Турпродукт в курортно-оздоровительном туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:00, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение темы "Исследование особенности разработки туристического продукта в сфере оздоровительного туризма" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу исследования особенности разработки туристического продукта в сфере оздоровительного туризма;
2. Раскрыть сущность методов исследования таких как анкетирование, интервью, наблюдение;
3. Изложить возможные подходы к созданию туристического продукта в курортно-оздоровительном туризме;
4. Провести исследование по популярности и значению предложенного туристического продукта среди населения города Костаная и Костанайской области методом анкетирования, интервью и наблюдения.

Содержание

Введение
1. Турпродукт в курортно-оздоровительном туризме
1.1 Понятие туристического продукта и его структура
1.2 Турпродукт в курортно - оздоровительном туризме
1.2.1 Организация курортно - оздоровительного туризма
1.3 Изучение состояния туристического рынка Казахстана
2. Методы и организация исследования
2.1 Методы исследования
2.1.1 Исследование литературных данных
2.1.2 Анкетирование
2.1.3 Интервью
2.1.4 Наблюдение
2.1.5 Математическая обработка результатов
2.2 Организация исследования
2.2.1 Этапы исследования
3. Результаты исследования
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Оздоровительный туризм.doc

— 361.50 Кб (Скачать документ)

Специфика интервью состоит в том, что исследователь  определяет заблаговременно лишь тему предстоящей беседы и основные вопросы, на которые он хотел бы получить ответы. Все необходимые сведения, как правило, черпаются из информации, полученной в процессе общения лица, берущего интервью (интервьюера), с лицом, дающим его. От характера этого общения, от тесноты контакта и степени взаимопонимания сторон во многом зависит успех интервью, полнота и качество полученной информации.[30, 71]

Интервью имеет  свои достоинства и недостатки по сравнению с анкетированием. Главное  различие между ними – в форме  контакта. При анкетировании общение исследователя и опрашиваемого опосредуется анкетой. В исследованиях при помощи анкетного опроса всегда присутствует важная подготовительная работа, которую необходимо выполнить перед составлением анкет. При этом вопросы являются лишь инструментом. Их функция – сбор информации, анализ, который позволит решить поставленные

задачи. Вопросы, содержащиеся в анкете, их смысл  респондент интерпретирует самостоятельно в пределах имеющихся у него знаний. Он формирует ответ и фиксирует  его в анкете тем способом, который  указан в тексте анкеты либо объявлен лицом, проводящим опрос.

С каждой проблематикой связаны особые цели исследования. «Можно выделить различные приоритеты: исследования нового пространства (выделение основных аспектов некоторого феномена и определение элементов, которые могут помочь его пониманию), описание (детальное определение всех вариантов феномена в сочетании с различными изучаемыми параметрами) или объяснение (проверка, осуществляет ли тот или иной фактор ожидаемое влияние на изучаемый феномен)» [31, 56]. Когда объект и цели исследования ясно определены, следует их проанализировать, чтобы уточнить вопросы исследования.

При проведении интервью контакт между исследователем и человеком – источником информации осуществляется при помощи специалиста (интервьюера), который задает вопросы, предусмотренные программой исследований, организует и направляет беседу с респондентами, а также фиксирует полученные ответы согласно инструкции.

В этом случае четко  выявляются следующие преимущества интервью: во-первых, в ходе работы с  опрашиваемыми удается учесть уровень  их подготовки, определить отношение к теме опроса, отдельным проблемам, зафиксировать интонацию и мимику. Во-вторых, появляется возможность гибко менять формулировки вопроса с учетом личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов. В-третьих, можно поставить дополнительные (уточняющие, контрольные, наводящие, поясняющие и т. п.) вопросы. В-четвертых, приближенность интервью к обыденному разговору способствует возникновению непринужденной обстановки и искренности ответов. В-пятых, интервьюер может вести наблюдение за психологическими реакциями собеседника и при необходимости корректировать беседу.

В качестве основного  недостатка этого метода следует  выделить большую трудоемкость работы при незначительном количестве респондентов.[31, 84]

Классическая  форма интервью – это так называемая индивидуальная техника, когда интервьюер обращается к небольшому числу людей, при этом к каждому по отдельности. Различные типы индивидуальных интервью разделяются, прежде всего, в зависимости от поведения интервьюера и степени стандартизированности его работы. Традиционно различают интервью ненаправленные, полунаправленные и направленные. Каждой из этих техник соответствует особый контекст исследования.

В ненаправленных интервью интервьюер кратко представляет тему, просит интервьюируемого ее проанализировать и предоставляет ему возможность свободно говорить. Интервьюер достаточно пассивен, его вмешательство ограничивается ободрением интервьюируемого и помощью в развитии мысли. В свободном интервью интервьюер не расспрашивает человека, он довольствуется тем, что слушает его, попросив высказаться по определенной теме. Его основная цель – помочь интервьюируемому высказаться и стараться не направлять его речь.

У этой техники  есть важные преимущества. Она может  быть использована для изучения явлений, которые никогда не были объектом углубленного изучения (нет необходимости обладать широкими знаниями для употребления этой техники, поскольку интервьюер не использует заранее подготовленные вопросы). “Ненаправленное интервью позволяет делать открытия, выявляя схемы мышления или поведения, которые до тех пор никогда не привлекали внимание исследователей” [32, 15]. Основное ограничение этого метода связано с тем фактом, что высказывания интервьюируемых сложно сравнить (поскольку интервью не направлялось, каждый развивает собственную мысль).

“Ненаправленное интервью представляет собой инструмент изучения, хорошо приспособленный для  вопросов с поисковой направленностью  – это основная область их применения. В этом типе опросов цель заключается  не в получении точной информации, а в сборе богатого материала, на основе которого можно выделить основные аспекты изучаемого предмета” [33, 19]. Ненаправленное интервью позволяют увидеть суммарную оценку разнообразия форм поведения или разнообразия мнений и выделить факторы, которые могут объяснить наблюдаемое различие.

В полунаправленных интервью интервьюер имеет список тем, которые должны обсуждаться в ходе опроса. В рамках отдельной темы интервьюируемый высказывается свободно. Как и в случае ненаправленного интервью, интервьюер помогает интервьюируемому, если тот затрудняется с выражением своей мысли. Метод полунаправленного интервью подходит для углубленных исследований. В подобном типе исследований руководитель опирается на предшествующие работы, связанные с данной или родственной темой, однако он должен дополнить или углубить существующую информацию. Оставляя интервьюируемому большую свободу слова в рамках каждой темы, интервьюер получает возможность доступа к новой неординарной информации. Техника полунаправленных интервью может быть использована в маркетинговых исследованиях, а также при подготовке анкетного опроса. Анализ данных, собранных в ходе интервью, позволяет выделить существенные вопросы, которые могут быть использованы для изучения различных граней явления.

При использовании  метода направленного интервью интервьюер направляет беседу при помощи вопросов. Интервьюируемые отвечают в свободной форме; им не предлагаются варианты ответов. Каждый вопрос дает им возможность высказаться настолько, насколько они считают необходимым. В данном типе интервью интервьюер вмешивается, чтобы задать другой вопрос или попросить уточнений, или помочь интервьюируемому вернуться к заданной теме, если тот отвлекся от нее.

Направленное  интервью позволяют осуществить  исследования по проверке и контролю. Они представляют собой эффективный инструмент исследования, если мы пытаемся актуализировать некоторые знания или оценить валидность результатов, полученных при помощи других методов. Направленное интервью часто используется в качественных исследованиях. Их результаты позволяют получить детальную информацию, а также практические рекомендации. Поскольку этот тип исследования основан на стандартном списке вопросов, можно сравнивать результаты нескольких схожих исследований, осуществленных в разное время.[34, 20]

Направленное  интервью – это техника сбора  информации, в которой взаимодействие между интервьюером и интервьюируемым  играет важную роль, оно представляет данные качественного характера.

Различные техники сбора  информации, при которых предполагается обращение к интервьюерам, обладают общими характеристиками. Основным вариантом этой формулы является опрос при непосредственном общении. Можно выделить следующие достоинства этих техник:

• интервьюируемые  побуждаются к ответу, поскольку вопрос задан устно человеком, который ждет ответа;

• если респонденты  испытывают затруднения, интервьюер может  помочь им;

• интервьюер в  необходимой степени контролирует беседу: он может отказаться регистрировать ошибочные ответы и попросить, чтобы они были исправлены.

Следует так  же отметить имеющиеся недостатки:

• это трудоемкая и дорогостоящая процедура;

• интервьюер может  повлиять на ответы, если он продемонстрирует свои реакции. В подобном случае собранная  информация может содержать искажения.[34, 49]

Полезность исследования зависит, прежде всего, от актуальности проблематики. Для осуществления  такого типа исследований необходимо обладать широкой компетенцией, владеть методологией исследования и знать статистику (выборки, обработка данных и т. д.).

Мы акцентировали внимание на используемых в качественных исследованиях  техниках интервью, основная цель которых  – наиболее полное описание явлений  и предоставление различных вариантов  для интерпретации поведения.

 

2.1.4 Наблюдение

Наблюдение представляет собой общенаучный метод, широко используемый в естествознании, а также в обыденной жизни. Его применение в социологии имеет ограничения, т.к. далеко не все социальные явления поддаются непосредственному визуальному и слуховому восприятию. Но когда социолог имеет дело с объектами, которые можно наблюдать, т.е. воспринимать с помощью зрения и слуха, он обязан делать это. Однако не следует забывать, что наблюдение должно применяться в комплексе с другими методами сбора информации.

Наблюдение в социологии - это метод целенаправленного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта. В процессе его осуществления социолог непосредственно воспринимает действия людей в конкретных условиях и в реальном времени, причем он фиксирует не только состояние, но и развитие явлений и процессов, а также взаимодействие всех участников наблюдения.[35, 78]

Итак, для того, чтобы  превратить визуальное и/или слуховое восприятие изучаемого объекта в научный метод, необходимо осуществить следующий ряд исследовательских процедур:

  1. вычленить в программе исследования те задачи и гипотезы, которые будут решаться и обосновываться данными наблюдения.
  2. определить в общей программе исследования или специальной программе наблюдения:
    • объект наблюдения (весь коллектив предприятия, отдельная группа его, лидеры забастовочного движения или что-то другое);
    • предмет наблюдения, т.е. совокупность интересующих наблюдателя свойств (признаков) объекта (факторов его поведения);
    • категории наблюдения, т.е. конкретные признаки из вышеназванной совокупности, которые одновременно отвечают следующим требованиям: они особенно значимы для решения определенных в общей программе исследования задач и гипотез, выражают те операционалистские понятия, которые определены в программе и имеют количественный характер, т.е. могут быть замерены;
    • наблюдаемые ситуации, т.е. те, при которых могут проявиться категории наблюдения;
    • условия наблюдения, т.е. те требования к ситуации, при наличии которых наблюдение производить можно (или нельзя);
    • единицы наблюдения, то есть, те акты поведения наблюдаемых, в которых проявляются категории наблюдения в оговоренных ситуациях при определенных условиях.
  3. подготовить инструментарий наблюдения:
    • дневник наблюдения, где будут фиксироваться его результаты в закодированной или общепонятной форме, а также действия наблюдателя и реакции наблюдаемых;
    • карточки для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде (этих карточек должно быть ровно столько, сколько единиц наблюдения);
    • протокол наблюдения – методический документ, обобщающий данные всех карточек и содержащий, как минимум, три оценочных показателя;
    • классификатор контент-анализа дневниковых и протокольных записей;
    • аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения;
    • программу обработки данных наблюдения.
  4. пропилотировать (апробировать) инструментарий, внести в него, если это потребуются, должные коррективы, размножить его в необходимом количестве экземпляров.
  5. составить план и/или сетевой график выполнения наблюдения (кто, где, когда его проводит).
  6. разработать инструкцию наблюдателям, провести их обучение и инструктаж.
  7. осуществить комплекс операций непосредственного наблюдения в полном соответствии с вышеозначенными требованиями и рекомендациями, которые последуют ниже.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что научное наблюдение отличается от обычного рядом черт: во-первых, оно подчинено ясной исследовательской цели и чётко сформулированным задачам; во-вторых, научное наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре и т.д.

Надёжность (достоверность  и устойчивость) данных может быть повышена, если выполнять следующие правила:

  • максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь чёткими индикаторами. Их надёжность проверяется в пробных наблюдениях, где несколько наблюдателей регистрируют по единой инструкции одни и те же события, происходящие на объекте, аналогичном тому, который будет изучаться.[35, 114]
  • один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях (нормальных и стрессовых, стандартных и конфликтных), что позволяет увидеть его с разных сторон.
  • исключительно важно следить за тем, чтобы описание событий не смешивалось с их представлением. Поэтому в протоколе следует иметь специальные графы для записи фактуальных данных и для их истолкования.

Основное наблюдение может осуществляться несколькими  лицами, что тоже будет способствовать повышению устойчивости данных наблюдения, в силу того, что наблюдатели смогут сопоставить свои впечатления, согласовать оценки, интерпретацию событий, используя единую технику ведения записей.

 

2.1.5 Математическая  обработка результатов

Математическ5ая обработка  результатов является одним из трудоемких и ответственных моментов в проведении исследования. Она требует умелого  и правильного выбора статистических критериев и методов анализа в соответствии с полученными результатами и задачами проведенных исследований. С помощью математической обработки результатов можно выявить определенные связи и зависимости, доказать, что проверяемое научное предложение оправдалось. Нами использовалась простейшая обработка данных в процентном соотношении.

 

2.2 Организация  исследования

 

Исследования по разработке туристического продукта в оздоровительном  туризме и его внедрение в  жизнь в городе Костанае проводилось  в несколько этапов. На каждом этапе были получены определенные сведения о проблеме. Этапы не были строго ограничены календарными рамками. Изучение литературы и обобщение практического опыта (анкетирование, интервьюирование, наблюдение) продолжалось на всех этапах исследования.[36,77]

 

2.2.1 Этапы исследования

Информация о работе Турпродукт в курортно-оздоровительном туризме