Потенциал Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 14:12, лекция

Описание

Сенсационная информация была на днях озвучена на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины, на котором рассматривалось состояние научно–технологической сферы и меры по обеспечению инновационного развития Украины. Оказывается, каждая третья новая технология в мире — это воплощенная идея, разработка или открытие украинцев (!).
КАКИМ образом наша страна пока еще не растеряла свой интеллектуальный потенциал, речь на заседании не шла. Главное внимание его участники сосредоточили на решении проблем, касающихся инновационного развития страны на ближайшую и отдаленную перспективу.

Работа состоит из  1 файл

Презентация Инновационный потенциал Украины.doc

— 215.00 Кб (Скачать документ)

Главная / НОВОСТИ ВЛАСТИ / КАК СБЕРЕЧЬ  ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УКРАИНЫ? http://rg.kiev.ua/page5/article1142/

 

28.04.2006 , № 62 от 28 апреля 2006 г.

 

Сенсационная информация была на днях озвучена на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины, на котором рассматривалось состояние научно–технологической сферы  и меры по обеспечению инновационного развития Украины. Оказывается, каждая третья новая технология в мире — это воплощенная идея, разработка или открытие украинцев (!).

 

КАКИМ образом наша страна пока еще не растеряла свой интеллектуальный потенциал, речь на заседании не шла. Главное внимание его участники сосредоточили на решении проблем, касающихся инновационного развития страны на ближайшую и отдаленную перспективу.

 

Необходимо отметить, что заседанию СНБОУ предшествовал чрезвычайно тщательный анализ состояния дел в контексте тенденций развития глобальной экономики. Вывод, в общем, не в нашу пользу. Как отмечалось на заседании, в развитых странах до 90 процентов прироста валового продукта обеспечивается за счет внедрения новых технологий. У нас доля высокотехнологической продукции в структуре ВВП 1998 года составляла 3,1 процента, а в 2004-м снизилась уже до 0,7 процента.

 

По данным Института экономики  и прогнозирования, структурные изменения, которые происходили в последнее десятилетие, повлекли к серьезному технологическому отставанию. В частности, в минувшем году только 771 предприятие внедряло инновации, что составляет только 7,9 процента от общего количества, хотя в предыдущие годы это выглядело так: 2004 г. — 958 (10 процентов), 2003 г. — 1120 (11,5 процента). В соответствии с рейтингом индекса роста конкурентоспособности (ИРК), который уже в течение 25 лет исследует Всемирный экономический форум, мы занимаем в рейтинге инноваций 39-е место.

 

В то же время необходимо отметить, что впервые в истории Украины  приоритетным направлением государственной  политики в научно-технологической  сфере определено развитие национальной инновационной системы. Как отмечают специалисты, наша страна начинает серьезную игру на рынке высоких технологий по новым, собственным правилам. А СНБОУ стал своего рода инновационной “кузницей”, где готовятся проекты законодательных актов, реализация которых в жизнь может благоприятным образом сказаться на всей инновационной политике в ближайшем будущем. Эта работа ведется в напряженном ритме. Так, только месяц отведен на то, чтобы рассмотреть вопрос относительно разработки законопроектов о внесении изменений в Закон Украины “О научной и научно-технической деятельности” и Бюджетный кодекс Украины относительно образования Национального научного фонда Украины для расширения грантовой поддержки научных исследований, а также о венчурном финансировании инновационной деятельности и венчурных фондах. Через три месяца должны быть представлены на рассмотрение Верховной Рады законопроекты о внесении изменений в законы Украины “О приоритетных направлениях развития науки и техники”, “О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине”, “Об инновационной деятельности”. Последний, например, будет определять вопрос финансовой поддержки, льготного режима реализации проектов, условий предоставления продукту, продукции, предприятию статуса инновационного, то есть речь идет о поддержке государством инновационной деятельности. Эти предложения непременно должны быть учтены в госбюджете следующего года, а также в соответствующих бюджетных программах.

 

В этой связи необходимо заметить, что в 2005 году на финансирование Общегосударственной  комплексной программы развития высоких наукоемких технологий из госбюджета было выделено лишь 2 млн грн, на 2006 год вместо 141,7 млн грн предусмотрено всего 4 млн грн. И это при том, что только для продолжения начатых в 2005 году и отобранных конкурсным комитетом проектов на 2006 год необходимо 25 млн грн. Вот что сказал по этому поводу секретарь СНБОУ Анатолий Кинах: “Для того  чтобы быть уверенными в будущем, нужно сочетать конкурентную способность экономики и высокую мораль”. Именно по принципу “конкурентоспособность экономики + высокая мораль” закладывает сегодня СНБОУ основы будущего благосостояния и безопасности государства.

 

До 1 июля Кабмину нужно утвердить  Концепцию развития национальной инновационной  системы, а совместно с Нацбанком  в месячный срок проработать механизмы  долгосрочного кредитования научно-исследовательских работ и инновационной деятельности, в частности, путем удешевления долгосрочных кредитов коммерческих банков для реализации инновационных проектов и финансирования производства высокотехнологической продукции. Предусматривается даже финансировать периодические издания научной и инновационной тематики.

 

На очереди также вопрос относительно определения Государственного агентства  Украины по инвестициям и инновациям специально уполномоченным центральным  органом исполнительной власти в сфере научной, научно-технической, инновационной деятельности. Нуждается в неотложном решении проблема формирования госзаказа на подготовку специалистов по менеджменту инновационной деятельности и т.п.

 

Все, что запланировано сделать, можно рассматривать как комплекс подготовительных мероприятий для разработки Гос­программы развития инновационной инфраструктуры, которую, кстати, намечено утвердить уже до 1 января 2007 года. Главным “продуктом” всей программы должны стать  пилотные проекты “Украинская Силиконовая долина” и “Город высоких технологий”. В связи с этим напомним, что в первом разделе президентского плана действий “Десять шагов навстречу людям” сказано: “Содействовать развитию высокотехнологических отраслей — для выхода Украины на международные рынки труда”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Силиконовая  долина» в Украине.

Существует  проект создания в Украине своей  Силиконовой долины. Она должна будет  строиться под Киевом. По словам замголовы КГГА Кромаренко, уже более 20 зарубежных венчурных инвесторов согласились вкладывать деньги в наших специалистов. По проекту, Силиконовую долину должны возвести под Ирпенем или Фастовом. Это будет целый город в котором сосредоточатся офисы компаний которые работают в среде технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29 Марта 2012, www.segodnya.ua

В Украине создадут «силиконовую долину»  с университетом и парками

BIONIC HILL будет расположен в черте Киева в 7 км от станции метро «Академгородок».

 

В столице проходит первый Киевский инвестиционный форум, организованный Киевской городской администрацией, фондом «Эффективное управление» и изданием Financial Times.

 

На форуме был подписан Меморандум о создании инновационного парка  BIONIC HILL. Это украинская «силиконовая долина» - центр развития новых технологий. В «BIONIC HILL», по словам зама главы КГГА Руслана Крамаренко, будут размещаться компании, работающие в сфере высоких технологий, а также бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, отделения банков и другие организации.

 

По словам Крамаренко, BIONIC HILL будет находиться в черте города, на улице Пономарева, 1-А, в 2,5 км от ул Кольцевая, в 7,5 км от станции метро «Академгородок». До недавно модернизированного аэропорта «Жуляны» - 20 км.

 

В «BIONIC HILL» планируется строительство 225 тысяч кв метров бизнес-центров.

 

Как заявил вице-президент проекта «Инновационный парк BIONIC HILL» Виктор Гласюк, уникальность проекта в том, что он предоставит людям возможность не только работать, но и жить, отдыхать и учиться на территории парка. Здесь, кроме бизнес-центров, будут расположены научный центр с университетом, высокотехнологическая производственная зона, жилые дома, отели, школы, детские садики, торгово-развлекательные центры и зоны отдыха – парки и озера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Будет ли в Украине "Силиконовая  долина"?

Людмила СИДОРЕНКО

День №181, 9 октября 2012

Группа украинских ученых осуществила  разработку на тему "Реализация стратегии  инновационного развития на основе новейших алгоритмов управления". О содержании и актуальности этой научной работы рассказал один из членов авторского коллектива, член-корреспондент Национальной академии наук Украины, заслуженный экономист Украины, заместитель директора Института экономики и прогнозирования Национальной академии наук Украины Анатолий Даниленко.

 

Анатолий Даниленко: "Система  государственной поддержки инновационных процессов по-прежнему настроена на обеспечение потребностей "командно-административной" организации управления ведомственного типа"

 

Инновационная составляющая плана  жизни страны на будущие восемь лет  хромает на обе ноги. Об этом говорится  в выводах анализа проекта Стратегии развития Украины на 2010-2020 годы. В частности, там отмечено, что "существующая система формирования и особенно реализации программ является крайне неэффективной". Необходимо усовершенствовать программно-целевой механизм реализации задач в инновационной сфере. В частности, речь идет о потребности полного обеспечения программ и проектов кадровыми, финансовыми ресурсами, а также отработке механизмов их выполнения.

 

 Группа украинских ученых  осуществила разработку на тему "Реализация стратегии инновационного развития на основе новейших алгоритмов управления". Эта работа представлена Национальным авиационным университетом на получение Государственной премии Украины в области науки и техники 2012 года. Кроме сотрудников НАУ, в разработке приняли участие научные работники Национальной академии наук Украины, Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, Национального университета "Киево-Могилянская академия" и Полтавского национального педагогического университета имени В.Г. Короленко.

 

 О содержании и актуальности  этой научной работы рассказал  в интервью "Дню" один из  членов авторского коллектива, член-корреспондент  Национальной академии наук Украины,  заслуженный экономист Украины,  заместитель директора Института  экономики и прогнозирования Национальной академии наук Украины Анатолий Даниленко.

 

- Вы являетесь одним из разработчиков  "Реализации стратегии инновационного  развития на основе новейших  алгоритмов управления". Из самого  названия следует, что Стратегия  уже существует, оставалось только определиться с механизмом ее воплощения.

 

- Действительно, в Украине разработаны  многие нормативные документы  по стратегии инновационного  развития. Но во многих случаях  окончательная редакция положений  относительно этих механизмов была сформулирована таким образом, чтобы сохранить действующую устарелую систему управления, а некоторые прогрессивные нормы, например из Закона "Об инновационной деятельности", так никогда и не были введены, поэтому существенно изменить сформированные негативные тенденции в экономике пока не удалось.

 

 Причина кроется именно в  отсутствии конкретных механизмов  в этой сфере и, в первую  очередь, привлечения организационного  ресурса как составляющей радикальных  инноваций, с соответствующими  алгоритмами принятия и реализации управленческих решений, адекватных требованиям внутренней и внешней среды. Поэтому разработка и внедрение новейших эффективных алгоритмов реализации стратегий инновационного развития остается очень актуальной.

 

 Мы предлагаем собственный взгляд на ее реализацию на базе сугубо научного, системного и математического подходов к управлению инновационными процессами.

 

- Как осуществляется управление  инновациями сейчас? И в чем  новизна ваших разработок?

 

- Эффективность реализации утвержденной стратегии инновационного развития в Украине, как вы уже сами отмечаете, является крайне низкой, в результате мы все более отстаем от других государств в разнообразных рейтингах конкурентоспособности. Система государственной поддержки инновационных процессов остается настроенной на обеспечение потребностей "командно-административной" линейной организации управления ведомственного типа. Однако сегодня наибольший эффект дает матричная система управления, которая стимулирует процессы самоорганизации инновационных фирм или субъектов комплексных инновационных проектов разного уровня. Впервые нами был выполнен авторский анализ технологической укладности и структурной динамики украинской промышленности, который показал, что государственная инновационная политика должна стимулировать развитие отраслей 5-го и 6-ого технологических укладов. На основании результатов этого анализа мы предложили новый математический аппарат, который позволяет вырабатывать управленческие решения, направленные на минимизацию сроков реализации инновационных проектов в условиях ограниченности разных ресурсов и с учетом текущего экономического положения страны.

 

- Что означают 5-й и 6-й технологические  уклады?

 

- Ключевыми факторами, то есть  базовыми инновациями всех технологических  укладов, выступают: для первого уклада, который формировался в 1790 - 1850 гг., - это механизация труда в ткачестве и технологии выплавки чугуна; для второго (1841 - 1895 гг.) - угледобыча и паровой двигатель; для третьего (1896 - 1945 гг.) - металлургия, дизельный двигатель, электроэнергетика, машиностроение; для четвертого (1946 - 1980 гг.) - энергия (нефть вместе с продуктами органической химии), аэрокосмические технологии, атомная энергетика; для пятого (1981 - 2020 гг.) - микроэлектроника, информационные и телекоммуникационные технологии; для шестого (после 2020) - нанотехнологии, биотехнологии, "зеленые" технологии. Нужно учесть факт, что ныне продолжительность технологических укладов сократилась во времени и человечество стоит на пороге шестого технологического уклада.

 

 Шумпетерианская теория экономического  развития - это теория эволюционного  развития экономики. И термин "эволюция" в данном случае  означает не медленность и  постепенность изменений, как  это иногда трактуется, а коренное  изменение существующего порядка вещей, прыжок в новое качество (инновацию), которое преимущественно является непредсказуемым. Иллюстрацией здесь может быть известный алогизм Шумпетера: "Сколько нужно совершенствовать производство карет, чтобы появился автомобиль?". Ясно, что невозможно было спрогнозировать появление парового двигателя, постоянно модернизируя гужевой транспорт. Поэтому важно сосредоточение внимания именно на решающей роли фактора эволюционного скачкообразного или так называемого квантового развития экономики на базе инноваций - то есть важна динамика экономического роста не просто традиционных производств, а принципиально новых отраслей, которые образуются на базе технологических инноваций.

 

Новизна наших разработок отражается в предложенной модели функционирования инновационных систем с учетом национальных особенностей экономического развития государства, концепции построения финансовой политики страны, модели оптимального планирования инновационных процессов, новейших алгоритмов управления полным циклом проектно-инновационной деятельности, усовершенствованной технологией управления инновационно-инвестиционными проектами и т.д. Мы разработали квантовую модель инновационного развития и структурно-полевую модель национальной инновационной системы. В ней учтены влияния глобализационных процессов на инновационное развитие общества. Есть основания утверждать, что отдельные научные результаты наших исследований не имеют аналогов в мире.

Информация о работе Потенциал Украины