Сравнение налоговой системы Республики Беларусь и РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:20, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является сравнение налоговой системы Республики Беларусь и Российской Федерации.
Объект исследования: общественные отношения возникающие в процессе реализации налогообложения.
Предмет исследования: законодательство Республики Беларусь, международные нормативные правовые акты, статьи, монографии, учебная и научная литература.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать налоговую систему Республики Беларусь.
2. Рассмотреть налоговую систему Российской Федерации.
3. Сравнить налоговую систему Республики Беларусь и Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……...5
1.1. Сущность налоговой системы Республики Беларусь………………...5
1.2. Виды налогов и сборов, взимаемых на территории
Республики Беларусь………………………………………………………..9
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….16
2.1. Сущность налоговой системы Российской Федерации……………..16
2.2. Виды налогов и сборов, взимаемых на территории
Российской Федерации……………………………………………………..19
ГЛАВА 3 СРАВНЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ. Сравнение налоговой системы РБ и РФ.doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……...5

1.1. Сущность налоговой системы Республики Беларусь………………...5

1.2. Виды налогов и сборов, взимаемых на территории

Республики Беларусь………………………………………………………..9

ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….16

2.1. Сущность налоговой системы Российской Федерации……………..16

2.2. Виды налогов и сборов, взимаемых на территории

Российской Федерации……………………………………………………..19

ГЛАВА 3 СРАВНЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….35

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В истории развития общества еще ни одно го­сударство не смогло обойтись без налогов, посколь­ку для выполнения своих функций (управление, оборона, правопорядок, социальное обеспечение, гарантии в области образования, здравоохранения и др.) требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только по­средством налогов. При этом история развития налогообложения в различных государствах и сфор­мировавшаяся в течение последних трех столетий наука о налогообложении свидетельствуют о том, что правильно установленные налоги в сочетании с другими финансово-кредитными мерами призва­ны обеспечить не только доходы государства, но и являются важнейшим фактором повышения эффек­тивности общественного производства. Поэтому для любого государства является крайне важным по­строить налоговую систему таким образом, чтобы она в конечном итоге позволила выйти на максимально высокий уровень развития национальной экономи­ки и поступлений налогов в государственную казну.

С обретением суверенитета наша страна вста­ла на путь крупномасштабного реформирования и структурной перестройки экономики. Создание национальной налоговой системы стало важней­шей задачей, эффективность решения которой не­разрывно связана с финансовой стабильностью молодого государства.

Актуальность указанной темы курсовой работы очевидна т.к. налоговая система является важнейшим элементом рыночных отношений. Налоги становятся в руках госу­дарства одним из важнейших инструментов управления развитием экономики.

В этих условиях предъявляются очень высокие требования к механизму налогообложения, который должен, прежде всего, содействовать высокой деловой активности предпринимателей, обеспечить мощную мотивацию труда промышленных коллективов, работников. В то же время он должен способствовать качественному про­грессу в отраслях национальной экономики, установлению оптимальных пропорций между ними, побуждать предприятия активно использовать фонды экономического стимулирования, минимизировать товарные запасы, сокращать производственные расходы.

Налоговая политика должна стимулировать развитие свободной конкуренции на рынке, обеспечивать спра­ведливое перераспределение доходов граждан, отвечать современной конъюнктурной экономической политике, т.е. носить целенаправленный характер. В ее основе должны лежать открытость и гласность. Население, пред­приниматели, трудовые коллективы имеют право знать, на что употребляются взимаемые с них налоги.

Целью курсовой работы является сравнение налоговой системы Республики Беларусь и Российской Федерации.

Объект исследования: общественные отношения возникающие в процессе реализации налогообложения.

Предмет исследования: законодательство Республики Беларусь, международные нормативные правовые акты, статьи, монографии, учебная и научная литература.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать налоговую систему Республики Беларусь.

2. Рассмотреть налоговую систему Российской Федерации.

3. Сравнить налоговую систему Республики Беларусь и Российской Федерации.

Исследование темы «Сравнение налоговой системы Республики Беларусь и Российской Федерации» осуществлялось методом теоретического анализа нормативной правовой и учебной литературы, статей периодической печати по исследуемой проблеме.

 


ГЛАВА 1

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

1.1. Сущность налоговой системы Республики Беларусь

 

Государственная налоговая служба Республи­ки Беларусь создана Постановлением Совета Ми­нистров БССР от 02.04.1990 г. № 78 в системе Министерства финансов БССР. В подчинении Главной государственной налоговой инспекции Минфина БССР находилось 185 государственных налоговых инспекций по областям, городам, рай­онам и районам в городах.

По мере развития белорусского суверенного государства налоговая служба нашей страны под­вергалась поэтапному реформированию.

За годы своего становления и развития нало­говая служба Республики Беларусь превратилась в мощную, хорошо организованную и технически оснащенную систему налоговых органов, обеспе­чивающую все стадии процесса сбора и учета на­логов и способную выполнять любые поставленные перед ней государственные задачи [4, с. 51].

Сегодня Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) является рес­публиканским органом государственного управ­ления, проводящим государственную политику и осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения, государственного кон­троля за производством, оборотом и рекламой ал­когольной продукции и табачных изделий, координирующим деятельность в этой сфере дру­гих республиканских органов государственного управления.

Под налоговой системой государства понимается совокуп­ность налогов, пошлин и сборов, установленных на его террито­рии и взимаемых с целью создания централизованного общего­сударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокуп­ность принципов, способов, форм и методов их взимания.

В структуру центрального аппарата МНС вхо­дят 12 главных управлений, управлений и отделов. Министерство осуществляет руководство деятель­ностью 157 инспекций МНС по областям и Минс­ку, районам, городам, районам в городах.

Достижению стабильных результатов в рабо­те налоговой службы республики в большой сте­пени способствует созданная в МНС эффективная система подбора и расстановки управленческих кадров, способных по своим деловыми профессио­нальным качествам выполнять возложенные на них государственные задачи. В министерстве раз­работана и решением коллегии МНС утверждена комплексная отраслевая программа «Кадры 2006-2010 гг.», итоги выполнения которой ежегодно ана­лизируются и рассматриваются на заседаниях коллегий инспекций МНС по областям и Минску [7, с. 54].

Продуманная кадровая политика, проводимая Министерством по налогам и сборам, качествен­ный состав работников позволяют в целом успеш­но решать поставленные перед налоговыми органами задачи по формированию бюджета стра­ны. В системе умело сочетаются практический опыт высококвалифицированных специалистов, ветера­нов налоговой службы и молодых сотрудников. Около половины из них работают в отрасли свы­ше 10 лет, одна треть сотрудников - в возрасте до, 30 лет. Ежегодно в систему приходят около 200 молодых специалистов - выпускников экономиче­ских факультетов. Отраслевая организация БРСМ насчитывает в своем составе 3073 человека и яв­ляется самой крупной молодежной организацией в республиканских органах государственного уп­равления.

В инспекциях МНС используются современ­ные методы отбора претендентов в налоговую службу путем предварительного изучения сведений о кандидатах, в областях создан банк данных из числа претендентов, введена в практику «Анкета претендента на работу в налоговых органах», что дает возможность на конкурсной основе отби­рать наиболее квалифицированные кадры. Все впервые поступающие на государственную служ­бу сдают квалификационный экзамен.

В налоговом ведомстве создана действенная система управления процессом подготовки и повы­шения квалификации кадров, организовано взаимо­действие с учебными заведениями по организации учебного процесса, разработке и корректировке учебных планов и программ, осуществляется конт­роль за ходом учебы. Руководство министерства, начальники управлений и отделов принимают не­посредственное участие в организации процесса повышения квалификации кадров [10, с. 23].

С 2000 г. Министерство на постоянной основе сотрудничает с Институтом высших управленче­ских кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Ежегодно в рамках государ­ственного заказа в Институте повышают квали­фикацию свыше 100 руководящих работников и специалистов, включенных в резерв руководящих кадров.

Созданная в налоговых органах система ра­боты с кадрами, в первую очередь с руководящим составом и резервом на выдвижение, позволяет налоговой системе республики на протяжении последних лет успешно перевыполнять доводимые показатели по формированию бюджета республики, внедрять новые прогрессивные методы адми­нистрирования налогов и упрощения налоговой системы в целом.

Главной задачей налоговой службы является обеспечение полного и своевременного поступле­ния налогов и сборов в бюджет. За счет платежей, контролируемых налоговыми органами, ежегодно формируется свыше 70 % доходов консолидиро­ванного бюджета страны (без учета доходов Фон­да социальной защиты населения). За последнее пятилетие объем контролируемых налоговыми органами платежей возрос в сопоставимых ценах в 1,5 раза и в 2007 г. составил более 26 трлн. Руб. [4, с. 52].

В основе увеличения налоговых поступлений лежат устойчиво высокие темпы развития белорус­ской экономики, в обеспечении которых налоговая система играет не последнюю роль. Поступающие в бюджет платежи расходуются на финансирование здравоохранения, образования, фундаментальной науки, инфраструктуры городов и сел, охраны правопорядка и других имеющих общенациональное значение элементов социально-экономической сре­ды, в которой существует и развивается отечествен­ный бизнес. Уплаченные налоги возвращаются предпринимателям в форме растущего потребитель­ского спроса, новых технологий, более благопри­ятных условий ведения бизнеса.

Однако причитающиеся к уплате налоги и сбо­ры не попадают в бюджет автоматически. Стабиль­ное выполнение доведенных плановых назначений обеспечивается каждодневным напряженным трудом более 10 тыс. работников налоговых органов респуб­лики. Концентрация усилий на наиболее важных направлениях, своевременная адаптация к измене­ниям в экономике, внедрение новых прогрессивных методов администрирования позволяют налоговой службе мобилизовывать в бюджет дополнительные поступления. И если в 2001 г. в государственную каз­ну сверх плана поступило 33 млрд. руб. (в сопоста­вимых ценах), то в 2007 г. - свыше 580 млрд. руб. Этих средств достаточно для строительства 13 современ­ных студенческих общежитий, 20 средних школ или переоснащения современным оборудованием около 3 тыс. районных больниц и поликлиник.

Отмеченное повышение собираемости нало­гов не связано с усилением фискального давления, Наоборот, в рамках взятого курса на совершенствование и упрощение отечественной налоговой системы количество налоговых платежей ежегодно сокращается, а ставки налогообложения постепен­но снижаются [12, с. 9].

Общепризнано, что залогом высокой собирае­мости налогов является ясность норм налогового законодательства, исключающая возможность их двойного толкования, четкость и последовательность методологии налогообложения, материально-техническая оснащенность налоговых инспекций, профессионализм их персонала и качество обслу­живания плательщиков. Совершенствование и развитие этих факторов выступает в качестве превен­тивных мер по предотвращению уклонения от уп­латы налогов и направлено на формирование в обществе такого уровня налоговой культуры, когда добровольное и полное исполнение налоговых обя­зательств присуще подавляющему большинству плательщиков.

Налоговая система нашей республики характе­ризуется устойчивой тенденцией роста уровня доб­ровольной уплаты налогов и сборов. Так, если в 2002 г. удельный вес добровольных поступлений в контролируемых налоговыми органами доходах бюджета составлял 76,6 %, то в 2007 г. - уже 93,4 % [5, с. 26].

 

1.2. Виды налогов и сборов, взимаемых на территории

Республики Беларусь

 

На территории Республики Беларусь установлены и дей­ствуют две группы налогов, сборов (пошлин), - республиканские и местные. Такая структура налогов позволяет говорить об уста­новлении в Республике Беларусь двухуровневой налоговой сис­темы, соответствующей бюджетному устройству государства.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. Напомним, чтобы стать республиканским, налог, сбор или пошлина долж­ны одновременно отвечать двум обязательным условиям:

- быть установленными законодательными актами;

- признаваться обязательными к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Республиканские налоги, сборы (пошлины) могут высту­пать в качестве регулирующих доходных источников бюдже­та, т.е. часть таких налоговых поступлений может передаваться на местный уровень. В соответствии с имеющейся практикой нор­мативы отчислений (в процентах) республиканских налогов в местные бюджеты на каждый очередной бюджетный (финансо­вый) год устанавливаются Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь».

В отдельных случаях суммы республиканских налогов мо­гут полностью направляться в доход местных бюджетов: в пол­ном объеме зачисляются в местные бюджеты суммы поступле­ний подоходного налога с физических лиц, налога на недвижи­мость, земельного налога, налога на игорный бизнес и ряда дру­гих республиканских налоговых платежей [6, с. 65].

Информация о работе Сравнение налоговой системы Республики Беларусь и РФ