Въездной туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:35, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования возможностей использования городских праздников в целях развития въездного туризма определена, прежде всего, ориентацией представителей современного российского, украинского и, в частности, крымского турбизнеса на вовлечение в туристское освоение новых видов ресурсов в целях повышения туристской привлекательности страны, регионов и отдельных городов. Задачи исследования:
1) охарактеризовать городской праздник как культурное явление;
2) выделить и осветить виды городских праздников, используемых в качестве ресурсов развития въездного туризма;
3) раскрыть прикладные аспекты использования городских праздников в целях развития въездного туризма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОТЕНЦИАЛ ГОРОДСКИХ ПРАЗДНИКОВ КАК РЕСУРСОВ РАЗВИТИЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА 6
1.1. Городской праздник как культурное явление 6
1.2. Виды городских праздников, используемых в качестве ресурсов развития въездного туризма 9
1.2.1. Праздники – исторические реконструкции 9
1.2.2. Праздники в честь дня основания города 12
1.2.3. Религиозные городские праздники 13
1.2.4. Праздники–обряды 14
1.2.5. Праздники-карнавалы 15
1.2.6. Праздники-ярмарки 17
1.2.7. Сезонные городские праздники 17
1.2.8. Городские спортивные праздники и состязания 18
1.2.9. Городские юмористические праздники и состязания 19
2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОРОДСКИХ ПРАЗДНИКОВ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 32

Работа состоит из  1 файл

Курсовавъездноготуризма.doc

— 3.34 Мб (Скачать документ)

На основании вышеизложенного  важным условием использования городских  праздников в целях развития въездного  туризма следует считать доступность  города для посещения туристами в период проведения праздника.

Следует отметить, что  не все российские города подходят к отмечанию круглых дат столь  радикально. Недавно отпраздновавший 750-летие Калининград своих «границ» для туристов не закрывал. И спрос на посещение города, по словам представителей местных туркомпаний, был большой. Однако удовлетворить его не удалось по причине отсутствия достаточного количества мест размещения. Большинство гостиничных номеров заняли официальные делегации.

Как показывает опыт Санкт-Петербурга, юбилей действительно стимулирует  спрос. И вновь обратимся к  комментариям специалистов турбизнеса: «Вот только какой от этого прок, когда северная Пальмира в летние месяцы и так задыхается от туристов, которых, опять же, негде размещать, а в зимний период продуваемый ветрами город на Неве не стал более привлекательным для путешественников. Зато повышенный интерес послужил отличным поводом для ощутимого роста цен на все туристские услуги. В результате вслед за постюбилейным всплеском интереса уже следует спад»26.

Незадолго до начала празднования Санкт-Петербурга бронирование номеров  в гостиницах города было прекращено, по распоряжению  городских властей, поскольку с 15 мая по 5 июня 2003 года ожидался приезд в Санкт-Петербург большого числа иностранных делегаций. В итоге общее количество официальный гостей, сопровождающих их лиц, журналистов и технического персонала составило 15 тыс. человек.  Сложность ситуации заключалась еще и в том, что юбилей проходил во время петербургских белых ночей - во время массового приезда в город туристов (по данным туристской статистики, ежегодно город на Неве в период белых ночей посещает свыше 3 миллионов туристов из 170 стран мира27). В связи с этим участникам туристского рынка города было рекомендовано известить своих зарубежных и российских партнеров об ограничении продаж турпутевок на период празднования 300-летия города.

Следовательно, важным условием использования городских праздников в целях развития въездного туризма следует считать высокую емкость баз размещения туристов в черте города (развитую инфраструктуру индустрии гостеприимства в городе).

Примером оперативного реагирования городских властей  на соблюдение выделенного условия  для повышения эффективности использования юбилея Санкт-Петербурга как ресурса развития событийного туризма может служить решение об установке вдоль Невы кораблей-гостиниц. Это позволило создать дополнительно около 4 тыс. гостиничных мест для приема туристов во время юбилейных торжеств. Вместе с тем, на время праздника из туристского обращения в целях спецобслуживания было выведено 24 гостиницы, в основном высшего и среднего класса. В общей сложности город располагал 31 тыс. гостиничных мест для размещения официальных гостей. По данным мониторинга, с размещением официальных гостей во время юбилея город справился28. Основную нагрузку по приему иностранных делегаций взял на себя Константиновский дворец. Доставка гостей из дворца в Санкт-Петербург осуществлялась по воде.

С организацией доставки официальных гостей праздника, а также туристов связано следующее условие использования городских праздников как ресурса развития событийного туризма – наличие развитой транспортной инфраструктуры.

Так, например, в Санкт-Петербурге в период подготовки к юбилею города был выполнен огромный объем ремонтных, строительных, реставрационных работ как за счет федерального и городского бюджетов, так и на инвестиционной основе. В частности, были отремонтированы городские вокзалы, в соответствии с международными требованиями проведена модернизация аэропорта «Пулково». Был построен Ладожский вокзал, что во многом улучшило транспортную инфраструктуру города. Кроме того, в предюбилейный период началось сооружение Кольцевой автомобильной дороги, крайне необходимой Петербургу. Активизировались работы по ликвидации размыва между станциями метро «Лесная» и «Площадь Мужества». К юбилею города полностью было восстановлено движение поездов Петербургского метрополитена29. В целом можно утверждать, что подготовка к празднованию дала мощный стимул инфраструктурному развитию города.

Еще одним условием использования  городских праздников в целях  развития въездного туризма следует  признать обязательную координацию  деятельности турпредприятий города в  период проведения праздника муниципальным управлением (департаментом) по туризму.

Примером соблюдения данного условия может служить  проведение за три месяца до празднования юбилея Санкт-Петербурга специального заседания Комиссии Северо-Западного  отделения РСТ по въездному туризму. На заседании присутствовали руководители крупнейших петербургских турфирм, специализирующихся на приеме - «Космос-лимитед», «Ника», «Фремад РАША», «Балтик Трэвел Компании», «Мир», и других, а также заместитель председателя Комитета по подготовке и проведению празднования 300-летия Санкт-Петербурга Юрий Руденко, заместитель начальника Управления паспортно-визовой службы Сергей Степанов и начальник отдела обслуживания ФГУАП «Государственный комплекс «Дворец Конгрессов» Управления делами Президента Игорь Кожевников, специалист отдела по развитию туризма КТРК Юлия Шеффер30.

Круг обсуждаемых вопросов включал подготовку к празднованию юбилея Санкт-Петербурга и связанные  с этим изменения в графике  работы предприятий транспорта, музеев и театров, то есть объектов, с которыми турфирмы плотно работают. Другие вопросы затрагивали передачу полномочий по оформлению приглашений для иностранцев от МИД к МВД и введение миграционных карт.

Проведение заседания  показало, насколько турфирмам сложно спланировать свою работу на период торжеств. Туристские компании были обеспокоены неясностью в организационных вопросах, связанных с юбилеем, в связи с чем по решению предыдущего заседания Комиссии СЗРО РСТ направило запросы руководителям предприятий транспортной инфраструктуры Петербурга, музеев Санкт-Петербурга и пригородов с просьбой разъяснить порядок их работы в дни юбилея. Также был направлен запрос в Департамент консульской службы МИД относительно возможных ограничений на выдачу виз иностранцам в период юбилея и в Управление паспортно-визовой службы ГУВД Санкт-Петербурга с просьбой дать разъяснения относительно передачи полномочий по оформлению приглашений для иностранцев от МИД к МВД.

В целом, усилиями СЗРО РСТ  удалось собрать информацию по всем главным вопросам, волнующим туристские компании в преддверии юбилея.

Другой важный вопрос, волновавший турфирмы, – планируемое  закрытие некоторых дорог в период торжеств. Директор СЗРО РСТ Сергей Корнеев доложил, что соответствующий  запрос был направлен в Управление ГИБДД, и официальный ответ  поступил вовремя: представители турбизнеса были своевременно информированы о перекрытии дорог в городе в дни проведения праздника. Так, в частности, 31 мая, когда VIP-делегации  по плану организаторов должны были находиться в центре города, турфирмам рекомендовалось не планировать туда автобусные экскурсии31.

В целом, была внесена  ясность в целый ряд вопросов, имеющих огромное значение для деятельности турфирм в период проведения городского праздника. Очевидно, что больше всего  туристские компании опасались отсутствия информации, и были обеспокоены не самим фактом проведения саммита и других официальных мероприятий, а неясности организационных моментов.

Следовательно, можно  выделить еще одно условие использования  городских праздников в целях  развития въездного туризма  - необходимость согласования работы турфирм  в период проведения праздника с программой официальных торжеств.

Еще одним важным условием использования городских праздников в целях развития въездного туризма  следует признать четкую регламентацию паспортно-визового режима в городе в период проведения праздника и высокотехнологичный процесс оформления необходимых документов для прибытия туристов в город.

О важности соблюдения указанного условия также свидетельствует  опыт празднования юбилея Санкт-Петербурга. Специфика ситуации определялась тем, что с 1 ноября 2002 года вступил в силу закон РФ «О правовом положении иностранных граждан в России», согласно которому полномочия по выдаче приглашений на въезд в Россию иностранных граждан передаются от МИД РФ к МВД. Для оформления приглашений на въезд иностранных граждан в Российскую Федерацию турфирмам необходимо было зарегистрироваться в территориальных паспортно-визовых управлениях. Руководители многих турфирм были обеспокоены новыми правилами оформления приглашений для туристских виз. В связи с тем, что технология оформления приглашений была еще не отработана, они опасались, что сроки оформления виз могут увеличиться до двух недель, что могло существенно усложнить работу принимающих турфирм. Комиссия по въездному туризму СЗРО РСТ обратилась с письмом к начальнику Управления паспортно-визовой службы ГУВД Санкт-Петербурга и Ленобласти с просьбой прояснить ситуацию. Комиссия также сформулировала положения, на которые, по мнению фирм-членов Комиссии, следовало бы обратить особое внимание при внесении изменений в процесс оформления приглашений:

1. Разрешить автоматическое перезаключение договоров с турфирмами;

2. Рассмотреть возможность сохранения на базе УПВС существующей технологии оформления приглашений без изменений действующих тарифов;

3. Разрешить передачу фирмой данных, необходимых для оформления приглашений, в электронном виде – по электронной почте или на дискете32.

В ответ был создан особый Центр в ПВС ГУВД Санкт-Петербурга, занимающийся работой с иностранцами, и доставлено три КАМАЗа оргтехники для ускорения процесса оформления документов. А выдачей референс-номеров занимался МИД, как это и было раньше. Оформлением приглашений для деловых виз в Санкт-Петербурге занималось ЗАО «Виза», которое ранее занималось подготовкой документов для МИДа. Так как ОВИР в период подготовки к празднику не справляется с объемом работы, был заключен договор с «Визой» на время «переходного периода». Турфирмы остались довольны оперативностью, с какой УПВС среагировало на изменение ситуации. В целом, можно утверждать, что УПВС максимально вошло в положение турфирм и, несмотря на колоссальные дополнительные нагрузки, сделало все возможное для оптимизации работы турфирм. Управление практически полностью приняло предложенный СЗРО РСТ вариант деятельности и сохранило систему работы в наиболее удобном для туристских компаний виде.

В целом же, проведенный  анализ позволяет заключить, что  осуществление субъектами туротрасли туристского обслуживания в период проведения масштабных городских праздников, как правило, вызывает ряд объективных сложностей, обусловленных недостаточно емкой гостиничной базой города, неразвитой транспортной инфраструктурой, бюрократией и апатией чиновников, не желающих рисковать и утруждать себя дополнительной работой по развитию туристского потенциала города в «ответственный» период проведения праздника.

Однако анализ позитивного  опыта российских городов Санкт-Петербурга и Калининграда позволяет утверждать, что проведение городского праздника  может быть эффективно использовано в целях развития въездного (в частности, событийного) туризма в случае соблюдения ряда условий, в числе которых:

1. Санкционированная  городскими властями доступность  города для посещения туристами  в период проведения праздника.

2. Высокая емкость  баз размещения туристов в  черте города (развитая инфраструктура  индустрии гостеприимства в городе).

3. Наличие развитой  транспортной инфраструктуры.

4. Обязательная координация  деятельности турпредприятий города  в период проведения праздника муниципальным управлением (департаментом) по туризму.

5. Согласование работы  турфирм  в период проведения  праздника с программой официальных  торжеств.

6. Четкая регламентация  паспортно-визового режима в городе  в период проведения праздника  и высокотехнологичный процесс оформления необходимых документов для прибытия туристов в город.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По итогам проведенного исследования особенностей использования городских праздников как событий для привлечения в город туристов и  прикладных аспектов организации туристского обслуживания в ходе праздничных мероприятий сделаны следующие выводы.

1. Каждый городской праздник в качестве культурного события призван идентифицировать город в «зеркале» культуры на фоне особой, характерной для праздника атмосферы всеобщей радости и удовольствия. Различные грани городской культуры, определяющие специфику позиционирования города в культурном ландшафте страны (региона или мира), становятся ресурсами проведения праздника и развития въездного туризма.

2. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что в качестве ресурсов развития въездного туризма могут быть использованы следующие виды праздников: 

1) праздники – исторические реконструкции, репрезентующие горожанам и гостям города события из его истории (например, праздник викингов в Йорке);

2) праздники в честь дня основания города – дни города, репрезентующие горожанам и туристам как историю, так и современный образ города (например, празднование дня города в Риме ежегодно                          21 апреля, когда сотни «гладиаторов», облаченных в кольчуги или волчьи шкуры, прошли памятным местам древнего Рима);

3) религиозные праздники, репрезентующие горожанам и гостям города уникальность городской религиозной культуры (например, праздник святого Исидора – покровителя города Мадрида);

4) праздники–обряды, репрезентующие горожанам и гостям города оригинальный городской инвариант этнонациональных традиций (например, «блинные бега» в Олни на Масленичной неделе);

5) праздники-карнавалы, репрезентующие горожанам и туристам городскую музыкальную, танцевальную и театральную культуру (например, традиционный ежегодный карнавал в Рио-де-Жанейро);

6) праздники-ярмарки, репрезентующие горожанам и туристам городскую социально-экономическую культуру (например, Апрельская ярмарка в Севилье);

7) сезонные праздники – городская интерпретация этнических календарных традиций этноса (например, праздник снега и льда в японском городе Саппоро);

Информация о работе Въездной туризм