Теоретические основы организации транспортных перевозок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 14:25, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Рыночные отношения предъявляют к транспорту жесткие требования по ускорению времени доставки грузов и пассажиров при минимизации затрат на транспортировку. Между производителем груза и его потребителем создается сложная система транспортных взаимоотношений, которая должна обеспечить высокий уровень качества транспортного обслуживания грузовладельцев. Целью работы является определение оптимальных условий транспортных перевозок в организации. Задачами выпускной квалификационной работы является:
1. Изучить основы системы транспортных перевозок. 2. Проанализировать систему транспортных перевозок в ООО «ТРАКТ». 3. Предложить оптимальные условия транспортных перевозок.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................................3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗОК………………………………………………………………………… 8
1.1. Понятие транспорта, его экономическая сущность………………..………… 8
1.2. Транспортная логистика. Эксплуатационные качества подвижного состава автомобильного транспорта………………….…………………………………… 15
1.3. Выбор способа транспортного обеспечения……………..……………………31
Глава2.СИСТЕМА ТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗОКВ ООО «ТРАКТ»……... 41
2.1. Организационно-правовая структура ООО «ТРАКТ»…………………….….41
2.2. Анализ системы транспортных перевозок в ООО «ТРАКТ»………………..51
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗОК
В ООО « ТРАКТ» ………………………………………………………………… .57
1. Меры по ликвидации простоев грузового транспорта…………………………57
2. Лизинг в качестве капиталосберегающей формы инвестирования……………………………………………………..……………69
3.3.Организационные мероприятия по оптимизации транспортных
перевозок…………………………………………………………..………………….. 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .........................................................................................................................................79
Список использованных источников и литературы ........................................... ….84
Приложение ……………………………………………………..………………. 88

Работа состоит из  1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 123.46 Кб (Скачать документ)

Транспорт должен обладать рядом необходимых свойств  и удовлетворять определённым требованиям  в целях создания инновационных  систем сбора и распределения грузов. Прежде всего, транспорт должен быть достаточно гибким, чтобы обеспечивать перевозочный процесс, подвергающийся еженедельной или даже ежедневной корректировке, гарантировать частую и круглосуточную доставку грузов в разбросанные и отдалённые пункты, надёжно обслуживать клиентуру с целью избежания остановки работы предприятий или дефицита у заказчика. Одновременно транспорт должен обладать способностью перевозить небольшие партии грузов через короткие интервалы времени, в соответствии с имеющимися запросами пользователя и условиями мелкосерийного производства.

Функции транспорта:

1. Перемещение  груза. Каждый груз должен быть  доставлен до места дальнейшей  переработки или потребления.  Перемещение груза по логистической  цепи позволяет преобразовывать добываемое сырьё в готовую продукцию, а затем доставить её конечному покупателю. Одновременно с физическим перемещением должна увеличиваться и потребительская стоимость груза, иначе такое перемещение будет экономически не целесообразным. Кроме финансового есть ещё один аспект перемещения –временной. К нему относятся невозможность использовать запасы в процессе их перевозки, порча, риски пропажи/потери груза и т. д.;

2. Хранение груза.  В процессе перевозки происходит  также и хранение груза, т.е. груз через непродолжительное время должен будет ехать дальше. В этом случае транспортные средства возможно использовать также для непосредственного хранения в целях устранения дорогостоящих погрузочно-разгрузочных работ.2

По назначению выделяют две основные группы транспорта:

1. Транспорт  общего пользования – отрасль  народного хозяйства, которая  удовлетворяет потребности всех  отраслей народного хозяйства  и населения в перевозках грузов  и пассажиров. Транспорт общего  пользования обслуживает сферу  обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль - основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.

2. Транспорт  не общего пользования – внутрипроизводственный  транспорт, а также транспортные  средства всех видов, принадлежащие  нетранспортным организациям.

Частями транспортной сети являются железные дороги, морские  и судоходные речные пути, автомобильные  дороги, трубопроводы для нефти и  газа, сеть воздушных линий. Помимо путей сообщения, транспорт располагает  и средствами для перемещения  продукции - автомобилями, локомотивами, вагонами, судами и другим подвижным  составом. К техническим устройствам  и сооружениям транспорта относят  станции, депо, мастерские, ремонтные  заводы, предприятия технического обслуживания и т.д.

Существуют следующие основные виды транспорта:

  • железнодорожный;
  • водный (морской и речной);
  • автомобильный;
  • воздушный;
  • трубопроводный.

Железнодорожный транспорт.

Преимущества:

1. Наличие железнодорожных  подъездных путей, связанных с  магистральными железными дорогами, у большинства крупных предприятий  и баз торговых организаций. Это расширяет возможности перевозок между корреспондирующими предприятиями, имеющими железнодорожные подъездные пути.

2. Регулярность перевозок  и устойчивые транспортные связи  между регионами независимо от  времени года и периода суток.

3. Высокая провозная и  пропускная способность железных  дорог, что даёт возможность  осуществления массовых перевозок  грузов.

4. Низкая энергоёмкость  и стоимость перевозок.

Недостатки:

1. Большие затраты  на сооружение путей.

2. Медленный  (250-500 км/сутки).

3. Недостаточная оперативность  сортировочных станций.

4. Перевозка  только в те районы, где есть  железнодорожные пути.

5. Длительные  простои и т.д.

Автомобильный транспорт.

Преимущества:

1. Большая маневренность  и подвижность.

2. Возможность  перевозки без перегрузки и промежуточного складирования.

3. Высокая скорость  доставки грузов. По скорости  движения автомобильный транспорт  уступает лишь воздушному.

4. Возможность  доставки малыми партиями в  соответствии с потребностями  грузополучателя.

Недостатки:

1.Сравнительно  высокая себестоимость, связанная с малой грузоподъёмностью единицы подвижного состава.

2. Относительно  высокая стоимость ремонта и  технического обслуживания автомобилей.

3. Значительная  экологическая нагрузка на окружающую  среду.

4. Зависимость  от состояния дорог и т.д.

Водный транспорт.

Преимущества:

1. Возможность  массовых межконтинентальных перевозок  грузов.

2. Морские пути  не требуют затрат на их  сооружение или поддержание в  эксплуатационном состоянии (кроме  каналов), поэтому капиталовложения  сравнительно невелики.

3. Практически  неограниченная пропускная способность  морских транспортных линий. Ограничение  пропускной способности происходит  главным образом по перерабатывающей  способности морских портов и  причальных линий, складских емкостей, механизмов для производства погрузочно-разгрузочных работ.

4. Сравнительно  малый расход топлива и энергии.  Морские пути горизонтальны и  не требуют дополнительных затрат  энергии для преодоления подъёмов. Малая энергоёмкость обеспечивает  низкую себестоимость перевозок  на значительные расстояния.

Недостатки:

1. Ограниченные  пропускные способности периодом  навигации;

2. Необходимость  для осуществления морских перевозок  сложного портового хозяйства,  что повышает их себестоимость  на коротких расстояниях;

3. Мерность глубин;

Трубопроводный транспорт.

Преимущества:

1. Возможны большие  объёмы перевозок;

2. Короткий срок  поставки;

3. Относительная  независимость расстояния от  стоимости перевозки.

Недостатки:

1. Перевозка  только жидких грузов.

2. Сложность перевозки  разнообразных грузов.

3. Только по трубопроводным  магистралям.

Воздушный транспорт.

Преимущества:

1. Высокая скорость  доставки и минимальное время  нахождения груза в пути, что  определяет использование самолётов  для доставки скоропортящихся,  а также ценных грузов и  почты.

2. Гибкость в организации  воздушных линий. В ряде районов  (Дальний Восток, Крайний Север,  горные массивы) воздушный транспорт  является единственным.

3. Возможность  большой беспосадочной дальности  полёта и т.д.

Недостатки:

1. Небольшая  провозная способность.

2. Высокая себестоимость  перевозок.

3. Зависимость  от погоды. 

 

1.2. Транспортная логистика. Эксплуатационные качества подвижного состава автомобильного транспорта

Логистика – наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.3

В логистике  транспорт играет значительную роль, связывая между собой отдельные  экономические районы, компании, предприятия  и фирмы.

Развитие транспортной логистики оказало существенное влияние на транспортную политику и структурные изменения в характере деятельности предприятий данной отрасли, которая в конце 1970-х годов превратилась в своего рода узкое место в экономике промышленно развитых стран. Её относительно низкая эффективность была обусловлена тем, что органы государственного регулирования чрезмерно жёстко регламентировали тарифы, расстояния транспортировки, номенклатуру провозимых грузов, направления капиталовложений и некоторые другие параметры деятельности транспортных компаний, а также проводили политику ограничения числа фирм в комплексе. В итоге конкурентная борьба была вялой, а действовавшие компании пользовались монопольным положением, что давало им возможность сдерживать объём и ассортимент услуг и компенсировать высокие издержки высокими тарифами.

Дерегулирование транспорта сняло все выше указанные  ограничения. Благодаря снижению уровня государственного регулирования транспорта, фирмы данной отрасли получили свободу предложений в предоставлении услуг, высвобождающих часть оборотных средств у клиентуры посредством определённой синхронизации работы транспорта и производственных подразделений фирм. В связи с этим ужесточаются требования к качеству поставок товаров, претерпевает изменение степень важности критериев при выборе видов транспорта, внедряя прогрессивные формы поставки грузов, учащаются поставки продукции мелкими партиями. Всё это приводит к изменению связей в логистической  цепи, сдвигам в структуре перевозок и, по сути дела, к новому взгляду на транспорт и пересмотру транспортной политики.4

Транспортная  логистика определяется как сфера  деятельности, охватывающая три области:

1. Процесс планирования, организации и осуществления рациональной и недорогой доставки (перевозки) грузов (товаров) от мест их производства и до мест их потребления.

2. Контроль за всеми транспортными и другими операциями, возникающими в пути следования грузов с использованием современных средств телекоммуникации, информатики и других информационных технологий.

3. Предоставление соответствующей информации грузовладельцам.

Предметом транспортной логистики является комплекс задач, связанных с организацией перемещения  грузов транспортом общего назначения.

Задачи транспортной логистики:

  • выбор вида транспортного средства;
  • выбор типа транспортного средства;
  • обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
  • совместное планирование транспортных процессов (на различных видах транспорта) в случае смешанных перевозок;
  • обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
  • определение рациональных маршрутов доставки;
  • создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей.

Транспортная  система- это комплекс различных видов транспорта, находящихся во взаимодействии  и взаимозависимости при выполнении перевозок. Элементами транспортной системы являются – груз, пункты сосредоточения груза, транспортная сеть, подвижной состав, погрузочно-разгрузочные средства.

Транспортный коридор  – это часть национальной или  международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные грузовые перевозки между отдельными географическими районами.

Основная цель транспортной логистики:

  • использование по максимуму грузоподъёмности подвижного состава и организация поставок без складов;
  • соответствие транспортной партии груза единицам заказа, отправки и складирования;
  • концентрация грузов на отдельных каналах распределения товаров;
  • доставка товара точно в срок на основе единого транспортно-производственного процесса.

Перевозка груза  во многом определяется эксплуатационными  качествами подвижного состава, в числе  которых важное значение имеют следующие:

  • приспособленность к погрузочно-разгрузочным работам;
  • плавность хода;
  • маневренность;
  • готовность к движению;
  • запас хода;
  • компактность;
  • проходимость;
  • грузовместимость.

Приспособленность к погрузочно-разгрузочным работам  определяется погрузочной высотой  кузова – расстоянием от земли  до пола кузова (для бортовых автомобилей) или для верхнего края бортов (для самосвалов). Кроме этого учитывается возможность погрузки и разгрузки с одной, двух, трех сторон и сверху; расположение, угол открывания и размеры дверей у фургона; наличие и характеристики подъемных грузоподъемных механизмов, которыми оборудован автомобиль. Все эти эксплуатационные качества подвижного состава определяют трудоемкость и длительность погрузочно-разгрузочных работ, а иногда и саму возможность их выполнения.

Плавность хода зависит от характеристик упругости  подвески автомобиля и во многом определяет сохранность перевозимого груза.

Маневренность оценивается минимальным радиусом поворота автомобиля, габаритным коридором  поворота между внутренним и наружным радиусами. Это эксплуатационное качество очень важно при доставке грузов в населенных пунктах, что характерно для перевозки торговых грузов в магазины, которые обычно располагаются в жилой застройке. Маневренность подвижного состава определяет конфигурацию подъездных путей и размеры площадок маневрирования в пунктах погрузки и разгрузки.

Готовность  к движению измеряется длительностью  подготовки автомобиля к выезду со стоянки и зависит от пусковых свойств двигателя.

Запас хода рассчитывается как отношение емкости топливного бака к расходу топлива на 100 км пробега и определяет возможность доставки груза без дополнительной дозаправки. Радиус действия автомобиля равен половине запаса хода.

Информация о работе Теоретические основы организации транспортных перевозок