраструктурных, интеллектуальных информационно-коммуникационных ресурсов [2]. Можно выделить две группы факторов, определяющих инновационную активность, и как следствие - конкурентное преимущество предприятия. Назначение одних (внутренних) - налаживание и управление инновационной деятельностью на предприятии; другие (внешние) призваны способствовать расширению ее границ.

     К внешним относятся факторы, обуславливающие  взаимодействие предприятия с экономической  и социальной средами:

- использование  внешних источников для поддержки  всех фаз инновационного процесса: от открытия и разработки до  коммерциализации;

- коммуникации  с заказчиками, деловыми партнерами, инвесторами, конкурентами, исследовательскими  организациями и ВУЗами;

- лоббирование  интересов в государственных  институциональных структурах.

     Внутренние  факторы - это существенные особенности  предприятия, отличающие его от конкурентов  и определяющие его инновационную  состоятельность:

- мотивированное  руководство;

- интеграция технологических и организационно-управленческих инноваций;

- высокая  производительность;

- эффективные  отношения с персоналом, широкое  вовлечение его в инновационный  процесс;

- непрерывное  организационное обучение;

- эффективная  система маркетинга, осуществляющая коммуникации с конечными потребителями;

- управление  качеством, инфраструктурой, организационным  развитием.

     Разработка  стратегии должна ответить на следующие  вопросы: как достичь целей, как  устранить конкурентов, как обеспечить преимущества в конкурентной борьбе, как усилить долгосрочные позиции фирмы, как сделать управленческое стратегическое видение реальностью.

     Инновационные стратегии создают особо сложные  условия для проектного, фирменного и корпоративного управления. К таким  условиям относятся:

- повышение  уровня неопределенности результатов  (по срокам, затратам, качеству и  эффективности);

- повышение  инвестиционных рисков проектов;

- усиление  потока изменений в организации  в связи с инновационной реструктуризацией  (перестройка предприятия, за счет изменения каких-либо его элементов);

- усиление  противоречий интересов и подходов  к управлению у руководства  организации.

     Инновационная стратегия, интегрируя весь исследовательский  и инвестиционный этапы жизненного цикла новшества, в полной мере связана со всеми видами неопределенностей, специфическими инновационно-инвестиционными и регулярными рисками, а так же противоречиями инновационного процесса.

     Наиболее  существенными специфическими рисками, с которыми сталкивается предприятие  при самостоятельной разработке и внедрении инноваций, являются: инновационный, технологический, коммерческий и финансовый риски.

Информация о работе Понятие и виды инновационных стратегий