Туристический потенциал Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 15:55, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является оценка современного состояния и тенденций развития курортно-рекреационной отрасли.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
 исследование мест и значений определенных территорий в туристической системе Украины;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. УСЛУГИ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА…………...……………………5 1.1. Общие понятия о рекреации и туризме………………………..……….…….5
1.2. Специфика услуг рекреации и туризма и их классификация……………...10
1.3. Место услуг рекреации и туризма в национальной экономике…………...15
РАЗДЕЛ 2. ТУРИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ В СИСТЕМЕ РЕКРЕАЦИИ УКРАИНЫ………………………………………………………………………….20
2.1. Нормативно-правовая база и рыночное покрытие комплекса туристических услуг Украины………………………………………………...……………………20
2.2. Проблемы и пути их решения в сфере услуг рекреации и туризма Украины……………………………………………………………………………..28
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНКОВ………………………………...36
Приложение А

Работа состоит из  1 файл

Переделанная №2 курсовая Радюк.doc

— 236.00 Кб (Скачать документ)

 

1.2 Специфика услуг рекреации и туризма и их классификация

 

Услуги рекреации и туризма  это специфические услуги, предоставляющие потребителям комплексное обслуживание, связанное с организацией путешествий, совершаемых для отдыха, лечения и в познавательных целях. Комплексный характер услуг рекреации и туризма проявляется в том, что потребитель получает взаимосвязанные услуги различного профиля (по организации тура, оформлению документов, транспорта, гостиничного хозяйства, предприятий питания и торговли предметами туристского обихода, сувенирами и т. д.). Специфика услуг рекреации и туризма проявляется в их многообразии и неоднородности. Для услуг туризма характерна высокая взаимозаменяемость другими услугами рекреационного отдыха [14, c. 87].

Туристические услуги могут предоставляться по месту жительства либо работы потребителей в виде рекламы, информации турбюро; в процессе путешествий (транспортные услуги, услуги гидов, переводчиков, агентов по оформлению документов и т. д.); на месте пребывания (услуги, связанные с жильем, питанием, организацией отдыха, лечения, развлечений, торгового, бытового и прочего обслуживания) [13, c. 65].

Классификация видов туризма по цели поездки создает преимущество в определении направления развития региона, создании инфраструктуры услуг в зависимости от тех интересов, с которыми туристы посещают или будут посещать его [10, c. 105].

По цели поездки выделяют следующие виды туризма: рекреационный туризм (отдых и лечение); экскурсионный туризм (путешествие для знакомства с природными, историческими, культурными достопримечательностями); научный туризм (путешествие для знакомства с достижениями науки, промышленности, сельского хозяйства, участие в конгрессах, конференциях и т. д.); деловой туризм (поездки для проведения деловых мероприятий); этнический туризм (поездки для свидания с родственниками) (рис. 1.2).

 

 

Рис. 1.2. Виды туризма по цели поездки

 

Главная цель рекреационного туризма – отдых, что делает его наиболее массовой формой. Поездки иностранных туристов в Испанию, Болгарию, Кипр и др. страны преследуют, прежде всего именно эту цель. Характерна большая продолжительность всей поездки, небольшое количество городов, входящих в маршрут, и соответственно, большая продолжительность пребывания в одном городе. Другая особенность – широкое использование авиационного транспорта и в том числе чартерных перевозок. При поездках на отдых весьма высок спрос на размещение в двухместных гостиничных номерах [10, c. 109].

Экскурсионный туризм. Для экскурсионного туризма, как и для рекреационного, характерны поездки как на индивидуальной, так и на групповой основе. Этот вид туризма включает поездки с познавательными целями. При анализе возможностей дальнейшего его развития необходимо выделить по каждой стране категории населения, интересующиеся познавательными поездками вообще и в данный регион, а также специализирующиеся на таком виде туризма туристские фирмы. Познавательные поездки могут сочетаться с отдыхом, лечением, а также предшествовать ему [31, c. 251].

Научный туризм. Данный вид туризма, включающий поездки с целью участия в различных конференциях, симпозиумах и совещаниях, занимает все большее место в современном внутреннем и международном туризме. Конгрессный туризм дает высокий показатель по доходам от одного посетителя. Поэтому многие страны организуют у себя такого рода международные встречи. Создаются мощные конгрессные центры, располагающие комфортабельными гостиницами, с залами для             заседаний [27, c. 148].

Деловой туризм. Поездки с деловыми целями рассматриваются как одна из важнейших составных частей современного международного обмена. Более того, этот вид поездок считается одним из самых перспективных, так как он базируется на объективной закономерности дальнейшего международного разделения труда [28, c. 79].

Этнический туризм связан с посещением родственников или мест рождения родителей, занимает важное место в международном туризме. Но за последние годы происходят определенные структурные изменения. Так, если несколько лет назад преобладали поездки для посещения родственников или места рождения, то вследствие смены поколений ослабляются прямые родственные связи и поездки осуществляются для знакомства с родиной предков. В результате повышается спрос на размещение в гостиницах, а не у родственников, значительно меняются требования и к программе пребывания. Разновидностью этнического туризма является приграничный                     обмен  [35, c. 115].

Развитие туризма сопряжено с появлением различных не только новых видов  туризма, но и форм. В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы, которые побудили человека отправиться в      поездку (Таблица 1.3).

Таблица 1.3

Формы туризма

Признак

Форма

В зависимости от его организации (органи-зационной формы)

Паушальный тур – это стандартизированный, предварительно организованный комплекс туристских услуг; индивидуальный тур отличается тем, что турист организует и осуществляет его самостоятельно

В зависимости от происхождения турис-тов

Внутренний; международный

В зависимости от длительности  пребы-вания

Продолжительные поездки; непродолжительные поездки:

- транзитные поездки;

- однодневные поездки;

- кратковременный туризм (1-3 дня)

В зависимости от возраста путешеству-ющих

Дети, путешествующие со своими родителями; молодежь (туристы в возрасте 15-24 года); относительно молодые экономически активные люди в возрасте 25-44 года; экономически активные люди среднего (45-64 года) возраста (путешествуют,  как правило, без детей); пенсионеры (65 лет и старше)

В зависимости от транспортных средств

Авиатуризм; автобусный; железнодорожный; автомобильный; морской

В зависимости от времени года

Сезон; межсезонье

 

Характерная черта туризма – его сезонность, связанная, прежде всего с наличием свободного времени, отпусков основной массы потенциальных посетителей, а также зависимость от климатических условий. Показатели сезонности оказывают важное влияние на степень загрузки материально технической базы туризма и использовании персонала. Тем самым сезонность во многом определяет общую экономическую эффективность                   туризма [22, c. 135].

Большинство туристских экспертов рассматривают сезонность как один из важнейших резервов повышения экономической эффективности иностранного и внутреннего туризма. Разрыв в показателях I и IV кварталов по сравнению со II и III кварталами очень велик: на летние месяцы в странах с развитым туризмом приходится более 2/3 нагрузки [8, с. 56].

Большое значение при анализе рынков туристских услуг имеют направления географических потоков (Таблица 1.4).

Таблица 1.4

Направление географических потоков

I направление

II направление

Изучение транспортных связей, выделение регионов, имеющих в своем составе крупные города, которые являются основными поставщиками туристов, выезжающих за границу.

Выявление сложившейся географии поездок из данной страны по основным видам туризма с разделением межрегиональных и внутрирегиональных потоков.

 

Туристов привлекает ландшафт, чистый воздух, незагрязненная вода в водоемах, просторные пляжи, обилие лесонасаждений – все это относится к туристским ресурсам [24, c. 67].

Особенность природных ресурсов – они не восстанавливаются по мере потребления. Высококачественная окружающая среды – это основа для туризма, поэтому необходимо регулировать потребление ресурсов окружающей среды и обеспечить ее сохранность. Развитие туризма должно осуществляться в рамках специально разработанного государственного плана туристского благоустройства. В этом случае туризм может стать не только очень важным фактором сохранения окружающей среды, но и средством ее улучшения и воссоздания.

Главная особенность рекреации и туризма в том, что при хорошем развитии и финансировании государством данной сферы деятельности можно получать достаточно высокий доход, как это делают в странах с хорошо развитой туристической базой [34, c. 159].

 

1.3 Место услуг рекреации и туризма в национальной экономики

 

На смену индустриальной эпохе, в которой основной ценностью было материальное благополучие, приходит постиндустриальная эпоха, где главной целью являются впечатления и ощущения. Немаловажными факторами, влияющими на развитие туризма стали развитие транспорта, связи, растущей мобильности, урбанизация, сокращение рабочего времени, рост общественного богатства [15, c. 93].

Материальную основу туризма образует сложный комплекс различных отраслей, подотраслей и видов деятельности, которые непосредственно удовлетворяют различные потребности туристов или создают необходимые для этого условия. Некоторая часть этих предприятий специализируется на производстве товаров и услуг, предназначенных исключительно для потребления туристов. Однако большинство из них удовлетворяют еще и потребности местного населения, а также косвенно способствуют росту туристского потребления [33, c. 139].

Если понимать материальную основу предпринимательства в области туризма подобным образом, то она шире, чем индустрия туризма, включающая в себя только те предприятия и организации, которые ориентированы на данный вид деятельности. В отечественной и зарубежной литературе термин ,,индустрия туризма” используется для обозначения ,,чисто туристских предприятий” (гостиничное и ресторанное хозяйство, туристские фирмы, предприятия по производству и реализации товаров туристского спроса и т. д.). Для определения всей совокупности предприятий, прямо или косвенно удовлетворяющих туристские потребности, можно применять более широкий термин ,,туристский сектор экономики” он включает в себя следующее:

     предприятия гостиничного хозяйства, пассажирского транспорта (кроме городского), туристские фирмы, банковские структуры по обмену валюты, предприятия, специализирующиеся на производстве и продаже туристских товаров;

     предприятия питания, коммунального хозяйства, бытового обслуживания, городского транспорта, связи, службы проката, рекламно-информационные агентства, культурно-зрелищные учреждения;

     предприятия сельского хозяйства, пищевой и некоторых других отраслей промышленности, производящие товары туристского назначения, различные организации, занимающиеся проектированием, строительством и модернизацией туристских объектов;

     предприятии по производству оборудования для гостиничного и ресторанного хозяйства, учебные заведения по подготовке кадров [32, c. 126].

Для удовлетворения разнообразных потребностей туристов необходимы товары и услуги большого числа не связанных между собой технологически предприятий и производств, одни из которых обслуживают преимущественно туристов, другие – как туристов, так и местное население, а третьи обеспечивают функционирование и первых, и вторых.

Отраслевой состав туристского сектора объединяет индустрию туризма, индустрию досуга, отрасли инфраструктуры, необходимые для приема и обслуживания туристов, производственные отрасли, участвующие в создании объектов индустрии туризма и выпускающие товары туристского              спроса [16, c. 276].

Индустрия туризма  это неотъемлемая составная часть экономики всех развитых стран. Наряду с удовлетворением рекреационных потребностей населения и обеспечением притока в страну иностранной валюты от обслуживания иностранных посетителей, она способствует хозяйственному освоению менее развитых районов, вовлекает в хозяйственный оборот неиспользованных другими отраслями природные ресурсы, влияет на развитие инфраструктуры и способствует занятости местного населения. С другими отраслями экономики ее объединяют многочисленные экономические связи в форме поставок товаров, оказания услуг, владения акциями и т. д. [37, c. 156].

Реализация туристического бизнеса в условиях рынка может быть осуществлена при наличии четырёх основных составляющих:   капитала, технологии, кадров, рекреационных ресурсов (рис. 1.5).

 

 

Рис. 1.5. Схема реализации туристического бизнеса

 

Это означает, что, недостаточно имея капитал, приобрести кадры, технологию и заниматься туризмом. Для этого необходимо выбрать место, где имеются рекреационные ресурсы, а если такого места нет, то создать его. Это одна из специфических особенностей туристического бизнеса в условиях рынка. Так как четвёртая составляющая – рекреационные ресурсы – является наиболее дешёвой, то в целом это определяет высокую рентабельность туристического бизнеса. Если туризм связан с созданием туристического ресурса, то себестоимость туристического продукта резко возрастает [19, c. 213].

В индустрии туризма развитых стран наблюдается усиление концентрации и централизации производства и капитала. Крупные гостиничные объединения и туристские фирмы расширяют масштабы деятельности, укрепляя положение на мировом рынке туризма за счет создания собственных или приобретения существующих транспортных компаний, строительных фирм, предприятий по производству гостиничного и ресторанного оборудования. Одновременно возникает и обратный процесс: в туристический бизнес вкладывают свои капиталы торговые, транспортные компании, крупные промышленные концерны, банки, что благоприятствует дальнейшему развитию индустрии туризма. Посредством хозяйственно-финансовых связей с другими отраслями индустрия туризма становится органичной частью национальной экономики многих стран [21, c. 13].

Информация о работе Туристический потенциал Украины