Сравнение показателей въездного и выездного туризма в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 15:28, курсовая работа

Описание

Целью работы является выявить соотношение уровня интереса граждан РФ к туризму в зарубежных странах и уровень интереса туристов из этих стран к посещению России в 2009 году.

Для достижения цели выполняются следующие задачи:

1 Определить основные понятия, связанные с туризмом и туристской деятельностью

2 Проследить развитие туризма и туристской отрасли в России

3 Сравнить показатели въездного и выездного туризма в РФ в 2009 г

Содержание

Введение 3
1 Основные понятия в туризме 4
2 Туризм в России 9
3 Сравнение показателей въездного и выездного туризма в РФ 12
Заключение 20
Список источников 22

Работа состоит из  1 файл

работа.doc

— 304.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 

 

Введение

 

     Туризм является одной из самых эффективных и самых перспективных отраслей народного хозяйства, которая по экономическим показателям опередила даже автомобильную промышленность и заняла второе место после компьютерной. Поступления от туризма в мире выросли в 300 раз за 50 лет – из 2 млрд. долл. США в 1950 году до 600 млрд. долл. США в 2000 году [Миронов Ю. Б., 2005: эл. рес.].

     В России туристская деятельность находится в стадии реформирования и развития. Имеющиеся туристические ресурсы используются не полностью, однако динамика туристического рынка России свидетельствует о тенденциях к росту числа туристов вообще, а иностранных – в частности. Развитие туристической отрасли как высокоприбыльного сектора экономики является важным фактором социального развития и культурного подъема России при сохранении ее самобытности и национальной сути, гармонической интеграции России в мировые глобализационные и гуманизационные процессы.  

     Целью работы является выявить соотношение уровня интереса граждан РФ к туризму в зарубежных странах и уровень интереса туристов из этих стран к посещению России в 2009 году.

     Для достижения цели выполняются следующие задачи:

     1 Определить основные понятия, связанные с туризмом и туристской деятельностью

     2 Проследить развитие туризма и туристской отрасли в России

     3 Сравнить показатели въездного и выездного туризма в РФ в 2009 г

     Объектом исследования является туризм в России, предметом – показатели въездного и выездного туризма.

     Материалом исследования послужили статистические и справочные данные Федерального агентства по туризму РФ, а также различных интернет-источников.

1 Основные понятия в туризме

     Прежде  всего, необходимо определить понятие  туризма. Обратимся к современному понятию туризма в международных актах и юридической литературе. В Манильской декларации по мировому туризму1980 года туризм определяется как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международных отношений.

     В Гаагской декларации 1989 года отмечается, что «туризм стал явлением, которое вошло в наши дни в повседневную жизнь сотен миллионов людей и:

     1 Влючает все свободные перемещения людей от их места проживания и работы, а также сферу услуг, созданную для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений;

     2 Представляет собой вид деятельности, имеющей важнейшее значение для жизни людей и современных обществ, превратившись в важную форму использования свободного времени отдельных лиц и основное средство межличностных связей и политических, экономических и культурных контактов, ставших необходимыми в результате интернационализации всех секторов жизни наций;

     3 Должен быть заботой каждого. Он является одновременно следствием и решающим фактором качества жизни в современном обществе. Поэтому парламентам и правительствам следует уделять все более активное внимание туризму с целью обеспечения его развития в гармоничном соответствии с обеспечением других основных потребностей и видов деятельности общества».

     Туризм, по определению Международной академии туризма (Монте-КарлоМонако), представляет общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях и (или) для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или в профессионально-деловых целях без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

     В юридической литературе международный  туризм определяется следующим образом — это поездки с туристическими целями за пределы страны постоянного жительства. Это система путешествий, осуществляемая на основе международных договоров с учетом действующих международных обычаев.

     Следует акцентировать внимание на различии дефиниций «международный туризм», «иностранный туризм» и «зарубежный туризм». Международный туризм — легальная дефиниция, поэтому нет правовых оснований для существования терминов «зарубежный туризм» и «иностранный туризм». Нет оснований и для вывода о том, что понятие «международный туризм» поглощает термины «иностранный туризм» и «зарубежный туризм». Данные понятия являются скорее экономическими категориями, и более храктерны для советского периода государства и права.

     В настоящее время, наиболее распространенным понятием «международного туризма», получившим легализацию в правовых системах различных стран мира, является определение, сформулированное в 1993 году Статистической комиссией ООН для целей статистики туризма (Концепции, определения и классификации для статистики туризма), а также Рекомендации по статистике туризма Всемирной туристской организации. Согласно данным документам туризм представляет собой деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и другими целями.

     Туризм  представляет собой деятельность лиц, путешествующих или пребывающих  в местах за пределами своего обычного проживания непрерывно в течение не более одного года в целях досуга либо в деловых и иных целях, не связанная с осуществлением какой-либо оплачиваемой деятельности в месте пребывания. При этом он обладает рядом признаков: туризм есть результат передвижения людей; туризм всегда включает два элемента: путешествие в пункт назначения и остановку там; путешествие означает выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает; путешествие — являет собой временное движение туриста по туристскому маршруту [Международный туризм, 2010: эл. рес.]..

     Международный туризм и туристические услуги с 20-х годов 20-го века становятся объектом международного регулирования. Еще Лига Наций и первый международный съезд туристских организаций (1925) обращают свое внимание на определение туризма, туриста, а также смежных понятий.

     Период  времени между 1937 и 1990 годами характеризовался разработкой определений и классификаций для международного туризма.

     В 1937 году Совет Лиги Наций рекомендовал определение термина «международный туризм». Оно было незначительно изменено Международным союзом официальных туристских организаций (МСОТО) на его заседании, проходившем в 1950 году в Дублине. И, фактически, без изменений перешло в новейшие международные акты [Международный туризм, 2010: эл. рес.].

     К специальным принципам международного туризма можно отнести такие, как свобода передвижения и свобода выбора местожительства в пределах каждого государства (ст. 13 Всеобщей декларации прав человека 1948 года); свобода передвижения и отсутствие дискриминации (ст. 1 Хартии туризма 1985 года); уважение государственного суверенитета и др [Международный туризм, 2010: эл. рес.].

     Международный туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Средние темпы роста туризма составляют 7 - 9% в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. Однако в среднесрочной перспективе в условиях экономического кризиса прогнозируется падение темпов роста туристской отрасли, сокращение въездных потоков на 50 - 70%, внутренних - на 30 - 40%, а также общее снижение инвестиционной активности в сфере туриндустрии.

     По  прогнозам Всемирной туристской организации, в ближайшие десятилетия общие темпы роста туризма сохранятся. Туристскую отрасль выгодно отличают следующие факторы: небольшие первоначальные инвестиции; быстрый срок окупаемости и достаточно высокий уровень рентабельности проектов; быстрорастущий спрос на туристские услуги. В странах ЕС вклад туризма в валовой внутренний продукт в 2009 году составит 9,9% [Программа «Развитие туризма в Нижегородской области в 2009 – 2011 годах», 19.01.2010: эл. рес.].

     Внутренний  туризм – временный выезд граждан  конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и других туристских целей [Г. А. Яковлев, 2004: с. 6]. Выездной туризм – путешествие лиц, постоянно проживающих в пределах какой-либо страны, в другую страну. Въездной туризм – путешествие в пределах какой-либо страны лиц, не проживающих постоянно на ее территории.

     Туристские  ресурсы – природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил [Г. А. Яковлев, 2004: с. 7].

     Международный (иностранный) турист – лицо, путешествующее в целях туризма в другую страну, не являющуюся страной его обычного местожительства и находящуюся за пределами его обычной среды, на срок не менее 24 часов без занятия оплачиваемой деятельностью. Внутренний турист – это ночующий временный посетитель, постоянно проживающий в определенной местности и путешествующий в целях туризма в иную местность в пределах своей страны, но вне пределов его обычного обитания на срок, не превышающий 12 месяцев, и не занимающийся оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания [Г. А. Яковлев, 2004: с. 11].

 

     

2 Туризм в России

 

     Россия  располагает огромным потенциалом  как для развития внутреннего  туризма, так и для приема иностранных  путешественников. У нее есть все  необходимое - огромная территория, богатое  историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа.

     Территория  России простирается с запада на восток на 10 тыс км и почти на 3 тыс  км от северных арктических широт  до южных субтропических. Разнообразие ландшафтов позволяет развивать  множество видов туризма. У России есть курорты на южном Черном и северном Балтийском морях, что делает ее пригодной для пляжного отдыха, лечения и оздоровления на море. Крайний Север предоставляет шанс наблюдать северное сияние и отправиться в этнические туры к северным народам, а также участвовать в сафари на оленях по тундре.

     Наличие гор открывает возможности для  всех видов горного туризма (альпинизма, спелеотуризма, пеших походов, рафтинга по "кипящим" горным рекам и  горнолыжного туризма, маунтинбайка, полетов на дельтоплане), а также курортного лечения в местах, где есть источники минеральных вод.

     Полноводные, широкие и протяженные реки Волга, Енисей, Лена буквально созданы для  круизов, рыбной ловли, сплавов на плотах, катамаранах и лодках. Моря северо-запада страны - одно из направлений круизного туризма. Многочисленные озера, как правило, живописны и чисты. Причем вода в них чиста не только внешне: в Карелии и на Байкале ее вполне можно пить.

     Леса  центральной России, предгорий Кавказа, тайга Сибири и Дальнего Востока полны зверей и птиц, что привлекает любителей охотничьих туров. В России достаточно мест с нетронутой, дикой природой, что создает идеальные условия для проведения экологических туров. В отличие от многих европейских стран, путешествуя по просторам России, турист может за долгое время не встретить людей. В Сибири за несколько часов езды по шоссе, проложенному прямо в лесу, можно не встретить ни одной машины! Зато не исключено, что удастся пару раз заметить среди деревьев бурого медведя. В Астраханской области во время трансфера к месту рыбной ловли в дельте Волги егерь покажет фламинго, пеликанов и других редких птиц. Конные походы по сказочному краю - Алтаю не оставят равнодушным никого из любителей природы.

     В богатой истории России в разные времена оставили свои следы викинги, древние славяне, монголо-татары, половцы, скифы, шведы, тевтонцы, греки, генуэзцы и другие народы. Наши предки наследовали от них внешность, веру, разные культуры, языки и традиции. Это стимулирует развитие внутреннего туризма - делает современных россиян интересными друг другу. Великие князья, монархи и императоры присоединяли и теряли земли и народы, путешественники заходили все дальше в глубь Севера, Сибири и Дальнего Востока и открывали новые просторы, реки, моря и океаны. Демократичные и авторитарные государи, сменяя друг друга, строили дворцы и усадьбы, создавали музеи, разрушали церкви и буддистские храмы, оставляли после себя мавзолеи, грандиозные высотные здания, мощнейшие ГЭС и одновременно лагеря для репрессированных, кукурузные поля, открывали космическую эру, создавали уникальные образцы вооружения и восстанавливали храмы. Все эти события и поступки сделали Россию такой, какой ее может увидеть каждый в экскурсионном (культурно-познавательном) туре.

Информация о работе Сравнение показателей въездного и выездного туризма в РФ