Финансово-кредитная система республики Беларусь и ее воздействие на туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 15:16, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является изучение влияние финансово-кредитной системы на развитие туризма в республике Беларусь.

Задачи курсовой работы:
Изучить экономическую сущность финансово-кредитной системы;
Проанализировать влияние финансово-кредитной системы на деятельность туристского предприятия;
Разработать пути совершенствования финансово-кредитной системы и её влияния на туристский потенциал.

Содержание

содержание 3
Введение 4
1. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА – ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 6
1.1 Сущность и значение финансовой системы в регулировании экономики, направления ее развития 6
1.2. Финансово-кредитная система Республики Беларусь 11
2. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 16
2.1. Измерение экономического воздействия туризма 16
2.2. Воздействие на национальный бюджет и международную торговлю 20
2.3. Воздействие на платежный баланс 24
3. Пути совершенствования финансово-кредитной системы и её влияния на туристский потенциал 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа состоит из  1 файл

Kyrsovaja.doc

— 266.00 Кб (Скачать документ)

     Оценка  экономического воздействия туризма  основана на расходах туристов. Здесь очень важно рассматривать разные аспекты экономики, которые испытывают на себе воздействие расходов туристов.

     Расчет  экономического воздействия расходов туристов производится с помощью мультипликатора.

     Так как местные предприятия зависят  от других предприятий-снабженцев, любые  сдвиги расходов туристов в туристской местности приведут к изменениям на производственном уровне экономики, дохода, занятости, обменного курса. Мультипликатор туризма – это отношение изменений одного из ключевых экономических показателей, скажем, производства (занятости, дохода) к изменению расходов туристов. Определение мультипликатора базируется на кейсианском анализе[7, c. 177].

     Существует  некий коэффициент, на который должны умножаться расходы туристов. Для оценки общего изменения производства им является мультипликатор производства. Для оценки изменений общего дохода используется другой коэффициент, на который также должны умножаться расходы туристов.

     Расходы в первую очередь идут на туристские предприятия, непосредственно обслуживающие туристов. Далее эти деньги тратят фирмы. Часть денег уходит из экономического оборота на оплату импорта товаров и напитков, которые туристы потребляют на месте пребывания, или на оплату услуг, предлагаемых туристскими предприятиями, находящимися за пределами данной местности. Деньги, потраченные туристами на эти виды продуктов и услуг, в дальнейшем не играют роли в генерировании экономической деятельности. Поэтому количество денег, активно циркулирующих в местной экономике, сокращается на эту сумму. Оставшиеся деньги используются на покупку местных товаров и услуг, оплату труда, покрытие налогов и разных поборов. В каждом цикле расходования некоторая часть денег оседает у местных жителей в виде доходов (заработная плата, прибыль и т.д.). Определенная часть этих денег накапливается и прекращает свой оборот в экономике. Доход, который не накапливается, тратится на импорт и уходит в виде налогов в бюджет государства. Таким образом, доходы сокращаются и в каждом цикле происходит утечка капитала из системы. Доходы расходуются в большем объеме в результате дальнейшего генерирования экономической деятельности за счет расходов туристов.

     Однако  надо отличать мультипликатор от акселератора. Первый – это отношение новых инвестиций к увеличению производства и доходов, а второй – отношение дополнительного потребления к росту производства и доходов.

     Математически мультипликатор выражается формулой:

              (1) 

     где МРС – предельная склонность к потреблению;

     1 – МРС – предельная склонность  к накоплению.

     Для оценки воздействия расходов туристов на доход, занятость и импорт разработаны разные модели расчета мультипликатора. Одну из таких моделей разработали Арчер и Оуен в 1971 г.:

              (2)

     где j – категория туристов,j = 1,..., N;

     i – вид предприятия, i = 1,..., n;

     QJ – доля расходов, производимых  туристами j-го типа, в общих  расходах;

     К ij – доля расходов, производимых туристами j-гo типа через бизнес i-го вида;

     Vi – прямые и косвенные доходы, генерируемые единицей расходов, совершаемых бизнесом i-гo вида;

     Xi – доля расходов местных жителей,  совершаемых в бизнесе I-го  вида, в общих потребительских  расходах;

     Zi–  – доля от Xi, которая относится  к изучаемой зоне.

     При оценке значения мультипликатора важно  не только выбрать методику, но и  определить вид мультипликатора. Каждый вид выполняет свои специфические  функции.

     Мультипликатор  продаж: измеряет дополнительные обороты бизнеса в результате увеличения расходов туристов.

     Мультипликатор  производства: измеряет объем дополнительного производства в экономике за счет увеличения расходов туристов.

     Принципиальное  различие между этими двумя видами заключается в том, что в мультипликаторе  производства не все купли-продажи связаны с текущим производством. Например, некоторые продажи совершаются из складских запасов, когда часть произведенной продукции складируется, а не продается[9, с. 54].

     Оценка  мультипликатора с помощью еще  одного подхода (затраты – выпуск) в отличие от предыдущих моделей, базирующихся на принципе частичного равновесия, основывается на принципе общего равновесия. Согласно этому принципу экономика туристской местности представляется в матричной форме с помощью таблицы, аналогичной таблице национальных счетов. Изменения затрат, обусловленных расходами туристов, определяются по формуле:

              (3)

     где Р– затраты;

     В – матрица коэффициентов затрат, В = m x п;

     I – матрица идентичности (в элементарной  алгебре I = 1);

     К – матрица, в которой величины по диагонали отражают уровень конкурентного импорта, связанного с каждым сектором экономики, которая при обращении к матрице А сокращает компонент внутреннего выпуска на требуемое количество;

     А – матрица межотраслевых сделок в экономике;

     Т–  расходы туристов.

     Этот  метод можно применять также  для определения изменений занятости в зависимости от увеличения расходов туристов. Тогда модель примет вид:

              (4) 

     где L – занятость;

     Е – матрица коэффициентов занятости, Е = m x п.

     Мультипликатор доходов измеряет дополнительные доходы (заработная плата, арендная плата, проценты от ссуд и прибыли), образующиеся в экономике в результате увеличения расходов туристов.

     Мультипликатор  занятости характеризует количество рабочих мест, созданных за счет дополнительных расходов туристов.

     Туризм  – это многопродуктивная индустрия, непосредственно связанная с  большим числом секторов экономики, и, следовательно, для расчета мультипликатора требуется большая база данных.

     Существующие  модели расчетов мультипликатора международного туризма имеют недостатки, которые преодолеваются на практике.

     Ограничение, связанное с неэластичностью  предложения, может стать сдерживающим фактором при предложении необходимого количества и качества товаров и услуг при увеличении расходов туристов. Как уже отмечалось выше, если излишний спрос не удовлетворяется местным производством, то дополнительные расходы туристов создают инфляцию и недостающие продукты и услуги импортируются. Поэтому размер мультипликатора сокращается[8, с.87].

     Многие  виды мультипликатора по своей природе  статичны и негибки. Для устранения этих ограничений могут быть построены  динамические модели. Ограниченность модели заключается в том, что производственная функция и функция потребления линейны и характер внутрисекторных расходов стабилен, отсюда и предположение, что дополнительные расходы туристов оказывают такое же воздействие на экономику, как и равное количество предыдущих расходов. Следовательно, когда увеличивается производство, предполагается, что товары будут покупаться в таких же пропорциях, что и раньше, без учета уровня будущих сбережений. Статичность мультипликатора также не учитывает продолжительность времени мультипликативного воздействия на экономику.

     Значения  мультипликатора различны в зависимости от характера местной экономики и меры взаимосвязанности разных ее секторов. Для разработки политики и планирования мультипликатор дохода, например, является наиболее ценным, так как он обеспечивает информацией о национальном доходе прежде, чем произведены продукция или оборот.

     В результате проведенных ВТО расчетов мультипликатора продаж в туризме  и доходов от него получены следующие  значения мультипликатора продаж: для  Доминиканской Республики – 1,2, Бермудских островов – 1,1, восточного Карибского бассейна -1,07, Антигуа – 0,88, Багамских островов – 0,78, Каймановых островов – 0,65 и т.д.

     Подробный анализ мультипликаторов производится с целью анализа эффективности инвестиций государственных или частных секторов в туристские проекты на национальных и региональных уровнях, проверки относительных величин воздействия различных видов туризма и воздействия туризма по сравнению с другими секторами экономики.

 
     2.2. Воздействие на  национальный бюджет и международную торговлю

     Расходы в туристской инфраструктуре отражают огромное бремя, которое несет государственный бюджет. Давление на бюджет особенно высоко в развивающихся странах вследствие сокращения в последнее время запасов природных ресурсов. Главная проблема развивающихся стран состоит в задержке по времени затрат из собственного бюджета на развитие инфраструктуры и увеличении поступлений от туристского сектора, а решение этой проблемы перекладывается на государственное или частное финансирование из зарубежных источников. Последние становятся дорогими из-за большого процента по займу и повышения курса иностранной валюты.

     Из-за сильной зависимости от иностранных  финансов в Республике Беларусь иногда пытаются применять краткосрочные  меры для увеличения поступлений от международного туризма, такие, как обложение налогами и запрещение товаров и услуг, импортируемых специально для туристского сектора; применение специальных налогов для международных туристов, например налогов в аэропортах или налогов, связанных с продолжительностью пребывания в стране. Эти меры могут увеличить резервы иностранной валюты на короткий промежуток времени, но для продолжительного периода в основном неэффективны. Они оказывают негативное воздействие на конкурентоспособность страны и ее туристский имидж за рубежом [10, с. 62].

     Кроме того, страна может генерировать дополнительный доход от туристов через фискальную систему, не разрушая собственную индустрию туризма. Это достигается прямым и косвенным налогообложением доходов от туристов. В таких условиях воздействие международного туризма на государственный бюджет, особенно для развивающихся стран, зависит от экономической и финансовой ситуации в данной стране. Основная сложность состоит в точном прогнозировании необходимых расходов для развития инфраструктуры и возможностей страны в получении иностранных займов.

     Обмен услугами международного туризма между  Республикой Беларусь и другими  странами, так же как и обмен товарами, является частью международной торговли и оказывает значительное влияние на экспорт и импорт страны. Оказание первой медицинской помощи туристу в стране пребывания является экспортом для принимающей страны, а питание, которое туристы получают за рубежом, считается импортом для страны отправления этих туристов[3, с. 36].

     Международный туризм является также активным генератором международных торговых потоков товаров и услуг других сфер экономики. Многие страны удовлетворяют запросы иностранных гостей с помощью импортных продуктов и услуг, а развитие туристской инфраструктуры в стране тоже может стимулировать импорт различных строительных материалов, сырья, технологий. В свою очередь, для продвижения туристского продукта за границу могут экспортироваться рекламные товары, одежда, журналы и т.д.

     Согласно  данным ВТО доля импорта, связанного с туризмом, в общем импорте стран относительно велика в странах Карибского бассейна и составляет более 50% на Багамских островах и Антигуа, но в крупных странах эта доля импорта значительно меньше, например, в Мексике она достигает 5%, кроме того, она неоднородна по разным видам товаров и услуг.

     Доля  поступлений от международного туризма  составляет 9% всех поступлений мирового экспорта (табл. 1). Поступления от туризма в разных странах распределяются, так же как и поступления от экспорта товаров. Высокая концентрация наблюдается в странах североамериканского и европейского регионов, а доля развивающихся стран, так же как и доля экспорта других видов услуг, очень мала, почти в 2 раза меньше доли экспорта товаров, несмотря на то, что многие страны живут за счет этих поступлений. 

Таблица 1. Значимость туризма для торговли страны в 2000-2007 гг.

Показатели Республика  Беларусь В мире
2000 2005 2006 2007 2000 2005 2006 2007
ВНП, млн  долл. 1 584 2 745 2 829 2 872 10 219 19 294 20 899 21 582
Общий экспорт,млн долл. 403 699 779 827 1864 3013 3013 3482
Экспорт услуг, млн долл. 87 155 170 176 745 1331 1598 1694
Международные туристские поступления, млн долл. 26 55 64 63 102 211 255 261
Международные пассажирские поступления, млн долл. 4 6 8 7 18 40 48 54
Общемировые туристские поступления, млн долл. 30 61 72 70 120 251 303 315
Доля  от общемировых туристских поступлений, %от ВНП: 1,9 2,2 2,5 2,4 1,2 1,3 1,4 1,5
 от  общего экспорта  7,4 8,7 9,2 8,5 6,4 8,3 8,9 9,0
 от  экспорта услуг  34,5 39,4 42,4 39,8 16,1 18,9 19,0 18,6

Информация о работе Финансово-кредитная система республики Беларусь и ее воздействие на туризм