Туристический потенциал Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 15:55, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является оценка современного состояния и тенденций развития курортно-рекреационной отрасли.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
 исследование мест и значений определенных территорий в туристической системе Украины;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. УСЛУГИ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА…………...……………………5 1.1. Общие понятия о рекреации и туризме………………………..……….…….5
1.2. Специфика услуг рекреации и туризма и их классификация……………...10
1.3. Место услуг рекреации и туризма в национальной экономике…………...15
РАЗДЕЛ 2. ТУРИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ В СИСТЕМЕ РЕКРЕАЦИИ УКРАИНЫ………………………………………………………………………….20
2.1. Нормативно-правовая база и рыночное покрытие комплекса туристических услуг Украины………………………………………………...……………………20
2.2. Проблемы и пути их решения в сфере услуг рекреации и туризма Украины……………………………………………………………………………..28
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНКОВ………………………………...36
Приложение А

Работа состоит из  1 файл

Переделанная №2 курсовая Радюк.doc

— 236.00 Кб (Скачать документ)

Гостиницам устанавливаются такие категории: ,,пять звезд”, ,,четыре звезды”, ,,три звезды”, ,,две звезды” и ,,одна звезда”.

Другим объектам, которые предназначаются для предоставления услуг по временному размещению (проживанию), в том числе мотелям, пансионатам, домам отдыха, туристическим базам, кемпингам, категория устанавливается за уровнем обслуживания в них (первый, второй, третий, четвертый и соответственно пятый уровни).

Установление категории гостиницам и другим объектам, которые предназначаются для предоставления услуг по временному размещению   (далее – гостиницы), осуществляет уполномоченный орган по установлению категорий гостиницам.

Функции уполномоченного органа из установления категорий гостиницам выполняет МКТ, которое:

     образует комиссию по установлению категорий гостиницам, в состав которой входят представители МКТ, Госпотребстандарта, других заинтересованных центральных органов исполнительной власти, органов, по вопросам сертификации и по согласию представители общественных организаций и которая принимает решение о присвоении категории гостиницы по результатам рассмотрения документов о результатах его оценивания;

     разрабатывает и утверждает форму свидетельства об установлении категории гостиницы;

     принимает участие в подготовке и аттестации аудиторов по сертификации услуг по временному размещению;

      ведет реестр свидетельств об установлении категорий гостиницам.

Владелец или уполномоченное им лицо (далее – заявитель) направляет заявление об установлении соответствующей категории гостиницы органу по сертификации, на территории которого размещена гостиница.

Орган по сертификации рассматривает заявление и организует проведение работ по установлению соответствующей категории гостиницы. В случае наличия позитивных результатов проведения обязательной сертификации услуг по временному размещению (проживанию) орган по сертификации образует комиссию по вопросам оценивания гостиницы и назначает ее председателя [6, c. 44].

В состав комиссии по вопросам оценивания могут привлекаться высококвалифицированные специалисты гостиничного хозяйства и туризма, не более как три аудитора по сертификации, представители МКТ, других центральных органов исполнительной власти, управлений (отделов), по вопросам туризма и курортов Министерства курортов и туризма Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций (при согласии их руководителей) [6, c. 47].

Состав комиссии утверждается руководителем органа по сертификации.

Для проведения отмеченных работ заявитель обязан создать благоприятные для работы комиссии по вопросам оценивания гостиницы условия, в том числе беспрепятственный доступ к помещениям, где предоставляются услуги, и необходимых документов.

Орган из сертификации посылает документы о результатах оценивания гостиницы и предложения относительно установления ему соответствующей категории комиссии по установлению категорий гостиницам, которая в течение 14 дней рассматривает их и принимает решение большинством голосов.

В случае принятия решения о невозможности присвоения категории, на которую претендует заявитель, по согласованию с владельцем гостиницы или уполномоченному им органом может быть установлено низшую категорию, если гостиница отвечает ее требованиям.

Комиссия по установлению категорий гостиницам оформляет и выдает заявителю свидетельство об установлении гостиницы соответствующей категории [6, c. 48].

Свидетельство выдается не более как на три года или при наличии в гостинице системы управления качеством не более как на пять лет.

Комиссия по установлению категории гостиницам посылает органу по сертификации ведомости об установлении гостиницы соответствующей категории.

Информация о категории гостиницы отмечается на фасаде гостиницы рядом с его названием.

Заявитель информирует органы по сертификации об изменениях условий предоставления услуг, которые могут повлиять на результаты оценивания гостиницы, подтвержденные при установлении категории. Изменение установленной категории или повторное установление категории гостиницы осуществляется в соответствии с требованиями этого порядка.

Стоимость проведения работ из оценивания гостиницы отмечается в договоре, который заключается между заявителем и органом по сертификации.

Органы по сертификации и комиссия по установлению категорий обеспечивают соблюдение конфиденциальности информации, которая составляет коммерческую тайну [4, c. 14].

 

2.2 Проблемы и пути их решения в сфере услуг рекреации и туризма

 

В Украине доля доходов от туризма в валовом национальном продукте не превышает одного процента. Несмотря на очевидную экономическую целесообразность и острую социальную потребность в развитии рекреационного комплекса, на сегодняшний день в Украине нет полного кадастра земель курортного, рекреационного и природоохранного назначения и не скорректированы показатели потребностей резервных территорий для развития курортов, рекреации и туризма даже на ближайшую            перспективу [30, c. 98].

Среди объективных причин, которые обусловили спад развития курортно-рекреационных и природоохранных территорий, следует назвать следующие: снижение потребностей населения Украины в курортно и туристско-рекреационных услугах с 20 до 8% (из-за падения общего жизненного уровня, образования частного сектора дачных поселков и садоводческих товариществ); реструктуризацию сети курортных и туристско-рекреационных организаций, уменьшение их количества; стагнацию курортного и туристско-рекреационного строительства, дефицит инвестиций, отсутствие льгот в налогообложении данного вида услуг, аренды земли, использования энергоресурсов (что широко практикуется в ряде стран – Турции, Тунисе и даже – в Казахстане); использование части существующего фонда не по назначению (офисы, малые предприятия) в связи с низким уровнем комфорта в некоторых организациях, убыточность их эксплуатации, невозможность конкурировать на туристическом рынке [25, c. 298].

Существенным фактором для Украины является потеря курортно-рекреационных и природно-заповедных земель в связи с их радиоактивным загрязнением вследствие Чернобыльской катастрофы (изъято из данного вида использования 1,4 млн. га), что требует дополнительного резервирования подобных территорий в экологически чистых районах [31, c. 88].

Однако оценка потенциала рекреационного фонда и курортно-лечебных ресурсов дает объективные основания рассчитывать, что ситуация, которая сложилась в отрасли, является временной, а Украина имеет перспективу оживления туризма, и в первую очередь, из-за границы; наращивания курортно-рекреационных и природоохранных территорий с особым статусом (для обеспечения воспроизводства генофонда растительного и животного мира, сохранения разнообразия природных комплексов, охраны уникальных бальнеологических ресурсов), которые должны составлять около 20% земельного фонда государства.

Основным в планировании перспективного расширения территорий ландшафтно-природных ресурсов должно стать определение их ценности и приоритетов в формировании дальнейшей инвестиционной политики. С этой точки зрения необходимо, прежде всего, зарезервировать территории уникальных бальнеологических, грязевых и пляжных приморских ресурсов, а также территории будущего природно-заповедного фонда [29, c. 51].

Для решения всех этих проблем необходимо в первую очередь определить научно обоснованные приоритеты резервирования, функционального использования и охраны курортно-рекреационных территорий с учетом региональных особенностей. Для успешного решения проблем охраны земель, наряду с осуществлением конкретных мероприятий, большое значение имеет их комплексная, стоимостная оценка как природного ресурса. Денежная оценка земли как комплексного ресурса природы побуждает к необходимости повышения уровня обоснованности решений, которые принимаются относительно целевого использования земель при формировании системы регионального развития, учета их экологической и социально-экономической роли при определении стратегии хозяйственного использования конкретных территорий [33, c. 69].

Денежная оценка земли является ключевым вопросом построения экономического рыночного механизма эффективного землепользования на основе превращения ее в производственный капитал, который действует вместе с другими капиталами в рыночной среде. С переходом украинской экономики на рыночные принципы и условия хозяйствования в ее рекреационном комплексе произошли коренные изменения. До начала процесса экономического реформирования состояние рекреационной отрасли характеризовалось дефицитом на услуги отрасли [29, c. 142].

Широкий спрос был обусловлен, прежде всего, низкой ценой путевок на санаторно-курортное лечение, поскольку основная часть расходов оплачивалась профсоюзами за счет средств социального страхования или иных источников. С другой стороны, доступность цен на путевки обеспечивалась тем, что развитие материально-технической базы рекреационных, оздоровительных и туристских учреждений осуществлялось за счет собственников этих учреждений либо за счет средств государственного бюджета. Это значит, что финансирование этого процесса не перекладывалось на плечи конкретных потребителей услуг – отдыхающих [30, c. 53].

Планирование и управление деятельностью этих учреждений полностью регламентировалось их собственниками, а также координировалось на местном уровне. Рыночные условия единственным критерием деятельности хозяйствующих субъектов предопределили получение прибыли.

Экономический кризис, сопровождавшийся падением производства, снижением рентабельности и ростом убыточности большинства промышленных предприятий, на балансе которых находились санаторно-курортные учреждения, привел к тому, что предприятия оказались не в состоянии в дальнейшем финансировать текущие расходы, а, тем более, развивать их материальную базу. Чтобы окупить производственные затраты, рассчитаться с государством по налогам, обеспечить безубыточность и поддержать в соответствующем состоянии свою материально-техническую базу, предприятия курортно-туристского комплекса были вынуждены поднять цены на путевки [23, c. 117].

Однако этот шаг натолкнулся на резкое снижение уровня доходов основной части населения страны, его платежеспособного спроса на услуги отрасли. В сочетании с резким сокращением поддержки рекреационной сферы государством и почти полным исчезновением социального туризма и детских учреждений отдыха это привело к тому, что санатории, дома и базы отдыха страны лишились основного контингента отдыхающих [20, c. 215].

К сожалению, действовавшие ранее и разрушенные административные механизмы не были своевременно заменены новыми, адекватными формирующимися рыночными условиями, что и привело к кризисному состоянию курортно-туристского комплекса. Его предприятия продолжают испытывать трудности, обусловленные необоснованностью практики налогообложения, при которой они, являясь по существу лечебными учреждениями, платят налоги на общих основаниях. Необоснованно завышены коммунальные платежи, удельный вес которых в стоимости путевок    достигает 50%.

Для курортов государственного уровня особенно острыми являются вопросы взаимоотношений с государственным бюджетом, объемов и системы централизованного финансирования, других форм и методов государственной поддержки. Таким образом, для адаптации к меняющимся рыночным условиям хозяйствования конкретным предприятиям рекреационной сферы недостаточно ограничиваться лишь составлением собственной программы развития. Рыночная модель экономики потребовала разработки принципиально новых подходов к формированию организационно-экономического механизма развития курортно-туристского комплекса [15, c. 98].

Данный процесс весьма сложен и нуждается в серьезной перестройке экономических и социальных отношений в этом комплексе. Обостряется необходимость разработки и усовершенствования механизмов государственного регулирования и финансовой поддержки рекреационной отрасли. Более пристального внимания и глубокого анализа требуют происходящие здесь процессы приватизации и акционирования, которые осуществляются не всегда в соответствии с существующей правовой и нормативной базой. Отсутствует реальный механизм привлечения инвестиций в объекты курортно-туристского комплекса, сохраняются экстенсивные, малоэффективные методы использования рекреационных ресурсов [25, c. 54].

Вместе с тем, отечественный туристский бизнес к рыночным условиям адаптировался, и довольно быстро. К сожалению, эта адаптация пошла обходным, весьма неэффективным для государства путем. В короткое время образовалось множество частных фирм, которые стали удовлетворять потребности украинских граждан в туризме, прежде всего – в заграничном.

Необычайно возрос выездной туризм, который, с экономической точки зрения, равноценен вывозу капитала из страны. И хотя сейчас нереально утверждать, что Украина будет получать от туризма доходы, сопоставимые с доходами от этой сферы экономики, например, средиземноморских стран, тем не менее, нельзя не признать, что возможности развития туризма в Украине огромны и рекреационные ресурсы в значительной степени не       используются [39, c. 15].

Выводы и перспективы дальнейшего развития. Согласно прогнозным расчетам на базе использования ресурсного потенциала земель курортов и рекреации, который составляет 9,1 млн. га, Украина имеет возможность предоставить почти всему населению страны необходимый полноценный отдых, а также здесь имеются большие возможности для развития международного туризма. Специальных разработок требует организация полного кадастра земель курортного, рекреационного и природоохранного назначения и коррекция показателей потребностей резервных территорий для развития курортов, рекреации и туризма на перспективу [35, c. 127].

Информация о работе Туристический потенциал Украины