Сравнение показателей въездного и выездного туризма в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 15:28, курсовая работа

Описание

Целью работы является выявить соотношение уровня интереса граждан РФ к туризму в зарубежных странах и уровень интереса туристов из этих стран к посещению России в 2009 году.

Для достижения цели выполняются следующие задачи:

1 Определить основные понятия, связанные с туризмом и туристской деятельностью

2 Проследить развитие туризма и туристской отрасли в России

3 Сравнить показатели въездного и выездного туризма в РФ в 2009 г

Содержание

Введение 3
1 Основные понятия в туризме 4
2 Туризм в России 9
3 Сравнение показателей въездного и выездного туризма в РФ 12
Заключение 20
Список источников 22

Работа состоит из  1 файл

работа.doc

— 304.00 Кб (Скачать документ)

     Кроме природных и историко-культурных предпосылок развитию въездного туризма способствуют некоторые социальные факторы. Это высокая покупная способность иностранных валют, обеспечение свободы перемещения на большей части территории страны, включая такие перспективные в туристском отношении районы, как Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова, Урал, Север России, а также Нижний Новгород и Самару, города, закрытые ранее для иностранных туристов.

     Въездной  и внутренний туризм в России представлен  большим разнообразием его видов. Наиболее активно развиваются экологический, спортивный, экстремальный, горнолыжный, познавательный, деловой, лечебно-оздоровительный, круизный, рыболовный и охотничий, событийный и гастрономический виды туризма. Популярен также индивидуальный и детско-молодежный отдых [Основные виды туризма в России, 2009: эл. рес.].

     Кроме природного и культурно-исторического  потенциала территорий Российской Федерации  для привлечения туристов и развития туристской области могут использоваться различные мероприятия, в большом количестве проходящие в нашей стране. Например, проходящий в Костромской области Ювелирный фестиваль «Золотое кольцо России», проходящая в Краснодарском крае Геленджикская регата, проходящий в Республике Мари Эл Международный фестиваль театров финно-угорских народов «Майатул» и др [Официальный сайт Федерального агентства по туризму, 2010: эл. рес.].

     В России первые туристские организаций  появились в 1885—90 в Петербурге, Тифлисе, Одессе. В 1901 создано Российское общество туристов (РОТ), которое организовывало поездки по стране и за границу (к 1914 — около 5 тыс. членов, главным образом представителей имущих классов) [Абухов А. Х., 1976: эл. рес.]. 

 

     

3 Сравнение показателей въездного и выездного туризма в РФ

 

     Туризм  является одним из лучших видов отдыха. У жителей Российской Федерации появляется все больше возможностей заниматься международным туризмом благодаря тому, что наша страна активно участвует в международных отношениях, улучшается экономика, совершенствуются технические средства, обеспечивающие транспорт и тд. С другой стороны, Россия богата разнообразными туристскими объектами, способными привлекать туристов со всего мира. По этой же причине Россия имеет потенциал для удовлетворения потребностей в туризме и отдыхе своих граждан, что при этом может являться экономически выгодным как для самих туристов, так и для государства.

     Для того, чтобы изучить тенденции, имеющие место в этой сфере, проведем анализ таблицы, дающей информацию относительно въездного и выездного туризма в РФ в 2009 г (по данным Официального сайта Федерального агентства по туризма Минспорттуризма РФ).  

     Сравнительная таблица показателей въездного и выездного туризма в РФ в 2009 г.

     Страна

     Выезд из РФ

     Въезд в РФ

     Австралия      1      22429
     Австрия      96589      38381
     Болгария      207381      6882
     Великобритания      96373      150910
     Венгрия      27027      6585
     Германия      363334      333892
     Греция      282271      23380
     Египет      1615398      9 983
     Израиль      134684      46 451
     Испания      296278      95070
     Италия      336111      113495
     Канада       3819      43642
     Кипр      155136      3202
     Китай      999202      115810
     Корея, Республика      58704      35200
     Куба      21675      966
     Малайзия      184      2422
     Мальта      12444      923
     Нидерланды      56013      31851
     Норвегия      14015      27856
     ОАЭ      214343      307
     Польша      37984      26358
     Румыния      2281      3932
     Словакия      2639      2727
     США      72419      183293
     Таиланд      233113      7447
     Тунис      123157      387
     Турция      1969949      43756
     Филиппины      304      1469
     Финляндия      556311      149884
     Франция      200087      94176
     Хорватия      75412      3462
     Чехия      213916      10872
     Швейцария      106350      26247
     Швеция      19524      28315
     Япония      23894      39269
 

     На  основании данных, приведенных в  таблице, можно сделать несколько  выводов. Прежде всего, о странах-лидерах по количеству посещений гражданами РФ в 2009 г.

     Данные  относительно наиболее и наименее популярных маршрутов среди граждан РФ наглядно отображает диаграмма «Выездной туризм в РФ в 2009 г». Больше всего выездов совершалось в Турцию и Египет. Объясняется это предпочтением пляжного отдыха в относительно близких странах, где предлагается высокий уровень сервиса по умеренным ценам. Китай является третьей по популярности страной, в основном, благодаря развитию шоп-туризма. Также довольно высокой популярностью пользуются такие страны, как Финляндия, Германия, Испания, далее идут другие Европейские страны. Снижение интереса к этим государствам объясняются достаточно высокими ценами и затруднениями при получении визы. Низкая популярность маршрутов в экзотические страны объясняется дороговизной перелета, а в США, Канаду также сложностями с получением визы.

     Уровень интереса, проявляемого иностранными гражданами к России, отражается в  диаграмме «Въездной туризм в  РФ в 2009 г».

 

     В Россию больше всего гостей приезжает из стран Европы, из США и Китая. В первом случае это объясняется близостью и относительной доступностью всемирно известных российских брендов, таких, как Красная площадь и Кремль, Дворцовая набережная, Петергоф. Для жителей США, охотно путешествующих по всему миру, с экономической точки зрения несложно совершить перелет в Россию и обратно, кроме того, столь богатая историческим и культурным наследием страна не может не привлекать их. То, что Россия и Китай являются странами-соседями, является определяющим фактором для высокой популярности туристских поездок в РФ. Кроме того, на всей протяженности Российско-Китайской границы на протяжении многих лет ведется активный культурный обмен, что делает путешествия более легкими в психологическом плане.

     Наименьший  интерес к России проявляют туристы из стран Восточной Европы и дальних стран, таких как Филиппины, Малайзия, Куба. Эта тенденция объясняется величиной расстояния, разделяющего эти страны и РФ, в результате чего немногие туристы могут его себе позволить.

     Соотношение показателей въездного и выездного  туризма в РФ в 2009 году по странам наглядно представлено на диаграмме «Въездной и выездной туризм в РФ в 2009 г».

 

     Диаграмма иллюстрирует большую разницу между тем, насколько популярны различные страны среди российских туристов и то, насколько популярна Россия среди туристов этих стран. Для большинства стран выезд российских туристов значительно превышает въезд граждан этих стран в Россию. Самая значительная разница наблюдается при сравнении стран, пользующихся наибольшей популярностью у русских: Турция, Египет, Китай. Для остальных стран с подобным перевесом выезд превышает въезд в два раза и более (за исключением Германии, для которой показатели въезда и выезда приблизительно одинаковы).

     Для некоторых стран характерна обратная ситуация: въезд превышает выезд. Это прежде всего касается США, Канады и Великобритании, а также Австралии, Японии, Швеции. Объясняется это экономическим и политико-правовым факторами. Во-первых, большее количество жителей названных стран может позволить себе путешествие в Россию – по сравнению с гражданами РФ, выезжающими в эти страны. Во-вторых, визовый режим в России значительно проще, чем в перечисленных государствах, что также влияет на выбор, который совершают туристы.

     На основании анализа данных, приведенных в таблице, можно сделать вывод о том, что Россия, обладая значительным туристским потенциалом с точки зрения природных, культурный и исторических ресурсов, не реализует его в полной мере. Это проявляется, в первую очередь, в следующей тенденции: низкий интерес к России иностранных туристов при высоком интересе граждан РФ к туризму за рубежом и значительно меньшем спросе на туризм внутри своей страны.

     Это приводит к двум последствиям, которые негативно сказываются, в первую очередь, на экономике РФ. Во-первых, вследствие низкого притока иностранных туристов этот источник прибыли используется лишь в незначительной степени. Следует отметить, что въездной туризм в некоторых странах является основной статьей доходов государства. Это красноречиво говорит о важности въездного туризма как экономического фактора. Во-вторых, большое количество выездов туристов за границу обуславливает вывоз капитала из страны, что негативно отражается на экономическом развитии страны в целом.

     В последние годы правительством РФ ведется все более и более активная политика в области развития туризма на территории страны. Опыт зарубежных стран красноречиво свидетельствует в пользу того, что игнорировать эту важную и прибыльную отрасль экономики нельзя. Поэтому и в России начали проводить программы в поддержку туризма.

     Согласно  Федеральному закону от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туризм отнесен к числу приоритетных отраслей экономики. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденная приказом Федерального агентства по туризму от 6 мая 2008 года № 51, является логическим продолжением Концепции развития туризма в Российской Федерации до 2005 года, которая заложила основы обеспечения в стране правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристской индустрии. В свою очередь, Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года учитывает современные мировые тенденции в сфере туризма и текущий этап развития российской туристской индустрии. Главной целью федеральных программ, разрабатываемых Федеральным агентством по туризму, является создание в России современного, высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса.

     Например, Федеральное агентство по туризму является государственным заказчиком Федеральной целевой программы «Юг России (2008-2012 годы)» по реализации мероприятий раздела «Развитие туристско-рекреационных комплексов» [Официальный сайт Федерального агентства по туризму: эл. рес.]. На сайте представлены данные о реализации этой программы в 2008 г.  За 1-е полугодие межбюджетные субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программы составляют 115,6 млн. рублей - 19% от годовых бюджетных назначений. Финансирование за 1-е полугодие 2008 года из бюджетов субъектов Российской Федерации составило 51,1 млн. рублей, что составляет в целом 17 % от годового обязательства. Осуществлено финансирование из бюджетов республик Адыгея (39,1 млн. рублей), Кабардино-Балкария (3,9 млн. рублей), Дагестан (8,1 млн. рублей). Продолжаются работы по строительству 2-ой очереди автодороги «пос. Гузерипль-плато – Лаго-Наки» в Республике Адыгея. Ведутся работы по строительству коммуникаций и закуплено технологическое оборудование для объекта «Внешнее электроснабжение 2-й и 3-ей очереди канатной дороги» горнолыжного комплекса Приэльбрусья в Кабардино-Балкарии. Начаты подготовительные работы по строительству объектов в  Карачаево-Черкесской Республике и Республике Калмыкия.

     В Нижегородской области развивается  программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области в 2009 - 2011 годах» [Постановление № 265, 19.01.2010: эл. рес.]. Целью этой программы является Формирование  и  сохранение в условиях кризиса конкурентоспособной туристской индустрии,способствующей социально-экономическому  развитию Нижегородской области. В задачи программы входит привлечение капитала в развитие материальной базы туризма, создание условий для развития основных центров туризма, совершенствование системы подготовки кадров.

Информация о работе Сравнение показателей въездного и выездного туризма в РФ