Турпродукт в курортно-оздоровительном туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:00, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение темы "Исследование особенности разработки туристического продукта в сфере оздоровительного туризма" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу исследования особенности разработки туристического продукта в сфере оздоровительного туризма;
2. Раскрыть сущность методов исследования таких как анкетирование, интервью, наблюдение;
3. Изложить возможные подходы к созданию туристического продукта в курортно-оздоровительном туризме;
4. Провести исследование по популярности и значению предложенного туристического продукта среди населения города Костаная и Костанайской области методом анкетирования, интервью и наблюдения.

Содержание

Введение
1. Турпродукт в курортно-оздоровительном туризме
1.1 Понятие туристического продукта и его структура
1.2 Турпродукт в курортно - оздоровительном туризме
1.2.1 Организация курортно - оздоровительного туризма
1.3 Изучение состояния туристического рынка Казахстана
2. Методы и организация исследования
2.1 Методы исследования
2.1.1 Исследование литературных данных
2.1.2 Анкетирование
2.1.3 Интервью
2.1.4 Наблюдение
2.1.5 Математическая обработка результатов
2.2 Организация исследования
2.2.1 Этапы исследования
3. Результаты исследования
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Оздоровительный туризм.doc

— 361.50 Кб (Скачать документ)

Скорость обслуживания в комплексе определяет степень  удовлетворения каждого клиента:

  • сроками подбора маршрута;
  • сроками оформления необходимых документов (загранпаспорта, виз, билетов и пр.);
  • сроками получения справочной информации.

Несмотря на то что  информационные услуги предоставляются бесплатно, именно благодаря им туристские фирмы в значительной степени обеспечивают реализацию своего туристского продукта.[7, 48]

Для информирования потребителей обычно используются каталоги, проспекты, брошюры, информационные листы, в которых содержатся подробные сведения о содержании и качестве пакета услуг, ценах и т.д. Эти материалы должны быть предоставлены каждому клиенту, заявившему о своем желании приобрести тот или иной тур. Кроме того, потребитель должен получить дополнительную информацию и консультации о порядке бронирования, оплаты, изменения и аннулирования тура, а также обо всех других особенностях (паспортно-визовом, таможенном и валютном регулировании, природно-климатических достопримечательностях, медицинской помощи, страховании и т.д.), связанных с туристской поездкой.

Наличие информационного  материала, его знание персоналом туристского  предприятия и свободное предоставление по запросу туриста является безусловным  требованием создания туристского  продукта и его успешной реализации на рынке.[8, 45]

Идея подкрепления туристского  продукта заставляет пристально взглянуть  на систему поведения клиента, на то, как он комплексно подходит к  проблеме, которую пытается решить благодаря приобретению туристского  продукта. С точки зрения конкуренции такой подход позволяет туристскому предприятию изыскать возможности подкрепить свое товарное предложение наиболее эффективным способом.

«Новая конкуренция» — это конкуренция между собой  не того, что предлагается турфирмами, а того, чем они дополнительно снабжают свои продукты в виде специфических услуг, консультаций, информации, особенностей обслуживания и прочих ценимых людьми вещей. Поэтому турпредприятия должны постоянно искать эффективные пути подкрепления предлагаемых на рынок продуктов.[9, 12]

Каждое туристское предприятие  может с помощью достаточно простых  средств заниматься анализом, который  поможет ему лучше узнать свой собственный продукт. Такой анализ многим руководителям и специалистам кажется слишком очевидным, ведь каждый из них полагает, что он лучше, чем кто-либо другой, знает собственное туристское предложение. Однако необходимо посмотреть на туристский продукт со стороны, определить его сильные и слабые стороны. Выявление отличий продуктов фирмы от продуктов конкурентов на языке маркетинга называется позиционированием.

Позиционирование туристского  продукта — фундаментальная концепция  маркетинга для привлечения специфической  клиентуры и более полного  удовлетворения запросов определенного  сегмента рынка.[10, 52]

Позиционирование направлено на разработку и создание имиджа туристского продукта таким образом, чтобы он занял в сознании клиентов достойное место, отличающееся от положения продуктов конкурентов. Значительный вклад в развитие стратегии позиционирования внесли два специалиста в области рекламы — Эл Раис и Джек Траут. Они рассматривают позиционирование как творческий процесс выделения достоинств существующего продукта и отмечают, что «позиционирование не относится к вашим действиям по отношению к продукту. Позиционирование — то, что вы делаете с образом мыслей потребителя, вы позиционируете продукт в сознании потребителя».

Позиционирование должно дать ответ на вопрос: «Какова ценность продукта для клиента?». Причем здесь  имеется в виду не только чисто  практическая выгода от приобретения данного продукта, но и его психологическая ценность («идеальный прообраз продукта»). Положение любого продукта на рынке может быть реальным и оценочным. Реальным оно является в том случае, когда ретроспективный анализ доли рынка позволяет фирме установить фактическое положение услуги на рынке на предшествующих этапах деятельности. Оценочное положение является результатом представлений фирмы о позициях ее продукта на рынке. Оно может расходиться с мнением потребителей. Так, например, фирма предлагает на рынок услуги, которые, на ее взгляд, имеют высокое качество при относительно низких ценах — позиция X (рис.2). Но, по мнению клиентов, фирма занимает другую позицию на рынке: услуги среднего качества при низких ценах — позиция Y. В такой ситуации у туристского предприятия могут возникнуть проблемы с клиентами.[10, 34]

 

 

Рис. 2. Схема позиционирования туристского  продукта

 

Следует учитывать, что  позиция туристского продукта на одном сегменте рынка может отличаться от того, как его воспринимают потребители на другом. Поэтому рыночное позиционирование тесно связано с сегментацией рынка. Дело в том, что задача позиционирования туристского продукта является особенно актуальной, когда используется дифференцированный подход к охвату рынка, требующий вместо выбора единой позиции на всем рынке позиционирования в каждом сегменте. Следовательно, позиционирование — это важнейшее средство реализации стратегии дифференцированного маркетинга.[11, 85]

Туристские предприятия  могут использовать несколько альтернативных подходов к позиционированию:

  • позиционирование по специфическому свойству (например, низким ценам);
  • позиционирование по выгодам для потребителя или потребностям, которые удовлетворяет туристский продукт;
  • позиционирование по потребителю, заключающееся в выделении продукта как наиболее оптимального для определенной группы потребителей;
  • позиционирование по соотношению цена/качество;
  • позиционирование по конкуренту, когда продукт позиционируется по отношению к называемому или предполагаемому конкуренту;
  • позиционирование по имиджу фирмы, которое должно передать особенную, отличительную информацию о главных преимуществах и позиции предлагаемого продукта.

Выбор стратегии позиционирования туристского продукта требует учета  ряда факторов. Необходимо, в частности, следующее:

  • иметь хорошее понимание позиции, реально занимаемой туристским продуктом в сознании потребителей;
  • знать позиционирование конкурирующих продуктов;
  • выбрать собственную позицию и идентифицировать самые убедительные аргументы для ее обоснования;
  • убедиться в том, что продукт обладает достаточным потенциалом, чтобы достичь нужного позиционирования в сознании потребителей;
  • оценить уязвимость позиционирования;
  • обеспечить согласованность выбранного позиционирования с другими элементами маркетинга: ценой, объемом, коммуникациями.[12, 79]

Позиционирование должно быть основано на тех отличительных  особенностях продукта, которые представляют существенный интерес для потребителя. Та или иная отличительная особенность  заслуживает внимания при позиционировании в той мере, в которой она обладает следующими свойствами:

  • важности — отличие приносит высокооцениваемую выгоду потребителям;
  • неповторимости — конкуренты не предлагают данное отличие или фирма может представлять его более ярко;
  • доказуемости — отличие можно показать, оно видно клиентам;
  • доступности — потребители должны быть в состоянии позволить себе заплатить за данную отличительную особенность;
  • защищенности — конкурентам сложно перенять или скопировать отличие;
  • наглядности — смысл отличительной особенности может быть легко доведен до потребителей и является для них очевидным.

Предположим, что туристскому  предприятию повезло настолько, что оно обнаружило у себя несколько  потенциальных отличительных особенностей. В этом случае необходимо выбрать  те из них, на которых будет строиться стратегия позиционирования. Возникает вопрос: сколько отличительных особенностей необходимо использовать при позиционировании? Однозначного ответа на него теория и практика маркетинга не дает.[13, 62]

Между тем многие специалисты считают, что предприятию следует сосредоточить свои усилия на поддержке только какой-либо одной отличительной особенности продукта. Самые важные из таких особенностей — «наилучшее качество», «наилучшее обслуживание», «самая низкая цена», «наиболее высокая ценность». Предприятие, упорно работающее над достижением какой-либо одной из этих особенностей и постоянно удерживающее ее, скорее всего обретет хорошую репутацию и будет ассоциироваться в сознании потребителей с этой позицией.

Другие специалисты  по маркетингу считают, что туристским фирмам следует позиционировать себя сразу по нескольким отличительным особенностям. Однако по мере того, как увеличивается число провозглашаемых предприятием отличительных особенностей, оно рискует потерять доверие потребителей.[13, 83]

Известны четыре основные ошибки, связанные с позиционированием  продукта:

  • поверхностное позиционирование — отсутствие какой-либо четко обозначенной позиции;
  • однобокое позиционирование — создание у потребителей слишком узкого представления о фирме и предлагаемых ею продуктах;
  • неблаговидное позиционирование — попытка создать у потребителей преувеличенное представление о фирме и ее продуктах;
  • неоднозначное позиционирование — создание у потребителей запутанного представления о фирме и ее продуктах.

Для того чтобы выбранная  позиция работала, она должна стать  достоянием потребителей. Поэтому после  того, как позиция выбрана, следует  довести позицию до сведения потребителей. Все усилия предприятия в рамках комплекса маркетинга должны быть направлены на реализацию стратегии позиционирования. Например, если фирма решила превзойти конкурентов по уровню обслуживания, необходимо составить программы обучения персонала, мотивировать сотрудников, а также осуществлять рекламу, подтверждающую превосходство такого обслуживания.[14,35]

1.2 Турпродукт в курортно – оздоровительном туризме

 

Необходимость в перемещениях и путешествиях, поездка или передвижение пешком по каким-либо местам, странам (обычно для ознакомления и отдыха) возникла у наших предков из глубокой древности. Причем термин «путешествие» можно трактовать буквально, т.к. «ознакомление» с новыми территориями было жизненно необходимо.

Туризм - это индустрия, включающая в себя множество видов  деятельности. Все сегменты индустрии туризма взаимосвязаны и зависят друг от друга. Например, успех горнолыжного курорта зависит от доставки лыжников на склоны, уровня размещения, питания и других услуг, предлагаемых туристам во время отдыха на курорте. Небольшие предприятия, соединенные с горнолыжными курортами, действуют как независимые предприятия, но на самом деле они зависят друг от друга. Эта зависимость требует совместных усилий, однако, их бизнес конкурирует и борется за потребительский рынок, что затрудняет взаимодействие. На государственном уровне в настоящее время проблемами туризма занимается госкомитет по физкультуре и туризму.[14, 48]

Безусловно, все виды туристической деятельности очень  интересны и по-своему привлекательны, но хотелось бы остановиться на оздоровительном  туризме, т.к. это не только забота о своем здоровье методом медицинского вмешательства и вмешательства природных факторов (минеральные воды, всевозможные лечебно-оздоровительные источники и т.д.), но и занимательный и довольно познавательный отдых.

Оздоровительный туризм - путешествия в какую-либо местность с благоприятными для здоровья природно-климатическими условиями с целью лечения и отдыха.[15,46]

Как сказал известный  климатолог А. К. Шенк: «Море с его  безбрежным горизонтом, неизбежно ласкающим  взор, меняющимся колоритом все возможных переливов и оттенков и искрящиеся под лучами солнца, постоянно движущиеся массой водного пространства при мягком климате с его равномерной температурой, высоким барометрическим движением, большой влажностью с наличием постоянных бризов соединяет в себе те климатические лечебные факторы, которые составляют основную базу приморской береговой климатотерапии»[16,38]. В этих словах – объяснения того феномена, почему миллионы людей мечтают об отдыхе и лечении в тихом, экологически чистом месте, около моря.

Оздоровительный туризм – туризм, путешествия, поездки, походы в какой-либо местности с благоприятными для здоровья природно-климатическими условиями и пребывание там с целью отдыха.

Курортно-оздоровительный  туризм имеет ряд отличительных  черт:

  1. Пребывание на курорте должно быть не менее 21 дня, иначе лечение окажется не эффективным;
  2. Лечение а курортах довольно дорого, следовательно оно рассчитано в основном на богатых клиентов или на больных, за которыми оплачивает государство или предприятия;
  3. На курорт едут в основном люди старшего возраста, которые делают свой выбор между курортами, специализированными на лечении конкретных заболеваний, и курортами смешанного типа, которые способствуют общему восстановлению сил.

Информация о работе Турпродукт в курортно-оздоровительном туризме